Файл: Казаков А.П. Технология и организация перегрузочных работ учебник.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.04.2024

Просмотров: 276

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

захватных устройств, способов формирования и расформирования подъема. Габаритные размеры пакеты должны быть такими, чтобы его можно было свободно перемещать через судовые люки, проемы две­ рей вагонов, складов. Кроме того, необходимо, чтобы они соответство­ вали ширине проездов и принятым радиусам разворота машин безрель­ сового транспорта. Для перевозки в крытых вагонах предельная шири­ на пакета не более 170 см и высота не более 200 см.

Если грузоподъемность вспомогательных (тыловых) машин меньше грузоподъемности фронтального крана, применяют комбинированные подъемы, состоящие из двух и даже трех отдельных пакетов. Для обра­ зования комбинированного подъема или ставят два груженых поддона один на другой, или подвешивают к балансиру два поддона, или поль­ зуются другим способом.

 

Вес насыпного груза, перегружаемого за

один цикл грейфером,

 

<5ц = Кгупф т,

(49)

где

Vr — емкость грейфера (ковша),

м3;

 

ун — объемный (насыпной) вес груза, т/м3.

 

ф=0,45ч-1 — коэффициент заполнения

грейфера (ковша).

 

Коэффициент заполнения

грейфера зависит от рода и грануломет­

рического состава материала,

собственного веса и конструкции грей­

фера, толщины оставшегося в судне слоя груза и других факторов. При работе на первом слое грейфер имеет наибольший коэффициент запол­ нения, на следующих слоях он снижается.

Увеличение заполнения грейфера достигается: правильным выбо­ ром типа грейфера в соответствии с родом груза, рациональной установ­

кой его на груз при зачерпывании,

своевременной

подгребкой

груза

в трюме в заключительный период выгрузки.

 

 

Вес круглого леса, перегружаемого за один цикл грейфером,

 

° ц = / г 4 б7л т >

 

(5°)

где

fr — площадь поперечного сечения зева грейфера, м2;

 

/б — длина бревна,

м;

пачки, зажатой

б — 0,7 — 0,8 — коэффициент полнодревесности

 

грейфером;

леса в плотной массе, т/м3;

 

 

у — объемный вес

 

Вес перемещаемого за один цикл груза G4 вместе с собственным

весом

грузозахватного устройства

qBX не должен

превышать

грузо­

подъемности крана GKp.

Продолжительность цикла складывается из затрат времени на пере­ мещение одной порции груза и возвращение порожнего захватного устройства за новой порцией груза. Она зависит от конкретных условий и приемов работы, применяемых крановщиком, т. е. от варианта работы, типа судна и захватного устройства, профиля берега, расстояния пере­ мещения груза, совмещения движений и т. д. В процессе обработки судна эти условия изменяются, а следовательно, изменяется и продол­ жительность цикла. Поэтому при расчете производительности прини­ мают средние значения продолжительности цикла.

2 0 2


При перегрузке штучных грузов в паке­ тах по схеме, показан­ ной на рис. 136, продол­ жительность цикла (в секундах)

 

^ц = ^ 1 + ^ 2 + ^ 3 +

 

+

h + h +

h +

^7 + ^s>

 

 

 

 

 

(51)

 

где

 

 

 

 

ti

— время

застройки

 

 

пакета,

с;

 

 

 

t2 — время

подъема па­

 

 

кета, с;

поворота

 

t3 — время

 

/4

крана с пакетом, с;

 

время

спуска

па­

 

 

кета, с;

 

и

 

t5 — время

укладки

 

 

отстропки

пакета,

 

 

с;

подъема по­

 

/6 — время

 

 

рожних стропов, с;

 

/7 — время

поворота

Рис. 136. Схема перемещения пакетов пиломате­

 

крана,

с;

 

 

t8 — время

спуска

по­

риала краном

 

рожних стропов, с.

Передвижение крана и изменение вылета стрелы, как правило, являются установочными движениями; в тех случаях, когда они про­

изводятся,

их обычно

полностью совмещают с подъемом и поворотом.

Продолжительность

операций

по застропке и отстропке пакета

(захвату груза грейфером,

раскрытию грейфера и др.) принимают по

действующим

нормам

[76]

 

или на

основе хронометражных данных.

Продолжительность

элементов цикла, связанных с вертикальным

перемещением

груженого и порожнего

грузозахватного устройства,

 

 

 

^2

hu

.

try

 

(52)

 

 

 

v

9 .

 

ha — средняя

 

 

2

 

 

где

высота подъема груза из трюма судна до

 

 

верхней части портала (на 0,5—1,0 м выше габарита

 

 

вагона),

м;

 

 

 

м/с;

v = vnkK — скорость подъема (спуска) груза,

 

оп — паспортная скорость

механизма

подъема, м/с;

ka = 0,65 -т- 1,0 — коэффициент использования скорости, зависящий от условий работы, типа судна, движения с грузом или без груза;

/р и /т — соответственно время разгона и торможения меха­ низма подъема (спуска), принимаемое равным 1—2 с.

203


Аналогичным путем определяют значения элементов (4, te и te, при этом расчетная высота подъема и спуска груза принимается по мас­ штабной схеме (см. рис. 136).

Время поворота крана

 

t3 = t4= — ---- =

2

6«вр

+

(53)

 

360явр

2

v '

 

60

 

 

 

 

где

а — средний угол поворота, зависящий от вылета стре­

 

лы, положения крана, размеров судна и штабеля.

 

При работе по варианту судно — склад ас — 140 -f-

 

-4- 180°, при

работе

по

варианту

судно—вагон

а в = 70 -г- 90°;

 

 

 

пвр = яп — скорость

поворота

стрелы (число

оборотов крана

в минуту);

 

 

 

 

пп — паспортная

скорость поворота

стрелы

(оборотов

в минуту);

 

 

 

 

kK—- коэффициент

использования скорости

поворота,

принимаемый при повороте без груза 1,0, с грузом—

0,9—0,95;

 

торможения,

равный 2—4 с.

(pH /, — период

разгона и

Современные краны позволяют совмещать отдельные движения (подъем и поворот, спуск и поворот и т. д.). С учетом совмещения дви­ жений продолжительность цикла

^Ц.СОВ = ^СОЕ^Ц»

(54)

где Ксов — коэффициент, учитывающий совмещение операций. Для портовых кранов он составляет в среднем 0,7—0,9.

Более точно продолжительность цикла при совмещении движений определяется на основе масштабного графического построения схемы перемещения груза в двух проекциях (см. рис. 136). По схеме устанав­ ливают высоту подъема и спуска (hx, /ц, А4) и углы поворота (ан-с), которые нельзя совместить при выполнении циклй с другими элемен­ тами. По этим величинам находят затраты времени на несовмещенные движения. Затем рассчитывают затраты времени на совмещаемые дви­ жения (h3 и оссов) и принимают наибольшие из них. Аналогично ведет­ ся расчет при спуске на берег, где могут быть совмещены спуск (h0

h4) и поворот (асов).

Производительность других машин циклического действия рассчи­ тывают в той же последовательности: определяют вес перемещаемого за один цикл груза, продолжительность цикла (для погрузчиков, электротележек и тягачей —время одного оборота), число циклов (обо­ ротов) за час и часовую производительность.

Производительность ленточных конвейеров: а) для штучных грузов

Рк.ш =

т/ч;

(55)

 

* ц .м

 

204


б) для насыпных грузов (при желобчатой ленте на трехроликовой опоре)

р к.п = 160 [ 1+ 3,6АГСНtg (0,35р)] В% vy т/ч,

(56)

гДе Яш — вес одного места штучного груза, кг; ^ц.м — расстояние между центрами двух соседних мест, м;

v„ — скорость ленты, м/с; Вл — ширина ленты, м;

Ксн — коэффициент снижения производительности, принимаемый при угле наклона конвейера до 10° равным 1,0, от 11 до

15° — 0,95, от 16 до 20° — 0,9 и свыше 20° — 0,85;

Р— угол естественного откоса груза в состоянии покоя (в гра­ дусах).

5. Расчет числа перегрузочных машин, работающих

совместно

с фронтальной машиной в одной механизированной линии.

Количество

машин, занятых на выполнении какой-либо технологической операции,

пМ

(57)

где Рм — производительность машины, т/ч.

Если машины обслуживают совместно две и более фронтальные пе­ регрузочные машины, то необходимое их число

фР

(58)

 

где 2Рфр — суммарная производительность фронтальных перегрузоч­ ных машин, т/ч. Дробное число округляют до большего целого числа, что обеспечивает некоторый резерв производительности вспомогатель­ ных машин.

При определении сменной нормы выработки перегрузочной установ­ ки нужно учитывать затраты времени в часах на подготовительно-за­ ключительные работы Тп.3, на обслуживание рабочего места Тобс, тех­ нологические перерывы Гп,т и перерывы на отдых рабочих Тот:

 

Нсм = Рфт> [7"см —(Т’п.з+ Т обс + 7"п.т+ Г от)] =75фР Дш,

(59)

гДе Т'сы — продолжительность смены, ч.

 

6.

Определение числа рабочих, участвующих в перегрузочном про­

цессе.

В комплексно-механизированном перегрузочном

процессе

участвуют механизаторы и могут участвовать рабочие, выполняющие вспомогательные операции. Состав и количество механизаторов и рабо­ чих, выполняющих вспомогательные операции, определяют исходя из числа различных машин, используемых в технологической линии, а также наличия в различных звеньях перегрузочного процесса вспомо­ гательных операций:

2 Д и е х — Kviexj ^мехг ~Ь ••• “I" ^мехп >

(60)

205


где 2 nvcx — общее количество механизаторов, обслуживающих данную механизированную линию;

«мех,, «мех, — количество механизаторов и рабочих по профес­ сиям (крановщики, водители автопогрузчиков, сигнальщики, рабочие, занятые только на застропке иотстропке грузозахватных приспособлений, и др.).

При некомплексной механизации в перегрузочном процессе наряду с механизаторами участвуют и портовые рабочие, занятые перемещени­ ем груза, формированием или расформированием подъема ит. п. Состав механизаторов, как и в комплексно-механизированном процессе, оп­ ределяется числом различных машин в механизированной линии.

Количество портовых рабочих на каждой операции технологиче­ ского процесса зависит от характеристики груза, дальности и высоты перемещения, типа захватного приспособления, приемов работы и т. д. Например, при погрузке непакетированного тарно-штучного груза из крытого склада в судно одна группа рабочих укладывает груз на пло­ щадку (сетку) в складе, вторая производит зацепку и отцепку груже­ ных и порожних площадок на рампе, третья — отцепку и зацепку их в трюме, четвертая укладывает груз в штабель в трюме. В этом случае рассчитывают количество рабочих на каждой из этих операций.

Выработка одного рабочего или звена (элементарной группы) рабо­ чих, занятых совместным выполнением одной операции (например, укладка двумя рабочими ящика в штабель), зависит от продолжитель­ ности выполнения той или иной операции с грузом и рассчитывается по

формуле

 

Р р = ^ т / ч ,

(61)

 

где <70 — вес груза, перемещаемого при выполнении данной операции, кг;

t0 — продолжительность операции, с.

В ряде случаев нормы времени на некоторые рабочие операции, вы­ полняемые портовыми рабочими, рассчитывают с учетом затрат време­ ни на застропку, отстропку, загрузку захватного устройства, техноло­ гические перерывы и др.

 

За т р а т ы

врем ени зв ен ом

р а б о ч и х и з д в у х

ч ел о в е к ,

зан я т ы х у к л а д к о й на

п о д ­

дон

в т р ю м е

с у д н а 3 0 м еш к ов

весом по 60

кг,

составят :

от ст р о п к а

п о р о ж н е г о

п о д ­

д о н а

tt

=

12

сек , у к л а д к а

30

м еш к ов на п оддон t2

=

3 0 - 1 2 сек

= 3 6 0 сек ,

з а ­

с тр о й к а

г р у ж е н о г о п о д д о н а t3 =

18 сек ,

переры в

при

н ав и сан и и

г р у ж е н о г о

п о д ­

д он а

 

=

18

сек , переры в

при н а в и са н и и

п о р о ж н е г о

п од д о н а /5 =

10 сек . И то го

2 1 =

4 1 0

сек .

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

П р о и зв о д и т ел ь н о с т ь зв ен а

и з д в у х р а б о ч и х

при

э т и х н о р м а т и в а х

 

 

 

 

 

 

 

 

3 , 6 - 3 0 - 6 0

3 5 , 8

т /ч .

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Р р _

410

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Производительность, с которой выполняется каждая, операция, должна соответствовать производительности фронтальной машины, исходя из этого, число потребных рабочих, занятых на различных опе­ рациях, составит

206