Файл: Гриб В.К. Комплексная механизация прудового рыбоводства.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.04.2024

Просмотров: 191

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Ковши на тяговом органе располагаются на некотором расстоя­ нии друг от друга (элеваторы с расставленными ковшами) или непосредственно друг за другом (чешуйчатые элеваторы). В зави­ симости от скорости движения ковшей различаются быстроходные и тихоходные элеваторы. Наклонные ковшовые транспортеры де­ лаются тихоходными. Быстроходные элеваторы применяют в основ­

ном для подъема мел кокусковых,

зерновых, дробленых и молотых

материалов, которые разгружают

центробежным способом, тихо­

ходные (с гравитационной разгрузкой ковшей) — для крупнокуско­ вых, мелкоштучных. Для подъема рыбы применяют тихоходные элеваторы. Загрузка ковшей быстроходных элеваторов произво­ дится зачерпыванием материала из башмака, а тихоходных —• зачерпыванием или засыпкой груза в ковши.

Достоинствами ковшовых транспортеров являются: возмож­ ность подъема грузов на большую высоту, непрерывность подачи груза, большой диапазон производительности, компактность; ос­ новной недостаток — чувствительность к перегрузкам, что вызы­ вает необходимость равномерной загрузки материалов. Кроме того,

для

нормальной

работы ковшовых элеваторов форма и размеры

ковшей должны

соответствовать виду перемещаемого груза, ско­

рости

движения

ковшей, а также условиям загрузки и разгрузки.

В противном случае ковши заполняются не полностью или неправи­ льно опорожняются, что снижает производительность транспортера.

Ковши для элеваторов общего назначения гостированы и быва­ ют трех типов: глубокие, мелкие и остроугольные с бортовыми направляющими. Глубокие предназначены для легкосыпучих грузов: зерна, комбикорма, земли, песка, сухих минеральных удобрений; мелкие — для слеживающихся и зависающих материа­ лов: селитры, глинистой земли, соли. Глубокие и мелкие ковши применяются в элеваторах с расставленными ковшами, остроуголь­ ные — в чешуйчатых тихоходных элеваторах. Глубокие и мелкие ковши обычно имеют емкость до 15 л, остроугольные ковши с борто­ выми направляющими 1,5—130 л.

Ковши изготавливают из листовой стали толщиной 0,9—1,0 мм сварными, реже — штампованными и клепаными. К лентам ковши крепятся болтами со специальной головкой, к цепям — болтами или винтами на специальные звенья. Число зубьев приводных звездочек у цепных элеваторов принимается не менее шести.

Кожух элеватора (или, как его иногда называют, норийная труба) может быть общим для обеих ветвей тягового органа или выполнен в виде отдельных труб для каждой ветви. Для проверки работы тягового органа в кожухе делают смотровые люки.

Для транспортировки живой рыбы применяются тихоходные элеваторы с низким расположением приемно-загрузочного бунке-

228


pa, к которому груз подводится самотеком по направляющим лот­ кам, расположенным по касательной к цилиндрическому днищу башмака. Зазор между ковшами и стенками башмака должен быть

минимальным во избежание заклинивания и повреждения

рыбы.

В местах

сопряжения

узлов элеваторов надо устраивать

мягкие

(например,

резиновые)

фартуки и обкладки.

 

Иногда по условиям технологического процесса или по другим причинам приходится делать приемно-загрузочную воронку или бункер башмака со стороны спускающейся ветви ленты, например при приготовлении кормов в рыбхозах. При этом работа сил трения в башмаке увеличивается, так как ковшам приходится проходить в массе груза и перемещать его. В таких случаях следует приме­ нять небольшие по емкости загрузочные устройства при возможно равномерной подаче сухих комбикормов.

Для предотвращения повреждения рыбы во время разгрузки самотеком ковшовых транспортеров с расставленными ковшами их устанавливают наклонно при одновременном снижении скорости движения и увеличении емкости ковшей. Дополнительно делают мягкие наклонные фартуки и спуски для отвода рыбы.

Производительность ковшовых транспортеров (в т/ч) опреде­ ляется в зависимости от емкости ковшей /, расстояния между ни­ ми s, насыпной массы груза f и скорости движения ковшей v по формуле

 

Q — 3600 <\>s—— 7У,

 

 

 

где ф — эмпирический

коэффициент

наполнения

ковша; принимается

для

сыпучих пылевидных грузов в пределах 0,75—0,85 (при скоростях

ленты 1,2—1,8 м/с и цепи

0,6—1,2 м/с

для

живой рыбы

ф =

= 0,4-=-0,6 в

зависимости

от размеров

рыбы

и ковшей).

 

Специальные ковшовые транспортеры для рыбоводных предприя­ тий не разработаны, поэтому применяются наиболее подходящие для каждого отдельного случая машины из других отраслей про­ мышленности, преимущественно из сельского хозяйства, например типа ТНЖ и НВ (вертикальные) и наклонные типа ТК.

Технические

характеристики

норий

и наклонного

транспортера

Производительность,

т/ч

 

НВ-4

Т Н Ж - ю

тк-з

 

4—5

5.0

 

3—5

Максимальная высота

подачи

гру­

10

35

 

4,5

за, м

ленты,

м/с

 

 

1,38

1,20

 

 

Скорость

 

 

 

Емкость

ковша,

л

 

 

0,526

1,0

 

3,5

Шаг ковшей,

мм

 

 

190

250

 

Мощность привода при высоте подъ­

1,5

0,55

 

1,7

ема 10 м, кВт

 

 

 

 

 

 

 

Масса, кг

 

 

 

 

600

275

 

510

229



На рис. 86 показан вертикаль­ ный ковшовый элеватор (нория) НВ-4, применяющийся в кормоприготовительных отделениях при складах кормов. Нория используется для по­ дачи сыпучих концентрированных кормов в бункера при приготовле­ нии тестообразных кормов, а также для распределения их по закромам складов.

В и н т о в ы е т р а н с п о р т е р ы (шнеки). Рабочим органом винтовых транспортеров является винт, враща­ ющийся в неподвижном желобе или трубчатом кожухе. Винт, вращаясь, погружается витками в транспорти­ руемый материал и перемещает его вдоль желоба. Винтовые транспор­ теры перемещают груз в горизон­ тальном и наклонном направлении, реже — в вертикальном и крутонак­ лонном. При углах наклона, превы­ шающих 20°, применяют быстроход­ ные шнеки со сплошными спираль­ ными витками.

 

 

 

Основными

частями

винтового

 

 

 

транспортера являются; желоб, винт,

 

 

 

подшипники

винта,

загрузочное

и

 

 

 

разгрузочное

устройства,

приводной

Рис. 86.

Вертикальный

ков-

механизм.

(корытообразной

 

или

шовый

элеватор НВ - 4 .

Желоб

 

 

 

 

трубчатой

формы)

выполняется

из

листовой

стали или из металлических труб.

Часто желоб

делают

из отдельных звеньев, соединяемых фланцами. Закрытые

желоба

винтовых транспортеров позволяют применять их для перемеще­ ния пылевидных и пылящих грузов, например сухих рассыпных комбикормов и минеральных удобрений. Следует иметь в виду, что при перемещении винтовыми транспортерами материал разрыхля­ ется, перемешивается и частично измельчается, поэтому они на­ ходят широкое применение в кормоприготовительных отделениях и складах минеральных удобрений. Применять шнеки для пере­ мещения рыбы нельзя.

Наибольшее распространение получили три типа шнеков (вин­ тов): со сплошной винтовой поверхностью для перемещения сухих

230


порошкообразных, мелкозернистых и пылевидных материалов (ком­ бикорм, суперфосфат и т. д.); с ленточной спиральной поверхно­ стью, между внутренней кромкой которой и валом имеется зазор для перемещения кусковых и липких грузов (гравий, земля, суг­ линок и др.); с лопастными поверхностями, состоящими из отдель­ ных прерывистых лопастей различной конфигурации, расположен­ ных по винтовой линии, для перемещения слеживающихся и спрес­ совывающихся материалов (глина, селитра и т. п.).

Вал шнека чаще всего изготовляют из цельнотянутых труб длиной 23 м, соединенных между собой вставными короткими стержнями, которые одновременно служат шейками для промежу­ точных подвесных подшипников. Лопасти (спираль) и валы шнеков

изготовляют сварными, иногда литыми.

 

Загрузка и разгрузка транспортера производятся в

любом

месте по длине желоба. Регулирование подачи и разгрузки

произ­

водится при помощи заслонок и задвижек.

 

Преимущества винтовых транспортеров — компактность и прос­

тота конструкции, предотвращение распыления сыпучих

грузов,

простота ухода и безопасность обслуживания, возможность пере­ мешивания материалов в процессе их перемещения; недостат­ ки — небольшие расстояния и прямолинейность транспортиро­ вания, большой расход мощности, измельчение и дробление пере­ мещаемого груза.

Если у длинного шнека одну половину винта сделать с правой, а другую с левой навивкой, то, подавая материал в середину шне­ ка, можно транспортировать его в разные стороны, а, переменив направление вращения винта, можно собирать материал с концов шнека к его середине, где устраивают разгрузочное отверстие.

Производительность винтового транспортера определяется по формуле

 

 

 

 

 

Q =

60 ф

тс D 2

SII,

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4

 

 

 

ИЛИ

 

 

 

 

Q =

15 4<7tD2 sn7,

 

 

 

 

 

 

 

 

 

где

ф — коэффициент

наполнения (для мелкозернистых и пылевидных

ма­

 

териалов

с Y =

 

0 , 4 - ^ 0 , 8 т / м 3

ф =

0,4);

 

 

D — диаметр

винта,

м

(D =

0,15-^0,40);

 

 

 

s — шаг винта, м (для мелкозернистых

и пылевидных

материалов

мож­

 

но принять s

=

(0,7-=-l,0)D);

 

 

 

п—частота

вращения,

об/мин

(для

нашего случая

п = 50 -=-100);

у

— объемная

масса

материала,

т / м 3 .

 

 

 

Мощность двигателя (в кВт) определяется по формуле

231