Файл: Казаков А.П. Технология и организация перегрузочных работ учебник.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.04.2024

Просмотров: 259

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

(рис. 132). Для его построения на координатную сетку наносят обра­ ботанные данные хронометражных наблюдений и полученные точки соединяют линией, при этом часть точек будет располагаться несколь­

ко выше,

а

часть — несколько ниже линии графика. При линейной

зависимости

 

продолжительности

 

 

 

 

 

норматива от данного фактора ли­

 

 

 

 

 

ния будет представлять прямую.

 

 

 

 

 

7.

 

По графику составляют таб­

 

 

 

 

лицу нормативов

времени на вы­

 

 

 

 

 

полнение

данного

элемента

при

 

 

 

 

 

различных

значениях

факторов,

 

 

 

 

 

влияющих

на

продолжительность

 

 

 

 

 

его выполнения. Например,

в таб­

 

 

 

 

 

лице

может

быть

указано

время

 

 

 

 

 

укладки

груза в штабель в зависи­

 

 

 

 

 

мости

от

веса груза

и высоты

Р ис.

132.

График зависим ости врем е­

укладки.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ни

на

ук л адк у одн ого

м еста ш тучно­

В примечаниях

к таблице при­ го

гр у за

в ш табель

от высоты ук ­

водят условия

и способы выполне­

 

 

 

ладки

 

ния данного

элемента

операции.

 

 

 

нормативов требует кор­

Если в других условиях применение данных

ректировки,

то вводят обоснованные коэффициенты на изменение

условий работы.

 

 

 

 

 

 

 

 

Для речных портов ЦПКБ МРФ разработаны нормативы времени на ряд элементов механизированных перегрузочных работ [76]. Эти нормативы используют при разработке местных норм и технологиче­ ских процессов.

§35. Технически обоснованные нормы времени

инормы выработки. Производительность труда на погрузочно-разгрузочных работах

Под технически обоснованной нормой времени на погрузочно-раз­ грузочных работах понимают затраты труда (в человеко-часах), необ­ ходимые для перегрузки 1 т груза в определенных производственных условиях, при наиболее рациональных организации и технологии работ, полном использовании производственных возможностей обору­ дования и с учетом передового опыта.

Технически обоснованная норма выработки представляет собой количество тонн груза, которое должно быть при отмеченных выше условиях перегружено в единицу времени (за час, смену).

Технически обоснованные нормы являются научно обоснованными нормами, они устанавливают не только наиболее рациональные мето­ ды и приемы работы, но и наиболее благоприятные условия и режим труда, позволяющие обеспечить безопасность и сохранение здоровья работающих.

В портах применяют комплексные нормы выработки для всей

171


бригады, включая механизаторов и грузчиков, обслуживающих меха­ низированную линию, и нормы выработки на одного рабочего.

Норма времени ta и норма выработки Рн на одну и ту же работу

связаны обратно пропорциональной зависимостью tB = у .

Следует отметить, что уменьшение нормы времени на определенное число процентов не будет соответствовать увеличению на столько же процентов нормы выработки. Процент повышения нормы выработки у в зависимости от снижения нормы времени х и процент снижения нор­ мы времени в зависимости от повышения нормы выработки определя­ ются по формулам:

_

100* _

100t/

У ~ ~

100— дг ’ Х ~

100 + у '

Нормы систематически пересматривают, что обусловливается раз­ витием техники, совершенствованием технологии, ростом культурнотехнического уровня рабочих.

Технические нормы времени и выработки устанавливают двумя раз­ личными методами:

а) статистическим, или суммарным, при котором нормы разраба­ тывают на весь процесс в целом (без расчленения на элементы) на основе опытно-статистических данных, аналогии с другими процесса­ ми, заключений экспертизы и т. п.;

б) аналитическим, или расчетным, при котором нормы обосновывают анализом всех элементов, составляющих технологический процесс с учетом наиболее рациональных способов его выполнения.

При разработке опытно-статистических норм для какого-либо ва­ рианта перегрузочных работ подсчитывают по отчетным данным сум­ марный объем работ в тоннах за длительный период (навигацию, месяц) и делят его на суммарное число человеко-смен, затраченных на выполнение этих работ. В отдельных случаях в полученную таким путем норму выработки вносят коррективы, величину которых опре­ деляют исходя из опыта.

Статистический метод применяют в тех случаях, когда по какимлибо причинам невозможно установить норму аналитическим спосо­ бом. При использовании этого метода в общие итоги попадают данные, полученные и при нерационально организованных процессах, при простоях перегрузочных машин и рабочих и неправильной их рас­ становке и использовании. Все это закладывают в устанавливаемую норму, и поэтому она не является прогрессивной и технически обоснованной.

Наиболее правильный метод разработки технически обоснованных норм — аналитический, при котором норму выработки и норму вре­ мени рассчитывают для конкретных условий.

В практике работы портов для разработки технически обоснован­ ных норм выработки при применении эксплуатируемых длительное время перегрузочных машин используют нормативы времени на пере­ грузочные работы, составленные на основе хронометражных данных

[76].

172


Нормы при использовании нормативов этого сборника рассчитывают

вследующем порядке.

1.Определяют необходимые исходные данные: род и класс груза по классификационному списку грузов, приведенному в Единых нор­ мах выработки (ЕНВ); технологическую схему перегрузки; тип и груп­ пу крана; тип захватного приспособления; угол поворота стрелы; высоту подъема и опускания захватного приспособления в трюм, на рампу ит. д.; вес подъема, состав звена в трюме, в вагоне, на портовой территории.

2.По исходным данным и таблицам нормативов времени [76] уста­ навливают нормативы времени на выполнение отдельных элементов цикла и подсчитывают среднюю продолжительность цикла Тц.

3.По нормативным данным Сборника рассчитывают продолжи­ тельность отдельных операций (судовой, вагонной, складской) и опре­ деляют потребное количество звеньев и рабочих для выполнения этих операций. При продолжительности цикла крана Тц и затратах труда

вчеловеко-секундах на выполнение данной операции Тх потребное число рабочих находят по формуле

Яр = - ^ .

(30)

где Ht — трудоемкость отдельной операции в человеко-секундах.

4. Определяют нормативы времени на подготовительно-заключи­ тельные работы Уп-з, обслуживание рабочего места Уобс, отдых и лич­ ные надобности рабочих Гот, технологические перерывы Тт п и опе­ ративное время Гоп, которое зависит от конкретных условий выполне­ ния перегрузочных работ. Значение этих нормативов при продолжи­ тельности смены 7 ч приведено в табл. 4.

При продолжительности рабочей смены более 7 ч оперативное время соответственно увеличится, но в процентном отношении останется тем же.

Оперативное время за смену Тсм равно

 

Тоа= Тсш- ( Т п.3+ Тобо + 70Т + Гт.п).

(31)

5. По оперативному времени Тои и продолжительности цикла крана

Тц определяют сменную

норму выработки комплексной

бригады:

Нк — — - <7Пт/ смену,

(32)

 

Ы

 

где <7П— количество груза,

перемещаемое краном за один

цикл, т.

6. По численности рабочих, занятых на выполнении всех опера­

ций, подсчитывают состав комплексной

бригады:

п р .к = п о1 + п о2 ~1Г

+ Иок •

7. Определяют норму выработки на одного рабочего комплексной бригады:

Н - Л ± L

(33)

п к.р

 

,гр.к

173


-■4 4^

 

 

Т а б л и ц а 4

Группа груза

 

Группа груза

Тарно-штучные, тяжеловесы и металлы

I

Навалочные и лесные

Вариант перегрузочных работ

 

Вариант перегрузочных работ

 

Судно—склад и обратно,

Судно —вагон и обратно,

Судно — склад и обратно,

Судно —вагон и обратно,

 

склад—вагон и обратно,

судно —судно,

 

склад —вагон и обратно,

 

 

 

судно —судно,

 

судно — автомашина

дно реки —судно,

судно—автомашина

 

 

 

склад—склад

 

и обратно, с к л а д -

 

вода — склад,

 

 

и обратно,

 

 

 

 

 

 

 

автомашина и обратно

 

склад —склад

 

склад — а вт омашииа

Категория затрат рабочего

времени

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

и обратно

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Способ производства работ

 

 

 

 

Способ производства работ

 

 

 

 

 

не пол­

 

 

не полно­

 

 

не полно­

 

 

не полностью

 

 

механизи­

ностью

механизи­

стью меха­

механизи­

стью меха­

механизи­

 

 

механизиро­

 

 

рованный

механизи­

рованный

низирован­

рованный

низирован­

рованный

ванный

 

 

 

 

рованный

 

 

ный

 

 

ный

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Время

 

 

 

 

 

 

Время

 

 

 

 

в

мин

в %

в мин

В %

в мин

В %

в мин ;в %

в мин

в %

в мин

в %

в мин

в %

в мин

в %

Подготовительно-заключитель­

15

3,6

20

4,7

20

4,7

20

4,7

15

3,6

20

4,7

20

4,7

20

4,7

ная работа ......................................

 

Организационно-техническое

 

1,9

 

 

 

 

 

 

9

 

 

 

 

 

 

 

обслуживание ..............................

 

8

10

2,4

10

2,4

10

2,4

2,1

15

3,6

15

3,6

15

3,6

Перерывы, обусловленные тех­

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

нологией и организацией

процес­

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

са .....................................................

 

14

3,3

15

3,6

25

6,0

35

8,3

18

4,3

25

6,0

25

6,0

35

8,3

Отдых и личные надобности . .

15

3,6

25

6,0

15

3,6

25

6,0

10

2,4

10

2,4

. ю

2,4

10

2,4

Оперативное в р е м я ...................

 

368

87,6

350

83,3

350

83,3

330

78,6

368

87,6

350

83,3

350

83,3

340

81,0