При анализе сравнивают плановые и фактические количественные и качественные показатели работы порта, грузовых участков (районов), перегрузочных установок, бригад портовых рабочих, рейдового и мест ного транспортного флота. Для анализа используют также и показа тели, которые не планировались, — количество досрочно обработан ных судов, выполнение неплановых работ, простои технических средств и рабочей силы. Если порт и его подразделения не выполнили плановых показателей, то выясняют причины этого и выявляют кон кретных лиц, которые отвечали за выполнение.
При анализе обработки судов и вагонов подробно изучают не только суммарные фактические затраты времени на обработку судна и пода чи вагонов в целом, но и затраты времени на выполнение каждой от дельной операции (погрузка-разгрузка, зачистка, оформление до кументов, рейдовые и маневровые операции и т. д.). Такой анализ по зволяет выявить как дополнительные резервы и передовые способы работы, так и непроизводительные затраты времени и труда на конкрет ных операциях.
Если в ходе оперативного анализа выявляются нарушения сменно суточного плана, то диспетчерский аппарат и начальники участков (районов) должны принимать меры по оперативному регулированию и устранению возникших затруднений (использование дополнительных резервов, перестановка технических средств и рабочей силы, регули рование в подаче судов и вагонов на участки и причалы и др.).
Итоги обработки судов и вагонов за месяц подводятся в ежемесяч ных оперативных отчетах о выполнении норм обработки флота и ваго нов. В этих отчетах указываются плановые и фактические затраты вре мени на обработку флота (отдельно на грузовые и технологические опе рации до и после грузовой обработки судна), общее количество обра ботанных судов, в том числе с простоем сверх норм.
§66. Работа порта в межнавигационный период
Сзакрытием навигации объем работы в порту сильно сокращается
ине позволяет полностью использовать людские и материальные ре сурсы, что отрицательно сказывается на технико-экономических по казателях его работы, снижает эффективность капиталовложений в пор товое перегрузочное оборудование и сооружения и служит причиной текучести рабочей силы. Поэтому при планировании и организации работы порта необходимо принимать меры к их загрузке в зимний пе риод. Опыт работы передовых портов показывает, что возможности для дальнейшего увеличения объема работы в зимнее время имеются во многих портах. Наиболее предпочтительными в зимний период долж ны быть работы, на которых используются как оборудование порта, так и свободная рабочая сила, т. е. работы, связанные с перегрузкой
ихранением грузов и обработкой железнодорожного подвижного соста ва.
Основными направлениями увеличения объема погрузочно-разгру зочных работ, выполняемых портом в межнавигационное время, явля ются:
а) выполнение перегрузочных работ, связанных с обработкой ваго нов на территории порта;
б) увеличение завоза массовых грузов (минерально-строительных материалов, угля и других) водным транспортом в объеме годовой по требности предприятий и организация хранения и выдачи их на порто вых базисных складах;
в) выполнение погрузочно-разгрузочных работ на территории про мышленных предприятий, организаций и строительных площадках с использованием передвижных перегрузочных средств и рабочей силы порта;
г) сдача в аренду на зимний период свободных складов с обслужи ванием их силами и средствами порта;
д) использование в качестве временных складских емкостей не самоходных судов, находящихся на зимнем отстое в порту и расши рение за счет этого приема и отправления груза с сухопутных ви дов транспорта. Расширение отдельных подсобно-вспомогательных производств, не требующих специального дорогостоящего оборудо вания (изготовление поддонов, заготовка льда, ремонт контейне ров и др.).
Анализ возможных работ в портах в зимний период показывает, что на ближайшие годы наиболее перспективными останутся работы, свя занные с обработкой вагонов и базисным хранением грузов. Порядок планирования и выполнения этих работ определен Временным поло жением, утвержденным МРФ [773.
Большое внимание в зимний период должно уделяться технико экономическим изысканиям по выявлению и привлечению на водный транспорт новых грузопотоков.
В межнавигационный период коллектив порта разрабатывает план эксплуатационной работы по выполнению производственной програм мы в предстоящую навигацию. В это время ремонтируют портовое хо зяйство и оборудование, составляют уточненные технические паспорта на сооружения и оборудование с целью определения их технических возможностей; разрабатывают и проводят мероприятия по модерниза ции и техническому совершенствованию оборудования; разрабатывают новые технологические карты и единый технологический процесс ра боты порта и железнодорожной станции с учетом передового опыта и технического совершенствования оборудования; проводят'мероприятия по улучшению охраны труда и техники безопасности; повышают ква лификацию инженерно-технических работников.
Готовность порта к открытию новой навигации проверяет специаль ная комиссия, назначаемая начальником пароходства.
По завершении подготовки к открытию навигации крупным портам вручают паспорт готовности.
Г л а в а XV!
АВТОМАТИЗИРОВАННЫЕ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ РЕЧНОГО ПОРТА
§ 67. Развитие автоматизации управления перегрузочными работами в порту
Развитие средств автоматики и вычислительной техники, а также кибернетики и новых направлений математики создали материальные и теоретические предпосылки для осуществления автоматизации управ ления производственными процессами.
Автоматизация управления производством состоит в замене физи ческого и умственного труда человека, затрачиваемого на управление работой технических средств. Автоматизация управления может быть частичной и комплексной.
При частичной автоматизации автоматизируется управление лишь отдельными подразделениями или часть управленческих операций, а более сложные функции и управление в целом осуществляет человек.
При комплексной системе автоматизации все задачи по управлению возлагаются на средства автоматики, а человек лишь наблюдает за ис правностью работы этих средств.
Первая установка для автоматического контроля за ходом обработ ки судов и вагонов на причалах порта была разработана Гипроречтрансом и испытана в Московском Южном порту. Она состоит из систем датчиков, счетчиков циклов крана, телевизионных устройств и свето вых табло, на которых отражается ход обработки судов и вагонов.
Педали для счета вагонов на железнодорожных путях отмечают, сколько вагонов поставлено на перегрузочный фронт под обработку и сколько ушло с него погруженных вагонов. Датчики измерения осадки судна указывают, какую загрузку судно имеет в данный момент. Сред ства телевидения позволяют видеть обстановку на причале и в соот ветствии с ситуацией давать необходимые распоряжения. Для учета работы кранов могут использоваться счетчики циклов системы ЦНИИЭВТа или автоматические весовые устройства.
После некоторой доработки установка может найти применение в портах, так как она позволяет вести непрерывный контроль за ра ботой причалов, получать всю необходимую информацию о расстановке и времени обработки судов и вагонов, об интенсивности и ритмичнос ти перегрузочных работ и т. д.
В наших портах уже давно ведутся работы по автоматизации техно логических процессов перегрузки грузов. Значительная степень авто матизации управления перегрузочными процессами достигнута при по грузке апатита в Мурманском морском порту. Здесь управление всеми агрегатами производится с центрального пульта, откуда можно
задавать любой маршрут следования |
груза. На мнемосхеме пульта |
12 А. п. Казаков |
353 |
отображается путь движения груза, степень заполнения емкостей скла да и др. С помощью датчиков контролируется нормальность работы всех пересыпных устройств. Синхронность передвижения сбрасывающих тележек и перегрузочных машин достигается посредством следящей си стемы, включающей радиоактивный излучатель и три гамма-реле.
Еще более совершенная система управления перегрузочными опе рациями при перевалке апатита с железной дороги на воду предусмот рена в Медвежьегорском порту.
За рубежом средства автоматики управления и ЭЦВМ также полу чают распространение. В некоторых зарубежных портах используются системы автоматического считывания информации с подвижного соста ва, построенные на принципе оптического, индуктивного или электро магнитного действия.
В ряде портов нашли применение ЭЦВМ, которые обрабатывают всю информацию, осуществляют учет и расчеты. Так, в порту Ливерпуль (Англия) ЭЦВМ обеспечена 350 машинными программами. Она про изводит все расчеты с 8500 рабочими и служащими, составление сетевых графиков, оптимизацию расстановки судов по докам, определение потребности в докерах и перегрузочных средствах на каждый день, рациональное распределение технических ресурсов порта по видам работ, составление планов загрузки судов, расчет штрафов за несвое временный вывоз грузов и т. д.
Большой интерес представляет система автоматизации управления портовыми перегрузочными работами в западногерманском порту Везер, который специализирован на выгрузке руды из судов с после дующей погрузкой ее в вагоны. Он включает шесть причалов, шесть складов и четыре железнодорожных пути, на которых помещают вагоны для загрузки. В порту имеется установка для сортировки руды и удаления из нее посторонних примесей.
Причалы и склады оборудованы перегрузочными мостами и систе мой транспортеров. Транспортерные линии снабжены системой сигна лизации и аварийными датчиками (датчики контроля схода и обрыва
|
|
|
ленты, |
датчики контроля завала перегрузочных вбронок и т. п.). |
та, |
Всеми перегрузочными процессами управляют с центрального пуль |
хотя на перегружателях оставлены операторы, которые по команде |
с |
центрального пульта непосредственно осуществляют разгрузку |
судов. |
На погрузочной станции также установлен пульт с ручным |
управлением для регулировки загрузки вагонов. |
|
На центральном пульте имеется цифровое световое табло, позволя |
ющее оператору непрерывно наблюдать за количеством вагонов и ходом перегрузочных работ. С помощью клавиш и специальных программ опе ратор может задавать любые направления движения груза. Здесь уста новлены ЭЦВМ, автоматические пишущие машинки, сигнальная ап паратура и телефоны. ЭЦВМ выдает все необходимые данные о ходе и итогах перегрузочных работ: сколько и какого сорта выгружено гру зов из судов и погружено в вагоны, сколько находится в каждом квад рате складов. Пользуясь этой информацией, оператор выбирает место (квадрат) очередной выгрузки и включает соответствующую програм му. Оператор (крановщик) мостового перегружателя получает об этом
сигнал и перемещает свой мост в соответствующий квадрат. Это пере мещение фиксируется на световом табло центрального пульта. Внутри квадрата мост передвигается автоматически. Особые датчики определя ют высоту сбрасывания груза грейфером. При достижении заданной высоты складирования подается специальный сигнал и поступление груза в этот квадрат прекращается.
Все необходимые сведения о грузе и вариантах его переработки кра новщики, разгружающие суда и работающие на складах, получают от оператора центрального пульта по радио.
Установка оборудована системой автоматических транспортерных, крановых и вагонных весов. При этом на каждой транспортерной линии имеется двое весов, весовые данные по которым суммируются и выводит ся средний вес.
Крановые весы передают данные о количестве выгруженного груза из судов, транспортерные весы и весы мостовых перегружателей—о ко личестве груза, подаваемого на склад или отпускаемого со склада. Все результаты взвешивания поступают на центральный пульт и на пункт передачи вагонов и оформляются с помощью печатающего устройства в виде готовой документации.
Указания о количестве вагонов получают от счетчиков вагонов. Для этого на пути движения вагонов помещены фотоэлектрические элементы. Установка имеет общую систему по обработке данных, основ ными функциями которой являются: автоматическое распределение поступающих грузов по железнодорожным составам; контроль за до ставкой груза на склады и определение количества груза, поступающе го на склад и отпускаемого со склада, информация о количестве груза в судне и времени его разгрузки, автоматическое управление погруз кой вагонов, заполнение сопроводительных документов, оформле ние актов погрузки и ряд других коммерческих задач.
В последние годы научно-исследовательские и проектные организа ции ведут работы по созданию систем автоматизированного управления (АСУ) в портах. АСУ представляют собой совокупность экономико математических методов и технических средств, обеспечивающих на всех этапах механизацию и автоматизацию своевременного сбора, на копления, обработки и передачи необходимой технико-экономической информации органам управления с целью решения основных задач управления производственно-хозяйственной деятельностью и опти мального функционирования порта.
АСУ порта или Другой хозяйственной единицы может включать от дельные подсистемы автоматизированного управления или сами вклю чаться в автоматизированную систему более высокого порядка.
В зависимости от степени автоматизации различают: а) автоматизи рованные системы управления, составной частью которых являются операторы (диспетчеры) или административный аппарат, и б)"автомати ческие системы, которые могут функционировать и без участия че ловека.
По своему назначению АСУ подразделяются на системы управ ления технологическими процессами (конвейерами, перегрузочными