Файл: Казаков А.П. Технология и организация перегрузочных работ учебник.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.04.2024

Просмотров: 261

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

больше разнообразных технических средств применяется в перегрузоч­ ном процессе, тем сложнее взаимодействие этих средств и больше не­ обходимость в четкой согласованности действий рабочих.

Для бесперебойной работы сложных перегрузочных установок тре­ буется частая взаимозаменяемость рабочих и взаимопомощь, что свя­ зано с умением рабочих выполнять различные операции и функции. Это обусловило появление в портах комплексных бригад, которые состоят из квалифицированных рабочих, умеющих самостоятельно управлять одной или несколькими машинами и выполнять различные операции по перегрузке груза, застропке и отстропке, сигнализации и т. д. Организация портовых рабочих в постоянные комплексные бригады позволяет добиться слаженности в работе и наиболее правиль­ ного распределения рабочих по рабочим местам с учетом их инди­ видуальных качеств.

Работа комплексных бригад в портах привела к улучшению исполь­ зования оборудования, уменьшению потерь рабочего времени и сни­ жению себестоимости перегрузочных работ. Совмещение профессий в комплексных бригадах повысило содержательность труда портовых рабочих, фактически ликвидировало непопулярную профессию груз­ чика, расширило кругозор рабочего.

Совместная работа и общая материальная заинтересованность в ре­ зультатах труда развивают в рабочих комплексной бригады коллек­ тивизм, организованность, общественную сознательность и коммуни­ стическое отношение к труду.

Как правило, комплексная бригада рассчитана на обслуживание одной технологической линии. Оптимальный состав комплексной бригады определяется структурой и производительностью перегрузоч­ ного процесса, а также условиями его выполнения. При изменении условий выполнения перегрузочного процесса (увеличении дальности премещения груза в трюме, изменении варианта перегрузки и т. д.) потребное число рабочих может изменяться. В этих условиях иногда целесообразно во избежание простоев выделять часть рабочих для вы­

полнения

других работ

(вагонных, внутрискладских, ремонт­

ных и т.

п.).

 

Оперативные комплексные бригады создают из портовых рабочих,

в числе которых находятся

водители погрузчиков, мотористы и т. д.

Они обслуживают различные портальные и плавучие краны, за кото­ рыми закреплены постоянные крановщики.

Во многих случаях целесообразно рабочих комплексных бригад ис­ пользовать только на перегрузочных работах, полностью освободив их от ремонта и обслуживания подъемно-транспортного оборудования и поручив это специальным бригадам. Однако в некоторых случаях из-за неравномерности объема переработки в порту и других причин может оказаться целесообразным часть рабочих комплексных бригад использовать на ремонтных работах, обучив их специальностям ре­ монтников.

В ряде портов положительно зарекомендовала себя организация сквозных смен. При такой организации труда комплексные бригады, диспетчеры, приемосдатчики, ремонтные бригады и другие работни-

180



ки, имеющие отношение к обработке судов и вагонов, работают постоян­ но в одной смене. Сквозные смены позволяют обеспечить большую сла­ женность в работе всей смены, дают возможность организовать социа­ листическое соревнование между сменами и обеспечить выполнение и перевыполнение сменных заданий.

Неотъемлемая часть научной организации труда — создание благо­ приятных в санитарно-гигиеническом, психофизиологическом и эсте­ тическом отношениях условий труда и устранение профессионально­ производственных вредностей. Как показывают исследования, небла­ гоприятные условия производственной среды уменьшают работоспо­ собность и продуктивность труда рабочих на 5—20%, а в некоторых случаях только уменьшение шумности способствует повышению работо­ способности на 12—15%.

Важнейшее значение в улучшении условий труда имеет механиза­ ция и автоматизация тяжелых и опасных операций, на которых наблю­ даются быстрая утомляемость рабочих или случаи травматизма.

Научная организация труда предусматривает разработку рацио­ нальных режимов труда и отдыха на протяжении смен, суток, недели, навигации, года. Для определения оптимального режима труда и от­ дыха исследуют параметры физиологического состояния рабочих (изме­ нение температуры, расход энергии в единицу времени при различных физических нагрузках, состояние чувствительности и т. д.).

На производительность труда значительное влияние оказывает ритм и темп работы. Квалифицированные рабочие умеют правильно распределять действия и движения во времени. Для быстрого овладе­ ния рабочими оптимальным ритмом труда используют средства конт­ роля и программирования. В этом случае рабочий с помощью сигнали­ зации или специальных приборов получает непрерывную информацию о затратах своего времени на выполнение каждого элемента операции и стремится выполнить их в установленное (запрограммированное) время.

В мероприятиях по улучшению организации и обслуживания рабо­ чего места, перегрузочной установки, причала предусматривается пере­ планировка размещения грузов, изготовление необходимого количества грузозахватных устройств и других приспособлений, проектирова­ ние рациональных режимов работы оборудования и т. д.

Мероприятия по улучшению использования рабочей силы разраба­ тываются на основе анализа различных потерь рабочего времени. Они включают составление сменных графиков выполнения работ комплекс­ ными бригадами, выделение транспорта для перевозки рабочих к уда­ ленным местам работы, разработку графиков профилактического ре­ монта оборудования, укрепление трудовой дисциплины и т. д.

Для совершенствования методов и приемов труда проектируют ра­ циональные перегрузочные процессы, составляют инструктивные кар­ ты рационального выполнения различных работ и операций, разра­ батывают план распространения передового опыта (семинары, инструк­ таж и т.д.), предусматривают мероприятия по совершенствованию нор­ мирования и оплаты труда с установлением технически обоснованных норм на выполнение перегрузочных и вспомогательных операций при

181


производстве различных видов работ, совершенствуют систему оплаты труда, осуществляют мероприятия по повышению морального стиму­ лирования труда.

Мероприятия по повышению квалификации включают организацию учебы всех категорий работающих, командирование отдельных работ­ ников или делегаций на передовые предприятия для изучения опыта работы, организацию школ передовых методов труда и т. д.

Научная организация труда должна распространяться не только на рабочих, но и на инженерно-технических работников и служащих.

Все мероприятия разрабатывают с учетом последних достижений науки и практики в СССР и за рубежом. Их поэтапное внедрение долж­ но обеспечить наиболее высокие показатели труда.

При разработке мероприятий должны быть определены сроки, место внедрения и исполнители, а также необходимые затраты и ожидаемая экономическая эффективность от их внедрения (см. гл. XII).

К первоочередным относят мероприятия, позволяющие устранить «узкие» места в производстве, дать наибольший экономический эффект, ликвидировать опасные условия труда и т. д.

Разработанные мероприятия группируют по объектам, срокам проведения и исполнителям. Сгруппированные таким образом меро­ приятия представляют собой планы научной организации труда на причалах, участках и в целом по порту.

Заключительной частью в разработке мероприятий по совершенст­ вованию организации труда является составление плана НОТ порта (пристани), в котором отражаются все разработанные мероприятия, место их внедрения (грузовой район, участок, причал, рабочее место и т. д.), сроки внедрения и исполнители, затраты на внедрение и ожи­ даемая эффективность. В последней графе плана отражается время вы­ полнения мероприятий и фактическая эффективность от внедрения.

С проектом плана НОТ на рабочих местах, причалах, участках (районах) знакомятся все работающие, и в случае необходимости в не­ го вносят изменения и дополнения.

План НОТ порта после согласования с профсоюзной организацией

и утверждения начальником порта становится обязательным для всех исполнителей.

Планы НОТ разрабатываются не только для действующих объектов, но и при проектировании новых и реконструкции существующих пере­ грузочных установок, причалов, участков и т. д. При проектировании новых перегрузочных установок и причалов необходимо предусмат­ ривать безопасность работающих, благоприятные санитарно-гигиени­ ческие условия труда, хороший обзор, простоту и легкость управле­ ния, а также расстановку рабочих, составление инструкционных карт, рациональные методы и приемы труда.

При разработке планов НОТ в порту следует уделить внимание: обеспечению экономически обоснованных резервов рабочей силы для полного использования производительности перегрузочного оборудо­ вания и своевременной обработки судов; эффективному использованию рабочих в период отсутствия транспортных средств и уменьшения объе­ ма работ, вызванного неравномерностью и сезонностью; рациональной

182


организации труда и отдыха, позволяющей обеспечить непрерывность перегрузочных и транспортных процессов; обоснованию оптимальной численности постоянных комплексных бригад и созданию оперативных комплексных бригад; рациональной организации технического обслу­ живания и ремонта перегрузочных машин, сокращающей простой обо­ рудования и рабочих.

3-й этап. Наиболее ответственный и трудоемкий этап в работе по совершенствованию организации труда — внедрение мероприятий НОТ в производство. Эта работа проводится под руководством начальника порта или главного инженера всеми работниками отделов, служб, структурных подразделений порта (пристани), мастерами, нормиров­ щиками, бригадирами и др.

Запланированные мероприятия со всей необходимой документацией и указанием источников финансирования доводят до исполнителей. Для внедрения многих мероприятий в первый период необходимо про­ водить систематический устный и письменный инструктаж (в форме инструктивных и технологических карт, описания рациональных приемов и т. п.) и контролировать функционирование внедренной си­ стемы организации труда. Контролирует выполнение плана НОТ от­ дел труда и заработной платы, лаборатория НОТ или другие ответст­ венные лица. По истечении каждого квартала и года подводят итоги выполнения планов НОТ и подсчитывают годовой экономический эф­ фект. Инженерно-технические работники, бригадиры, рабочие и слу­ жащие, участвующие в разработке и внедрении мероприятий по НОТ , получают вознаграждение, величина которого зависит от фактически полученной экономии благодаря внедрению тех или иных мероприя­ тий.

Для оценки уровня НОТ применяется система условных коэффи­ циентов (показателей), характеризующих отдельные стороны органи­ зации труда. Значение коэффициента принимается от единицы (наивыс­ ший уровень организации) до нуля (при отсутствии мероприятий по НОТ).

Показателями оценки состояния НОТ служат уровни использова­ ния рабочего времени, трудовой дисциплины, условий труда и т. д.

В методических основах количественной оценки уровня организа­ ции труда, разработанных НИИтруда1, рекомендуется следующий по­

рядок расчета этих показателей (коэффициентов).

 

1.

Коэффициент разделения

труда

 

 

 

к р„ -

1 —

,

(39)

 

 

7см п

 

 

где

р — затраты труда на

выполнение рабочими не предусмот­

 

ренной заданием работы в течение смены, чел.-ч;

 

 

Тсм — продолжительность смены,

ч;

 

п— количество рабочих, чел.

1А. Д о б а , В . Ч е р н ы х . Методические основы количественной оценки уровня организации труда, производства и управления на предприятии. «Социа-

листический^труд», 1970, № 8.

183