Файл: Казаков А.П. Технология и организация перегрузочных работ учебник.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.04.2024

Просмотров: 253

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Основной производственный процесс порта (пристани) — переме­ щение груза по тому или иному варианту работ. Наряду с основным производственным процессом выполняются вспомогательные про­ цессы, обеспечивающие необходимые условия для выполнения основ­ ного процесса (упаковка, взвешивание и т. п.).

Главная часть производственного процесса, обеспечивающая из­ менение формы, размеров, физических и химических свойств предме­ тов труда, называется технологическим процессом. В условиях порта предмет труда — груз, а технологический (перегрузочный) процесс состоит в изменении его положения в пространстве. Изменение место­ положения груза и является продуктом труда портовых рабочих.

Технологические и вспомогательные процессы могут быть расчле­ нены на отдельные операции, являющиеся основным объектом тех­ нического нормирования.

Операцией называется однородная часть производственного про­ цесса, выполняемая одним или несколькими исполнителями, осущест­ вляющими определенные действия над предметом труда на одном рабо­ чем месте при одном и том же оборудовании.

Под рабочим местом в перегрузочном процессе понимается опреде­ ленная зона (трюм судна, вагон, причал, склад и т. д.) с техническими средствами (перегрузочными машинами, захватными приспособления­ ми и т. п.), используемыми рабочими для выполнения данной операции. Причем отдельные перегрузочные машины (портальный кран и т. п.) могут обслуживать несколько рабочих мест и выполнять различные операции. Однако каждое звено рабочих занято производством только одной основной операции, за которой оно закреплено, т. е. соблюдает­ ся строгое разделение труда по основным операциям.

В зависимости от назначения операции делят на основные (техно­ логические) и вспомогательные. К технологическим операциям относят захват, перемещение и укладку груза, а к вспомогательным — откры­ тие и закрытие люков, сортировку, подсчет, перетаривание, марки­ ровку грузов и т. д.

На одном рабочем месте одновременно с основной операцией или в определенной последовательности с ней могут выполняться вспо,- могательные операции.

Технологические операции делят на начальные, промежуточные и конечные. Назначение начальной операции состоит в захвате груза захватным приспособлением, чему в ряде случаев предшествуют дей­ ствия, связанные с формированием пакета (подъема). Конечная опера­ ция завершает технологический процесс и обычно сводится к шта­ белированию груза. Промежуточные операции состоят из операций перемещения груза из начального в конечное положение и операций, обеспечивающих передачу груза с одной машины на другую. Наибо­ лее простой перегрузочный процесс включает три операции — началь­ ную, перемещения и конечную.

В зависимости от назначения и места выполнения механизирован­ ных погрузочно-разгрузочных работ в портах принята следующая классификация основных перегрузочных операций.

6 А. П . Казаков

161


С у д о в а я о п е р а ц и я выполняется в трюме или на палубе судна и включает застропку и отстропку пакета, загрузку и разгрузку захватных устройств, внутритрюмное перемещение и укладку груза в штабель. Она выполняется рабочими, которые могут использовать необходимые машины.

Ф р о н т а л ь н а я ( к о р д о н н а я ) операция заключается в перемещении груза в зоне действия фронтальной машины из судна на склад, причал, вагон, автомобиль или в обратном направлении. Выполняется эта операция фронтальными машинами с участием рабо­ чих — крановщика (оператора), сигнальщика, стропальщиков.

П е р е д а т о ч н а я о п е р а ц и я является промежуточной и состоит в переформировании пакета груза или передаче его с одной машины на другую.

Т р а н с п о р т н а я ( в н у т р и п о р т о в а я ) о п е р а ц и я включает перемещение груза по территории порта от причала до скла­

да или обратно.

о п е р а ц и я состоит в загрузке и разгрузке

С к л а д с к а я

грузозахватных устройств, перегрузочных машин, перемещении и укладке груза в штабель. Если транспортная и складская операции выполняются одной и той же машиной, то они объединяются в одну складскую операцию.

В а г о н н а я о п е р а ц и я — загрузка и разгрузка вагона.

А в т о м о б и л ь н а я о п е р а ц и я представляет собой за­ грузку и разгрузку грузового автомобиля.

Для детального исследования каждую операцию расчленяют на отдельные движения, действия, приемы и комплексы приемов.

Рабочим движением называется простейшее законченное действие рабочего с четко определенным началом и концом, поддающееся замеру. Например, вытянуть руки, зажать груз, нагнуться, повернуть ручку контроллера и т. п. Рационализация рабочих движений сводится к уменьшению их числа, замене утомительных движений более лег­ кими.

Действие представляет собой совокупность одинаковых движений, выполняемых рабочим без перерыва (несколько шагов, несколько поворотов рукоятки и т. п.).

Приемом называется однородная часть операции, состоящая из одного или нескольких действий рабочего или группы рабочих. Он имеет частное целевое назначение (снятие ящика со штабеля, переме­ щение его к захватному приспособлению, укладка ящика на поддон и т. д.). Количество, содержание, трудоемкость и продолжительность применяемых приемов показывают, как выполняется та или иная опе­ рация. Приемы могут быть ручными и механизированными.

При изучении перегрузочных работ с целью установления норма­ тивов времени отдельные приемы объединяют в технологически одно­ родные комплексы, называемые элементами операции. Каждый эле­ мент операции характеризуется соблюдением определенной последо­ вательности и непрерывности выполнения составляющих его приемов, и неизменностью состава исполнителей. Иногда элемент может вклю­ чать лишь один прием.

162


Так, например, перемещение контейнера из вагона в судно краном (фронтальная операция) включает следующие элементы: зацепка кон­ тейнера, подъем контейнера без совмещения с поворотом, поворот стре­ лы к судну с совмещением подъема (спуска), опускание контейнера без совмещения с поворотом, установка контейнера в трюме, отцепка контейнера, подъем порожнего захватного приспособления без совме­ щения с поворотом, поворот стрелы с совмещением подъема (спуска) захватного приспособления, опускание грузозахватного приспособле­ ния над вагоном для зацепки следующего контейнера. Вагонная опе­ рация в этом случае будет включать только три элемента: активное на­ блюдение при подаче порожнего захватного приспособления, зацепку контейнера и активное наблюдение при вынесении контейнера из ра­ бочей зоны.

Основными элементами, из различного сочетания которых образу­ ются разнообразные операции перегрузочного процесса, являются: формирование и расформирование подъема, зацепка и отцепка груза, зацепка-отцепка порожнего захватного устройства, движение машины с грузом и порожнем, активное наблюдение при подаче или вынесении (отвозке) груза и порожнего грузозахватного приспособления из ра­ бочей зоны.

Каждый из этих элементов состоит из ряда последовательно и не­ прерывно выполняемых приемов. Так, например, элемент «Расформи­ рование подъема» в трюме судна включает приемы: захват отдельного места груза, перемещение его к штабелю, укладка в штабель, возвра­ щение за последующим местом груза.

Продолжительность машинных элементов операций перегрузочного процесса (перемещение груза краном, автопогрузчиком и др.) опреде­ ляется расчетом в зависимости от длины пути и скорости перемещения, а продолжительность ручных, машинно-ручных и механизированных элементов (зацепка и отцепка, загрузка и разгрузка грузозахватных приспособлений и т. п.) — на основе нормативных данных, получен­ ных хронометражем.

Изучение перегрузочного процесса разделяют на два этапа:

а) предварительное, в процессе которого происходит общее зна­ комство с перегрузочным процессом и условиями работы;

б) натурное, при котором наблюдают за работой и измеряют затраты времени.

Расчленяя перегрузочный процесс на отдельные элементы и зная их нормативную продолжительность, полученную на основе изучения методов труда, проектируют рациональные перегрузочные процессы и рассчитывают технически обоснованные нормы.

§ 33. Классификация и методы изучения затрат рабочего времени

В рабочее время входит все время работы рабочего или группы ра­ бочих в течение смены, включая затраты времени как на саму работу, так и на перерывы и простои по различным причинам, исключая пере­ рыв на обед.

6 *

163


Для удобства изучения затрат рабочего времени его классифици­ руют по определенным категориям, причем рабочее время рабочих и машин классифицируют отдельно.

Рабочее время подразделяется на время работы и перерывов. Время работы включает время на подготовительно-заключительные работы, оперативное время и время на обслуживание рабочего места. Иногда затрачивается время на работы, не обусловленные производственным, заданием.

Подготовительным временем называется время, затрачиваемое на ознакомление с технологией перегрузочного процесса, расстановку рабочих, подготовку инвентаря и т. п.

Оперативное время состоит из основного, затрачиваемого непосред­ ственно на производство погрузочно-разгрузочных работ (выгрузка груза из судна и погрузка его в судно, загрузка грузозахватного устройства и т. д.), и вспомогательного, затрачиваемого на выполнение вспомогательных операций, необходимых для производства основных работ (затаривание, подсортировка, взвешивание, укрытие груза

ит. п.). Вспомогательное время относится к полезно затрачиваемому времени.

Время обслуживания рабочего места расходуется на создание нор­ мальных условий на рабочем месте — на передвижку машин, судна, вагонов, смену захватных приспособлений, техническое обслуживание машин и т. и. Эти операции могут выполняться с перерывами и без перерывов в перегрузочном процессе.

Время перерыва делится на три группы: перерывы на отдых; пе­ рерывы организационно-технического характера; перерывы, вызван­ ные нарушением трудовой дисциплины.

Время отдыха включает регламентированные перерывы на отдых

иестественные надобности. Затраты времени на отдых сверх регламен­ тированных норм относятся к непроизводительным простоям.

Заключительное время — время, затрачиваемое на уборку инвен­ таря, инструментов и приведение в порядок рабочего места после за­ вершения работы (смены).

Рабочее время делится на нормируемое и ненормируемое. К норми­ руемому времени относят все затраты рабочего времени, необходимые

для нормального выполнения перегрузочного процесса и входящие

всостав технической нормы времени.

Всостав нормируемого времени включают подготовительное, основ­ ное и вспомогательное время, время обслуживания рабочего места, вре­ мя регламентированного отдыха и заключительное время, а также перерывы, обусловленные технологией и организацией работ.

Кненормируемому времени относят потери рабочего времени, свя­ занные с недостатками в организации перегрузочных работ. Сюда вхо­

дят потери времени на непроизводительную работу (поиски инвентаря, приспособлений и т. п.), потери по техническим и организационным причинам, не зависящим от рабочего (отсутствие груза, транспортных средств, неисправность перегрузочной машины, отсутствие электро­ энергии, метеорологические причины и т. п.), и потери, зависящие от ра­ бочего и связанные с нарушением трудовой дисциплины и небреж-

164


ностью (опоздание на работу, досрочный уход, поломка машин, излиш­ ние затраты времени на выполнение отдельных операций и т. п.).

Время использования оборудования делится на время работы (вре­ мя движения с грузом и без груза) и на время перерывов в работе (в свя­ зи с отдыхом рабочих, установленной технологией и организацией ра­ боты — регламентируемые перерывы); вследствие нарушения хода технологического процесса и трудовой дисциплины (простой обо­ рудования).

Изучение затрат рабочего времени имеет важное значение для раз­ работки мероприятий по рациональному использованию рабочего вре­ мени и определения характера и причин возникновения простоев.

Затраты рабочего времени изучают при помощи хронометража и фо­ тографирования рабочего дня или рабочего процесса.

Хронометраж применяют при проверке действующих и разработке новых норм и для изучения и распространения передовых приемов работы.

С помощью хронометража определяют затраты времени на отдель­ ные кратковременные, циклически повторяющиеся элементы перегру­ зочного процесса, чтобы установить их нормальную продолжитель­ ность и выявить возможность рационализации выполнения и совмеще­ ния этих элементов для сокращения их продолжительности. При хро­ нометраже изучают затраты времени только на основные и вспомога­ тельные работы.

При проведении хронометража результаты замеров и наблюдений заносят в специальную карту, в которой записывают все данные о ра­ бочих, перегрузочных машинах, приспособлениях, роде груза, рабо­ чем месте и т. д., условия, в которых производятся перегрузочные ра­ боты. Перегрузочный процесс для проведения хронометража расчле­ няют на отдельные элементы и устанавливают фиксированные точки (внешние признаки), определяющие начало и конец каждого эле­ мента.

Применяется два способа замера хронометражных наблюдений — сплошной (непрерывный) и выборочный. При сплошном способе наблю­ дения ведутся непрерывно за всеми последовательно выполняемыми элементами процесса. В ходе наблюдения фиксируется по секундоме­ ру только конец каждого элемента, совпадающий с началом следующего элемента. При выборочном способе проводят необходимое число на­ блюдений за одним из элементов, затем берут второй элемент и т. д. Этот способ проще и точнее, но требует больше времени.

Число и точность замеров по каждому элементу зависят от продол­ жительности операции и длительности элементов, из которых состоит операция [15, 37]. При неизменных условиях работы и продолжитель­ ности операции 1—3 мин требуется 10—15 замеров, а точность замеров принимается до 1 сек и иногда доводится до 0,2 сек. Если продолжи­ тельность операции менее 30 сек, то число замеров увеличивают до

20 — 40.

При переменных условиях производства погрузочно-разгрузочных работ дают отдельные замеры при различных характерных условиях работы.

165