Файл: Казаков А.П. Технология и организация перегрузочных работ учебник.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.04.2024
Просмотров: 262
Скачиваний: 2
Для механизаторов среднюю норму выработки (на машину) рас сматривают по профессиям.
Если условия работы и характер технологии на судне изменяются в зависимости от слоя перегружаемого груза, то это приводит к изме нению потребного числа рабочих, а следовательно, и к изменению ком плексных норм выработки. Средняя норма выработки на одного рабо чего комплексной бригады в этих условиях
Нср = -------- —--------- т/чел.-смену, |
(34) |
||
а 1 |
а 2 |
а 3 |
|
#1 |
я 2 + |
Я3 |
|
где аъ а2, а3— количество |
груза |
соответственно в первом, |
втором |
итретьем слоях в процентах от общего количества груза
втрюмах;
# г, Н2, Н3 — нормы выработки соответственно в первом, втором
итретьем слоях груза, т/чел.-смену.
8.Комплексная норма времени на перегрузку 1 т груза
т |
бригада-ч/т (машино-ч/т), |
(35) |
|||
Тк.в„ = ~ |
|||||
я„ |
|
|
|
|
|
где Тсм — продолжительность смены, ч; |
|
|
|||
Н к — сменная норма |
выработки комплексной бригады, т. |
|
|||
Норма времени на перегрузку |
1 т рабочим комплексной бригады |
||||
(в чел.-ч/т). |
|
|
|
|
|
|
т > |
Т’см Д р - к |
. |
/од\ |
|
|
^ к . вр =— |
|
№ |
||
Комплексная норма времени может быть также определена как сум |
|||||
ма затрат труда в человеко-часах на перегрузку 1 т груза |
|
||||
77 |
|
|
|
|
|
где/опДп-з, /обсДот, /п.т — время, |
приходящееся на 1 т груза, |
соот |
|||
|
ветственно оперативное, подготовительно |
||||
|
заключительное, на обслуживание рабоче |
||||
|
го места, на отдых и технологические |
||||
|
перерывы, |
ч/т. |
|
|
Нормативы времени на подготовительно-заключительные работы, обслуживание рабочего места, отдых и технологические перерывы устанавливают в процентах (а %) к продолжительности рабочего или оперативного времени [37, 76]. Тогда норма времени будет равна
^ в р -б р = *оп ( 1 • (3 ? )
При введении в эксплуатацию новых машин и отсутствии норматив ных данных норму выработки рассчитывают на основе проектирования технологического процесса, технических характеристик оборудования и натурных наблюдений (см. гл. X).
175
Для оценки и планирования работы речных портов (районов, участ ков) производительность труда определяют как среднюю выработку одного работника, занятого на перегрузочных работах за определен ный период, в физических тоннах:
|
10ф |
(38) |
|
Рт |
|
|
2«сп ’ |
|
где 2 |
— количество перегруженных в |
порту физических тонн |
|
за планируемый период; |
|
V псп — среднесписочная численность работников порта, занятых |
||
|
на перегрузочных работах, включая грузчиков, механи |
|
|
заторов и распорядительско-обслуживающий персонал |
|
|
(диспетчеры, технологи, нормировщики, мастера погру |
|
|
зочно-разгрузочных работ и т. |
д.), чел. |
Следует отметить, что трудоемкость перегрузки различных грузов неодинакова. Поэтому при сравнении производительности труда в раз личных портах (районах) необходимо учитывать структуру и состав грузооборота. Наиболее правильная оценка уровня производитель ности труда в различных портах может быть сделана по отдельным ро дам груза и видам перегрузочных работ.
Основные пути роста производительности труда в портах:
а) внедрение новейшей перегрузочной техники и дальнейшая меха низация и автоматизация перегрузочных процессов;
б) создание и применение высокопроизводительных машин для трюмных и вагонных работ;
в) контейнерные и пакетные перевозки штучных и лесных грузов; повышение веса пакетов и контейнеров; пакетирование грузов на месте их производства автоматическими пакетоформирующими машинами; г) разработка и внедрение системы машин, обеспечивающих ком плексную механизацию и автоматизацию перегрузки порошкообразных
грузов, перевозимых навалом; д) совершенствование транспортных средств (судов, вагонов)
с целью уменьшения трудоемкости перегрузочных операций и создания условий для комплексной механизации судовых и вагонных работ; е) совершенствование организации труда и технологии перегрузоч ных работ и широкое распространение передовых приемов труда нова
торов производства; ж) развитие социалистического соревнования и движения за ком
мунистический труд; з) повышение культурного уровня и технической грамотности пор
товых рабочих; и) совершенствование системы оплаты труда, обеспечение дальней
шего стимулирования и материальной заинтересованности портовых рабочих в выполнении и перевыполнении прогрессивных норм выра ботки.
Рост технической оснащенности, широкое внедрение новой техники, совершенствование технологии и организации труда в речных портах (пристанях), повышение материального благосостояния работников речного транспорта способствуют неуклонному росту производитель-
176
ности труда на погрузочно-разгрузочных работах. При этом произво дительность труда повышается не только на перегрузке массовых на валочных грузов, но также и на перегрузке штучных грузов. Это свя зано со значительным увеличением перевозок штучных грузов в кон тейнерах и на поддонах.
§ 36. Научная организация труда на погрузочно-разгрузочных работах
Формы организации труда портовых рабочих не остаются постоян ными и изменяются по мере роста технической оснащенности портов
исовершенствования технологии перегрузочных работ. Эффективное использование сложной портовой техники на обработ
ке флота возможно только при научной организации труда (НОТ). НОТ на погрузочно-разгрузочных работах представляет собой си стему научно обоснованных мероприятий, проводимых для системати ческого повышения производительности и облегчения труда путем наи более эффективного использования оборудования, рабочей силы и ра
бочего времени и распространения передовых методов труда. Основные направления развития научной организации труда в пор
тах следующие: установление рациональных форм разделения и ко операции труда; создание безопасных и благоприятных в санитарногигиеническом, психофизиологическом и эстетическом отношениях ус ловий и рациональных режимов труда; улучшение использования рабо чей силы; совершенствование организации и обслуживания рабочих мест; совершенствование методов и приемов труда; улучшение планиро вания и нормирования труда; повышение квалификации и технического уровня всех категорий работников; создание материальных и мораль ных стимулов в улучшении индивидуальных и коллективных резуль татов труда; воспитание коммунистического отношения к труду и раз витие творческой инициативы трудящихся.
Научной организацией труда призваны постоянно заниматься ру ководители порта и участков, работники отделов управления, а также широкий круг инженерно-технических работников и рабочих.
Руководит разработкой и внедрением научной организации труда в порту отдел труда и заработной платы, в составе которого может быть подразделение по НОТ. В грузовых районах (участках), в ре монтных мастерских и других подразделениях порта организуются группы НОТ (творческие бригады и т. п.).
Работа по научной организации труда проводится в три этапа. 1-й этап. Изучают и анализируют фактическое состояние организа ции труда на участках (районах), причалах, в бригадах и на рабочих местах; выбирают объекты для изучения, разрабатывают программу и методику изучения и анализа организации труда при выполнении раз личных видов работ и по разработанной методике собирают материалы, проводят необходимые наблюдения и обследования; для оценки уров
ня организации труда используют различные показатели.
177
Целесообразность принятых форм разделения и кооперации труда оценивается составом рабочих по категориям и функциональным груп пам, формам разделения труда, числом портовых рабочих, входящих в комплексные бригады и совмещающих профессии, и др.
Условия труда характеризуются количеством и продолжитель ностью производственных заболеваний, частотой и тяжестью травм, весом поднимаемых и переносимых грузов, наличием вредностей (виб рация, шум, концентрация в воздухе вредных примесей, плохая осве щенность и т. п.), а также наличием спецодежды, душевых, гардероб ных, столовых и т. д.
При анализе организации труда на причалах и участках выявляют недостатки в их планировке, расстановке оборудования, в движении внутрипортового транспорта, складировании грузов, размещении и хра нении захватных устройств, режиме работы оборудования. Анализи руется организация и обслуживание рабочих мест.
Использование рабочей силы характеризуется тем, заняты ли ра ботники выполнением своих основных функций, как используется рабочее время (включая целосменные, внутрисменные и другие поте ри), есть ли отклонения фактической численности работающих различ ной квалификации от той, которая требуется в соответствии с трудо емкостью работ.
Для анализа потери рабочего времени объединяют по причинам и
сводят в таблицу, |
по следующей |
форме: |
|
|
||
Причины потери |
По участку |
В том числе по причалам (перегру |
||||
(причалу) |
зочным установкам, |
рабочим) |
||||
рабочего времени |
чел»-ч % |
чел. -ч % чел.-ч |
% |
чел.-ч % |
||
|
|
|
||||
Отсутствие |
груза |
|
|
|
|
|
Отсутствие судов . . |
|
|
|
|||
Отсутствие |
вагонов |
|
|
|
|
|
Отсутствие |
захватных |
|
|
|
||
устройств |
инструкта |
|
|
|
||
Ожидание |
|
|
|
|||
жа, наряда |
и |
получе |
|
|
|
|
ние их |
|
|
|
|
|
|
Ожидание ремонта обо |
|
|
|
|||
рудования |
|
|
|
|
|
|
Ремонт оборудования |
|
|
|
|||
Отсутствие энергии |
|
|
|
|
||
Отсутствие |
представи |
|
|
|
||
теля судового экипажа |
|
|
|
|||
Отсутствие |
|
приемо |
|
|
|
|
сдатчика |
|
преж |
|
|
|
|
Опоздание или |
|
|
|
|||
девременное |
окончание |
|
|
|
работы и т. д.
Состояние нормирования и оплаты труда определяется наличием технически обоснованных норм на различных видах работ, процентом выполнения норм рабочими, формами и системами оплаты труда, соот ношением роста средней заработной платы и роста производительности труда.
178
Квалификация работников характеризуется разрядом рабочих, ста жем работы, образованием.
Творческая инициатива трудящихся определяется численностью или долей работников, получивших звание ударников коммунисти ческого труда, участвующих в соревновании, рационализаторстве, изобретательстве, общественной работе.
Система показателей для анализа организации труда выбирается в зависимости от того, где и для какой категории работников изучается труд. Для изучения и анализа различных сторон организации труда разрабатывают специальные карты (таблицы), в которых отражают все показатели каждой из сторон организации труда и, если необходимо, дают описания и пояснения.
Результаты анализа сводят в итоговую таблицу состояния органи зации труда на рабочем месте или на причале:
Направления анализа и показатели |
Существующее |
Предложения |
состояние орга |
по улучшению |
|
|
низации труда |
организации труда |
I.Условия и безопасность труда:
1)заболеваемость
2)травматизм
3)загрязненность воздуха
4)освещенность и т. д.
II. Использование рабочей силы:
1)потери рабочего времени и т. д.
III..............................................................................
Входе анализа должны быть выявлены основные недостатки в ор ганизации труда по отдельным звеньям и в целом по порту, а также дана оценка ущерба, вызываемого этими недостатками. Анализ должен вскрыть резервы повышения производительности труда и определить пути и средства использования этих резервов. При этом необходимо установить не только перечень резервов, но и их величину.
Взаключение дают предложения по улучшению организации труда на рабочем месте, причале, участке и в порту.
2-й этап. На основе изучения и анализа состояния организации тру
да соответствующие отделы и службы порта разрабатывают мероприя тия по ее улучшению и совершенствованию.
При разработке мероприятий необходимо изучить достижения науки и практики в области комплексной механизации, технологии и органи зации перегрузочных работ, а также опыт передовиков производства в различных портах.
Мероприятия по совершенствованию разделения и кооперации тру да должны быть направлены на приведение их в соответствие с уровнем технического оснащения причалов и конкретными условиями работы. Разделение труда связано со специализацией участков, причалов, скла дов и расчленением перегрузочных процессов и других работ на от дельные части, каждую из которых выполняет определенная группа ра бочих. В то же время во многих случаях действия различных групп рабочих должны быть взаимосвязаны и согласованы. При этом чем
179