Файл: Казаков А.П. Технология и организация перегрузочных работ учебник.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.04.2024

Просмотров: 257

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

В результате проведенных замеров получают хронометражный ряд, который подвергают обработке. Замеры, резко отличающиеся от дру­ гих, исключают, о чем делают запись в примечании. При исключении из ряда более 15% замеров наблюдения следует выполнить снова.

Проверять правильность исключения резко выделяющегося замера из хронометражного ряда tx, tt, t%, ..., х, tn рекомендуется следующим образом [15]:

подсчитать среднюю арифметическую из оставшихся п значений ряда:

t l + * 2 + * 3 + • ■ • - $

- t n

 

, Л о \

т.ср

 

\^'д)

и определить среднеквадратичное отклонение:

 

 

(Tcy-h)2+ (ГСр - ^ ) 2 +

• ■• + (ГСр - М

2

(24)

п — 1

 

 

 

 

 

Исключение из ряда замера будет правильным, если

 

х — Тср> За,

 

 

(25

где х — резко выделяющийся замер.

Далее проверяется устойчивость очищенного ряда по так называе­

мому коэффициенту устойчивости Ку,

который представляет собой от­

 

 

Т а б л и ц а 2

ношение замера

tmax, максимального

 

 

по длительности

в

ряду,

к замеру

 

 

Нормальное значение

^min>

минимальному

по длительности

 

 

в этом же ряду.

 

 

 

Средняя

коэффициента устой­

 

 

 

чивости при пере­

Величина

коэффициента устойчи­

продолжи­

грузочных работах

тельность

 

 

вости

ряда

не

должна

превышать

элемента,

с

механизи­

 

значений

нормального коэффициента

 

 

ручных

 

 

рованных

устойчивости, приведенных в табл. 2.

 

 

 

 

В противном случае ряд считается не­

До 6

 

1,8

2,5

устойчивым и его использовать нельзя.

6 -1 8

 

1,5

2,0

При

устойчивом ряде нормальная

Более 18

 

1,3

1,7

продолжительность

элемента опреде­

личина.

Эти средние

величины

ляется как среднеарифметическая ве­

и будут

нормативами времени, кото­

рые используют для расчета технически обоснованных норм.

Для оценки среднеарифметического значения (норматива) его срав­ нивают с истинным значением (математическим ожиданием) этой вели­ чины а, границы которой при определенном проценте надежности (ве­ роятности) определяют по выражению

(26)

Тср V « ;< G < T c p + V * ’

где t — параметр надежности, принимаемый по табл. 3;

п— количество наблюдений, из "которых получено среднеарифме­ тическое.

166


167
/ — изменение'вылета; // — механизм поворота; / / / — поддерживающий канат; IV — замыкающий канат
Рис. 131, Осциллограмма продолжительности работы механизмов крана в течение цикла:
Для исследования и нормирования работы перегрузочных машин все более широкое применение находят специальные приборы — счетчцки циклов, счетчики машинного времени, осциллографы, кинокамеры, а втоматические весы и т. д.
Счетчик циклов дает возможность зафиксировать количество цик­ лов, которые выполняет тот или иной крановщик за определенный отрезок рабочего времени, и поэтам данным судить о качестве его работы. Счетчик машинного времени фиксирует фактическое время работы крана за определенный период.
При осциллографировании работы крана к его механизму присо­ единяются датчики (таходинамо). Вращаясь вместе с валом механиз­ ма, таходинамо вырабатывает электрический ток, изменение величи­ ны которого отражается на движущейся фотопленке— осциллограмме (рис. 131).
Записи на осцилло­ грамме показывают время включения каждого меха­ низма, направление движе­ ния, режим изменения ско­ рости, длительность всех элементов цикла, продол­ жительность их совмеще­ ния, пути перемещения груза в различных направ­ лениях.
случаев будет
21,2 1 < а < 24,79,
т. е. практически значение продолжительности элемента в 99% находиться в пределах от 21, 21 до 24,79 с.

Т а б л и ц а 3

Количе­

Значение параметра при

Количе­

Значение параметра при

ство

 

надежности Р,

%

ство

 

надежности Р,

%

наблюде­

 

 

 

наблюде­

 

 

 

ний п

95

99

99,9

ний п

95

99

99,9

 

 

5

2,78

4,60

8,61

13

2,18

3,06

4,32

6

2,57

4,03

6,86

14

2,16

3,01

4,22

7

2,45

3,71

5,96

15

2,15

2,98

4,14

8

2,37

3,50

5,41

16

2,13

2,95

4,07

9

2,31

3,36

5,04

17

2, 12

2,92

4,02

10

2,26

3,25

4,78

20

2,09

2,86

3,88

11

2,23

3,17

4,59

25

2,06

2,80

3,75

12

2,20

3,11

4,44

30

2,05

2,76

3,66

Так,

если имеется ряд 21, 21, 22, 22

23, 24, 24, 25,

25 с Гер *= 23 и ст = 1,6, то

при

Р «= 99%, t *= 3,36, п «= 9 значение продолжительности элемента составит:

 

23 —3,36*

1,6

а < 2 3 + 3,36.

1,6

 

/ 9

/ 9

 

 

^


В ряде случаев хронометражные наблюдения проводят одновремен­ но с оптической записью фотокиносъемкой, позволяющей более точно фиксировать движения рабочего и его взаимодействие с машиной и дру­ гими рабочими.

Фотография рабочего дня заключается в изучении всех без исклю­ чения затрат рабочего времени на протяжении смены. В некоторых случаях производится фотография рабочего процесса.

Фотография рабочего дня (перегрузочного процесса) дает возмож­ ность: выявить размеры и причины потерь рабочего времени и разрабо­ тать мероприятия по их устранению; установить фактическую и необ­ ходимую продолжительность всех элементов рабочего времени отдель­ ных рабочих и машин; исследовать и рационализировать перегрузоч­ ный процесс; составить рациональный (нормативный) баланс времени смены.

Фотография рабочего дня может быть индивидуальной, групповой и бригадной. При индивидуальной фотографии рабочего дня объектом наблюдения служит один рабочий, а при групповой и бригадной — группа или бригада рабочих. Фотография рабочего дня может выпол­ няться или специальным наблюдателем или самим рабочим (самофотография).

Результаты фотографии рабочего дня записывают в наблюдательный лист. Точность наблюдений — до 1 мин. После окончания наблюдений все затраты времени классифицируют, анализируют баланс рабочего времени и вскрывают резервы по уменьшению потерь рабочего времени и повышению производительности труда. С этой целью рассчитывают:

процент оперативного времени в общей продолжительности смены

К о п = !.ос + **с , юо>

(27)

Тем

где toc, tBC— соответственно время основной и вспомогательной ра­ боты;

Тс„ — продолжительность смены или период наблюдения; процент возможного уплотнения рабочего времени за смену (пе­

риод наблюдения)

 

Ку

__ (^п -з.ф ак— ^п-з.нор) Ч~ (^об.фак — ^об. нор)

j Qq _j_

 

 

 

Т ем

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

+

(?от .фак — ^от.нор) + (^ н р +

^о.п + б ь р )

•100 = ^

100%, (28)

где t

п-з. фак, ^п-з. нор — соответственно фактическое

и

нормативное

 

 

 

подготовительно-заключительное время;

to6. фак»

^об . нор

— соответственно фактическое

и

нормативное

 

 

 

время на обслуживание рабочего места;

t о т . фак»

t 0i . н ор

соответственно фактическое

и

нормативное

 

 

 

время на отдых;

 

 

 

 

 

^н.р — время

непроизводительной работы;

 

 

t0.п — потери

времени

по организационным при­

 

 

 

чинам;

 

 

 

 

168


tл. p — потери времени, зависящие от рабочего;

X ^пот — суммарные потери рабочего времени и непро­

изводительной работы;

за смену или

возможное повышение

производительности труда

в другой период наблюдения

 

 

Ктр

2бют

•100%.

(29)

 

Т'см — 2^П0Т

§ 34. Нормативы для расчета норм на погрузочно-разгрузочные работы

Для расчета технически обоснованных норм в различных условиях устанавливают нормативы использования перегрузочных машин, нор­ мативы времени на выполнение отдельных элементов и операций пере­ грузочного процесса, нормативы на обслуживание рабочего места и отдых и нормативы численности работников различной категории, необходимой для выполнения определенной работы. Эти нормативы используют также при разработке технологических процессов пере­ грузки грузов.

Нормативы времени устанавливают на выполнение ручных и ма­ шинно-ручных операций, которые нельзя определить точно расчетным путем.

В зависимости от степени расчленения работ на отдельные элементы нормативы делятся на дифференцированные (элементные) и укруп­ ненные, а по сфере их применения — на общесоюзные, отраслевые

иместные.

Кдифференцированным нормативам на погрузочно-разгрузочные работы относятся: вес подъема для разных грузов и различных усло­ вий работы; скорости подъема и поворота с грузом и порожнем для различных условий работы; нормативы времени на элементы цикла

перегрузочных машин (подъем и опускание, поворот стрелы зацепка и отцепка различных типов груженых и порожних грузозахватных

устройств,

захват

и опорожнение груза грейферами и другими авто­

матическими

приспособлениями;

установку

груженых и порожних

грузозахватных

устройств в месте

загрузки

и разгрузки,

взятие и

установку

груза

различными

погрузчиками; загрузку и

разгруз­

ку захватных устройств; формирование и

расформирование па­

кета); активное

наблюдение за гружеными и порожними грузоза­

хватными

устройствами;

нормативы времени на подготовительно­

заключительные

работы,

обслуживание рабочего места и

перерывы

на отдых

и

личные надобности;

нормативы численности рабочих на

определенных операциях перегрузочного процесса.

К укрупненным относятся нормативы продолжительности циклов перегрузочных машин, численности рабочих комплексных бригад (ти­ повые нормы), технической производительности перегрузочных ма­ шин и установок.

169


Нормативами времени должны быть учтены все факторы и особен­ ности, влияющие на продолжительность выполнения операции в кон­ кретных условиях.

Технически обоснованные нормативы устанавливают на основе хро­ нометража, фотографии перегрузочных процессов и рабочего дня. Для установления нормативов времени исследуют перегрузочные рабо­ ты, выполняемые с применением современной техники, рациональной технологии и передовых приемов труда. По мере совершенствования техники, технологии и опыта передовых портовых рабочих нормативы времени корректируют и дополняют.

Может быть принят следующий порядок разработки нормативов времени на элементы, из которых состоят операции технологического процесса перегрузки груза.

1. Составляют перечень элементов изучаемой операции с указанием наименования каждого элемента и его краткой характеристики: назна­ чение элемента, место выполнения и состав приемов, необходимых для его рационального выполнения; способ производства работ (ручной, механизированный, смешанный) и основные факторы, влияющие на трудоемкость и продолжительность элемента; фиксажные точки (нача­ ло и конец) и измеритель (тонна, место, один подъем и т. д.).

. 2. Выбирают объект изучения (передовую комплексную бригаду, применяющую передовую технологию и организацию перегрузочных работ); на месте производства работ заполняют общую часть наблюда­ тельного листа (указывают время наблюдения, причал, склад, судно, операцию, груз, технологическую схему, комплексную бригаду, ма­ шины и грузозахватные устройства, фронт работ, слой перегружаемого груза, способ взвешивания, состояние погоды, освещенность); при не­ обходимости делают эскизы, схемы или снимки рабочих мест, машин

иих позиций, грузозахватных устройств и расстановки рабочих.

3.На месте наблюдения сверяют фактические условия работы с «ти­ повыми», для которых устанавливают нормативы, а также уточняют фиксажные точки и дополнительные факторы, влияющие на продолжи­ тельность изучаемого элемента.

4.Проводят необходимое количество наблюдений с занесением их

результатов в наблюдательный лист; при каждом замере, кроме про­ должительности элемента, указывают и другие данные, влияющие на его продолжительность: при формировании «подъема» — число испол­ нителей, расстояние перемещения, высоту укладки (снятия) груза, ко­ личество мест в «подъеме», вес «подъема», при перемещении груза кра­ ном — угол поворота, высоту подъема и опускания, вес «подъема».

5. Обрабатывают результаты натурных наблюдений, занося в хро нометражный ряд значения, полученные при одинаковых условиях, — при одном и том же весе груза, той же длине перемещения и т. д. (Порядок обработки данных наблюдений изложен в § 33).

6. Анализируют полученные нормативы в зависимости от основных факторов, влияющих на их продолжительность. Например, время перемещения одного места груза — в зависимости от расстояния его перемещения; время укладки одного места груза в штабель—от веса груза и высоты укладки и т. д. Эта зависимость показана на графике

170