Файл: Казаков А.П. Технология и организация перегрузочных работ учебник.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.04.2024

Просмотров: 266

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

руемый причал относят только часть стоимости этих сооружений и ма­

шин, рассчитываемую пропорционально времени занятости машины на различных объектах и работах.

При перегрузке контейнеров и поддонов к грузообороту прибав­ ляют вес перегружаемых порожних контейнеров (поддонов).

Затраты на приобретение контейнеров Кк и поддонов (строп-кон­ тейнеров) Кп

= МКЦК \

( 102)

к п= м пц п ] ’

где NKu Nn — число контейнеров и поддонов, находящихся в тече­

ние навигации в порту;

 

Цк и Цп — соответственно стоимость одного

контейнера и под­

дона, руб.

 

 

Число контейнеров и поддонов, находящихся в течение навигации

в порту, определяется по формулам:

 

NК(П)

Qni tx i (1 ~Ь &з)

(103)

QiTH

 

 

QHi — количество грузов г-го вида в контейнерах (на поддонах) проходящее за навигацию через порт, т;

txi — средний срок нахождения контейнеров (поддонов) в порту [71],

с /'-м грузом, сутки;

вес (нетто) контейнера (поддона) с г-м грузом, т.

k3 — коэффициент запаса, учитывающий контейнеры, находящиеся в ремонте; k3= 0,03 -f- 0,05.

Наряду с общей суммой капиталовложений определяют удельные капиталовложения, т. е. капиталовложения, отнесенные к грузооборо­

ту причала:

 

* у - | f .

(Ю4)

гДе — общая сумма капиталовложений, руб.; QH— навигационный грузооборот, т.

Если в сравниваемых вариантах продолжительность обработки су­ дов различна, то рассчитывают капиталовложения в транспортный флот К ф за время грузовой обработки:

*Ф = Т7г-(*гр + *ож).

(Ю5)

1 э

 

где Кс — строительная стоимость расчетного типа судна,

руб.;

— навигационный грузооборот причала, т;

 

Тд — эксплуатационный период работы флота, сутки;

 

Gc — количество груза в судне расчетного типа, т; /гр — время грузовой обработки судна, сутки;

t0fK— время ожидания судном обслуживания, учитываемое при неравномерном движении флота и определяемое по форму­ лам (161)—(164) и (168) — (171).

241


Если на причале обрабатываются разные суда, то при точных рас­ четах капиталовложения подсчитываются по каждому типу судна с учетом количества грузов, перевезенных этими судами.

Удельные капиталовложения во флот составляют

К уф :

ч

К о (tгр + ^ош)

Qh

( 106)

 

Та Gf.

Аналогичным образом рассчитывают удельные капиталовложения в железнодорожный подвижной состав и автомобили за время, в течение которого они находятся под грузовой обработкой на причале.

При высокой стоимости грузов и значительной разнице в сроках обработки флота и хранения грузов на складах порта учитывают также оборотные средства, заложенные в каждый вид груза, за время, в тече­ ние которого он находится в порту.

Коб~

<2нЕгр + ^ож) + QHа^Хр

Сгр>

57Т

где а — коэффициент прохождения грузов через склад; txр — время хранения груза на складах порта, сутки; Сгр — цена данного вида груза, руб./т.

2. Себестоимость погрузочно-разгрузочных работ

Себестоимость перегрузки 1 т груза представляет собой совокуп­ ность всех эксплуатационных затрат, приходящихся на 1 т перегру­ жаемого груза. Иногда возникает необходимость определять себе­ стоимость перегрузки не только тонны груза, но и тонно-операции.

Себестоимость перегрузочных работ — один из важнейших эконо­ мических показателей работы порта. Ее величина находится в пря­ мой зависимости от технических, экономических и организационных факторов.

К важнейшим факторам, определяющим уровень себестоимости перегрузочных работ в порту, следует отнести размер грузооборота, совершенство схем механизации и технологических процессов, степень использования оборудования, специализацию причалов, производи­ тельность труда портовых рабочих и др.

Неуклонное снижение себестоимости перегрузочных работ—одна из главнейших задач работников портов, так как при этом увеличи­ вается рентабельность работы порта и уменьшается стоимость водных перевозок.

Основные пути снижения себестоимости перегрузочных работ: комплексная механизация и автоматизация перегрузочных работ; применение экономичных типов перегрузочных машин, например,

использовавие на перегрузке угля десятитонных кранов вместо пяти­ тонных позволяет снизить себестоимость перегрузки на 20—22%;

снижение коэффициента переработки грузов;

перевозка грузов

в контейнерах, пакетах и в транспортных средствах,

наиболее приспо-

242


собленных для комплексной механизации перегрузочных работ (суда открытого типа, вагоны с открывающимися крышами и т. п.); концент­ рация грузопотоков в крупных портах;

совершенствование технологии и организации перегрузочных работ.

Ниже рассматривается методика расчета проектной себестоимости перегрузки 1 т груза на проектируемом причале. Методика калькуля­ ции плановой и отчетной себестоимости перегрузочных работ изучается в курсе «Экономика водного транспорта».

Себестоимость перегрузки 1 т груза определяется делением всех эксплуатационных расходов, связанных с перегрузочными работами, на расчетный навигационный грузооборот причала (участка, района, порта):

+ Э г + Э 3 -р Э 4 + Э ь -f- Э 8 •+- Э 7

(108)

Qh

где 5 — себестоимость перегрузки 1 т груза, руб.; ^ Э — годовые эксплуатационные расходы, отнесенные на по­

грузочно-разгрузочные работы, руб.;

QH— навигационный грузооборот причала (участка, района, порта), т;

3 4 — расходы по заработной плате портовых рабочих (основной и дополнительной) с отчислениями на социальное страхо­ вание, руб.;

Эг — расходы на амортизацию и текущий ремонт портовых ин­ женерных сооружений, руб.;

3 3 — расходы на амортизацию и текущий ремонт перегрузочного оборудования, руб.;

34 — расходы на электроэнергию, топливо, смазку и обтирочные материалы, руб.;

Эъ— расходы по зимнему отстою плавучих перегрузочных уста­

3 6

новок,

руб.;

— расходы по содержанию распорядительского и обслуживаю­

3 7

щего

персонала и общепроизводственные расходы, руб.;

— доля распределяемых расходов, приходящаяся на проекти­

руемый объект, руб.

Расходы на заработную плату механизаторам и грузчикам. Расходы

на заработную плату портовых рабочих комплексной бригады

 

~>; = 0,01(1 + &)6 2 Г

ч . с „ а т . о м ,

(109)

b — коэффициент,

учитывающий доплаты

и на­

числения к сдельной заработной плате: до­ плату за классность (10%), повременную оп­ лату за время выполнения рабочими подсоб­ но-вспомогательных работ, переездов на дру­ гие участки и т. д. (15 — 20%), доплата за работу в ночное время (5%) и неосвобожден­ ным бригадам (1%), дополнительные виды


заработной платы (отпуска,

выполнение

общественных

работ—5%

и отчисления

в соцстрах — 6,7%); в среднем в проектных

расчетах принимают Ь = 0,43 -у 0,55;

6 — коэффициент,

учитывающий районную над­

бавку в зависимости от географического рас­ положения порта; принимается в соответ­ ствии с Инструктивным письмом МРФ № 9-пр от 14 января 1961 г.;

ат.см = Т’см ат.ч — сменная тарифная ставка рабочего комплекс­ ной бригады, коп. (Здесь Тсм — продолжи­ тельность смены, ч; атч—тарифная часовая ставка рабочего комплексной бригады, при­ нимаемая на сдельной работе при перегруз­ ке руды, угольного брикета, креозота и других вредных для здоровья грузов, а так­ же штучных грузов весом одного места более 50 кг равной 83,5 коп.; для остальных грузов — 74,2 коп. (приказ МРФ № 162 от 19 октября 1973 г.);

'Е.Тч.см — количество человеко-смен, затрачиваемое ме­ ханизаторами и грузчиками на переработку

навигационного грузооборота

причала,

£i_

g2

 

 

( П О )

X

нК2

н

 

 

 

где Glt G2, ..., Gn — количество

груза,

перегружаемого

по

отдель­

ным вариантам (судно — склад, судно — вагон,

склад — вагон и т. д.), т;

 

 

Як, Як2 НКп — сменная норма

выработки рабочего

комп­

лексной бригады на перегрузке по разным ва­ риантам, принимаемая по действующим нормам

или по нормативам технологического процесса, т/чел.-смену.

Если на причале перегружают различные грузы, то расходы по

заработной плате определяют отдельно для каждого рода груза, а за­ тем их суммируют.

В отдельных случаях механизаторы работают и не в составе ком­ плексной бригады. В этом случае их труд оплачивается раздельно по существующим тарифным ставкам как сдельно, так и повременно. Тарифные ставки механизаторов присваивают на основании тарифно­ квалификационной характеристики профессий (сложность машины, на которой работает механизатор; умение управлять другими машинами; степень подготовленности к различным ремонтным работам и т. д.).'

При повременной оплате труда механизаторов расходы на заработ­

ную плату

 

ЭГ = (1 + &)6 2 7 Ч. « < СН/,

( 111)

244