Файл: Гриб В.К. Комплексная механизация прудового рыбоводства.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.04.2024
Просмотров: 191
Скачиваний: 1
Ковши на тяговом органе располагаются на некотором расстоя нии друг от друга (элеваторы с расставленными ковшами) или непосредственно друг за другом (чешуйчатые элеваторы). В зави симости от скорости движения ковшей различаются быстроходные и тихоходные элеваторы. Наклонные ковшовые транспортеры де лаются тихоходными. Быстроходные элеваторы применяют в основ
ном для подъема мел кокусковых, |
зерновых, дробленых и молотых |
материалов, которые разгружают |
центробежным способом, тихо |
ходные (с гравитационной разгрузкой ковшей) — для крупнокуско вых, мелкоштучных. Для подъема рыбы применяют тихоходные элеваторы. Загрузка ковшей быстроходных элеваторов произво дится зачерпыванием материала из башмака, а тихоходных —• зачерпыванием или засыпкой груза в ковши.
Достоинствами ковшовых транспортеров являются: возмож ность подъема грузов на большую высоту, непрерывность подачи груза, большой диапазон производительности, компактность; ос новной недостаток — чувствительность к перегрузкам, что вызы вает необходимость равномерной загрузки материалов. Кроме того,
для |
нормальной |
работы ковшовых элеваторов форма и размеры |
ковшей должны |
соответствовать виду перемещаемого груза, ско |
|
рости |
движения |
ковшей, а также условиям загрузки и разгрузки. |
В противном случае ковши заполняются не полностью или неправи льно опорожняются, что снижает производительность транспортера.
Ковши для элеваторов общего назначения гостированы и быва ют трех типов: глубокие, мелкие и остроугольные с бортовыми направляющими. Глубокие предназначены для легкосыпучих грузов: зерна, комбикорма, земли, песка, сухих минеральных удобрений; мелкие — для слеживающихся и зависающих материа лов: селитры, глинистой земли, соли. Глубокие и мелкие ковши применяются в элеваторах с расставленными ковшами, остроуголь ные — в чешуйчатых тихоходных элеваторах. Глубокие и мелкие ковши обычно имеют емкость до 15 л, остроугольные ковши с борто выми направляющими — 1,5—130 л.
Ковши изготавливают из листовой стали толщиной 0,9—1,0 мм сварными, реже — штампованными и клепаными. К лентам ковши крепятся болтами со специальной головкой, к цепям — болтами или винтами на специальные звенья. Число зубьев приводных звездочек у цепных элеваторов принимается не менее шести.
Кожух элеватора (или, как его иногда называют, норийная труба) может быть общим для обеих ветвей тягового органа или выполнен в виде отдельных труб для каждой ветви. Для проверки работы тягового органа в кожухе делают смотровые люки.
Для транспортировки живой рыбы применяются тихоходные элеваторы с низким расположением приемно-загрузочного бунке-
228
pa, к которому груз подводится самотеком по направляющим лот кам, расположенным по касательной к цилиндрическому днищу башмака. Зазор между ковшами и стенками башмака должен быть
минимальным во избежание заклинивания и повреждения |
рыбы. |
||
В местах |
сопряжения |
узлов элеваторов надо устраивать |
мягкие |
(например, |
резиновые) |
фартуки и обкладки. |
|
Иногда по условиям технологического процесса или по другим причинам приходится делать приемно-загрузочную воронку или бункер башмака со стороны спускающейся ветви ленты, например при приготовлении кормов в рыбхозах. При этом работа сил трения в башмаке увеличивается, так как ковшам приходится проходить в массе груза и перемещать его. В таких случаях следует приме нять небольшие по емкости загрузочные устройства при возможно равномерной подаче сухих комбикормов.
Для предотвращения повреждения рыбы во время разгрузки самотеком ковшовых транспортеров с расставленными ковшами их устанавливают наклонно при одновременном снижении скорости движения и увеличении емкости ковшей. Дополнительно делают мягкие наклонные фартуки и спуски для отвода рыбы.
Производительность ковшовых транспортеров (в т/ч) опреде ляется в зависимости от емкости ковшей /, расстояния между ни ми s, насыпной массы груза f и скорости движения ковшей v по формуле
|
Q — 3600 <\>s—— 7У, |
|
|
|
|
где ф — эмпирический |
коэффициент |
наполнения |
ковша; принимается |
для |
|
сыпучих пылевидных грузов в пределах 0,75—0,85 (при скоростях |
|||||
ленты 1,2—1,8 м/с и цепи |
0,6—1,2 м/с |
для |
живой рыбы |
ф = |
|
= 0,4-=-0,6 в |
зависимости |
от размеров |
рыбы |
и ковшей). |
|
Специальные ковшовые транспортеры для рыбоводных предприя тий не разработаны, поэтому применяются наиболее подходящие для каждого отдельного случая машины из других отраслей про мышленности, преимущественно из сельского хозяйства, например типа ТНЖ и НВ (вертикальные) и наклонные типа ТК.
Технические |
характеристики |
норий |
и наклонного |
транспортера |
|||||
Производительность, |
т/ч |
|
НВ-4 |
Т Н Ж - ю |
тк-з |
||||
|
4—5 |
5.0 |
|
3—5 |
|||||
Максимальная высота |
подачи |
гру |
10 |
35 |
|
4,5 |
|||
за, м |
ленты, |
м/с |
|
|
1,38 |
1,20 |
|
|
|
Скорость |
|
|
|
— |
|||||
Емкость |
ковша, |
л |
|
|
0,526 |
1,0 |
|
3,5 |
|
Шаг ковшей, |
мм |
|
|
190 |
250 |
|
— |
||
Мощность привода при высоте подъ |
1,5 |
0,55 |
|
1,7 |
|||||
ема 10 м, кВт |
|
|
|
|
|
|
|
||
Масса, кг |
|
|
|
|
600 |
275 |
|
510 |
229
На рис. 86 показан вертикаль ный ковшовый элеватор (нория) НВ-4, применяющийся в кормоприготовительных отделениях при складах кормов. Нория используется для по дачи сыпучих концентрированных кормов в бункера при приготовле нии тестообразных кормов, а также для распределения их по закромам складов.
В и н т о в ы е т р а н с п о р т е р ы (шнеки). Рабочим органом винтовых транспортеров является винт, враща ющийся в неподвижном желобе или трубчатом кожухе. Винт, вращаясь, погружается витками в транспорти руемый материал и перемещает его вдоль желоба. Винтовые транспор теры перемещают груз в горизон тальном и наклонном направлении, реже — в вертикальном и крутонак лонном. При углах наклона, превы шающих 20°, применяют быстроход ные шнеки со сплошными спираль ными витками.
|
|
|
Основными |
частями |
винтового |
||||
|
|
|
транспортера являются; желоб, винт, |
||||||
|
|
|
подшипники |
винта, |
загрузочное |
и |
|||
|
|
|
разгрузочное |
устройства, |
приводной |
||||
Рис. 86. |
Вертикальный |
ков- |
механизм. |
(корытообразной |
|
или |
|||
шовый |
элеватор НВ - 4 . |
Желоб |
|
||||||
|
|
|
трубчатой |
формы) |
выполняется |
из |
|||
листовой |
стали или из металлических труб. |
Часто желоб |
делают |
||||||
из отдельных звеньев, соединяемых фланцами. Закрытые |
желоба |
винтовых транспортеров позволяют применять их для перемеще ния пылевидных и пылящих грузов, например сухих рассыпных комбикормов и минеральных удобрений. Следует иметь в виду, что при перемещении винтовыми транспортерами материал разрыхля ется, перемешивается и частично измельчается, поэтому они на ходят широкое применение в кормоприготовительных отделениях и складах минеральных удобрений. Применять шнеки для пере мещения рыбы нельзя.
Наибольшее распространение получили три типа шнеков (вин тов): со сплошной винтовой поверхностью для перемещения сухих
230
порошкообразных, мелкозернистых и пылевидных материалов (ком бикорм, суперфосфат и т. д.); с ленточной спиральной поверхно стью, между внутренней кромкой которой и валом имеется зазор для перемещения кусковых и липких грузов (гравий, земля, суг линок и др.); с лопастными поверхностями, состоящими из отдель ных прерывистых лопастей различной конфигурации, расположен ных по винтовой линии, для перемещения слеживающихся и спрес совывающихся материалов (глина, селитра и т. п.).
Вал шнека чаще всего изготовляют из цельнотянутых труб длиной 2—3 м, соединенных между собой вставными короткими стержнями, которые одновременно служат шейками для промежу точных подвесных подшипников. Лопасти (спираль) и валы шнеков
изготовляют сварными, иногда литыми. |
|
Загрузка и разгрузка транспортера производятся в |
любом |
месте по длине желоба. Регулирование подачи и разгрузки |
произ |
водится при помощи заслонок и задвижек. |
|
Преимущества винтовых транспортеров — компактность и прос |
|
тота конструкции, предотвращение распыления сыпучих |
грузов, |
простота ухода и безопасность обслуживания, возможность пере мешивания материалов в процессе их перемещения; недостат ки — небольшие расстояния и прямолинейность транспортиро вания, большой расход мощности, измельчение и дробление пере мещаемого груза.
Если у длинного шнека одну половину винта сделать с правой, а другую с левой навивкой, то, подавая материал в середину шне ка, можно транспортировать его в разные стороны, а, переменив направление вращения винта, можно собирать материал с концов шнека к его середине, где устраивают разгрузочное отверстие.
Производительность винтового транспортера определяется по формуле
|
|
|
|
|
Q = |
60 ф |
тс D 2 |
SII, |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
4 |
|
|
|
ИЛИ |
|
|
|
|
Q = |
15 4<7tD2 sn7, |
|
|
||
|
|
|
|
|
|
|
||||
где |
ф — коэффициент |
наполнения (для мелкозернистых и пылевидных |
ма |
|||||||
|
териалов |
с Y = |
|
0 , 4 - ^ 0 , 8 т / м 3 |
ф = |
0,4); |
|
|
||
D — диаметр |
винта, |
м |
(D = |
0,15-^0,40); |
|
|
||||
|
s — шаг винта, м (для мелкозернистых |
и пылевидных |
материалов |
мож |
||||||
|
но принять s |
= |
(0,7-=-l,0)D); |
|
|
|
||||
п—частота |
вращения, |
об/мин |
(для |
нашего случая |
п = 50 -=-100); |
|||||
у |
— объемная |
масса |
материала, |
т / м 3 . |
|
|
|
Мощность двигателя (в кВт) определяется по формуле
231