Файл: Казаков А.П. Технология и организация перегрузочных работ учебник.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.04.2024

Просмотров: 236

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

боты. Для получения абсолютно-оптимального решения задачи, остает­ ся простым сравнением отобрать наименьшее среди всех СЛ- (у0):

: Сопт =min CN(y0) = CN(yl).

Vo

Чтобы получить конкретную структуру оптимального варианта Л 5-работы, необходимо рассмотреть все этапы в обратной последова­ тельности. Это позволит из всех условно-оптимальных решений за­ дачи выбрать оптимальное решение у*, и*, ы|, ..., aft, которое опре­ деляет конкурентную структуру оптимального варианта Лб-работы.

Описанная процедура легко программируется для ЭВМ. Однако в ряде случаев решение может быть относительно быстро найдено в ма­ тричном или сетевом изображении без применения ЭВМ.

Ниже приводится решение одной и той же задачи обоими способами. Условия задачи приведены в табл. 26, в которой даны удельные приведенные затраты по портам и флоту (в руб./т) при различных ва­ риантах использования технических средств.

 

 

I этап

 

погрузка в

судно

Тип механиза­

 

 

 

ции в пункте

к*

т

Н

отправления

о

2000

 

 

О

 

ю

со

 

о

 

О

 

о

 

о

«Кировец» 15 т

1,2

1,0

1,3

«Ганц» 5 т

2

1,5

0,8

Перегружатель

U

1,4

1,8

 

 

 

 

 

Т а б л и ц а

26

II

этап

 

 

 

III

этап

 

перевозка в судах

 

выгрузка из судов

5000 т

2000 т

3000 т

Т ип судна

 

Плав, кран 15 т

Плав, кран 5 т

Порталь­ ный кран 10 г

4

6

7

5000

Т

1,6

2,1

1,8

2000

т

1,9

2,0

1,7

 

 

 

3000

т

1,8

1,5

2,2

Решение рассматриваемой задачи можно начинать с отыскания условно­ оптимальных решений на первом этапе и заканчивать на последнем (или наобо­ рот). Затем в обратной последовательности находят оптимальные управления, при которых обеспечивается оптимизация всего процесса в целом.

Вычисления приводятся в следующем порядке (табл. 27):

Тип механизации в пункте А

«Кировец» 15 т «Ганц» 2x5 т

Перегружатель

 

 

 

 

 

 

 

Т а б л и ц а

27

Погрузка в судно

Погрузка

Погрузка,

перевозка

и выгрузка

(I-j-II-j-III

(I

этап)

 

и перевозка

 

этапы)

 

5000 т

2000 т

3000 т

5000 т

2000 т

3000 т

Тип судна

Плав, кран 15 т

Палв. кран 2X5

Порталь­ ный край 10 т

 

1,0

 

 

7,0

 

5000 Т

6,7*

____

_

■—

0,8

7,8

2000 т

8,7

i , i *

 

5,1*

3000 т

9,3

3 1 4


1.Выбирают условно-оптимальные приведенные затраты по погрузке в ка­ ждый тип судна на I этапе (1,1; 1,0; 0,8).

2.С учетом достигнутой оптимизации на I этапе подсчитывают суммарные за­ траты по погрузке и перевозке и выбирают условно-оптимальные варианты со­ четания типа судна и типа механизации (5,1; 7,0; 7,8).

3.С учетом оптимизации на I и II этапах подсчитывают суммарные приведен­

ные затраты на всех трех этапах и выбирают условно-оптимальные варианты со­

четания каждого судна и механизации в пунктах погрузки и выгрузки (6,7; 9,3; 8,7).

4. Из всех условно-оптимальных решений выбираем абсолютно-оптимальное, обеспечивающее наименьшие приведенные затраты (6, 7).

Рис. 157.

Сетевой способ решения задачи динамического программирования

 

5.

Рассматривая все этапы в обратной последовательности, устанавливаем

технические средства (способы выполнения работ), которыми

обеспечено опти­

мальное решение на каждом

этапе (перегружатель—судно

5000 т —плавучий

кран

15 т).

 

 

но только здесь возможные

Точно так же решается задача сетевым способом,

сочетания

типов технических

средств показывают

пунктирными стрелками

(рис.

157),

на которых указывают приведенные расходы, связанные с выполне­

нием какой-либо операции на данном этапе. Технические средства (способ выпол­ нения работы) обозначают кружками, в которые заносят их названия (признак) и условно-оптимальные суммарные приведенные расходы за данный и предыдущие этапы. Начнем решение с последнего (третьего) этапы. После выбора условно­ оптимальных решений на этом этапе определяют условно-оптимальные суммарные приведенные расходы за данный и предыдущие этапы. После выбора условноюптимальных вариантов на каждом этапе выбирают абсолютно-оптимальный вариант (6, 7). Далее в обратной последовательности находят на каждом этапе техниче­ ские средства, обеспечивающие оптимальное решение (на рис. 157 оно обозна­ чено сплошными линиями).

В данном случае мы рассматривали все процессы детерминирован­ ными, а все решения однозначными. Однако в действительности мно­ гие процессы имеют вероятностный (стохастический) характер. В этом случае отыскание оптимального решения представляет более сложную

315


задачу, так как необходимо найти математическое ожидание опти­ мизации процесса с использованием методов теории вероят­

ностей.

При динамическом программировании обязательна аддитивность критерия (общий критерий должен быть равен сумме критериев по этапам), что сужает возможности его применения.

Г л а в а XV

ОПЕРАТИВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ПОГРУЗОЧНОРАЗГРУЗОЧНЫМИ РАБОТАМИ В ПОРТУ

§59. Основные принципы и задачи управления

ВДирективах XXIV съезда КПСС по пятилетнему плану развития народного хозяйства СССР на 1971—1975 гг. большое внимание уде­ лено необходимости дальнейшего совершенствования управления и планирования на базе «широкого применения экономико-математиче­ ских методов, использования электронно-вычислительной и органи­ зационной техники и средств связи». Предусматривается развернуть работу по созданию и внедрению автоматизированных систем плани­

рования и управления и улучшить систему подготовки кадров для этих областей деятельности.

Управление производством-—это непрерывный целенаправленный социально-экономический и организационно-технический процесс, осуществляемый людьми при помощи совокупности различных методов и средств в целях достижения оптимальных экономических показа­ телей. В функции управления входят планирование, контроль за хо­ дом производства и его регулирование, обеспечение ритмичности производственного процесса и согласованности в работе отдельных звеньев.

Для управления производством необходимо постоянно или перио­ дически получать определенную информацию о ходе производства, что достигается контролем производственных процессов (данные о продук­ ции, состоянии оборудования и рабочей силы и др.).

На основании контроля, сигнализации и учета производства (сбо­ ра и переработки информации) вырабатываются управляющие воздей­ ствия на производственные процессы.

Управление может успешно осуществляться только при хорошей организации производства, которая определяет рациональную струк­ туру предприятия, взаимосвязь и соподчиненность его подразделений,, специализацию их функций и права.

Основные принципы, которые положены в основу теории и практи­ ки управления производством, разработаны В. И. Лениным. К ним

316


можно отнести: требование политического подхода к решению экономи­ ческих и хозяйственных задач, плановость и научную обоснованность

ведения

хозяйства,

демократический централизм и единоначалие

в управлении производством, позволяющие обеспечить

централизо­

ванное

руководство,

личную ответственность руководителей и привле­

кать к

управлению

широкие массы трудящихся; экономное ве­

дение хозяйства (получение наибольших

общественных

результатов

при наименьших затратах средств и сил),

использование

личной мате­

риальной заинтересованности и моральных стимулов трудящихся в производстве, строжайший учет и контроль производства и распреде­ ления.

Методы управления производством меняются вместе с развитием производства и техники. Особенно ускорились темпы технического перевооружения всех отраслей народного хозяйства в последние годы. Для того чтобы уровень развития средств производства соответствовал уровню управления, потребовалась разработка и применение эффек­ тивных методов управления производством. Использование разнооб­ разных высокопроизводительных машин, ускорение технологических процессов и усложнение производства привели к значительному росту объема информации, который необходимо переработать для исполь­ зования в управлении.

Однако возможности человека по приему и переработке информации ограничены. Это приводит к значительной перегрузке информацией работников управления и не дает им возможности своевременно выра­ ботать и довести до исполнителей оптимальные решения.

Задача по совершенствованию управления производством может быть решена только на базе применения новейших технических средств управления и математических методов.

Наука об общих основах управления носит название кибернетики. По определению акад. Колмогорова, кибернетика представляет собой науку о способах восприятия, хранения, переработки и использо­ вания информации в машинах, живых организмах и их объеди­ нениях.

Академик А. Берг определяет управление как целенаправленный «процесс перевода сложной динамической системы из одного состоя­ ния в другое путем воздействия на ее переменные». «Под термином «система» понимается организованное множество структурных эле­ ментов, взаимосвязанных и выполняющих определенные функции. Если структурные элементы меняют свое состояние, то мы говорим, что в системе происходит процесс» [10].

Таким образом, система ■— это не простой суммарный набор элемен­ тов, а целостное образование, обладающее определенной структурой, внутренней организацией своих компонентов, между которыми суще­

ствует определенное взаимодействие.

 

 

 

 

 

Система управления подразделяется на подсистемы (субсистемы) и

элементы.

Подсистема,

в свою

очередь,

может

быть

подразделена

на

другие

подсистемы

и элементы.

В

то же

время

данная систе­

ма

может

входить в

состав

более

крупной

системы (суперси­

стемы).

 

 

 

 

 

 

 

317


Система (предприятие, организация) представляет собой целостную группу элементов (машины, люди и т. д.), связанных между собой с по­ мощью материальных и информационных связей и выполняющих общую задачу (цель) или задачи (подцели).

Кибернетика включает теорию управляющих систем, изучающую общие принципы построения управляющих систем, теорию математи­ ческого программирования (методов управления) и теорию инфор­ мации.

Наряду с общей кибернетикой получили развитие ее прикладные направления — техническая, экономическая, биологическая киберне­ тики и т. д. Разделом экономической кибернетики является транспорт­ но-экономическая кибернетика. Ее основные задачи на речном транс­ порте следующие:

изучение существующей системы управления речным транспортом и разработка оптимальной структуры управления в целом по отрасли, в пароходствах, портах, бассейновых управлениях пути и на промыш­ ленных предприятиях;

определение оптимальных по размерам и структуре подсистем управления и установление критериев эффективности их управления и системы в целом;

разработка научных методов оптимизированного управления реч­ ным транспортом и его подразделениями и звеньями;

создание автоматизированной системы управления (АСУ) для реч­ ного транспорта в целом и основных его звеньев.

Текущее руководство, систематический контроль и учет выполнения производственных заданий различными участками и оперативное ре­ гулирование ходом производственного процесса обычно называют оперативным или диспетчерским руководством (управлением).

Оперативное управление включает в себя и оперативное планирова­ ние, которое определяет объем и виды продукции на планируемый период, а также время или последовательность выполнения работ. Оперативное управление устанавливает параметры процесса, необходи­ мые для обеспечения выполнения плановых заданий с наименьшей за­ тратой труда и средств. Оно увязывает работу отдельных участков и подразделений на основе контроля и учета производства, оперативно воздействует на производственные процессы.

Следует иметь в виду, что, кроме контролируемых и регулируемых параметров, на протекание процесса могут влиять и неконтролируемые (случайные) «возмущения». Основная задача оперативного управления состоит в том, чтобы свести к минимуму случайные воздействия и не допускать отклонений производственного процесса от плановых параметров, т. е. осуществлять оперативное регулирование про­ цессом.

Важнейшая задача оперативного управления — определение тех­ нико-экономических показателей, прогнозирование ситуации (опере­ жающий анализ) для заблаговременного выявления своевременного устранения намечающихся отклонений от плана-графика и «узких мест» в производстве, ликвидация возникающих диспропорций в произво­ дительности отдельных участков и подразделений, своевременное при-

3 1 8