Файл: Казаков А.П. Технология и организация перегрузочных работ учебник.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.04.2024

Просмотров: 263

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

новок (рис. 143). Если производительность перегрузочного оборудо­ вания возрастает благодаря повышению грузоподъемности машин без увеличения их числа, то в этом случае зависимость будет иной. Стои­ мость одной мощной установки всегда меньше, чем стоимость двух

руВ/т

0,4г—

0,150

100

150

200 250 300 350 000050

 

 

Годовой. грузооБорот,тыс.т

 

Рис. 142. Изменение себестои­

Рис. 143. Изменение себестои­

мости

погрузочно-разгрузочных

мости перегрузки груза в зави­

работ в зависимости от объема

симости от числа кранов на

 

 

 

перегрузки

причале при постоянном грузо­

 

 

 

 

обороте

или более установок с той же суммарной производительностью. Коли­ чество обслуживающего персонала находится в прямой зависимости от числа установок. Поэтому при увеличении производительности в ре­ зультате постановки на причал машин большой грузоподъемности (без увеличения их числа) себестоимость переработки 1 т при неизменном грузообороте будет возрастать медленнее.

Рис. 144. Изменение

себестоимости

Рис. 145. Изменение себестоимости

перегрузки в зависимости от грузо­

машино-часа работы кранов в зави­

подъемности

крана:

симости от степени использования по

а — плавучим; б — портальным

времени:

а — плавучего; б — портального

Однако при этом нужно иметь в виду, что в ряде случаев для кранов большой грузоподъемности приходится строить более дорогую стенку, а их грузоподъемность может быть не использована полностью. В этом случае эффект от увеличения грузоподъемности снизится.

250



Следует заметить, что при полном использовании машины по гру зоподъемности и по времени с увеличением ее грузоподъемности себе стоимость перегрузочных работ уменьшается (рис. 144).

Эксплуатационные расходы и себестоимость переработки 1 т груза при увеличении числа установок или их грузоподъемности рассчиты­ вают ранее изложенным способом.

Для анализа себестоимости перегрузочных работ и других эксплу­ атационно-экономических расчетов устанавливают себестоимость со­ держания перегрузочной машины или установки за час эксплуатации (без заработной платы механизаторов). Себестоимость машино-часа определяется делением годовых эксплуатационных расходов на пла­ новое число часов работы машины. Она зависит от типа и грузоподъем­ ности машины и от степени использования ее по времени (рис. 145).

Хотя увеличение числа перегрузочных машин на причале и вызы­ вает то или иное повышение себестоимости перегрузочных работ, оно позволяет снизить эксплуатационные расходы по содержанию судов за время грузовой обработки и ее ожидания, поэтому вопрос о целесооб­ разности увеличения производительности перегрузочного оборудова­ ния необходимо решать с учетом эксплуатационных расходов по при­ чалу и флоту.

4. Эксплуатационные расходы по флоту за время грузовых операций и ожидания обслуживания

Сокращение времени стоянки судов под перегрузочными операция­ ми и в ожидании обработки — одна из основных задач порта. Умень­ шение стояночного времени судов в порту позволяет увеличить их про­ возную способность и сократить эксплуатационные расходы.

Эксплуатационные расходы по содержанию флота за время его сто­ янки под обработкой и в ожидании освобождения причала за навига­ цию

 

 

Эф = ^ Э с« гр

^ош)>

 

(126)

 

 

Gс

 

 

 

где

Qa — навигационный грузооборот, т;

 

 

 

Gc — количество груза в судне, т;

в

порту,

 

Эс — стоимость содержания

расчетного судна

 

Ос

руб./судо-сутки;

 

 

 

tгр

продолжительность грузовой обработки судна,

сутки

Рс

 

(здесь Рс — средняя производительность

погрузки-

выгрузки судна, т/сутки);

toyK— время ожидания судном освобождения причала для обработки, сутки.

Аналогичным образом рассчитывают эксплуатационные расходы по содержанию вагонов и автомобилей за время их стоянки в порту.

При равномерном движении флота и резерве пропускной способ­ ности причалов простои флота в ожидании обработки могут быть све-

251


Производительность установок,т/ч
Рис. 146. Изменение эксплуата­ ционных расходов по флоту в за­ висимости от производительности перегрузочного оборудования на причале по грузовым теплоходам (а — грузоподъемностью 2700 т; б — грузоподъемностью 2000 т) и несамоходным судам (в — грузо­ подъемностью 3000 т и г — грузо­
подъемностью 500 т)

дены к нулю. В этом случае эксплуа­ тационные расходы по флоту за вре­ мя его грузовой обработки

ЭФ

G o Q я ^

_ _

Q h Эс\

(127)

 

Pc' Go

c “

Pc

 

а расходы, отнесенные к 1 т грузо­ оборота,

S

 

_0н ^

п

Эс

(128)

г/

р

^ С

• У н —

 

VH

Р

С

 

^0

 

где 5ф — удельные эксплуатационные расходы по флоту, прихо­ дящиеся на 1 т грузооборота.

Изменение эксплуатационных рас­ ходов по флоту в зависимости от производительности перегрузочных машин причала показано на рис. 146.

Необходимо учитывать, что сокра­ щение стоянки судов не всегда про­ порционально увеличению числа ма­ шин на причале, так как в этом

случае сокращается фронт работ, приходящийся на одну машину, и не всегда можно обеспечить соответствующую их производитель­ ность из-за трюмных работ, особенно в последний период разгрузки судна.

§ 47. Технико-экономическое сравнение вариантов

При проектировании разрабатывают несколько вариантов схем ме ханизации, из которых выбирают оптимальный.

На первом этапе обычно предварительно отбирают намеченные в эскизном виде варианты по их технико-эксплуатационным характе­ ристикам (соответствие современному уровню техники, заданному грузообороту, условиям работы, технике безопасности и т. д.).

Для подробных технико-экономических расчетов оставляют огра­ ниченное число вариантов, наиболее совершенных и отвечающих за­ данным условиям работы.

При этом варианты, о которых заранее можно сказать, что они не выдержат сравнения с другими, более совершенными, рассматривать не следует.

В каждом варианте по экономическим показателям и техническим возможностям предварительно устанавливают оптимальное количест­ во перегрузочных машин на одном причале, для чего сопоставляют по технико-экономическим показателям ряд подвариантов по каждой схеме с различным количеством перегрузочных установок.

252


Оптимальный вариант выбирают на основании сравнительного ана­ лиза следующих технико-экономических показателей:

1) суммарных удельных капитальных вложений в портовые инже­

нерные сооружения Кп = 4 ^ ,

перегрузочное оборудование /См =

=

К,

обработки и в ожидании ее) Кф =

. флот (за время грузовой

=

тр I в железнодорожный подвижной состав /Сжд =

>в автомоби-

 

^

 

ЧН

ли К'а — -q^ и оборотные средства в грузы за время пребывания их

в порту Коб = т р :

ЧН

 

2 ^ у д = Кп + Км + ^ф + Яжд + Ка + Коб!

(129)

2) суммарных удельных эксплуатационных расходов по перегрузоч­ ным работам 5 П, стоянкам флота 5 ф) вагонов 5ЖД, автомобилей 5а:

—^п + ^ф + ^жд+ ^а-

(130)

Три последние члена в уравнении (129) и два последних в уравне­ нии (130) составляют обычно незначительную величину в общих удель­ ных капиталовложениях и эксплуатационных расходах и при сравне­ нии вариантов часто не учитываются.

Оптимальным из двух сравниваемых вариантов будет тот, который имеет наименьшие удельные эксплуатационные расходы и удельные капиталовложения.

Однако на практике часто вариант с наименьшими эксплуатацион­

ными

расходами Эх < Э2 требует больших капиталовложений

Кг >

/Са.

В этом случае вариант выбирают в зависимости от срока окупае­ мости дополнительных капиталовложений, который на водном транс­ порте не должен превышать 7—10 лет:

tOK

1-/С2

(131)

52—

 

 

При сравнении более двух вариантов лучший вариант выбирают по показателю, учитывающему сумму удельных приведенных затрат,

Snp = 2 5 „ + £ 2 /C T„,

(132)

где Е—отраслевой нормативный коэффициент относительной эффек­ тивности капиталовложений, представляющий собой вели­

чину, обратную сроку окупаемости: Е — j ; на речном

транспорте принимают Е = 0,1 -f- 0,12.

Лучшим является вариант, имеющий наименьшую сумму приведен­

ных затрат.

Если в сравниваемых вариантах капиталовложения производятся в разное время (различные сроки службы оборудования и неодинако­ вая очередностьстроительства), то при сравнениикапиталовложения

\

253