Файл: Казаков А.П. Технология и организация перегрузочных работ учебник.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.04.2024

Просмотров: 237

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

раньше.

С этой

целью грейферные краны предварительно создают

в трюме

зону

работы для трюмных машин. После выгрузки пер­

вого слоя трюмные машины, работая на подготовленной площадке, подгребают груз, благодаря чему обеспечивается нормальная произво­ дительность береговых установок.

Ведутся работы по применению для зачистки судов от остатков на­ валочных грузов, не боящихся влияния воды, гидрозачистных стан­ ций. Плавучая зачистная станция (рис. 64) оборудуется на грузовом судне. В кормовом трюме судна монтируются дизель-генераторная установка, размывочный насос, насос эжектора. В трех других трюмах устанавливаются каскадные отстойники и резервуары оборотной воды, которая пропускается через фильтр грубой и тонкой очистки.

Рис. 64. Плавучая гидрозачистная станция

На палубе судна установлен поворотный кран, предназначенный для спуска в трюм гидромонитора на самоходной тележке и выгруз­ ки грейфером из отстойников груза. Установка используется для за­ чистки трюмов от остатков груза (0,5—1,5%). С бортов и настила груз смывается гидромонитором. Пульпа из трюма откачивается эжектор­ ной установкой и направляется в каскадный отстойник. Все операции по зачистке производятся без слива загрязненной воды за борт. Обо­ ротная вода используется для зачистки по замкнутому циклу.

Трудности комплексной механизации трюмных работ и нецелесо­ образность применения в отдельных пунктах сложных береговых пе­ регрузочных установок привели к созданию судов, оборудованных собственными средствами выгрузки (саморазгружающиеся суда) с про­ изводительностью 300-^1200 т/ч, а на морских — до 5000 — 6000 т/ч.

Преимущества саморазгружающихся судов — быстрая разгрузка, отсутствие берегового перегрузочного оборудования на причале, пол­ ная механизация трюмных работ, недостатки — более высокая стро­ ительная стоимость судна (на 18—30%), более сложная эксплуатация, меньшая универсальность.

Саморазгружающиеся суда наиболее экономичны на коротких про­ бегах, при односторонних грузопотоках, когда и обычные суда сле­ дуют в обратном направлении частично порожнем, при обслуживании многих мелких пунктов, которые не имеют перегрузочного оборудо­ вания и в которых это оборудование ставить нецелесообразно.

95


С увеличением дальности пробега эффективность саморазгружающихся судов снижается, так как уменьшается степень использования перегрузочного оборудования, установленного на них.

Наибольшее распространение для перевозки навалочных грузов получили суда бункерного типа с V-образным (рис. 65, а) и W-образ- ным (рис. 65, б) профилем сечения трюмов. В этих судах под бункера­ ми в трюме проходят ленточные конвейеры. Груз ссыпается из бунке­ ров через выпускные щели с лопастными выгружателями (питателями). В носовой, а иногда и в кормовой части судна груз с конвейера сбра­ сывается в поперечный лоток, откуда он забирается ковшовыми нак-

Рис. 65. Саморазгружающиеся суда с бункером:

а — V-образным; б — W-об- разным

лонными элеваторами, поднимается ими под углом 45° на палубу и сбрасывается в специальный небольшой перегрузочный бункер или воронку. Из бункера груз поступает на поворотно-подъемную конвей­ ерную стрелу, которая выбрасывает его на берег. Поворотная стрела может иметь выдвижную секцию или сбрасывающую тележку, позво­ ляющую разгружать груз в любой точке по длине стрелы. Вместо эле­ ваторов в речных судах иногда устанавливают наклонные конвейеры.

За рубежом имеются морские саморазгружающиеся суда, обору­ дованные судовыми грейферными перегружателями, которые передви­ гаются вдоль палубы судна. Груз на берег подается через бункер и судовой выдвижной конвейер.

Для механизации перегрузочных работ на открытых складах не­ большой емкости используют фронтальные краны, на открытых скла­ дах большой емкости применяют фронтальные машины с большим ра­ диусом действия (мостовые перегружатели и кабельные краны) или

96

устанавливают тыловые машины: краны, скреперы, бульдозеры, кон­ вейеры, роторные перегружатели.

При крановой системе механизации складов в тыловой части поме­ щается вторая линия портальных, гусеничных, пневмоколесных кра­ нов, а иногда мостовых и кабельных перегружателей.

Для транспортирования навалочных грузов в глубь портовой тер­ ритории и их штабелирования применяют ленточные конвейеры, рас­ положенные на эстакаде. Обычно их оборудуют сбрасывающими тележ­ ками с поперечными выкидными конвейерами, позволяющими уве­ личить ширину штабеля (рис. 66, а). Для значительного увеличения

ширины штабеля по обеим сторонам эстакады ставят катучие конвей­ ерные мосты, на которые груз сбрасывается с эстакадного конвейера

(рис. 66, б).

Высокие конвейерные эстакады — громоздкие и дорогие сооруже­ ния. Поэтому вместо них применяют катучие отвалообразователи, име­ ющие одну (рис. 67, а) или две (рис. 67, б) консольные конвейерные стрелы.

Для выдачи груза из штабелей применяют подземные ленточные конвейеры, на которые груз частично поступает самотеком, а частично подается бульдозерами, погрузчиками, кранами и т. п.

В последнее время для забора груза из штабелей начинают при­ менять роторные перегрузочные машины (рис. 68).

Грузы, портящиеся от атмосферных воздействий, хранят в закрытых складах. Наиболее удобны склады шатрового типа, кубатура которых используется наиболее полно и в которых отсутствует давление груза

4 А. П. Казаков

'

97


Рис. 67. Катучие отвалообразователи:

а — с одним отвалообразователем; б — с двумя отвалообразователями

на стенки (рис. 69). Груз в склад подается подвесным ленточным кон­ вейером 1, оборудованным сбрасывающей тележкой, выдается из него гравитационным способом через затворы 3 и подземные конвейеры 2, а при хранении влажных и слеживающихся грузов — при помощи ро­ торных экскаваторов и наземных конвейеров. Для выдачи груза со склада применяют также и другие машины — погрузчики и скребко­ вые передвижные конвейеры.

Для погрузки навалочных грузов в открытые вагоны используют грейферные краны или конвейеры, а также загрузочные бункеры. Крытые вагоны загружают через специальные бункеры, имеющие спускные лотки, направляемые в окна вагонов. Они бывают как ста­ ционарными, так и передвижными. Для выгрузки из открытых вагонов

навалочных грузов в речных портах широко применяют грейферные краны, но в этом случае около 5—10% груза нужно подгребать для захвата его грейфером и зачищать вагоны.

Более совершенный спо­ соб разгрузки открытых ва­ гонов — с помощью вагоноопрокидывателей, каждый из которых способен разгрузить 20—50 вагонов в час при об­

щем числе обслуживающего и подсобного персонала 3—5 человек. Применяют роторные, подъемно-боковые и башенные вагоноопрокидыватели. Роторные вагоноопрокидыватели более совершенны, чем башенные: их вес на 25%, а мощность двигателей на 60% меньше, производительность же больше. Однако они требуют значительного заглубления (до 14—15 м) для размещения приемных бункеров.

Башенными вагоноопрокидывателями груз выгружается в надзем­ ный бункер, а заглубление требуется лишь для размещения фунда­ ментов.

Подъемно-боковые вагоноопрокидыватели (рис. 70) имеют ротор со специальной опущенной вниз консолью—люлькой, на которую на­ езжает разгружаемый полувагон. При повороте ротора на 170—175° вагон не только опрокиды­ вается, но и поднимается вверх на высоту до 7 м. При­ менение таких вагоноопрокидывателей позволяет обойтись без глубоких бункеров и ограничиться устройством только надземных бункеров или неглубоких траншей.

Недостатки вагоноопрокидывателей — высокая стои­

мость сооружений, необходи­

 

мость увеличения числа же­

 

лезнодорожных путей, выте­

 

кание

смазки

из

букс

при

 

опрокидывании вагонов и не­

 

возможность

их использова­

 

ния при изменении направле­

 

ния грузопотока.

поступле­

 

При небольшом

 

нии для разгрузки

платформ

 

и полувагонов

применяют

 

различные разгрузчики,

наи­

Рис. 70. Подъемно-боковой вагоноопроки-

более

производительным

из

дыватель

4*

 

 

 

 

99


которых является разгрузчик С-492 (рис. 71). Для разгрузки вагон подается под портал разгрузчика, на груз опускаются два ковшовых элеватора, которые зачерпывают его и подают в приемную воронку разгрузчика, откуда он ссыпается на горизонтальный конвейер и сле­ дует далее на отвальный конвейер. Для разгрузки платформ, кроме того, используют скребовые конвейеры, тракторные разгрузчики с ковшом или сталкивателем и др.

Широко применяется самотечная разгрузка навалочных грузов из вагонов типа гондола и хоппер, а также из вагонов с опрокидыва­ ющимся кузовом (думпкаров).

Рис. 71. Разгрузчик вагонов С-492

 

 

Из полувагонов-гондол груз высыпается через семь

пар

ниж­

них люков, закрывание которых — трудоемкая операция;

для

меха­

низации ее применяют пневматические или гидравлические люкоподъемники.

После самотечной разгрузки в полувагоне (гондоле) остаток груза достигает 2—6 т. Зачистка вагона от отстатков грузов — весьма тру­ доемкий процесс. Хорошо зарекомендовавших себя способов для ме­ ханизации этих работ пока не существует.

Проводимые опыты показали, что наилучшие результаты дают ви­ браторы, сообщающие кузову вагона колебания. Один из таких вибра­ торов, смонтированный на раме, приведен на рис. 72. Вибратор уста­ навливают на кузов полувагона и включают одновременно с открытием люков гондолы, что дает возможность не только очистить вагон, но и на 45—60% сократить общее время его разгрузки. Выработка рабочих увеличивается в 3—4 раза. Имеются и другие конструкции вибраторов.

С помощью вибраторов не всегда удается удалить налипшие гру­ зы с пола и стенок вагона. В настоящее время ведутся работы по соз­ данию щеточных машин для зачистки полувагонов. Опытный образец такой машины изготовлен по проекту Ленинградского института инже­ неров железнодорожного транспорта (рис. 73). Машина состоит из самоходного портала, на котором на канатной подвеске подвешено зачистное устройство, состоящее из вертикальных проволочных щеток

100


101
Рис. 73. Щеточная машина для очи» стки полувагонов
8 и д Д
Механизаторы Днепропетровского порта создали машину для за­ чистки полувагонов (рис. 74), состоящую из самоходного портала, на котором смонтирован вращающийся и вертикально перемещающийся ковшовой элеватор. На конце рамы элеватора имеется двусторонний плужок и головка с двумя шнеками, скребковым питателем и вра­ щающейся щеткой, длина которой равна ширине вагона. Зачистка осуществляется при закрытых люках щеточным механизмом. Груз забирается из вагона и транспорти­ руется шнековым и скребковым питателями, ковшовым элевато­ ром и системой ленточных кон­ вейеров.
На базе этой машины Укргипроречтранс разработал машину, которая имеет, кроме зачистного устройства, еще грейферный меха­ низм для выгрузки.
В Пермском порту для зачистки полувагонов от остатков угля при­ меняют гидромеханизированную установку.Разгруженные полуваго­ ны подаются на специальный путь. Здесь открываются все люки полу-
для зачистки стенок и одной горизонтальной щетки для зачистки пола вагона. Зачистное устройство машины опускается к торцовой стен­ ке полувагона и движется с порталом вдоль вагона. Остатки груза вы­ брасываются через открытые люки.
Рис. 72. Вибратор для ускорения самотечной разгрузки по­ лувагонов

§ 21. Схемы комплексной механизации перегрузки навалочных грузов

Существует большое количество схем комплексной механизации перегрузки навалочных грузов. Ниже рассматриваются те, которые применяются или могут найти применение в речных портах.

При больших грузооборотах для перевалки навалочных грузов из вагонов в суда используют высокопроизводительные конвейерные схе-

_А-А

h

Рис. 76. Схема механизации погрузки навалочного груза конвейера­ ми в сочетании с вагоноопрокидывателем

мы механизации (рис. 76). Конвейерная схема включает роторный вагоноопрокидывать 2 с приемным бункером, систему ленточных конвей­ еров 3, 7,9,11, 13, 15, 17, 19 с пересыпными узлами 6, 8 10, 12, 16, 18,

обеспечивающих передачу груза с одного конвейера на другой; погру­ зочную машину 14 с выдвижным или телескопическим конвейером,

103