Файл: Казаков А.П. Технология и организация перегрузочных работ учебник.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.04.2024
Просмотров: 261
Скачиваний: 2
больше разнообразных технических средств применяется в перегрузоч ном процессе, тем сложнее взаимодействие этих средств и больше не обходимость в четкой согласованности действий рабочих.
Для бесперебойной работы сложных перегрузочных установок тре буется частая взаимозаменяемость рабочих и взаимопомощь, что свя зано с умением рабочих выполнять различные операции и функции. Это обусловило появление в портах комплексных бригад, которые состоят из квалифицированных рабочих, умеющих самостоятельно управлять одной или несколькими машинами и выполнять различные операции по перегрузке груза, застропке и отстропке, сигнализации и т. д. Организация портовых рабочих в постоянные комплексные бригады позволяет добиться слаженности в работе и наиболее правиль ного распределения рабочих по рабочим местам с учетом их инди видуальных качеств.
Работа комплексных бригад в портах привела к улучшению исполь зования оборудования, уменьшению потерь рабочего времени и сни жению себестоимости перегрузочных работ. Совмещение профессий в комплексных бригадах повысило содержательность труда портовых рабочих, фактически ликвидировало непопулярную профессию груз чика, расширило кругозор рабочего.
Совместная работа и общая материальная заинтересованность в ре зультатах труда развивают в рабочих комплексной бригады коллек тивизм, организованность, общественную сознательность и коммуни стическое отношение к труду.
Как правило, комплексная бригада рассчитана на обслуживание одной технологической линии. Оптимальный состав комплексной бригады определяется структурой и производительностью перегрузоч ного процесса, а также условиями его выполнения. При изменении условий выполнения перегрузочного процесса (увеличении дальности премещения груза в трюме, изменении варианта перегрузки и т. д.) потребное число рабочих может изменяться. В этих условиях иногда целесообразно во избежание простоев выделять часть рабочих для вы
полнения |
других работ |
(вагонных, внутрискладских, ремонт |
ных и т. |
п.). |
|
Оперативные комплексные бригады создают из портовых рабочих, |
||
в числе которых находятся |
водители погрузчиков, мотористы и т. д. |
Они обслуживают различные портальные и плавучие краны, за кото рыми закреплены постоянные крановщики.
Во многих случаях целесообразно рабочих комплексных бригад ис пользовать только на перегрузочных работах, полностью освободив их от ремонта и обслуживания подъемно-транспортного оборудования и поручив это специальным бригадам. Однако в некоторых случаях из-за неравномерности объема переработки в порту и других причин может оказаться целесообразным часть рабочих комплексных бригад использовать на ремонтных работах, обучив их специальностям ре монтников.
В ряде портов положительно зарекомендовала себя организация сквозных смен. При такой организации труда комплексные бригады, диспетчеры, приемосдатчики, ремонтные бригады и другие работни-
180
ки, имеющие отношение к обработке судов и вагонов, работают постоян но в одной смене. Сквозные смены позволяют обеспечить большую сла женность в работе всей смены, дают возможность организовать социа листическое соревнование между сменами и обеспечить выполнение и перевыполнение сменных заданий.
Неотъемлемая часть научной организации труда — создание благо приятных в санитарно-гигиеническом, психофизиологическом и эсте тическом отношениях условий труда и устранение профессионально производственных вредностей. Как показывают исследования, небла гоприятные условия производственной среды уменьшают работоспо собность и продуктивность труда рабочих на 5—20%, а в некоторых случаях только уменьшение шумности способствует повышению работо способности на 12—15%.
Важнейшее значение в улучшении условий труда имеет механиза ция и автоматизация тяжелых и опасных операций, на которых наблю даются быстрая утомляемость рабочих или случаи травматизма.
Научная организация труда предусматривает разработку рацио нальных режимов труда и отдыха на протяжении смен, суток, недели, навигации, года. Для определения оптимального режима труда и от дыха исследуют параметры физиологического состояния рабочих (изме нение температуры, расход энергии в единицу времени при различных физических нагрузках, состояние чувствительности и т. д.).
На производительность труда значительное влияние оказывает ритм и темп работы. Квалифицированные рабочие умеют правильно распределять действия и движения во времени. Для быстрого овладе ния рабочими оптимальным ритмом труда используют средства конт роля и программирования. В этом случае рабочий с помощью сигнали зации или специальных приборов получает непрерывную информацию о затратах своего времени на выполнение каждого элемента операции и стремится выполнить их в установленное (запрограммированное) время.
В мероприятиях по улучшению организации и обслуживания рабо чего места, перегрузочной установки, причала предусматривается пере планировка размещения грузов, изготовление необходимого количества грузозахватных устройств и других приспособлений, проектирова ние рациональных режимов работы оборудования и т. д.
Мероприятия по улучшению использования рабочей силы разраба тываются на основе анализа различных потерь рабочего времени. Они включают составление сменных графиков выполнения работ комплекс ными бригадами, выделение транспорта для перевозки рабочих к уда ленным местам работы, разработку графиков профилактического ре монта оборудования, укрепление трудовой дисциплины и т. д.
Для совершенствования методов и приемов труда проектируют ра циональные перегрузочные процессы, составляют инструктивные кар ты рационального выполнения различных работ и операций, разра батывают план распространения передового опыта (семинары, инструк таж и т.д.), предусматривают мероприятия по совершенствованию нор мирования и оплаты труда с установлением технически обоснованных норм на выполнение перегрузочных и вспомогательных операций при
181
производстве различных видов работ, совершенствуют систему оплаты труда, осуществляют мероприятия по повышению морального стиму лирования труда.
Мероприятия по повышению квалификации включают организацию учебы всех категорий работающих, командирование отдельных работ ников или делегаций на передовые предприятия для изучения опыта работы, организацию школ передовых методов труда и т. д.
Научная организация труда должна распространяться не только на рабочих, но и на инженерно-технических работников и служащих.
Все мероприятия разрабатывают с учетом последних достижений науки и практики в СССР и за рубежом. Их поэтапное внедрение долж но обеспечить наиболее высокие показатели труда.
При разработке мероприятий должны быть определены сроки, место внедрения и исполнители, а также необходимые затраты и ожидаемая экономическая эффективность от их внедрения (см. гл. XII).
К первоочередным относят мероприятия, позволяющие устранить «узкие» места в производстве, дать наибольший экономический эффект, ликвидировать опасные условия труда и т. д.
Разработанные мероприятия группируют по объектам, срокам проведения и исполнителям. Сгруппированные таким образом меро приятия представляют собой планы научной организации труда на причалах, участках и в целом по порту.
Заключительной частью в разработке мероприятий по совершенст вованию организации труда является составление плана НОТ порта (пристани), в котором отражаются все разработанные мероприятия, место их внедрения (грузовой район, участок, причал, рабочее место и т. д.), сроки внедрения и исполнители, затраты на внедрение и ожи даемая эффективность. В последней графе плана отражается время вы полнения мероприятий и фактическая эффективность от внедрения.
С проектом плана НОТ на рабочих местах, причалах, участках (районах) знакомятся все работающие, и в случае необходимости в не го вносят изменения и дополнения.
План НОТ порта после согласования с профсоюзной организацией
и утверждения начальником порта становится обязательным для всех исполнителей.
Планы НОТ разрабатываются не только для действующих объектов, но и при проектировании новых и реконструкции существующих пере грузочных установок, причалов, участков и т. д. При проектировании новых перегрузочных установок и причалов необходимо предусмат ривать безопасность работающих, благоприятные санитарно-гигиени ческие условия труда, хороший обзор, простоту и легкость управле ния, а также расстановку рабочих, составление инструкционных карт, рациональные методы и приемы труда.
При разработке планов НОТ в порту следует уделить внимание: обеспечению экономически обоснованных резервов рабочей силы для полного использования производительности перегрузочного оборудо вания и своевременной обработки судов; эффективному использованию рабочих в период отсутствия транспортных средств и уменьшения объе ма работ, вызванного неравномерностью и сезонностью; рациональной
182
организации труда и отдыха, позволяющей обеспечить непрерывность перегрузочных и транспортных процессов; обоснованию оптимальной численности постоянных комплексных бригад и созданию оперативных комплексных бригад; рациональной организации технического обслу живания и ремонта перегрузочных машин, сокращающей простой обо рудования и рабочих.
3-й этап. Наиболее ответственный и трудоемкий этап в работе по совершенствованию организации труда — внедрение мероприятий НОТ в производство. Эта работа проводится под руководством начальника порта или главного инженера всеми работниками отделов, служб, структурных подразделений порта (пристани), мастерами, нормиров щиками, бригадирами и др.
Запланированные мероприятия со всей необходимой документацией и указанием источников финансирования доводят до исполнителей. Для внедрения многих мероприятий в первый период необходимо про водить систематический устный и письменный инструктаж (в форме инструктивных и технологических карт, описания рациональных приемов и т. п.) и контролировать функционирование внедренной си стемы организации труда. Контролирует выполнение плана НОТ от дел труда и заработной платы, лаборатория НОТ или другие ответст венные лица. По истечении каждого квартала и года подводят итоги выполнения планов НОТ и подсчитывают годовой экономический эф фект. Инженерно-технические работники, бригадиры, рабочие и слу жащие, участвующие в разработке и внедрении мероприятий по НОТ , получают вознаграждение, величина которого зависит от фактически полученной экономии благодаря внедрению тех или иных мероприя тий.
Для оценки уровня НОТ применяется система условных коэффи циентов (показателей), характеризующих отдельные стороны органи зации труда. Значение коэффициента принимается от единицы (наивыс ший уровень организации) до нуля (при отсутствии мероприятий по НОТ).
Показателями оценки состояния НОТ служат уровни использова ния рабочего времени, трудовой дисциплины, условий труда и т. д.
В методических основах количественной оценки уровня организа ции труда, разработанных НИИтруда1, рекомендуется следующий по
рядок расчета этих показателей (коэффициентов). |
|
|||
1. |
Коэффициент разделения |
труда |
|
|
|
к р„ - |
1 — |
, |
(39) |
|
|
7см п |
|
|
где |
р — затраты труда на |
выполнение рабочими не предусмот |
||
|
ренной заданием работы в течение смены, чел.-ч; |
|
||
|
Тсм — продолжительность смены, |
ч; |
|
п— количество рабочих, чел.
1А. Д о б а , В . Ч е р н ы х . Методические основы количественной оценки уровня организации труда, производства и управления на предприятии. «Социа-
листический^труд», 1970, № 8.
183