Файл: Казаков А.П. Технология и организация перегрузочных работ учебник.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.04.2024

Просмотров: 271

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

При загрузке или разгрузке судна силами судового экипажа ответ­ ственность за безопасные условия труда возлагается на капитана (шки­ пера) судна.

Перед началом работы руководитель обязан проверить исправность перегрузочного оборудования, вспомогательных устройств, инвента­ ря, наличие соответствующей спецодежды, индивидуальных средств защиты, рабочие места и проинструктировать рабочих о безопасных приемах работы.

Территория, на которой выполняются перегрузочные работы, долж­ на соответствовать условиям безопасного выполнения всех операций. Необходимо, чтобы площади, на которых складируются грузы и по которым перемещаются машины безрельсового транспорта, имели хо­ рошее покрытие. Рабочее место следует оборудовать надлежащим ос­ вещением.

Лицам, не имеющим прямого отношения к производственной рабо­ те, запрещается находиться в зоне производства погрузочно-разгрузоч­ ных работ.

Не допускается перемещение грузов над судовыми надстройками и береговыми зданиями.

Большое значение для безопасности работы имеет исправное состоя­ ние перегрузочных машин. Устройство и безопасная эксплуатация бе­ реговых кранов должны соответствовать Правилам Госгортехнадзора

СССР, а плавучих —• Правилам Речного Регистра. В соответствии с Правилами Госгортехнадзора и Регистра Министерством речного фло­ та РСФСР разработаны «Правила технической эксплуатации и ремонта портовых перегрузочных машин», которые определяют уход, техничес­ кий надзор и ремонт машин.

Выполнение этих правил обязательно для всех работников портов (пристаней), эксплуатирующих, обслуживающих и ремонтирующих перегрузочные машины.

Для каждого типа перегрузочных машин в порту разрабатывают подробные рабочие инструкции, которые содержат правила управле­ ния, ухода, эксплуатации и основные указания по технике безопас­ ности при работе на машине.

Надзор и контроль за исправностью и эксплуатацией портовых кранов осуществляют органы Регистра. Все краны (за исключением кранов с ручным приводом, мостовых и консольно-поворотных, уп­ равляемых с пола, деррик-кранов грузоподъемностью менее 1 т и неко­ торых других) подлежат до начала эксплуатации регистрации в орга­ нах Регистра и периодическим техническим освидетельствованиям ад­ министрацией порта.

Грузозахватные устройства (канаты, цепи, грейферы, ковши, пло­ щадки, сетки и др.) должны полностью соответствовать вышеуказан­ ным Правилам; после изготовления и ремонта они подлежат техничес­ кому освидетельствованию. Кроме того, их периодически осматривают

и в процессе эксплуатации.

За состояние охраны труда и техники безопасности в порту несет ответственность главный инженер. В крупных портах имеется замести­ тель главного инженера по технике безопасности, на участках — инже­

7 А . П . К азаков

193


неры, на которых возлагаются: организация обучения рабочих без­ опасным методам труда; систематическая проверка в звеньях порта выполнения законодательных норм, правил и мероприятий по охране труда; участие в расследовании случаев производственного травматиз­ ма; разработка мероприятий по улучшению условий труда и др.

Г л а в а X

ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС РАБОТЫ ПОРТА

§ 40. Содержание и значение технологического процесса работы порта

Важнейшее средство организации рациональной обработки судов в порту — технологический процесс работы порта, которым устанав­ ливаются и взаимоувязываются содержание, продолжительность, место, время и порядок выполнения всех последовательных и совмещенных операций по обработке и обслуживанию транспортных средств в порту с момента их прибытия до момента отправления в рейс, предусматри­ вается порядок использования технических средств и рабочей силы и назначаются ответственные за своевременное и качественное произ­ водство каждой операции.

Цель составления технологического процесса — обеспечить свое­ временную и досрочную обработку судов в порту, рациональное ис­ пользование технических средств и пропускной способности отдельных производственных подразделений порта, безопасность грузовых работ, выполнение заданий по росту производительности труда и снижению себестоимости.

При разработке технологического процесса работы порта предусмат­ ривается применение передовых методов труда и новейших достижений техники.

В последнее время в крупных портах создаются технолого-норма­

тивные бюро (отделы),

возглавляемые начальником, подчиняющим­

ся начальнику порта.

На эти бюро (отделы) возлагаются: разработка

и внедрение оптимальных технологических процессов, обеспечиваю­ щих комплексную механизацию и автоматизацию перегрузочных работ, повышающих производительность труда и максимально со­ кращающих время обработки судов и вагонов в порту; изучение, обобщение и распространение прогрессивных форм организации тру­ да; внедрение передовых методов перегрузки грузов (пакетизации и контейнеризации грузов, механизации внутритрюмных, внутривагонных и зачистных работ и т. д.); согласование технических заданий на проектирование новых машин, захватных приспособлений и другого перегрузочного оборудования^; участие и разработка организационно­ технических мероприятий по повышению пропускной способности при­

194


чалов и оптимального режима работы порта; контроль за выполнением утвержденной технологии обработки судов и вагонов и технических условий загрузки транспортных средств; анализ действующей техно­ логии и ее совершенствование.

Начальник технолого-нормативного бюро и технологи имеют пра­ во приостанавливать грузовые работы в случае нарушения утверж­ денной технологии, а также правил и инструкций по технике безо­ пасности. Их указания может отменить только начальник порта.

Исходными данными для составления технологического процесса являются: план переработки грузов; задание по приему и отправлению судов и составов, в котором указываются типы судов, их грузоподъем­ ность, загрузка, род груза, направление движения, время отправления и прибытия по графику; задание по сокращению норм обработки судов; плановые нормы выработки портовых рабочих; пропускная способность причалов; передовой опыт новаторов производства и технологические нормативы по обслуживанию судов.

Основная документация технологического процесса работы порта: а) техническо-распорядительный акт; б) технологические карты по­ грузки-разгрузки судов и вагонов; в) технологические процессы (ти­ повые циклы) полной обработки судов и г) график обработки судов.

Кроме того, разрабатывается план организационно-технических мероприятий по обеспечению выполнения технологического процесса работы порта.

Техническо-распорядительный акт определяет производственное назначение и порядок использования технических средств порта и клиентуры. В нем указывают перечень и специализацию причалов

ирейдов; их техническую вооруженность и пропускную способность; лиц, ответственных за организацию работы на каждом объекте; рей­ довые и вспомогательные суда, обслуживающие каждый причал и рейд.

Какту прилагается схема диспетчерского руководства работой порта

исхема расположения причалов и рейдов.

Техническо-распорядительный акт

 

Наименование

Кому

№ по гене­

Назначение

Период

Длина

С

рейдов,

ральному

и специали­

причала и

участков

принадлежат

плану

зация

использова­

глубина на

и?

и причалов

причалы

порта

причала

ния

подходе

 

 

 

 

 

у причала

1

2

3

4

5

6

7

 

 

 

 

Продолжение

Техническая

Пропускная способность

Кто отвечает

Какими рейдо­

 

 

Единица

 

за организацию

выми и вспомо­

вооруженность

Количество

работы данного

гательными суда­

причала

измерения

объекта

ми обслуживается

8

9

10

а

12

7*

195


Грузовые участки, причалы и рейды специализируют в соответствии с плановым грузооборотом и технической вооруженностью причалов (типом и количеством перегрузочных машин, емкостью и специализа­ цией складов, наличием подъездных путей и перегрузочных фронтов и т. д.).

Технологические карты перегрузки грузов рассматриваются в § 41. Технологические процессы (типовые циклы) полной обработки судов устанавливают рациональную последовательность и совмещение вы­ полнения всех операций (как по погрузке-разгрузке, так и по комплек­ сному обслуживанию судов) и нормы времени на каждую из них с мо­ мента прибытия судна в порт по момент отправления в рейс. В них ука­ зываются лица, ответственные за своевременное и качественное вы­

полнение каждой операции.

Технологический процесс полной обработки судов разрабатывают отдельно для буксирного, самоходного, несамоходного и пассажирского флота и для каждого типового судна и рода груза с учетом конкретных условий работы.

При их разработке стремятся не только к сокращению продолжи­ тельности выполнения каждой операции, но и к максимальному их совмещению по времени (например, технический осмотр, оформление документов, снабжение — с погрузкой или разгрузкой и т. д.).

Состав и содержание операций технологического процесса полной обработки судна зависят от многих факторов: типа судна, варианта обработки, оборудования причала и т. д.

Так, например, при обработке несамоходных судов в порту выпол­ няют следующие операции: расчалка состава на рейде; осмотр судов капитаном рейда и выявление потребности в снабжении; получение су­ довых документов и указания о месте постановки судна под выгрузку; постановка судна к причалу; выгрузка груза; снабжение судна; техни­ ческий осмотр и профилактический ремонт судна; осмотр судна после

выгрузки; оформление провозных документов;

отвод судна на рейд

формирования; ожидание накопления состава

и тяги; отправление

в рейс.

 

При разгрузке и последующей загрузке судна в порту выполняется ряд дополнительных операций, которые предусматриваются техноло­ гическим процессом полной обработки судна.

При обработке в порту несамоходных судов, работающих без команд, функции шкипера (наблюдение за соблюдением правил по­ грузки и выгрузки, оформление документов и т. д.) выполняет спе­ циальная бригада обслуживания, представитель которой принимает судно на рейде и по окончании обработки сдает его капитану толкача вместе с документами.

В некоторых случаях принимает судно и передает его капитану тол­ кача капитан рейда.

Началом грузовой обработки судна в порту считается окончание его швартовки к причалу, а окончанием — отход от причала.

Нормы времени на выполнение отдельных операций типового цикла обработки судна устанавливают расчетом и на основе хронометражных данных.

196


Продолжительность грузовой обработки судна определяют по тех­ нологической карте, а время на перестановку судов — по нормативам

работы рейдовых толкачей (буксиров) и расстоянию между рейдами и причалами.

Полное время обработки судна по каждому технологическому про­ цессу увязывают с прибытием и отправлением судов и составов по гра­ фику движения. При одном причале для данного вида флота необходи­ мо, чтобы время обработки судна у причала было меньше или равно интервалу прибытия судов в порт по графику движения.

Н а и м е н о в а н и е

п/п

о п е р а ц и й

1

Ш варт овка у п р и ч а л а

2

Вручение д о ку м е н т о в

3

Осмотр с уд н а

4

Р ем о нт м е х а н и зм о в

с у д н а

 

5

С н а б ж е н и е с у д н а и

э к и п а ж а

 

6

В ы г р у з к а с уд н а

 

О ф орм ление д о к у м е н ­

7 т о в на в ы г р у ж е н н ы й

 

г р у з

8

О т ш в а р т о в ка и о т ­

п р а в л е н и е в р е й с

 

З а т р а т ь / врем ени в м и н

15

10

20

240

120

480

60

20

В рем я

в ч а с а х

О т ве т с т в е н н ы е

 

 

за в ы п о л н е н и е

1 г 3 4

6 7 8 9 10

о п е р а ц и и '

 

В ахт е н ны й

н а ч а л ь ­

 

 

н и к , н а ч а л ь н и к

 

ч

п р и ч а л а

 

2-й ш т у р м а н , н ача л ь­

 

 

н и к п р и ч а л а

т

 

М е х а н и к

суд н а

Н а ч а л ь н и к р е м о н т ­ н о й Б а зы

к а п и т а н , н а ч а л ь н и к Б а зы с н а б ж е н и я

2-й ш т у р м а н , н а ч а л ь ­ н и к п р и ч а л а

2-й ш т у р м а н ,н а ч а л ь ­ н и к п р и ч а л а

В а х т е н н ы й н а ч а л ь ­

-н и к , н а ч а л ь н и к

пр и ч а л а

Рис. 134. Технологический процесс (типовой цикл) полной обработки грузового теплохода

Пример технологического процесса полной обработки грузового теп­ лохода показан на рис. 134.

График обработки судов взаимоувязывает обработку портом всех судов и составляется в соответствии с технологическими процессами полной обработки. При большом судообороте могут составляться отдельные графики для пассажирских самоходных и несамоходных судов.

График обработки судов представляет собой сетку, на которой ука­ заны часы суток и все причалы и рейды (рис. 135) и условными линиями (нитками) нанесены нормативы времени нахождения судов на причалах и рейдах согласно технологическим процессам полной обработки су­ дов. При этом пользуются едиными условными обозначениями: опера-

197