Файл: Казаков А.П. Технология и организация перегрузочных работ учебник.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.04.2024

Просмотров: 229

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

кивать оптимальные решения (стратегии), которые учитывают интере­ сы всех участников «игры» (общего процесса) [19, 38, 40].

Методы теории игр применяются также при решении задач в усло­ виях полной неопределенности («игра человека с природой»). Напри­ мер, выбирая стратегию перевозок грузов на какой-либо линии, мы не можем точно сказать, какие условия навигации сложатся в предстоящий год. Если был высокий паводок, лето будет дождливое и глубины до­ статочные, то окажется выгодным поставить на линию крупнотоннаж­ ные суда с большой осадкой. Если лето будет засушливым, глубины упадут, то такие суда будут использоваться на неполную грузоподъ­ емность и целесообразнее на эту линию ставить суда с меньшей осадкой. Точно так же нельзя заранее точно установить даты открытия и закры­ тия навигации и в соответствии с этим спланировать работу флота.

Решение здесь связано с определенным риском и может дать как максимальный эффект, так и промежуточные и даже наихудшие ре­ зультаты.

В табл. 29 приведены оценки эффективности (задача на максимум) стратегии С1( С2, С3для условий Ух иУ 2, вероятности появления кото­ рых неопределенны.

 

 

 

 

 

 

Т а б л и ц а

29

 

Оценка

Выбор по критерию максими-

Выбор по критерию

 

 

 

эффективности

 

 

К

 

 

на и минимакса

упущенных возможностей

 

при ус­ при ус­

 

 

 

 

 

 

Н

 

 

 

 

 

 

о

ловии

ловии

 

 

 

при условиях

наиболь­

Л

минимальные

максималь­

при условиях

О.

Ух

 

шие раз­

н

 

оценки

ные оценки

 

 

о

 

 

 

 

 

 

ности

Cl

8

6

6

8

8—8=0

7,0—6=1,0

 

1,0

С2

7,5

6,4

6,4 макси-

7,5

8—7,5=0,5 7,0-6,4=0,6

 

0,6

С3

5,5

7,0

мин

7,0 мини-

8—5,5=2,5

7,0—7,0=0

 

2,5

5,5

 

макс

При решении таких задач человек старается действовать осторожно, считая, что природа может создать для него наихудшую ситуацию. Поэтому он часто выбирает стратегию (решение), которая обес­ печивает ему максимальный доход (прибыль и т. д.) из всех мини­ мальных (принцип максимина). В нашем случае такой стратегией (см. табл. 29) будет С2, обеспечивающая доход, равный 6,4. Если решается задача на минимум расходов (капиталовложений ит. д.), то, действуя осторожно, человек выбирает стратегию, обеспечивающую минимальные расходы из всех максимальных (принцип минимакса), т. е. стратегию С3.

Если представляется возможность определить вероятность воз­ никновения отдельных состояний природы, а решения многократно повторяются, то для выбора оптимальных решений подсчитываются математические ожидания результатов каждой стратегии и выбирается стратегия, обеспечивающая максимальный средний результат (в зада­ чах на максимум). Так, например, если в нашем случае (см. табл. 29)

И*

323


вероятность наступления условий Ух равна 0,7, а условий У2 — 0,3, то оптимальной будет стратегия Си при которой средний доход, равный

8 -0,7+6-0,3 _ выше, чем при стратегии С2 (3,6) и С3 (2,975).-

По критерию упущенных возможностей для условий Уг выбираем стратегию, при которой обеспечивается наибольший доход (в нашем случае при Ух и Сх — 8). Для остальных стратегий подсчитываем упу­ щенные возможности, представляющие разность между лучшим крите­

рием и критерием при данной стратегии: 8 — 7,5=0,5; 8—5,5 =

2,5.

Для стратегии

Сх в этом случае упущенных возможностей нет,

так

как 8 — 8 = 0.

 

 

 

 

Аналогично подсчитываем упущенные возможности для условий

У2 (7,0 — 6 =

1,0; 7,0 — 6,4 = 0,6;

7,0 — 7,0 = 0) и

из наиболь­

ших разностей

выбираем стратегию

с наименьшим

показателем

—минимакс).

 

 

Ух (0,6).

 

В нашем случае это будет стратегия С2 при условиях

 

Как бы ни была многогранна составленная модель, она лишь частич­ но отражает функционирование сложной системы и справедлива толь­ ко при вполне определенных условиях (неуправляемых переменных). Однако условия не остаются неизменными. Поэтому модель и ее реше­ ние нуждаются в проверке и оценке пригодности для конкретных усло­ вий. Такая проверка может проводиться на основе опытов в реальных условиях, которые на этом этапе не потребуют перестройки системы и в то же время позволят оценить предлагаемые решения.

При существенном изменении условий необходима «подстройка» решения к новым условиям. Для этого проведенное операционное ис­ следование должно содержать указания о том, когда могут возникнуть эти изменения, как их обнаружить и каким образом полученное реше­ ние нужно скорректировать, чтобы оно было пригодно для использо­ вания в изменившихся условиях.

Пусть, например, разрабатывая модель для решения задачи опти­ мизации работы порта, операционисты исходили из определенного грузооборота и средних глубин водных путей. Однако из-за засушли­ вого лета не успели сплавить лес с боковых рек, сократились перевоз­ ки хлеба и суда должны были загружаться на неполную осадку. Для этих условий должно быть дано скорректированное решение, которое позволит в новых условиях получить оптимальный результат.

Заключительный этап исследования операций — осуществление проверенного и скорректированного решения. Для этого операционная группа должна представить решение в виде набора рабочих процедур наподобие программы, составляемой для ЭВМ. Порядок выполнения процедур описывается в прилагаемых детальных инструкциях и пра­ вилах, в которых указывается, кто, где, когда и как должен выполнять функции по осуществлению решения. Кроме того, операционисты и са­ ми принимают непосредственное участие в реализации решения, так как всегда может возникнуть потребность в уточнениях и разъяс­ нениях.

Несмотря на множество разнообразных задач, которые необходи­ мо решить при исследовании операции, их можно разделить по специфи­

324


ке и методам решения на несколько классов: оптимизация создания и хранения запасов; распределения; массового обслуживания; замены оборудования; состязательные и смешанные процессы, представляющие собой комбинацию различных задач, и т. д.

Для решения каждого из этих классов задач используют те или иные математические методы: теорию вероятностей, различные виды мате­ матического программирования, теорию массового обслуживания, методы сетевого планирования. В тех случаях, когда задача не поддает­ ся аналитическому решению, используют методы статистического мо­ делирования, позволяющие имитировать работу системы при различ­ ных условиях и отыскивать с помощью ЭВМ набор таких условий, при которых обеспечивается оптимизация функционирования системы.

Более подробно с методами исследования операций можно ознако­ миться в специальной литературе [6].

§61. Планирование работы порта

Взависимости от длительности планируемого периода различают планы перспективные, текущие и оперативные.

Перспективные планы отражают развитие портового хозяйства и отдельных портов на длительный период (планы-прогнозы на 15—20 лет

иперспективные планы на 5 лет) в увязке с планами развития пароход­ ства и речного транспорта в целом. Они определяют направления, тем­ пы, пути технического прогресса и реконструкции портов. Перспектив­ ные планы развития портов разрабатывают исходя из необходимости наиболее полного удовлетворения растущих потребностей народного хозяйства в перевозках. Первостепенное внимание в них уделяется мероприятиям, касающимся развития техники и организации производ­ ства, на основе которых обеспечивается рост объема перегрузочных работ, снижение их себестоимости и трудоемкости, повышение уровня комплексной механизации и автоматизации работ в портах.

Вразработке перспективных планов принимают участие коллекти­ вы портов; к этой работе также привлекаются научно-исследователь­

ские и проектные организации.

Текущий план разрабатывают на год на основании перспективного плана. Он уточняет и конкретизирует задания пятилетнего плана с учетом хода его выполнения и выявленных дополнительных возможнос­ тей и резервов порта.

К оперативным планам относятся квартальные и месячные, а также технические и сменно-суточные (диспетчерские) планы работы порта.

Оперативное планирование уточняет соответствующие разделы го­ дового плана. Его назначение — регулировать и обеспечивать за каж­ дый планируемый период выполнение установленного годового плана порта.

Социалистическое планирование является непрерывным, что озна­ чает органическое сочетание годовых и перспективных планов. Раз­ бивка перспективных планов на годовые, а годовых — на квартальные и месячные тесно связывает текущее планирование с перспективным и

325


позволяет на определенном этапе конкретизировать и уточнять перспек­ тивные планы.

Годовой производственно-финансовый план порта (техтрансфинплан) включает следующие основные разделы: план производственной работы (производственную программу); план повышения эффективнос­ ти производства (организационно-технические мероприятия); план ка­ питального строительства; план по прибылям, издержкам и рентабель­ ности; план по фондам экономического стимулирования; план по труду и заработной плате; план материально-технического снабжения; финан­ совый план; план социального развития порта.

Ниже кратко рассматриваются основные разделы трансфинплана

порта.

Производственная программа устанавливает: грузооборот по от­ правлению и прибытию, включая грузы, прибывающие на причалы клиентуры и отправляемые с них, и грузы, следующие в прямом сме­ шанном железнодорожно-водном сообщении и передаваемые в данном порту с одного вида транспорта на другой; план погрузочно-разгрузоч­ ных работ; объем перевозок грузов и пассажиров портовым транспорт­ ным флотом; судооборот и вагонооборот по погрузке и разгрузке; ра­ боту рейдового и служебно-вспомогательного флота, подсобно-вспомо­ гательных производств.

Задания производственной программы обосновывают технико-эко­ номическими расчетами и нормами использования технических средств. Они служат основой для разработки показателей по труду, капиталь­ ным вложениям и себестоимости, а также финансового плана.

План повышения эффективности производства (организационно­ технических мероприятий) устанавливает задания по повышению уров­ ня комплексной механизации перегрузочных работ, внедрению новой техники и передовых методов труда, модернизации существующего оборудования, совершенствованию технологии и организации произ­ водства, улучшению условий труда. В нем содержатся мероприятия по росту производительности труда, снижению себестоимости перегру­ зочных работ и улучшению использования оборудования порта. Этим планом обосновывается изменение технико-экономических норм и вскрываются основные резервы совершенствования производственной работы порта.

Организационно-технические мероприятия разрабатываются при участии всех работников порта, с учетом всех ценных предложений ра­ бочих, бригадиров, инженерно-технических и других работников. Кроме мероприятий, разработанных портом, в этот план включают за­ дания министерства и пароходства по внедрению и освоению новой техники, передовой технологии перегрузочных работ и т. п.

Вплане организационно-технических мероприятий указываются затраты, связанные с их осуществлением, источники финансирования, экономический эффект, сроки исполнения и лица, ответственные за их выполнение.

Вразработке и осуществлении плана организационно-технических

мероприятий порту помогают научно-исследовательские, проектные и конструкторские организации.

326


План капитального строительства определяет объем и направление по расширению и реконструкции порта, модернизации оборудования, замене устаревшего оборудования и т. п. Его увязывают с выполне­ нием производственной программы порта.

План материально-технического снабжения предусматривает по­ требность порта в материалах, топливе, энергии, запасных частях, оборудовании, инвентаре и т. п., необходимых для выполнения про­ изводственной программы. Он содержит также задание по экономии материалов.

План по труду и заработной плате устанавливает рост производи­ тельности труда и фонды заработной платы. В нем определены контин­ генты плавсостава портового флота, рабочих на основных и вспомога­ тельных работах, распорядительско-обслуживающего и администра­ тивно-управленческого персонала. В этом же плане приводятся задания по улучшению использования рабочего времени отдельными категориями рабочих и указывается средняя заработная плата. Фонд заработной платы рассчитывается на все виды оплат, включая надбав­ ки за классность, тяжелые условия работы, отдаленность, отпуска, пре­ мирование и др. При разработке планов по труду исходят из необходи­ мости ускорения темпов роста производительности труда, как важней­ шего показателя повышения эффективности производства, обеспече­ ния опережающего роста производительности труда по сравнению с рос­ том заработной платы.

План по прибыли, издержкам и рентабельности производства уста­ навливает величину снижения себестоимости перевозки грузов и по­ грузочно-разгрузочных работ, а также других издержек производства

врезультате влияния технико-экономических факторов, определенных

вплане организационно-технических мероприятий. План содержит смету затрат на производство, калькуляцию себестоимости единицы

перевозки грузов и погрузочно-разгрузочных работ. Этим планом детализируются доходы, расходы порта и устанавливается его рен­ табельность.

Прибыль — основной показатель, характеризующий эффектив­ ность работы порта, измеряемый превышением доходов над расходами. Она зависит от объема перевозок грузов и погрузочно-разгрузочных работ, оптовых цен (тарифов), себестоимости перевозок.

Рентабельность — комплексный показатель, определяющий уро­ вень эффективности производственной деятельности порта.

Различают общую и расчетную рентабельность производственных фондов.

Общая рентабельность — это отношение балансовой прибыли к среднегодовой стоимости основных производственных фондов и норми­ руемых оборотных средств.

Расчетная рентабельность представляет собой отношение расчетной прибыли к среднегодовой стоимости основных производственных фондов и оборотных средств. Под расчетной прибылью имеют в виду ос­ таток прибыли, полученной вычитанием из балансовой прибыли сум­ мы плат за производственные фонды и за пользование банковским кредитом.

327