Система (предприятие, организация) представляет собой целостную группу элементов (машины, люди и т. д.), связанных между собой с по мощью материальных и информационных связей и выполняющих общую задачу (цель) или задачи (подцели).
Кибернетика включает теорию управляющих систем, изучающую общие принципы построения управляющих систем, теорию математи ческого программирования (методов управления) и теорию инфор мации.
Наряду с общей кибернетикой получили развитие ее прикладные направления — техническая, экономическая, биологическая киберне тики и т. д. Разделом экономической кибернетики является транспорт но-экономическая кибернетика. Ее основные задачи на речном транс порте следующие:
изучение существующей системы управления речным транспортом и разработка оптимальной структуры управления в целом по отрасли, в пароходствах, портах, бассейновых управлениях пути и на промыш ленных предприятиях;
определение оптимальных по размерам и структуре подсистем управления и установление критериев эффективности их управления и системы в целом;
разработка научных методов оптимизированного управления реч ным транспортом и его подразделениями и звеньями;
создание автоматизированной системы управления (АСУ) для реч ного транспорта в целом и основных его звеньев.
Текущее руководство, систематический контроль и учет выполнения производственных заданий различными участками и оперативное ре гулирование ходом производственного процесса обычно называют оперативным или диспетчерским руководством (управлением).
Оперативное управление включает в себя и оперативное планирова ние, которое определяет объем и виды продукции на планируемый период, а также время или последовательность выполнения работ. Оперативное управление устанавливает параметры процесса, необходи мые для обеспечения выполнения плановых заданий с наименьшей за тратой труда и средств. Оно увязывает работу отдельных участков и подразделений на основе контроля и учета производства, оперативно воздействует на производственные процессы.
Следует иметь в виду, что, кроме контролируемых и регулируемых параметров, на протекание процесса могут влиять и неконтролируемые (случайные) «возмущения». Основная задача оперативного управления состоит в том, чтобы свести к минимуму случайные воздействия и не допускать отклонений производственного процесса от плановых параметров, т. е. осуществлять оперативное регулирование про цессом.
Важнейшая задача оперативного управления — определение тех нико-экономических показателей, прогнозирование ситуации (опере жающий анализ) для заблаговременного выявления своевременного устранения намечающихся отклонений от плана-графика и «узких мест» в производстве, ликвидация возникающих диспропорций в произво дительности отдельных участков и подразделений, своевременное при-