Файл: Казаков А.П. Технология и организация перегрузочных работ учебник.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.04.2024
Просмотров: 271
Скачиваний: 2
При загрузке или разгрузке судна силами судового экипажа ответ ственность за безопасные условия труда возлагается на капитана (шки пера) судна.
Перед началом работы руководитель обязан проверить исправность перегрузочного оборудования, вспомогательных устройств, инвента ря, наличие соответствующей спецодежды, индивидуальных средств защиты, рабочие места и проинструктировать рабочих о безопасных приемах работы.
Территория, на которой выполняются перегрузочные работы, долж на соответствовать условиям безопасного выполнения всех операций. Необходимо, чтобы площади, на которых складируются грузы и по которым перемещаются машины безрельсового транспорта, имели хо рошее покрытие. Рабочее место следует оборудовать надлежащим ос вещением.
Лицам, не имеющим прямого отношения к производственной рабо те, запрещается находиться в зоне производства погрузочно-разгрузоч ных работ.
Не допускается перемещение грузов над судовыми надстройками и береговыми зданиями.
Большое значение для безопасности работы имеет исправное состоя ние перегрузочных машин. Устройство и безопасная эксплуатация бе реговых кранов должны соответствовать Правилам Госгортехнадзора
СССР, а плавучих —• Правилам Речного Регистра. В соответствии с Правилами Госгортехнадзора и Регистра Министерством речного фло та РСФСР разработаны «Правила технической эксплуатации и ремонта портовых перегрузочных машин», которые определяют уход, техничес кий надзор и ремонт машин.
Выполнение этих правил обязательно для всех работников портов (пристаней), эксплуатирующих, обслуживающих и ремонтирующих перегрузочные машины.
Для каждого типа перегрузочных машин в порту разрабатывают подробные рабочие инструкции, которые содержат правила управле ния, ухода, эксплуатации и основные указания по технике безопас ности при работе на машине.
Надзор и контроль за исправностью и эксплуатацией портовых кранов осуществляют органы Регистра. Все краны (за исключением кранов с ручным приводом, мостовых и консольно-поворотных, уп равляемых с пола, деррик-кранов грузоподъемностью менее 1 т и неко торых других) подлежат до начала эксплуатации регистрации в орга нах Регистра и периодическим техническим освидетельствованиям ад министрацией порта.
Грузозахватные устройства (канаты, цепи, грейферы, ковши, пло щадки, сетки и др.) должны полностью соответствовать вышеуказан ным Правилам; после изготовления и ремонта они подлежат техничес кому освидетельствованию. Кроме того, их периодически осматривают
и в процессе эксплуатации.
За состояние охраны труда и техники безопасности в порту несет ответственность главный инженер. В крупных портах имеется замести тель главного инженера по технике безопасности, на участках — инже
7 А . П . К азаков |
193 |
неры, на которых возлагаются: организация обучения рабочих без опасным методам труда; систематическая проверка в звеньях порта выполнения законодательных норм, правил и мероприятий по охране труда; участие в расследовании случаев производственного травматиз ма; разработка мероприятий по улучшению условий труда и др.
Г л а в а X
ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС РАБОТЫ ПОРТА
§ 40. Содержание и значение технологического процесса работы порта
Важнейшее средство организации рациональной обработки судов в порту — технологический процесс работы порта, которым устанав ливаются и взаимоувязываются содержание, продолжительность, место, время и порядок выполнения всех последовательных и совмещенных операций по обработке и обслуживанию транспортных средств в порту с момента их прибытия до момента отправления в рейс, предусматри вается порядок использования технических средств и рабочей силы и назначаются ответственные за своевременное и качественное произ водство каждой операции.
Цель составления технологического процесса — обеспечить свое временную и досрочную обработку судов в порту, рациональное ис пользование технических средств и пропускной способности отдельных производственных подразделений порта, безопасность грузовых работ, выполнение заданий по росту производительности труда и снижению себестоимости.
При разработке технологического процесса работы порта предусмат ривается применение передовых методов труда и новейших достижений техники.
В последнее время в крупных портах создаются технолого-норма
тивные бюро (отделы), |
возглавляемые начальником, подчиняющим |
ся начальнику порта. |
На эти бюро (отделы) возлагаются: разработка |
и внедрение оптимальных технологических процессов, обеспечиваю щих комплексную механизацию и автоматизацию перегрузочных работ, повышающих производительность труда и максимально со кращающих время обработки судов и вагонов в порту; изучение, обобщение и распространение прогрессивных форм организации тру да; внедрение передовых методов перегрузки грузов (пакетизации и контейнеризации грузов, механизации внутритрюмных, внутривагонных и зачистных работ и т. д.); согласование технических заданий на проектирование новых машин, захватных приспособлений и другого перегрузочного оборудования^; участие и разработка организационно технических мероприятий по повышению пропускной способности при
194
чалов и оптимального режима работы порта; контроль за выполнением утвержденной технологии обработки судов и вагонов и технических условий загрузки транспортных средств; анализ действующей техно логии и ее совершенствование.
Начальник технолого-нормативного бюро и технологи имеют пра во приостанавливать грузовые работы в случае нарушения утверж денной технологии, а также правил и инструкций по технике безо пасности. Их указания может отменить только начальник порта.
Исходными данными для составления технологического процесса являются: план переработки грузов; задание по приему и отправлению судов и составов, в котором указываются типы судов, их грузоподъем ность, загрузка, род груза, направление движения, время отправления и прибытия по графику; задание по сокращению норм обработки судов; плановые нормы выработки портовых рабочих; пропускная способность причалов; передовой опыт новаторов производства и технологические нормативы по обслуживанию судов.
Основная документация технологического процесса работы порта: а) техническо-распорядительный акт; б) технологические карты по грузки-разгрузки судов и вагонов; в) технологические процессы (ти повые циклы) полной обработки судов и г) график обработки судов.
Кроме того, разрабатывается план организационно-технических мероприятий по обеспечению выполнения технологического процесса работы порта.
Техническо-распорядительный акт определяет производственное назначение и порядок использования технических средств порта и клиентуры. В нем указывают перечень и специализацию причалов
ирейдов; их техническую вооруженность и пропускную способность; лиц, ответственных за организацию работы на каждом объекте; рей довые и вспомогательные суда, обслуживающие каждый причал и рейд.
Какту прилагается схема диспетчерского руководства работой порта
исхема расположения причалов и рейдов.
Техническо-распорядительный акт
|
Наименование |
Кому |
№ по гене |
Назначение |
Период |
Длина |
С |
рейдов, |
ральному |
и специали |
причала и |
||
участков |
принадлежат |
плану |
зация |
использова |
глубина на |
|
и? |
и причалов |
причалы |
порта |
причала |
ния |
подходе |
|
|
|
|
|
у причала |
|
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
|
|
|
|
Продолжение |
Техническая |
Пропускная способность |
Кто отвечает |
Какими рейдо |
|
|
|
|||
Единица |
|
за организацию |
выми и вспомо |
|
вооруженность |
Количество |
работы данного |
гательными суда |
|
причала |
измерения |
объекта |
ми обслуживается |
|
8 |
9 |
10 |
а |
12 |
7* |
195 |
Грузовые участки, причалы и рейды специализируют в соответствии с плановым грузооборотом и технической вооруженностью причалов (типом и количеством перегрузочных машин, емкостью и специализа цией складов, наличием подъездных путей и перегрузочных фронтов и т. д.).
Технологические карты перегрузки грузов рассматриваются в § 41. Технологические процессы (типовые циклы) полной обработки судов устанавливают рациональную последовательность и совмещение вы полнения всех операций (как по погрузке-разгрузке, так и по комплек сному обслуживанию судов) и нормы времени на каждую из них с мо мента прибытия судна в порт по момент отправления в рейс. В них ука зываются лица, ответственные за своевременное и качественное вы
полнение каждой операции.
Технологический процесс полной обработки судов разрабатывают отдельно для буксирного, самоходного, несамоходного и пассажирского флота и для каждого типового судна и рода груза с учетом конкретных условий работы.
При их разработке стремятся не только к сокращению продолжи тельности выполнения каждой операции, но и к максимальному их совмещению по времени (например, технический осмотр, оформление документов, снабжение — с погрузкой или разгрузкой и т. д.).
Состав и содержание операций технологического процесса полной обработки судна зависят от многих факторов: типа судна, варианта обработки, оборудования причала и т. д.
Так, например, при обработке несамоходных судов в порту выпол няют следующие операции: расчалка состава на рейде; осмотр судов капитаном рейда и выявление потребности в снабжении; получение су довых документов и указания о месте постановки судна под выгрузку; постановка судна к причалу; выгрузка груза; снабжение судна; техни ческий осмотр и профилактический ремонт судна; осмотр судна после
выгрузки; оформление провозных документов; |
отвод судна на рейд |
формирования; ожидание накопления состава |
и тяги; отправление |
в рейс. |
|
При разгрузке и последующей загрузке судна в порту выполняется ряд дополнительных операций, которые предусматриваются техноло гическим процессом полной обработки судна.
При обработке в порту несамоходных судов, работающих без команд, функции шкипера (наблюдение за соблюдением правил по грузки и выгрузки, оформление документов и т. д.) выполняет спе циальная бригада обслуживания, представитель которой принимает судно на рейде и по окончании обработки сдает его капитану толкача вместе с документами.
В некоторых случаях принимает судно и передает его капитану тол кача капитан рейда.
Началом грузовой обработки судна в порту считается окончание его швартовки к причалу, а окончанием — отход от причала.
Нормы времени на выполнение отдельных операций типового цикла обработки судна устанавливают расчетом и на основе хронометражных данных.
196
Продолжительность грузовой обработки судна определяют по тех нологической карте, а время на перестановку судов — по нормативам
работы рейдовых толкачей (буксиров) и расстоянию между рейдами и причалами.
Полное время обработки судна по каждому технологическому про цессу увязывают с прибытием и отправлением судов и составов по гра фику движения. При одном причале для данного вида флота необходи мо, чтобы время обработки судна у причала было меньше или равно интервалу прибытия судов в порт по графику движения.
№Н а и м е н о в а н и е
п/п |
о п е р а ц и й |
|
1 |
Ш варт овка у п р и ч а л а |
|
2 |
Вручение д о ку м е н т о в |
|
3 |
Осмотр с уд н а |
|
4 |
Р ем о нт м е х а н и зм о в |
|
с у д н а |
||
|
||
5 |
С н а б ж е н и е с у д н а и |
|
э к и п а ж а |
||
|
||
6 |
В ы г р у з к а с уд н а |
|
|
О ф орм ление д о к у м е н |
7 т о в на в ы г р у ж е н н ы й
|
г р у з |
|
8 |
О т ш в а р т о в ка и о т |
|
п р а в л е н и е в р е й с |
||
|
З а т р а т ь / врем ени в м и н
15
10
20
240
120
480
60
20
В рем я |
в ч а с а х |
О т ве т с т в е н н ы е |
|
|
|
за в ы п о л н е н и е |
|
1 г 3 4 |
6 7 8 9 10 |
о п е р а ц и и ' |
|
|
В ахт е н ны й |
н а ч а л ь |
|
|
|
н и к , н а ч а л ь н и к |
|
|
ч |
п р и ч а л а |
|
|
2-й ш т у р м а н , н ача л ь |
||
|
|
н и к п р и ч а л а |
|
т |
|
М е х а н и к |
суд н а |
Н а ч а л ь н и к р е м о н т н о й Б а зы
к а п и т а н , н а ч а л ь н и к Б а зы с н а б ж е н и я
2-й ш т у р м а н , н а ч а л ь н и к п р и ч а л а
2-й ш т у р м а н ,н а ч а л ь н и к п р и ч а л а
В а х т е н н ы й н а ч а л ь
-н и к , н а ч а л ь н и к
пр и ч а л а
Рис. 134. Технологический процесс (типовой цикл) полной обработки грузового теплохода
Пример технологического процесса полной обработки грузового теп лохода показан на рис. 134.
График обработки судов взаимоувязывает обработку портом всех судов и составляется в соответствии с технологическими процессами полной обработки. При большом судообороте могут составляться отдельные графики для пассажирских самоходных и несамоходных судов.
График обработки судов представляет собой сетку, на которой ука заны часы суток и все причалы и рейды (рис. 135) и условными линиями (нитками) нанесены нормативы времени нахождения судов на причалах и рейдах согласно технологическим процессам полной обработки су дов. При этом пользуются едиными условными обозначениями: опера-
197