Файл: Казаков А.П. Технология и организация перегрузочных работ учебник.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.04.2024

Просмотров: 270

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

диис грузо-пассажирскими судами обозначают красными, с буксирны­ ми и самоходными — синими и с несамоходными — черными линиями.

В диспетчерской порта ведется график исполненной обработки су­ дов. На этом графике линии обработки судов наносят теми же цветами,

Наименование

 

 

 

 

 

 

Ч а с ы

 

 

 

 

 

 

 

 

р е й д о в и п р и ч а л о в

19 2021 222329

> 2

3

9 5

6

7

8

9

101112 13 П

15 16 п

Hum н и граф ика

т

р

 

 

 

Я

<)

 

 

Г

 

К З

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

д в и ж ен и я суд ов

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Р е й д п р и б ы т и я

 

(/ж

 

 

1

 

 

 

 

 

X

2)

 

 

 

 

 

с Л у-

 

 

 

 

 

 

QуЛ д -

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

-X

1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

|\

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Л е с н о й п р и ч а л

 

 

 

 

в --(j

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

С'У~б\г

й

 

 

>

в -

в

в

 

7)

 

 

Х л е б н ы й п р и ч а л

в- - A -Г

у - - в

в

 

 

 

в - ( _ (

 

в

 

в -- в -

У го л ь н ы й п р и ч а л

/7

п

I* *

 

 

 

 

 

у . п-

1/7

/7(

 

t h

■ л

ГГ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

) V

 

П р и ча л пр иб ы т и я

в б]

ц . а

 

 

с Ь - - в

 

в

 

в

г

в

 

 

 

■ 6

ш т у ч н ы х гр узо в

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

П ричал от правления

 

 

 

 

■П

л

 

Л

 

 

л

Л

л

 

 

 

ш т учны х грузов

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Р е й д от правления

 

 

 

Ж Т)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

у - - -

 

 

 

Ж F

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Нит ки гр а ф и к а

 

 

 

 

7

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

6(с <)

д в и ж е н и я суд ов

 

 

 

 

\L

 

 

 

 

 

 

 

 

L

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Условные обозначения:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1, 2. . .

- номера н и т о к -----------ожидание накопления состава и

 

 

©

-

номера судов

 

 

■погрузочно-разгрузочных операций

 

л \ л

—технические

п — -п о гр у зка

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

операции

 

в

- вы грузка

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рис. 135. График обработки судов в порту

какими они нанесены на плановом графике. В случае отклонения от плановых норм на графике исполненной обработки делают отметки о причинах отклонений. Во многих портах вместо графика ведется журнал обработки судов.

§41. Технологические процессы перегрузочных работ

впорту

Перегрузочный процесс выполняется одновременно в нескольких удаленных друг от друга местах (в трюме, на берегу, в складе, вагоне). Взаимоувязать работу, производимую в разных местах, возможно толь­ ко на основе заранее разработанного технологического процесса грузо­ вой обработки судна (вагонов, автомобилей), которым предусматри­ вается наиболее рациональная для данных условий расстановка и ис­ пользование перегрузочных средств и рабочей силы, а также последо­ вательность, совмещение и способы осуществления всех операций.

При разработке технологического процесса необходимо стремиться к обеспечению комплексной механизации перегрузочных работ, при­ менению передовых методов труда, сокращению потребного числа ра­ бочих и сроков обработки судна.

198


Технологический процесс разрабатывают для конкретных условий (причала, судна и т. д.). Расчет ведется для одной механизированной линии (установки), основой которой является фронтальная перегру­ зочная машина. В отдельных случаях в механизированную линию мо­ гут входить два крана, передающие груз на одну конвейерную линию или на один тыловой кран и т. п. Если в процессе обработки судна условия резко изменяются, то технологический процесс составляют для каждого этапа обработки.

При разработке технологического процесса грузовой обработки судна подбирают исходные данные, определяют условия, в которых бу­ дет выполняться перегрузочный процесс, выбирают технологическую схему, рассчитывают производительность машин и их число, устанав­ ливают численность рабочих, участвующих в перегрузочном процессе, нормы перегрузочного процесса и экономические показатели.

1. Исходные данные: а) количество и род груза; б) характеристика судна (длина, ширина, число и размеры трюмов и грузовых люков, наличие переборок и т. п.); в) технические условия загрузки судов и вагонов; г) план причала с указанием расположения и размеров скла­ дов, площадок, железнодорожных и автомобильных путей; д) пере­ чень и характеристика перегрузочных машин и оборудования на при­ чале; е) нормативные данные — судо-часовые нормы, комплексные нормы выработки портовых рабочих и др.; ж) правила техники безопас­ ности.

2.Основные условия данного перегрузочного процесса: особенно­ сти груза; способы его хранения и укладки; количество груза, требую­ щего подгребки; тип и количество основных и вспомогательных ма­ шин, захватных приспособлений; вариант работ, расстояние перемеще­ ния груза, состав работ, подготовительные и заключительные работы.

3.Выбор технологической схемы перегрузочного процесса, харак­ теризующей технологический процесс и представляющей собой крат­ кое обозначение процесса перегрузки груза одной механизированной установкой (линией). Технологической схемой определяется содержа­ ние перегрузочного процесса, средства и порядок выполнения перегру­ зочных операций.

Технологические схемы изображают графически или кратким условным обозначением.

Графически технологическая схема изображается в виде простей­ шего чертежа с указанием расположения судна, складов, машин, подъ­ ездных путей и проездов. Часто отдельно вычерчивают захватные при­ способления и вид формируемого пакета и сопровождают чертеж крат­ ким описанием процесса и организации работ.

Технологическую схему перегрузки штучного груза на поддонах из крытого склада портальным краном и электропогрузчиками можно условно обозначить: склад (готовыми пакетами) — электропогруз­ чик — кран — трюм (готовыми пакетами). Схема показывает, что пе­ регрузочный процесс состоит из четырех последовательно выполня­ емых операций: складской, выполняемой погрузчиком, передаточной (с погрузчика на кран), выполняемой вручную; фронтальной (кордон-

199


ной), выполняемой краном; судовой (направление и отцепка), выполня­ емой вручную.

Если по этому варианту перегружается непакетированный штучный груз, то технологическая схема будет обозначаться: склад — пог­ рузчик — кран — трюм. В этом случае формируют пакеты на скла­ де и расформировывают в трюме вручную.

При разработке технологической схемы необходимо стремиться к замене всех ручных работ механизированными и сокращению чис­ ла промежуточных (транспортных и передаточных) операций, что поз­ воляет уменьшить количество и продолжительность технологических перерывов, обеспечивает непрерывность перегрузочного процесса и уменьшает потребное количество рабочих.

Может быть намечено несколько вариантов технологических схем, отличающихся способами и приемами производства отдельных опера­ ций. Так, например, при выгрузке из судна кип хлопка на причале, оборудованном портальными кранами, возможны следующие варианты технологических схем: а) захват нескольких кип хлопка с помощью специальных захватов, подвешенных к крюку крана; перемещение их краном в зону передачи на берегу; захват кип погрузчиком с боковы­ ми зажимами и транспортировка и укладка в штабель (судно — кран —■ электропогрузчик — штабель склада); б) укладка кип ручным спосо­ бом в пакеты, затягиваемые специальными строп-контейнерами; пе­ ремещение пакета краном на берег и с берега в склад электропогруз­ чиком [склад — кран — погрузчик — склад (пакетами)]; в) формиро­ вание пакета на поддонах в трюме судна с помощью пакетирующей ма­ шины; перемещение поддона на берег краном и с берега в склад по­ грузчиком [судно — пакетирующая машина — кран — погрузчик — склад (пакетами)]. Возможны и другие варианты выгрузки кип хлопка из судна.

Необходимо выбрать из всех вариантов такой, при котором техноло­ гия перегрузки с учетом существующих условий работы и их изменения в процессе разгрузки судна была бы наиболее рациональна. Оптималь­ ный вариант находят по количественным и качественным показателям: времени обработки судна, вагонов, автомобилей, потребному количест­ ву рабочих, производительности перегрузочного оборудования, себе­ стоимости работ и т. д.

4. Расчет производительности машин, выполняющих перегрузочный процесс, и его отдельные операции. Так как процесс погрузки или вы­ грузки судна представляет собой единый непрерывный процесс переме­ щения груза из трюма судна в вагон, в склад или в обратном направле­ нии, необходимо таким образом подобрать оборудование, расставить рабочую силу, организовать работу и установить последовательность и совмещение отдельных операций, чтобы во всех звеньях перегрузоч­ ного процесса производительность была одинаковой. При несоблюде­ нии этого условия перегрузочный процесс будет выполняться с произ­ водительностью того звена, у которого она наиболее низкая.

Например, если портальный кран на перегрузке штучных грузов способен развить производительность 60 т/ч, а суммарная производи­ тельность двух электропогрузчиков, работающих в сочетании с ним,

200



40 т/ч, то перегрузочный процесс будет протекать с производитель­

ностью только 40 т/ч и использование крана по производительности будет неполным.

При расчете технологического процесса за основу принимают про­ изводительность фронтальной машины. Производительность других («вспомогательных») машин, занятых в перегрузочном процессе, долж­ на быть доведена путем увеличения их числа или мощности до произво­ дительности фронтальной машины.

Во многих случаях лимитируют перегрузочный процесс трюмные и вагонные работы. Поэтому при разработке технологического процес­ са особое внимание обращают на организацию и механизацию этих работ.

Например, при ручном формировании подъемов целесообразно вес­ ти заготовку в трюме одновременно нескольких подъемов. Подгребку груза в трюмах нужно начинать как можно раньше. Для этого разгру­ жается сначала часть трюма и создается зона, в которой может работать трюмная машина или рабочие, обеспечивая высокую степень запол­ нения грейфера в процессе всей обработки судна.

Расчет производительности, с которой будет выполняться перегру­ зочный процесс, начинают с определения производительности основ­ ной (фронтальной) машины.

Под производительностью перегрузочной машины понимается ко­ личество груза, перемещаемое в единицу времени. Различают техни­ ческую в эксплуатационную производительность.

Техническая производительность представляет собой количество груза, которое может быть перегружено машиной в определенных условиях за час непрерывной работы при полном использовании ее технической характеристики и применении передового производствен­ ного опыта.

При расчете эксплуатационной производительности и сменных норм выработки машины для конкретных условий учитывают использование машины по загрузке и по времени (перерывы технологические, на под­ готовительно-заключительные операции, обслуживание рабочего

места, отдых).

 

 

 

 

Норма

технической производительности (за час оперативного вре­

мени)

 

 

 

 

 

 

 

Рч = в ц пц т/ч,

 

(48)

где

360

 

/

'т'

 

-----число циклов, совершаемых краном

в час (здесь

1ц—

 

1ц

средняя продолжительность цикла для данных условии,

 

 

 

сек); бц—норма веса груза, перегружаемого за цикл, т.

Производительность крана в значительной мере зависит от веса груза, перегружаемого за один цикл. Поэтому в большинстве случаев, если позволяют грузоподъемность перегрузочных машин и условия работы, целесообразно максимально увеличивать вес подъема.

Вес подъема для штучных грузов зависит от их характеристики, от грузоподъемности перегрузочных машин, типа, веса и размеров грузо­

201