Файл: Казаков А.П. Технология и организация перегрузочных работ учебник.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.04.2024

Просмотров: 262

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Для механизаторов среднюю норму выработки (на машину) рас­ сматривают по профессиям.

Если условия работы и характер технологии на судне изменяются в зависимости от слоя перегружаемого груза, то это приводит к изме­ нению потребного числа рабочих, а следовательно, и к изменению ком­ плексных норм выработки. Средняя норма выработки на одного рабо­ чего комплексной бригады в этих условиях

Нср = -------- —--------- т/чел.-смену,

(34)

а 1

а 2

а 3

 

#1

я 2 +

Я3

 

где аъ а2, а3— количество

груза

соответственно в первом,

втором

итретьем слоях в процентах от общего количества груза

втрюмах;

# г, Н2, Н3 — нормы выработки соответственно в первом, втором

итретьем слоях груза, т/чел.-смену.

8.Комплексная норма времени на перегрузку 1 т груза

т

бригада-ч/т (машино-ч/т),

(35)

Тк.в„ = ~

я„

 

 

 

 

 

где Тсм — продолжительность смены, ч;

 

 

Н к — сменная норма

выработки комплексной бригады, т.

 

Норма времени на перегрузку

1 т рабочим комплексной бригады

(в чел.-ч/т).

 

 

 

 

 

 

т >

Т’см Д р - к

.

/од\

 

^ к . вр =—

 

Комплексная норма времени может быть также определена как сум­

ма затрат труда в человеко-часах на перегрузку 1 т груза

 

77

 

 

 

 

 

где/опДп-з, /обсДот, /п.т — время,

приходящееся на 1 т груза,

соот­

 

ветственно оперативное, подготовительно­

 

заключительное, на обслуживание рабоче­

 

го места, на отдых и технологические

 

перерывы,

ч/т.

 

 

Нормативы времени на подготовительно-заключительные работы, обслуживание рабочего места, отдых и технологические перерывы устанавливают в процентах (а %) к продолжительности рабочего или оперативного времени [37, 76]. Тогда норма времени будет равна

^ в р -б р = *оп ( 1 • (3 ? )

При введении в эксплуатацию новых машин и отсутствии норматив­ ных данных норму выработки рассчитывают на основе проектирования технологического процесса, технических характеристик оборудования и натурных наблюдений (см. гл. X).

175


Для оценки и планирования работы речных портов (районов, участ­ ков) производительность труда определяют как среднюю выработку одного работника, занятого на перегрузочных работах за определен­ ный период, в физических тоннах:

 

10ф

(38)

 

Рт

 

2«сп ’

 

где 2

— количество перегруженных в

порту физических тонн

 

за планируемый период;

 

V псп — среднесписочная численность работников порта, занятых

 

на перегрузочных работах, включая грузчиков, механи­

 

заторов и распорядительско-обслуживающий персонал

 

(диспетчеры, технологи, нормировщики, мастера погру­

 

зочно-разгрузочных работ и т.

д.), чел.

Следует отметить, что трудоемкость перегрузки различных грузов неодинакова. Поэтому при сравнении производительности труда в раз­ личных портах (районах) необходимо учитывать структуру и состав грузооборота. Наиболее правильная оценка уровня производитель­ ности труда в различных портах может быть сделана по отдельным ро­ дам груза и видам перегрузочных работ.

Основные пути роста производительности труда в портах:

а) внедрение новейшей перегрузочной техники и дальнейшая меха­ низация и автоматизация перегрузочных процессов;

б) создание и применение высокопроизводительных машин для трюмных и вагонных работ;

в) контейнерные и пакетные перевозки штучных и лесных грузов; повышение веса пакетов и контейнеров; пакетирование грузов на месте их производства автоматическими пакетоформирующими машинами; г) разработка и внедрение системы машин, обеспечивающих ком­ плексную механизацию и автоматизацию перегрузки порошкообразных

грузов, перевозимых навалом; д) совершенствование транспортных средств (судов, вагонов)

с целью уменьшения трудоемкости перегрузочных операций и создания условий для комплексной механизации судовых и вагонных работ; е) совершенствование организации труда и технологии перегрузоч­ ных работ и широкое распространение передовых приемов труда нова­

торов производства; ж) развитие социалистического соревнования и движения за ком­

мунистический труд; з) повышение культурного уровня и технической грамотности пор­

товых рабочих; и) совершенствование системы оплаты труда, обеспечение дальней­

шего стимулирования и материальной заинтересованности портовых рабочих в выполнении и перевыполнении прогрессивных норм выра­ ботки.

Рост технической оснащенности, широкое внедрение новой техники, совершенствование технологии и организации труда в речных портах (пристанях), повышение материального благосостояния работников речного транспорта способствуют неуклонному росту производитель-

176


ности труда на погрузочно-разгрузочных работах. При этом произво­ дительность труда повышается не только на перегрузке массовых на­ валочных грузов, но также и на перегрузке штучных грузов. Это свя­ зано со значительным увеличением перевозок штучных грузов в кон­ тейнерах и на поддонах.

§ 36. Научная организация труда на погрузочно-разгрузочных работах

Формы организации труда портовых рабочих не остаются постоян­ ными и изменяются по мере роста технической оснащенности портов

исовершенствования технологии перегрузочных работ. Эффективное использование сложной портовой техники на обработ­

ке флота возможно только при научной организации труда (НОТ). НОТ на погрузочно-разгрузочных работах представляет собой си­ стему научно обоснованных мероприятий, проводимых для системати­ ческого повышения производительности и облегчения труда путем наи­ более эффективного использования оборудования, рабочей силы и ра­

бочего времени и распространения передовых методов труда. Основные направления развития научной организации труда в пор­

тах следующие: установление рациональных форм разделения и ко­ операции труда; создание безопасных и благоприятных в санитарногигиеническом, психофизиологическом и эстетическом отношениях ус­ ловий и рациональных режимов труда; улучшение использования рабо­ чей силы; совершенствование организации и обслуживания рабочих мест; совершенствование методов и приемов труда; улучшение планиро­ вания и нормирования труда; повышение квалификации и технического уровня всех категорий работников; создание материальных и мораль­ ных стимулов в улучшении индивидуальных и коллективных резуль­ татов труда; воспитание коммунистического отношения к труду и раз­ витие творческой инициативы трудящихся.

Научной организацией труда призваны постоянно заниматься ру­ ководители порта и участков, работники отделов управления, а также широкий круг инженерно-технических работников и рабочих.

Руководит разработкой и внедрением научной организации труда в порту отдел труда и заработной платы, в составе которого может быть подразделение по НОТ. В грузовых районах (участках), в ре­ монтных мастерских и других подразделениях порта организуются группы НОТ (творческие бригады и т. п.).

Работа по научной организации труда проводится в три этапа. 1-й этап. Изучают и анализируют фактическое состояние организа­ ции труда на участках (районах), причалах, в бригадах и на рабочих местах; выбирают объекты для изучения, разрабатывают программу и методику изучения и анализа организации труда при выполнении раз­ личных видов работ и по разработанной методике собирают материалы, проводят необходимые наблюдения и обследования; для оценки уров­

ня организации труда используют различные показатели.

177


Целесообразность принятых форм разделения и кооперации труда оценивается составом рабочих по категориям и функциональным груп­ пам, формам разделения труда, числом портовых рабочих, входящих в комплексные бригады и совмещающих профессии, и др.

Условия труда характеризуются количеством и продолжитель­ ностью производственных заболеваний, частотой и тяжестью травм, весом поднимаемых и переносимых грузов, наличием вредностей (виб­ рация, шум, концентрация в воздухе вредных примесей, плохая осве­ щенность и т. п.), а также наличием спецодежды, душевых, гардероб­ ных, столовых и т. д.

При анализе организации труда на причалах и участках выявляют недостатки в их планировке, расстановке оборудования, в движении внутрипортового транспорта, складировании грузов, размещении и хра­ нении захватных устройств, режиме работы оборудования. Анализи­ руется организация и обслуживание рабочих мест.

Использование рабочей силы характеризуется тем, заняты ли ра­ ботники выполнением своих основных функций, как используется рабочее время (включая целосменные, внутрисменные и другие поте­ ри), есть ли отклонения фактической численности работающих различ­ ной квалификации от той, которая требуется в соответствии с трудо­ емкостью работ.

Для анализа потери рабочего времени объединяют по причинам и

сводят в таблицу,

по следующей

форме:

 

 

Причины потери

По участку

В том числе по причалам (перегру­

(причалу)

зочным установкам,

рабочим)

рабочего времени

чел»-ч %

чел. -ч % чел.-ч

%

чел.-ч %

 

 

 

Отсутствие

груза

 

 

 

 

Отсутствие судов . .

 

 

 

Отсутствие

вагонов

 

 

 

 

Отсутствие

захватных

 

 

 

устройств

инструкта­

 

 

 

Ожидание

 

 

 

жа, наряда

и

получе­

 

 

 

ние их

 

 

 

 

 

 

Ожидание ремонта обо­

 

 

 

рудования

 

 

 

 

 

 

Ремонт оборудования

 

 

 

Отсутствие энергии

 

 

 

 

Отсутствие

представи­

 

 

 

теля судового экипажа

 

 

 

Отсутствие

 

приемо­

 

 

 

сдатчика

 

преж­

 

 

 

Опоздание или

 

 

 

девременное

окончание

 

 

 

работы и т. д.

Состояние нормирования и оплаты труда определяется наличием технически обоснованных норм на различных видах работ, процентом выполнения норм рабочими, формами и системами оплаты труда, соот­ ношением роста средней заработной платы и роста производительности труда.

178


Квалификация работников характеризуется разрядом рабочих, ста­ жем работы, образованием.

Творческая инициатива трудящихся определяется численностью или долей работников, получивших звание ударников коммунисти­ ческого труда, участвующих в соревновании, рационализаторстве, изобретательстве, общественной работе.

Система показателей для анализа организации труда выбирается в зависимости от того, где и для какой категории работников изучается труд. Для изучения и анализа различных сторон организации труда разрабатывают специальные карты (таблицы), в которых отражают все показатели каждой из сторон организации труда и, если необходимо, дают описания и пояснения.

Результаты анализа сводят в итоговую таблицу состояния органи­ зации труда на рабочем месте или на причале:

Направления анализа и показатели

Существующее

Предложения

состояние орга­

по улучшению

 

низации труда

организации труда

I.Условия и безопасность труда:

1)заболеваемость

2)травматизм

3)загрязненность воздуха

4)освещенность и т. д.

II. Использование рабочей силы:

1)потери рабочего времени и т. д.

III..............................................................................

Входе анализа должны быть выявлены основные недостатки в ор­ ганизации труда по отдельным звеньям и в целом по порту, а также дана оценка ущерба, вызываемого этими недостатками. Анализ должен вскрыть резервы повышения производительности труда и определить пути и средства использования этих резервов. При этом необходимо установить не только перечень резервов, но и их величину.

Взаключение дают предложения по улучшению организации труда на рабочем месте, причале, участке и в порту.

2-й этап. На основе изучения и анализа состояния организации тру­

да соответствующие отделы и службы порта разрабатывают мероприя­ тия по ее улучшению и совершенствованию.

При разработке мероприятий необходимо изучить достижения науки и практики в области комплексной механизации, технологии и органи­ зации перегрузочных работ, а также опыт передовиков производства в различных портах.

Мероприятия по совершенствованию разделения и кооперации тру­ да должны быть направлены на приведение их в соответствие с уровнем технического оснащения причалов и конкретными условиями работы. Разделение труда связано со специализацией участков, причалов, скла­ дов и расчленением перегрузочных процессов и других работ на от­ дельные части, каждую из которых выполняет определенная группа ра­ бочих. В то же время во многих случаях действия различных групп рабочих должны быть взаимосвязаны и согласованы. При этом чем

179