Файл: Казаков А.П. Технология и организация перегрузочных работ учебник.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.04.2024

Просмотров: 267

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

работы, не предусмотренные нормами и выполняемые в других усло­

виях, установлены дополнительные нормы времени и поправочные коэф­ фициенты.

Едиными нормами охвачены все виды перегрузочных работ, выпол­ няемые в речных портах в навигационный период (в том числе вагон­ ные, автотранспортные и складские работы).

Единые нормы для всех грузов (кроме навалочных) устанавливают: а) общее сменное задание (комплексную норму выработки) в тоннах для всех рабочих комплексной бригады, обслуживающих механизи­ рованную линию; б) комплексную норму времени на перегрузку одной тонны груза в человеко-часах; в) общее число рабочих в комплексной бригаде; г) нормы времени для крановщика в машино-часах на тонну; д) норму времени для грузчиков в человеко-часах на тонну; е) коли­ чество машин внутрипортового транспорта.

При перегрузке конвейерами нормы устанавливаются по классам грузов без разделения по типам судов.

Для лесных грузов установлены отдельные нормы при перегрузке их стропами и грейферами.

Для навалочных грузов, перегружаемых кранами, нормы рассчита­ ны в зависимости от емкости грейфера, группы крана, класса груза» типа судна и технологической схемы; при этом норма указана отдельно для каждого периода разгрузки (слоя груза) и в среднем по судну. В этих нормах приведены: комплексная норма выработки бригады в тоннах за смену; комплексная норма времени в человеко-часах на 100 т; норма времени для крана в машино-часах на 100 т; общее число рабочих для каждого периода и среднее за все время погрузки-раз­ грузки.

В единых нормах все грузы разделены на категории: в мешках, ку­ лях и бумажных пакетах; в кипах и тюках; катно-бочковые; в ящиках и без упаковки; тяжеловесные; металлы и металлические изделия; лесные, навалочные. В зависимости от трудоемкости каждая из этих категорий делится на отдельные классы, для которых установлены нормы выработки и времени.

В основу классификации штучных грузов положены погрузочный объем, вес одного места, особые свойства груза и одинаковая трудо­ емкость перегрузки, хотя последний принцип и не во всех случаях удалось выдержать.

Класс навалочных грузов в основном определяется их родом, по­ грузочным объемом, крупностью частиц и сыпучестью: зерно тяжело­ весное, зерно легковесное, соль зерновая, соль мелкокристаллическая, уголь каменный мелкий, уголь каменный крупный и т. д.

Единые нормы разработаны для перегрузки грузов кранами, тран­ шейно-бункерными установками, пневматическими и норийными уста­ новками (для зерна).

При установлении норм все краны разделены на пять групп в зави­ симости от типа стрелового устройства и скорости механизмов подъ­

ема и поворота.

Для навалочных грузов нормы установлены в зависимости не толь­ ко от группы кранов, но также от емкости грейфера и слоя груза,

189


при этом за основные приняты грейферы емкостью 1,0; 1,5; 2,5; 3,0; 4,0; 5,0; 6,0 м3. Для грейферов другой емкости комплексную норму выработки рассчитывают интерполированием.

Нормы перегрузки лесных грузов установлены для грейферов емкостью до 3 т и от 3 до 5 т.

При перегрузке всех грузов, кроме навалочных, нормы установле­ ны отдельно для I — II и III—IV групп кранов.

Все суда в нормах разделены на четыре типа: площадки (палубы судов), открытые, полуоткрытые и закрытые. Отнесение судов к тому или иному типу устанавливается приказом по пароходству в зависи­ мости от размеров грузовых люков и наибольшей длины подпалубного пространства.

Единые нормы выработки и времени установлены для контрольных технологических схем перегрузки грузов («трюм закрытый — крансклад или обратно», «трюм открытый — кран — вагон или обратно», «палуба площадки — кран — склад или обратно», «трюм полуоткры­ тый — кран — бункер — вагон» и др.).

В Единых нормах указан состав работ, которые выполняются в каждой операции перегрузочного процесса. Кроме основных и вспомо­ гательных работ (подкатка и откатка вагонов на расстояние до 15 м, открывание и закрывание дверей и люков вагонов, крепление и раскреп­ ление грузов, подноска инструмента и инветаря на расстояние до 50 м, а также порожних поддонов в пределах фронта работ, перемещение груза внутри вагонов и др.), в них учтено время на отдых и выполнение подготовительно-заключительных работ, но не учтены работы, связан­ ные с переводом судов с причала на причал, с подъемом и спуском кра­ ном трюмных машин и некоторые другие.

При перегрузке смерзшихся и слежавшихся грузов норма времени увеличивается в зависимости от количества (в процентах) смерзшегося и слежавшегося груза в общем объеме перегрузки.

Для нормирования перегрузочных работ, не связанных с погрузкой и разгрузкой судов, во всех организациях, кроме речных и морских портов, применяют «Единые нормы выработки и времени на вагонные, автотранспортные и складские погрузочно-разгрузочные работы». Они также разработаны для различных технологических схем в зави­ симости от категории грузов, типов перегрузочных машин и особен­ ностей подвижного железнодорожного состава. В них указан состав работ, который выполняется при перегрузке груза по той или иной тех­ нологической схеме.

Применение единых норм выработки и норм времени на вагонные, автотранспортные и складские погрузочно-разгрузочные работы всеми предприятиями и организациями, выполняющими эти работы, является обязательным.

В Сборник ведомственных норм МРФ входят нормы выработки и времени на погрузочно-разгрузочные работы, для грузов, перегру­ зочных машин и технологических схем, не вошедших в Сборник еди­ ных норм. Они обязательны к применению в портах и на пристанях МРФ.

190



На погрузочно-разгрузочные работы, на которые не могут быть рас­ пространены Единые и ведомственные нормы, портами разрабатывают­ ся местные нормы, учитывающие более точно особенности груза, пере­ грузочного оборудования и местные условия работы.

Местные нормы разрабатывают при применении новых специальных машин и приспособлений, совершенствовании технологии и органи­ зации работ, позволяющих обеспечить более высокую производитель­ ность труда по сравнению с Едиными нормами. Принципы разработки местных и Единых норм на погрузочно-разгрузочные работы в основном одинаковы.

Оплата труда портовых рабочих основывается на тарифной системе. Она включает тарифные ставки, выражающие в денежной форме размер оплаты труда различных рабочих в единицу рабочего времени (час, смену, месяц); тарифные сетки, служащие для дифференциации опла­ ты труда рабочих в зависимости от сложности выполняемых ими ра­ бот и представляющие совокупность тарифных (квалификационных) разрядов; тарифно-квалификационные справочники, определяющие объем профессиональных знаний и трудовых навыков, которыми дол­ жен обладать работник определенного разряда и профессии; районные коэффициенты, учитывающие повышение заработной платы при работе в районах Севера, Сибири и Дальнего Востока.

Основной системой оплаты труда на перегрузочных работах в реч­ ных портах является сдельно-премиальная. Труд всех рабочих ком­ плексных бригад, портовых рабочих и механизаторов оплачивается по часовым тарифным ставкам (приказ министра речного флота^№ 162 от 19 октября 1973 г,). В отдельных случаях по решению начальни­ ка порта, согласованному с профсоюзными органами, применяются ак­ кордная и аккордно-премиальная системы оплаты труда, при которых размер оплаты устанавливается на заранее обусловленный комплекс работ (за обработку судна, вагона и т. п.).

На работах, где невозможно или нецелесообразно установить нор­ мы выработки и сдельную оплату труда, применяют повременную. Повременная оплата может быть почасовой, посменной и в виде месяч­ ной ставки.

 

Сдельная заработная плата комплексной бригады

 

З э.п = 0,012

руб.,

(46)

где

С — расценки за переработку одной тонны груза, коп/т;

 

G — количество перегруженного груза за

определенный период

 

времени;

 

 

 

i — признак варианта и рода груза.

 

 

 

Расценка определяется по формуле

 

 

 

С = ат.чГвр коп./т,

(47)

где

ат ч — тарифная часовая ставка оплаты труда портового рабоче­

 

го, коп./чел. -ч;

по

единым комплексным

 

Твр — комплексная норма времени

нормам выработки или местным, чел.-ч/т.

191


Кроме основной заработной платы, рабочие, занятые на погрузочноразгрузочных работах, получают доплату за классность, за работу в сверхурочные часы и в ночное время, за время простоя не по вине рабочих.

Показатели и условия премирования работников портов, занятых на погрузочно-разгрузочных работах, а также размеры премий разра­ батывают и устанавливают порты.

Портовые рабочие могут премироваться из фондов заработной пла­ ты и материального поощрения. Для инженерно-технических работ­ ников источником премирования служит только фонд материального поощрения.

Сдельная заработная плата портовым рабочим рассчитывается на основе наряда-задания, который заполняется в одном экземпляре и вы­ дается бригадиру до начала работ. Бригадир записывает на обороте на­ ряда фамилии и инициалы участников работы и время, фактически за­ траченное на выполнение задания. Подписанный приемо-сдатчиком наряд сдается для нормирования и таксировки (определяется класс груза, комплексная норма времени, процент выполнения этой нормы, различные доплаты). Доплата за классность, за работу в районах Се­ вера, Сибири и Дальнего Востока и премии начисляются раз в месяц.

В крупных портах применяется механизированная обработка на­ рядов. Для этого используются специальные бланки нарядов, в кото­ рых различным сведениям присвоены свои шифры.

§ 39. Охрана труда на погрузочно-разгрузочных работах

На предприятиях применительно к конкретным видам работ разра­ ботаны правила и инструкции по технике безопасности и производст­ венной санитарии, в основу которых положены законы и постановления по вопросам охраны труда, разработанные правительством и профсоюз­ ными органами.

Безопасное производство перегрузочных работ в речных портах регламентируется «Правилами техники безопасности и производствен­ ной санитарии на погрузочно-разгрузочных работах в портах и на при­ станях Министерства речного флота».

К выполнению погрузочно-разгрузочных работ и обслуживанию пе­ регрузочных машин в речных портах допускаются лица, достигшие 18летнего возраста и признанные врачебной комиссией годными для дан­ ной работы. Женщины могут использоваться только на перегрузке массовых навалочных грузов с применением средств механизации.

Одному рабочему разрешается снимать и поднимать груз весом не более 50 кг. Если груз подается на спину или плечо другими рабочими, разрешается переносить до 80 кг. Тяжелые грузы следует перемещать с помощью машин и специальных приспособлений.

Погрузочно-разгрузочные работы должны выполняться под руковод­ ством мастеров, заведующих складов, бригадиров, которые расстав­ ляют рабочих согласно утвержденной технологии.

192