§58. Выбор оптимального сочетания транспортных
иперегрузочных средств методом динамического
программирования
Большое число производственных процессов требует поэтапного (многошагового) выполнения. Например, транспортный процесс мож но разбить на: погрузку груза в судно в порту отправления, транспор тировку его и выгрузку в порту назначения. Поэтапно производится замена в порту эксплуатируемого оборудования, использование капи таловложений и т. п.
Метод динамического программирования позволяет свести общую задачу к ряду более простых экстремальных задач. Он дает возможность на каждом этапе заблаговременно отбрасывать бесперспективные ва рианты и намечать такие решения, при которых обеспечивается опти мальное выполнение всего процесса в целом. Благодаря этому методу значительно сокращается объем вычислительных работ по сравнению с расчетами всех логически возможных вариантов.
Для иллюстрации метода динамического программирования рас смотрим задачу обоснования оптимального сочетания технических средств для перегрузки и транспортировки груза из пункта А в пункт Д. Ради краткости всю совокупность работ, обеспечивающих доставку груза из пункта А в пункт В, будем называть ЛД-работой.
Пусть в результате предварительного анализа ЛД-работа расчле нена на N этапов, каждому из которых в порядке очередности выпол нения присвоен номер i = 1, 2, 3, ..., N. В общем случае работа на t'-м этапе (t-я работа) может быть выполнена несколькими способами, количество которых определяется номенклатурой технологии и техни ческих средств, предназначенных для выполнения работ такого типа.
Процесс перемещения груза из пункта Л в пункт В формально мож но рассматривать как управляемую динамическую систему.
Обозначим |
состояние системы к моменту начал i-го этапа через |
y t. Перевод |
системы из одного состояния в другое осуществляется |
посредством |
управления (выбором способа выполнения работы). |
Мы можем на каждом этапе выбрать ряд управлений ии или, другими |
словами, выбрать различные способы осуществления работы. Если сформулировать количественный критерий оценки эффективности транспортного процесса, то этот критерий, как правило, выразит един ственный наиболее эффективный вариант выполнения всей работы по доставке груза из пункта Л в пункт Д. Задача сводится к тому, чтобы отыскать этот вариант.
Наиболее часто при выборе оптимального варианта в качестве кри терия принимается показатель минимальных удельных приведенных затрат. Обычно приведенные затраты сг при выполнении t-й работы не зависят от работы на i— 1 этапе, а зависят от способа выполнения (управления) цг и от начальных условий yt—1, отражающих состояние транспортного процесса к моменту начала t-ro этапа, или, что то же самое, к моменту окончания предыдущего этапа. Формально эта зави симость имеет вид ct — с; (t/,_ь щ). Тогда величина приведенных