Файл: Казаков А.П. Технология и организация перегрузочных работ учебник.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.04.2024

Просмотров: 265

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

2. Коэффициент рациональности приемов труда

(^н-р

^П.р) т

(40)

Кп .т

Тем п

 

 

где tn. р и / п р — средние затраты времени на выполнение операции соответственно группой изученных рабочих и пе­ редовыми рабочими, мин;

т — количество операций или объем выполненной рабо­ ты в принятых единицах;

п— количество рабочих в изучаемой группе, чел.

3.Коэффициент организации рабочих мест

 

УтИП

 

(41)

 

К р -м

 

 

N общ

 

 

где Утип — количество рабочих мест,

соответствующих

типовым

 

проектам;

 

 

Nобщ — общее количество рабочих мест.

 

4.

Коэффициент трудовой дисциплины

 

 

К т . д

2 У ц .д

(42)

 

Т п л п 1

 

Тем п .

 

где

У /вн — внутрисменные потери рабочего времени,

вызванные

 

нарушением трудовой дисциплины, по группе рабочих,

 

мин;

 

 

 

2 ^ ц.д — целодневные потери рабочего времени, вызванные нару­

 

шением трудовой дисциплины, дней;

 

 

Т пл — плановый фонд рабочего времени одного рабочего за рас­

 

сматриваемый период, дней;

 

 

гг — число рабочих, охваченных наблюдением, чел.;

 

п±— число рабочих в данном подразделении, чел.

 

5.

Коэффициент нормирования труда

 

 

 

Кн.т = ^ - * н . „ ,

(43)

 

Уоб

 

 

где У0.н — численность рабочих (со сдельной и повременной оплатой труда), труд которых нормируется, чел;

Уоб — общая численность рабочих на участке, чел; Кн.н — коэффициент напряженности норм времени и норм обслу­

живания.

6. Коэффициент условий труда

 

Ку.т = > аха2...ап,

(44)

гдеаг, а2, ап — индекс соответствия фактических условий труда нормативным по показателям (например, освещен­ ности, запыленности, шуму, вибрации и т. д.);

п— количество показателей, характеризующих условия труда, по которым проводятся замеры.

184


Индекс отклонений фактических условий труда от нормативных определяется по формуле

где Уф и Ун — фактическое и нормативное значения показателей

условий труда в соответствующих единицах измере­ ния.

Исходя из специфики отдельных отраслей народного хозяйства, кроме рекомендуемых, могут рассчитываться и другие показатели (коэффициент ритмичных работ, безопасности труда и т. д.).

Общий коэффициент уровня организации труда на предприятии

^о.т рекомендуется определять как среднегеометрическую величину всех показателей:

Уо.. = ЛГКхКгКъ...Кп .

(45)

Применение системы условных коэффициентов позволяет оцени­ вать количественно как отдельные стороны, так и в целом состояние организации труда на участках и в порту. Благодаря этому стали воз­ можными планирование уровня НОТ, организация соревнования за его повышение и стимулирование за лучшие показатели.

Внедрение НОТ позволяет решать как социальные задачи (улучше­ ние условий труда, развитие творческих способностей человека и т. д.), так и экономические (рост производительности труда, снижение себе­ стоимости работ и т. д.).

§ 37. Передовые методы и приемы труда, применяемые на погрузочно-разгрузочных работах. Изучение и обобщение передовых методов труда

Вразвитии технического прогресса, совершенствовании технологии

иорганизации труда в портах большая заслуга принадлежит передо­ викам и новаторам производства, ударникам коммунистического тру­ да.

Значительный вклад в развитие передовых методов труда на по­

грузочно-разгрузочных работах внесли новаторы производства. Передовые крановщики увеличивают производительность кранов

благодаря:

1)тщательной подготовке к работе перед началом смены (ознаком­ ление со сменным заданием, технологией погрузочно-разгрузочных работ и производственными условиями);

2)сокращению времени на подготовительно-заключительные рабо­

ты (заблаговременное опробование механизмов, установка крана на рабочую позицию, подготовка необходимых грузозахватных устройств):

3) увеличению использования грузоподъемности крана в результате применения рациональных грузозахватных устройств, одновременного

185


перемещения двух пакетов (контейнеров), а при перегрузке навалоч­

ных

грузов — повышения степени заполнения грейфера;

в результа

4)

уменьшению продолжительности цикла крана: а)

сокращения пути перемещения груза путем рациональной

установ­

ки крана относительно судна, вагона и склада, позволяющей при использовании максимального вылета стрелы сократить средний угол поворота крана (рис. 133, о); б) совмещения отдельных элементов цик­ ла (подъема и поворота, раскрытия и опорожнения грейфера на ходу и т. д.); 5) соблюдения определенного режима скоростей (равномер­ ное увеличение скорости до максимальной при пуске и равномерное

Рис. 133. Схемы рациональной установки крана при обработ­ ке судна:

а —‘работа крана

при

минималь­

ном

угле поворота; о — работа кра­

на

по круговому

циклу;

в — после­

довательность передвижения крана при обработке открытого судна

гашение скорости при остановке); г) применения автоматических и по­ луавтоматических грузозахватных приспособлений; д) уменьшения раскачивания груза (плавность движений, умелое гашение раскачи­ вания при его возникновении — движение стрелы «вдогонку» за раска­

чиваемым грузом, использование на кранах

успокоителей груза);

е) изменения вылета стрелы в процессе ее

поворота (уменьшение

вылета при разгоне приводит к уменьшению момента инерции стрелы и груза и вызывает более быстрое нарастание скорости поворота, а уве­ личение вылета при торможении увеличивает радиус инерции и вызы­ вает более быстрое уменьшение скорости);

5) согласованности действий крановщика и других рабочих, об­ служивающих кран;

6) работе в отдельных случаях по «круговому циклу», при кото­ ром стрела крана делает на большой скорости оборот на 360°, а грей­ фер раскрывается над складом и опорожняется на ходу (рис. 133, 6). Иногда стрелу поворачивают сначала в одну, а затем в другую сто­ рону, захватывая поочередно груз в носовой и кормовой частях судна. В этом случае угол поворота может быть сокращен до 270—320°. Такой

186


прием некоторые крановщики используют и при загрузке открытых судов — грейфер опорожняется на ходу над судном;

7) рациональной последовательности обработки судов и вагонов — погрузка и разгрузка открытых судов и барж-площадок последователь­ ными прямоугольниками или полосами (по дуге) от борта до борта без изменения вылета стрелы с периодическими передвижками крана вдоль судна (рис. 133, в), освобождение части площади в трюмах для спуска штивующих машин, что позволяет раньше начать штивку и подгребку груза и обеспечить длительную работу крана без снижения производи­ тельности; при обработке вагонов крановщик выгружает 70—75% груза из 1-го вагона (далее в нем производят подгребку), а затем такое же количество из 2-го вагона. В то время, когда во 2-м вагоне подгре­ бают груз, крановщик возвращается к 1-му вагону и выгружает из него еще 20% груза, оставляя в вагоне для окончательной зачистки около 5% груза. Далее крановщик выгружает 75% груза из 3-го вагона и возвращается к выгрузке оставшегося груза из 1-го вагона и 20% гру­ за из 2-го вагона. После этого начинается выгрузка 4-го вагона и за­ чистка груза во 2-м вагоне и т. д. Такой способ позволяет на 10—15% увеличить производительность крана. При недостаточном числе подгребалыциков крановщик до 75% груза выгружает из вагона обычным способом, 20% — с подгребкой повторными захватами и лишь 5% груза оставляет для зачистки.

Рациональные приемы, применяемые рабочими при выполнении ручных операций, зависят от конкретных условий работы и характе­ ра выполняемых операций. Передовые приемы и методы труда порто­ вых рабочих включают тщательную подготовку рабочих мест в судне, на кордоне, в складах и в вагоне; обеспечение каждого исполнителя необходимым фронтом работ, при котором исключаются взаимые по­ мехи при выполнении рабочих движений, подготовку фронта работ на новом месте до окончания работы бригады на предыдущем месте, уста­ новку грузозахватного приспособления при формировании подъемов ниже уровня погружаемого груза (котлованный способ), уплотнение рабочего времени благодаря использованию достаточного количества грузозахватных устройств, что сокращает внутрицикловые простои крана и уменьшает простои грузчиков во время подъема груза.

Для изучения и распространения передовых методов труда исполь­ зуют научные методы технического нормирования.

В первую очередь изучают массовые и трудоемкие процессы, так как внедрение передовых приемов труда на этих работах дает наиболь­ ший производственный эффект.

Разрабатывают новую технологию выполнения перегрузочного процесса и отдельных операций, основанную на работе передовых меха­ низаторов и грузчиков. Осуществляют мероприятия по широкому рас­ пространению новой технологии и передовых приемов труда (органи­ зуют школы передовых методов труда, разрабатывают подробные ука­ зания и др.); принимают меры по усовершенствованию оборудования,

захватных устройств и т. д.

В табл. 5 приведены результаты изучения в Казанском речном пор­ ту передовых приемов работы трех лучших крановщиков на порталь-

187


ном грейферном кране при выгрузке угля из судов на склад. Из табли­ цы видно, что у всех крановщиков различная продолжительность цик­ ла, причем каждый из них выполняет какие-либо операции быстрее других. Отобрав лучшие приемы выполнения отдельных элементов цикла различными крановщиками, проектируют для данных условий рациональный цикл, продолжительность которого составляет 58 сек. При проектировании рационального цикла необходимо не только установить продолжительность его элементов, но и определить, как они должны выполняться. Для изучения передовых приемов труда необхо­ димо использовать киноаппаратуру, позволяющую точно фиксировать и воспроизводить на экране все движения рабочих.

Т а б л и ц а 5

 

 

 

 

 

За т р аты вре чени

 

 

 

 

 

 

на

вь пол неш е

э л е -

П р оектируем ы е

 

Э лементы цикла

крана

 

 

мен тов цшита

у

 

 

 

кран ОВЩИКОЕ ,

сек

за т р а ты , сек

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

I

2

3

 

1 . Захват груза грейфером в трюме

. .

и

6

10

6

2.

Подъем груженого грейфера...............

вылета

8

4

7

4

3.

Поворот, подъем и изменение

25

23

21

21

 

с т р е л ы .....................................................

 

 

 

4. Раскрытие грейфера и высыпание гру-

6

3

5

3

5.

за на склад ..............................................

 

 

грей-

Поворот и опускание порожнего

23

20

17

17

6.

фера и изменение вылета стрелы

. .

Опускание грейфера

в трюм

без сов-

 

 

 

 

 

мещения с поворотом..........................

 

 

10

8

7

7

 

Продолжительность ц и к ла...............

 

 

83

66

67

58

Огромная роль в совершенствовании производства и распростра­ нении достижений новаторов принадлежит социалистическому сорев­ нованию ударников и коллективов коммунистического труда, которые ставят задачу — учиться, работать и жить по-коммунистически, овла­ девать новейшими знаниями и техникой, бороться за высокую произ­ водительность труда.

§ 38. Нормы выработки и оплата труда на погрузочно-разгрузочных работах

Для нормирования труда в портах применяют «Единые комплекс­ ные нормы выработки и времени на погрузочно-разгрузочные работы, выполняемые в речных портах и пристанях», а также местные и ведом­ ственные нормы.

Единые нормы разработаны для определенных организационно­ технических условий (нормаль единых норм), технологических схем, различных классов грузов, типов перегрузочных машин и судов. На

188