Файл: Казаков А.П. Технология и организация перегрузочных работ учебник.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.04.2024
Просмотров: 257
Скачиваний: 2
В результате проведенных замеров получают хронометражный ряд, который подвергают обработке. Замеры, резко отличающиеся от дру гих, исключают, о чем делают запись в примечании. При исключении из ряда более 15% замеров наблюдения следует выполнить снова.
Проверять правильность исключения резко выделяющегося замера из хронометражного ряда tx, tt, t%, ..., х, tn рекомендуется следующим образом [15]:
подсчитать среднюю арифметическую из оставшихся п значений ряда:
t l + * 2 + * 3 + • ■ • - $ |
- t n |
|
, Л о \ |
т.ср |
’ |
|
\^'д) |
и определить среднеквадратичное отклонение: |
|
|
|
(Tcy-h)2+ (ГСр - ^ ) 2 + |
• ■• + (ГСр - М |
2 |
(24) |
п — 1 |
|
|
|
|
|
|
|
Исключение из ряда замера будет правильным, если |
|
||
х — Тср> За, |
|
|
(25 |
где х — резко выделяющийся замер.
Далее проверяется устойчивость очищенного ряда по так называе
мому коэффициенту устойчивости Ку, |
который представляет собой от |
|||||||||
|
|
Т а б л и ц а 2 |
ношение замера |
tmax, максимального |
||||||
|
|
по длительности |
в |
ряду, |
к замеру |
|||||
|
|
Нормальное значение |
^min> |
минимальному |
по длительности |
|||||
|
|
в этом же ряду. |
|
|
|
|||||
Средняя |
коэффициента устой |
|
|
|
||||||
чивости при пере |
Величина |
коэффициента устойчи |
||||||||
продолжи |
грузочных работах |
|||||||||
тельность |
|
|
вости |
ряда |
не |
должна |
превышать |
|||
элемента, |
с |
механизи |
|
значений |
нормального коэффициента |
|||||
|
|
ручных |
||||||||
|
|
рованных |
устойчивости, приведенных в табл. 2. |
|||||||
|
|
|
|
В противном случае ряд считается не |
||||||
До 6 |
|
1,8 |
2,5 |
устойчивым и его использовать нельзя. |
||||||
6 -1 8 |
|
1,5 |
2,0 |
При |
устойчивом ряде нормальная |
|||||
Более 18 |
|
1,3 |
1,7 |
продолжительность |
элемента опреде |
|||||
личина. |
Эти средние |
величины |
ляется как среднеарифметическая ве |
|||||||
и будут |
нормативами времени, кото |
рые используют для расчета технически обоснованных норм.
Для оценки среднеарифметического значения (норматива) его срав нивают с истинным значением (математическим ожиданием) этой вели чины а, границы которой при определенном проценте надежности (ве роятности) определяют по выражению
(26)
Тср V « ;< G < T c p + V * ’
где t — параметр надежности, принимаемый по табл. 3;
п— количество наблюдений, из "которых получено среднеарифме тическое.
166
Т а б л и ц а 3
Количе |
Значение параметра при |
Количе |
Значение параметра при |
||||
ство |
|
надежности Р, |
% |
ство |
|
надежности Р, |
% |
наблюде |
|
|
|
наблюде |
|
|
|
ний п |
95 |
99 |
99,9 |
ний п |
95 |
99 |
99,9 |
|
|
||||||
5 |
2,78 |
4,60 |
8,61 |
13 |
2,18 |
3,06 |
4,32 |
6 |
2,57 |
4,03 |
6,86 |
14 |
2,16 |
3,01 |
4,22 |
7 |
2,45 |
3,71 |
5,96 |
15 |
2,15 |
2,98 |
4,14 |
8 |
2,37 |
3,50 |
5,41 |
16 |
2,13 |
2,95 |
4,07 |
9 |
2,31 |
3,36 |
5,04 |
17 |
2, 12 |
2,92 |
4,02 |
10 |
2,26 |
3,25 |
4,78 |
20 |
2,09 |
2,86 |
3,88 |
11 |
2,23 |
3,17 |
4,59 |
25 |
2,06 |
2,80 |
3,75 |
12 |
2,20 |
3,11 |
4,44 |
30 |
2,05 |
2,76 |
3,66 |
Так, |
если имеется ряд 21, 21, 22, 22 |
23, 24, 24, 25, |
25 с Гер *= 23 и ст = 1,6, то |
|
при |
Р «= 99%, t *= 3,36, п «= 9 значение продолжительности элемента составит: |
|||
|
23 —3,36* |
1,6 |
а < 2 3 + 3,36. |
1,6 |
|
/ 9 |
/ 9 |
||
|
|
^ |
В ряде случаев хронометражные наблюдения проводят одновремен но с оптической записью фотокиносъемкой, позволяющей более точно фиксировать движения рабочего и его взаимодействие с машиной и дру гими рабочими.
Фотография рабочего дня заключается в изучении всех без исклю чения затрат рабочего времени на протяжении смены. В некоторых случаях производится фотография рабочего процесса.
Фотография рабочего дня (перегрузочного процесса) дает возмож ность: выявить размеры и причины потерь рабочего времени и разрабо тать мероприятия по их устранению; установить фактическую и необ ходимую продолжительность всех элементов рабочего времени отдель ных рабочих и машин; исследовать и рационализировать перегрузоч ный процесс; составить рациональный (нормативный) баланс времени смены.
Фотография рабочего дня может быть индивидуальной, групповой и бригадной. При индивидуальной фотографии рабочего дня объектом наблюдения служит один рабочий, а при групповой и бригадной — группа или бригада рабочих. Фотография рабочего дня может выпол няться или специальным наблюдателем или самим рабочим (самофотография).
Результаты фотографии рабочего дня записывают в наблюдательный лист. Точность наблюдений — до 1 мин. После окончания наблюдений все затраты времени классифицируют, анализируют баланс рабочего времени и вскрывают резервы по уменьшению потерь рабочего времени и повышению производительности труда. С этой целью рассчитывают:
процент оперативного времени в общей продолжительности смены
К о п = !.ос + **с , юо> |
(27) |
Тем
где toc, tBC— соответственно время основной и вспомогательной ра боты;
Тс„ — продолжительность смены или период наблюдения; процент возможного уплотнения рабочего времени за смену (пе
риод наблюдения)
|
Ку |
__ (^п -з.ф ак— ^п-з.нор) Ч~ (^об.фак — ^об. нор) |
j Qq _j_ |
||||
|
|
|
Т ем |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
+ |
(?от .фак — ^от.нор) + (^ н р + |
^о.п + б ь р ) |
•100 = ^ |
• |
100%, (28) |
||
где t |
п-з. фак, ^п-з. нор — соответственно фактическое |
и |
нормативное |
||||
|
|
|
подготовительно-заключительное время; |
||||
to6. фак» |
^об . нор |
— соответственно фактическое |
и |
нормативное |
|||
|
|
|
время на обслуживание рабочего места; |
||||
t о т . фак» |
t 0i . н ор |
— соответственно фактическое |
и |
нормативное |
|||
|
|
|
время на отдых; |
|
|
|
|
|
|
^н.р — время |
непроизводительной работы; |
||||
|
|
t0.п — потери |
времени |
по организационным при |
|||
|
|
|
чинам; |
|
|
|
|
168
tл. p — потери времени, зависящие от рабочего;
X ^пот — суммарные потери рабочего времени и непро
изводительной работы; |
за смену или |
||
возможное повышение |
производительности труда |
||
в другой период наблюдения |
|
|
|
Ктр |
2бют |
•100%. |
(29) |
|
Т'см — 2^П0Т
§ 34. Нормативы для расчета норм на погрузочно-разгрузочные работы
Для расчета технически обоснованных норм в различных условиях устанавливают нормативы использования перегрузочных машин, нор мативы времени на выполнение отдельных элементов и операций пере грузочного процесса, нормативы на обслуживание рабочего места и отдых и нормативы численности работников различной категории, необходимой для выполнения определенной работы. Эти нормативы используют также при разработке технологических процессов пере грузки грузов.
Нормативы времени устанавливают на выполнение ручных и ма шинно-ручных операций, которые нельзя определить точно расчетным путем.
В зависимости от степени расчленения работ на отдельные элементы нормативы делятся на дифференцированные (элементные) и укруп ненные, а по сфере их применения — на общесоюзные, отраслевые
иместные.
Кдифференцированным нормативам на погрузочно-разгрузочные работы относятся: вес подъема для разных грузов и различных усло вий работы; скорости подъема и поворота с грузом и порожнем для различных условий работы; нормативы времени на элементы цикла
перегрузочных машин (подъем и опускание, поворот стрелы зацепка и отцепка различных типов груженых и порожних грузозахватных
устройств, |
захват |
и опорожнение груза грейферами и другими авто |
||||||
матическими |
приспособлениями; |
установку |
груженых и порожних |
|||||
грузозахватных |
устройств в месте |
загрузки |
и разгрузки, |
взятие и |
||||
установку |
груза |
различными |
погрузчиками; загрузку и |
разгруз |
||||
ку захватных устройств; формирование и |
расформирование па |
|||||||
кета); активное |
наблюдение за гружеными и порожними грузоза |
|||||||
хватными |
устройствами; |
нормативы времени на подготовительно |
||||||
заключительные |
работы, |
обслуживание рабочего места и |
перерывы |
|||||
на отдых |
и |
личные надобности; |
нормативы численности рабочих на |
определенных операциях перегрузочного процесса.
К укрупненным относятся нормативы продолжительности циклов перегрузочных машин, численности рабочих комплексных бригад (ти повые нормы), технической производительности перегрузочных ма шин и установок.
169
Нормативами времени должны быть учтены все факторы и особен ности, влияющие на продолжительность выполнения операции в кон кретных условиях.
Технически обоснованные нормативы устанавливают на основе хро нометража, фотографии перегрузочных процессов и рабочего дня. Для установления нормативов времени исследуют перегрузочные рабо ты, выполняемые с применением современной техники, рациональной технологии и передовых приемов труда. По мере совершенствования техники, технологии и опыта передовых портовых рабочих нормативы времени корректируют и дополняют.
Может быть принят следующий порядок разработки нормативов времени на элементы, из которых состоят операции технологического процесса перегрузки груза.
1. Составляют перечень элементов изучаемой операции с указанием наименования каждого элемента и его краткой характеристики: назна чение элемента, место выполнения и состав приемов, необходимых для его рационального выполнения; способ производства работ (ручной, механизированный, смешанный) и основные факторы, влияющие на трудоемкость и продолжительность элемента; фиксажные точки (нача ло и конец) и измеритель (тонна, место, один подъем и т. д.).
. 2. Выбирают объект изучения (передовую комплексную бригаду, применяющую передовую технологию и организацию перегрузочных работ); на месте производства работ заполняют общую часть наблюда тельного листа (указывают время наблюдения, причал, склад, судно, операцию, груз, технологическую схему, комплексную бригаду, ма шины и грузозахватные устройства, фронт работ, слой перегружаемого груза, способ взвешивания, состояние погоды, освещенность); при не обходимости делают эскизы, схемы или снимки рабочих мест, машин
иих позиций, грузозахватных устройств и расстановки рабочих.
3.На месте наблюдения сверяют фактические условия работы с «ти повыми», для которых устанавливают нормативы, а также уточняют фиксажные точки и дополнительные факторы, влияющие на продолжи тельность изучаемого элемента.
4.Проводят необходимое количество наблюдений с занесением их
результатов в наблюдательный лист; при каждом замере, кроме про должительности элемента, указывают и другие данные, влияющие на его продолжительность: при формировании «подъема» — число испол нителей, расстояние перемещения, высоту укладки (снятия) груза, ко личество мест в «подъеме», вес «подъема», при перемещении груза кра ном — угол поворота, высоту подъема и опускания, вес «подъема».
5. Обрабатывают результаты натурных наблюдений, занося в хро нометражный ряд значения, полученные при одинаковых условиях, — при одном и том же весе груза, той же длине перемещения и т. д. (Порядок обработки данных наблюдений изложен в § 33).
6. Анализируют полученные нормативы в зависимости от основных факторов, влияющих на их продолжительность. Например, время перемещения одного места груза — в зависимости от расстояния его перемещения; время укладки одного места груза в штабель—от веса груза и высоты укладки и т. д. Эта зависимость показана на графике
170