Файл: Казаков А.П. Технология и организация перегрузочных работ учебник.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.04.2024
Просмотров: 259
Скачиваний: 2
(рис. 132). Для его построения на координатную сетку наносят обра ботанные данные хронометражных наблюдений и полученные точки соединяют линией, при этом часть точек будет располагаться несколь
ко выше, |
а |
часть — несколько ниже линии графика. При линейной |
||||||||||
зависимости |
|
продолжительности |
|
|
|
|
|
|||||
норматива от данного фактора ли |
|
|
|
|
|
|||||||
ния будет представлять прямую. |
|
|
|
|
|
|||||||
7. |
|
По графику составляют таб |
|
|
|
|
||||||
лицу нормативов |
времени на вы |
|
|
|
|
|
||||||
полнение |
данного |
элемента |
при |
|
|
|
|
|
||||
различных |
значениях |
факторов, |
|
|
|
|
|
|||||
влияющих |
на |
продолжительность |
|
|
|
|
|
|||||
его выполнения. Например, |
в таб |
|
|
|
|
|
||||||
лице |
может |
быть |
указано |
время |
|
|
|
|
|
|||
укладки |
груза в штабель в зависи |
|
|
|
|
|
||||||
мости |
от |
веса груза |
и высоты |
Р ис. |
132. |
График зависим ости врем е |
||||||
укладки. |
|
|
|
|
|
|
||||||
|
|
|
|
|
|
ни |
на |
ук л адк у одн ого |
м еста ш тучно |
|||
В примечаниях |
к таблице при го |
гр у за |
в ш табель |
от высоты ук |
||||||||
водят условия |
и способы выполне |
|
|
|
ладки |
|
||||||
ния данного |
элемента |
операции. |
|
|
|
нормативов требует кор |
||||||
Если в других условиях применение данных |
||||||||||||
ректировки, |
то вводят обоснованные коэффициенты на изменение |
|||||||||||
условий работы. |
|
|
|
|
|
|
|
|
Для речных портов ЦПКБ МРФ разработаны нормативы времени на ряд элементов механизированных перегрузочных работ [76]. Эти нормативы используют при разработке местных норм и технологиче ских процессов.
§35. Технически обоснованные нормы времени
инормы выработки. Производительность труда на погрузочно-разгрузочных работах
Под технически обоснованной нормой времени на погрузочно-раз грузочных работах понимают затраты труда (в человеко-часах), необ ходимые для перегрузки 1 т груза в определенных производственных условиях, при наиболее рациональных организации и технологии работ, полном использовании производственных возможностей обору дования и с учетом передового опыта.
Технически обоснованная норма выработки представляет собой количество тонн груза, которое должно быть при отмеченных выше условиях перегружено в единицу времени (за час, смену).
Технически обоснованные нормы являются научно обоснованными нормами, они устанавливают не только наиболее рациональные мето ды и приемы работы, но и наиболее благоприятные условия и режим труда, позволяющие обеспечить безопасность и сохранение здоровья работающих.
В портах применяют комплексные нормы выработки для всей
171
бригады, включая механизаторов и грузчиков, обслуживающих меха низированную линию, и нормы выработки на одного рабочего.
Норма времени ta и норма выработки Рн на одну и ту же работу
связаны обратно пропорциональной зависимостью tB = у .
Следует отметить, что уменьшение нормы времени на определенное число процентов не будет соответствовать увеличению на столько же процентов нормы выработки. Процент повышения нормы выработки у в зависимости от снижения нормы времени х и процент снижения нор мы времени в зависимости от повышения нормы выработки определя ются по формулам:
_ |
100* _ |
100t/ |
У ~ ~ |
100— дг ’ Х ~ |
100 + у ' |
Нормы систематически пересматривают, что обусловливается раз витием техники, совершенствованием технологии, ростом культурнотехнического уровня рабочих.
Технические нормы времени и выработки устанавливают двумя раз личными методами:
а) статистическим, или суммарным, при котором нормы разраба тывают на весь процесс в целом (без расчленения на элементы) на основе опытно-статистических данных, аналогии с другими процесса ми, заключений экспертизы и т. п.;
б) аналитическим, или расчетным, при котором нормы обосновывают анализом всех элементов, составляющих технологический процесс с учетом наиболее рациональных способов его выполнения.
При разработке опытно-статистических норм для какого-либо ва рианта перегрузочных работ подсчитывают по отчетным данным сум марный объем работ в тоннах за длительный период (навигацию, месяц) и делят его на суммарное число человеко-смен, затраченных на выполнение этих работ. В отдельных случаях в полученную таким путем норму выработки вносят коррективы, величину которых опре деляют исходя из опыта.
Статистический метод применяют в тех случаях, когда по какимлибо причинам невозможно установить норму аналитическим спосо бом. При использовании этого метода в общие итоги попадают данные, полученные и при нерационально организованных процессах, при простоях перегрузочных машин и рабочих и неправильной их рас становке и использовании. Все это закладывают в устанавливаемую норму, и поэтому она не является прогрессивной и технически обоснованной.
Наиболее правильный метод разработки технически обоснованных норм — аналитический, при котором норму выработки и норму вре мени рассчитывают для конкретных условий.
В практике работы портов для разработки технически обоснован ных норм выработки при применении эксплуатируемых длительное время перегрузочных машин используют нормативы времени на пере грузочные работы, составленные на основе хронометражных данных
[76].
172
Нормы при использовании нормативов этого сборника рассчитывают
вследующем порядке.
1.Определяют необходимые исходные данные: род и класс груза по классификационному списку грузов, приведенному в Единых нор мах выработки (ЕНВ); технологическую схему перегрузки; тип и груп пу крана; тип захватного приспособления; угол поворота стрелы; высоту подъема и опускания захватного приспособления в трюм, на рампу ит. д.; вес подъема, состав звена в трюме, в вагоне, на портовой территории.
2.По исходным данным и таблицам нормативов времени [76] уста навливают нормативы времени на выполнение отдельных элементов цикла и подсчитывают среднюю продолжительность цикла Тц.
3.По нормативным данным Сборника рассчитывают продолжи тельность отдельных операций (судовой, вагонной, складской) и опре деляют потребное количество звеньев и рабочих для выполнения этих операций. При продолжительности цикла крана Тц и затратах труда
вчеловеко-секундах на выполнение данной операции Тх потребное число рабочих находят по формуле
Яр = - ^ . |
(30) |
где Ht — трудоемкость отдельной операции в человеко-секундах.
4. Определяют нормативы времени на подготовительно-заключи тельные работы Уп-з, обслуживание рабочего места Уобс, отдых и лич ные надобности рабочих Гот, технологические перерывы Тт п и опе ративное время Гоп, которое зависит от конкретных условий выполне ния перегрузочных работ. Значение этих нормативов при продолжи тельности смены 7 ч приведено в табл. 4.
При продолжительности рабочей смены более 7 ч оперативное время соответственно увеличится, но в процентном отношении останется тем же.
Оперативное время за смену Тсм равно |
|
Тоа= Тсш- ( Т п.3+ Тобо + 70Т + Гт.п). |
(31) |
5. По оперативному времени Тои и продолжительности цикла крана
Тц определяют сменную |
норму выработки комплексной |
бригады: |
Нк — — - <7Пт/ смену, |
(32) |
|
|
Ы |
|
где <7П— количество груза, |
перемещаемое краном за один |
цикл, т. |
6. По численности рабочих, занятых на выполнении всех опера
ций, подсчитывают состав комплексной |
бригады: |
п р .к = п о1 + п о2 ~1Г |
+ Иок • |
7. Определяют норму выработки на одного рабочего комплексной бригады:
Н - Л ± L |
(33) |
п к.р |
|
,гр.к
173
-■4 4^
|
|
Т а б л и ц а 4 |
Группа груза |
|
Группа груза |
Тарно-штучные, тяжеловесы и металлы |
I |
Навалочные и лесные |
Вариант перегрузочных работ |
|
Вариант перегрузочных работ |
|
Судно—склад и обратно, |
Судно —вагон и обратно, |
Судно — склад и обратно, |
Судно —вагон и обратно, |
|||||||||||||
|
склад—вагон и обратно, |
судно —судно, |
|
склад —вагон и обратно, |
|||||||||||||
|
|
|
судно —судно, |
|
судно — автомашина |
дно реки —судно, |
судно—автомашина |
||||||||||
|
|
|
склад—склад |
|
и обратно, с к л а д - |
|
вода — склад, |
|
|
и обратно, |
|
||||||
|
|
|
|
|
|
автомашина и обратно |
|
склад —склад |
|
склад — а вт омашииа |
|||||||
Категория затрат рабочего |
времени |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
и обратно |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||
|
|
|
|
Способ производства работ |
|
|
|
|
Способ производства работ |
|
|||||||
|
|
|
|
не пол |
|
|
не полно |
|
|
не полно |
|
|
не полностью |
||||
|
|
механизи |
ностью |
механизи |
стью меха |
механизи |
стью меха |
механизи |
|||||||||
|
|
механизиро |
|||||||||||||||
|
|
рованный |
механизи |
рованный |
низирован |
рованный |
низирован |
рованный |
ванный |
||||||||
|
|
|
|
рованный |
|
|
ный |
|
|
ный |
|
|
|
|
|||
|
|
|
|
|
Время |
|
|
|
|
|
|
Время |
|
|
|
||
|
в |
мин |
в % |
в мин |
В % |
в мин |
В % |
в мин ;в % |
в мин |
в % |
в мин |
в % |
в мин |
в % |
в мин |
в % |
|
Подготовительно-заключитель |
15 |
3,6 |
20 |
4,7 |
20 |
4,7 |
20 |
4,7 |
15 |
3,6 |
20 |
4,7 |
20 |
4,7 |
20 |
4,7 |
|
ная работа ...................................... |
|
||||||||||||||||
Организационно-техническое |
|
1,9 |
|
|
|
|
|
|
9 |
|
|
|
|
|
|
|
|
обслуживание .............................. |
|
8 |
10 |
2,4 |
10 |
2,4 |
10 |
2,4 |
2,1 |
15 |
3,6 |
15 |
3,6 |
15 |
3,6 |
||
Перерывы, обусловленные тех |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
нологией и организацией |
процес |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
са ..................................................... |
|
14 |
3,3 |
15 |
3,6 |
25 |
6,0 |
35 |
8,3 |
18 |
4,3 |
25 |
6,0 |
25 |
6,0 |
35 |
8,3 |
Отдых и личные надобности . . |
15 |
3,6 |
25 |
6,0 |
15 |
3,6 |
25 |
6,0 |
10 |
2,4 |
10 |
2,4 |
. ю |
2,4 |
10 |
2,4 |
|
Оперативное в р е м я ................... |
|
368 |
87,6 |
350 |
83,3 |
350 |
83,3 |
330 |
78,6 |
368 |
87,6 |
350 |
83,3 |
350 |
83,3 |
340 |
81,0 |