Файл: Гриб В.К. Комплексная механизация прудового рыбоводства.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.04.2024

Просмотров: 180

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

на вертикальными перегородками на отсеки для предотвращений перелива воды при переменных скоростях движения и езде по пере­ сеченной местности. Внутренние поверхности емкостей должны быть гладкими, без выступающих деталей и частей, острых углов и кромок, которые могут травмировать рыбу и ухудшить условия ее выгрузки.

Транспортные средства должны иметь устройства, обеспечи­ вающие нормальный кислородный режим воды путем ее аэрации. При отсутствии искусственной аэрации не следует перевозить рыбу в закрытых без свободного доступа воздуха транспортных емкостях.

Учитывая, что рыбхозы обычно расположены в низких местах,

транспортные

средства должны обладать хорошей проходимостью

и достаточной

мощностью двигателей.

Характерная особенность погрузочно-разгрузочных и транс­ портных работ в рыбоводных хозяйствах заключается в разнообра­ зии грузов, подлежащих перевозкам на одних и тех же средствах — живая рыба в воде, рассыпные комбикорма, минеральные удобре­ ния и известь, зеленая растительность, рыбоводный инвентарь и др. Для выполнения всех этих перевозок необходимо иметь съем­ ные навесные цистерны, баки, кузова, платформы и другие подоб­ ные устройства. При этом следует учитывать, что в количественном выражении (по массе) грузы резко различаются. Например, в конце рыбоводного сезона хозяйство должно перевозить сотни тонн товарной рыбы и в несколько десятков раз меньше рыбопосадочного материала.

Учитывая разнообразие перевозимых грузов, выбор вида меха­ низированного транспорта должен производиться на основе техни­ ко-экономических показателей применения автотранспорта, транс­ портеров, элеваторов, пневмо- и гидротранспорта, рельсового наземного (вагонеточного) и подвесного (монорельсового), а также водного транспорта. Так, для транспортировки живой рыбы на небольшие расстояния целесообразно применять средства гидрав­ лического транспорта, так как гидротранспорт наиболее полно отвечает требованиям сохранности живой рыбы при небольших экономических затратах на его устройство.

Следующей особенностью транспортных работ в рыбхозах яв­ ляется их сезонность, заключающаяся в том, что при средней общей продолжительности рыбоводного сезона шесть-семь месяцев подъ­ емно-транспортные работы с рыбой ведутся примерно в течение двух месяцев (весной при зарыблении и осенью при облове прудов); остальное время основные работы связаны с кормлением рыбы и уходом за прудами — перевозка завозных и местных кормов (зе­ леная растительность), развоз к местам кормления готового корма, а также подвоз к прудам удобрений.

252


Развоз и раздача готового корма — наиболее специфичные из рассматриваемых работ. В связи с тем что сухой комбикорм в рыб­

хозы прибывает часто незатаренным

и,

учитывая его

пылеватость

и небольшую насыпную массу (7 =

0,4

ч- 0,6 т/м3 ),

все работы с

ним, особенно погрузочные, которые еще слабо механизированы, малопроизводительны.

Внесение в пруды химикатов — минеральных удобрений, про­ филактических растворов, гербицидов и извести — совмещают с конечными внутрихозяйственными перевозками их и производят как по воде, так и по осушенному ложу прудов. Наиболее трудно механизировать обработку ложа, так как проходимость транспорт­ ных средств при этом сильно снижается.

Учитывая, что по воде удобрения целесообразнее вносить в растворенном виде, их растворяют либо предварительно, либо в процессе развозки.

НАЗЕМНЫЙ ТРАНСПОРТ

К средствам наземного транспорта относят различные ручные и приводные (безрельсовые и рельсовые) тележки (вагонетки) и средства автотранспорта с прицепами (самоходные шасси, тракторы и автомашины).

Ручная откатка наземных транспортных средств в основном применяется на коротких участках, где требуются частые оста­ новки, например на живорыбных садковых базах хозяйств при распределении рыбы по садкам, для перевозок небольших партий грузов в кормоприготовительных цехах и отделениях, ремонтных мастерских.

Тележки с приводом от двигателей внутреннего сгорания в закрытых помещениях не применяются из-за выделения ими от­ работанных газов, поэтому для работы в помещениях наиболее подходят устройства с электромеханическим приводом.

Ручные тележки. Они имеют от одного (тачка) до четырех колес. Допустимое усилие рабочего для передвижения тележки при про­ должительной непрерывной работе не должно превышать 100 Н, при кратковременной 200 Н, при трогании с места 500 Н. Нормальная скорость ручной откатки примерно 1 м/с.

Д в у х к о л е с н ы е у н и в е р с а л ь н ы е т е л е ж к и Т У - 2 0 5 А могут применяться для перевозок рыбопосадочного материала в бидонах или других емкостях, рассыпных или тестооб­ разных кормов, зеленой растительности, удобрений и т. п. грузов на небольшие расстояния. Рама тележки изготовлена из тонкостен­ ных стальных труб и служит одновременно рукояткой. Колеса тележек имеют резиновые бандажи.

253


 

 

 

 

 

Т р е х к о л е с н ы е

 

 

 

у н и в е р с а л ь н ы е

 

 

 

т е л е ж к и Т У - 2 5 0 Б

 

 

 

выпускаются

в двух

вари­

 

 

 

антах: с

опрокидывающим­

 

 

 

ся ящиком

и с

деревянной

 

 

 

платформой,

на

которую

 

 

 

устанавливаются

различ­

 

 

 

ные

приспособления

(кор­

 

 

 

зины,

 

ящики,

кузова

и

 

 

 

т. д.)

Опрокидывающийся

 

 

 

 

 

 

 

 

ящик

тележки

выполня­

 

 

 

ется

сварным

из

стально­

 

 

 

го

листа;

двумя

стержня­

 

 

 

ми он упирается в гнезда

 

 

 

кронштейнов рамы и легко

 

 

 

опрокидывается.

 

 

 

 

 

 

 

Р у ч н а я

 

 

ч е т ы ­

 

 

 

р е х к о л е с н а я

 

т е ­

 

 

 

л е ж к а

У Т Р-0,3

с оп­

 

 

 

рокидывающимся

кузовом

 

 

 

предназначена

для

транс­

 

 

 

портировки кормов,

удоб­

 

 

 

рений, рыбы и прочих гру­

 

 

 

зов по

бетонным,

асфаль­

 

 

 

тированным

или

деревян­

Рис. 95.

Узкоколейная вагонетка-контей­

ным

покрытиям.

Диаметр

обрезиненных колес 300 мм,

 

нер рыбхоза «Белое»:

 

усилие

на

перекатывание

/—кузов;

2— захваты-стропы; 3— ходовая тележ­

ка;

4— дверки; 5 рукав

спускной

по ровному полу

при гру­

 

 

 

зе 250 кг — 180 Н. В комп­

лект входят деревянный и металлический

кузова

емкостью 0,25

и

0,35 м3

соответственно.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

У з к о к о л е й н а я

в а г о н е т к а

Т - 1 4

с ручной

откат­

кой по

железнодорожным путям имеет опрокидывающийся

сварной

кузов.

Вагонетка предназначена для

транспортировки

различ­

ных сыпучих и кусковых материалов, а также тестообразных кор­ мов, пасты из зеленой растительности, рыбы и т. п. грузов по узко­ колейным рельсовым путям.

Вагонетка состоит из рамы, двух скатов с буксами и металли­ ческого V-образного кузова. Кузов шарнирно соединен с рамой и удерживается специальным запорным приспособлением, при снятии которого он легко опрокидывается.

254


На рис. 95 показана вагонетка-контейнер, изготовленная в рыб­ хозе «Белое».

Вагонетка предназначена для ручных перевозок живой рыбы по узкоколейным путям на сортировочно-садковой базе рыбхоза. Вагонетка, оборудованная съемными прутковыми захватами-стро­ пами, используется как контейнер для погрузки рыбы в автотран­ спорт при помощи тельфера и подвесного пути.

 

Вагонетка

имеет металлический сварной кузов, по обоим бор­

там

которого сделаны окна с брезентовыми рукавами и дверцами

для

выгрузки

рыбы; дно имеет скосы к середине вагонетки.

 

В табл.

11 приведены технические характеристики ручных

тележек.

Показатели

Грузоподъемность, кг Емкость кузова, м 3 Число колес, шт. Габариты платфор­

мы, мм

длина

ширина

высота Ширина колеи, мм Масса, кг

 

Таблица

11

 

 

 

 

 

ТУ-250А

ТУ-250Б

УТР-0,3

ТГ-130

ТГ-400

ТГ-1000

T-I4

Конструкция рыбхоза «Бе­ лое»

250

250

300

130

400

1000

1500

2000

0,2

0,65

0,35

0,75

1,2

2.

3

4

2

3

4

4

4

1520

1100

1000

1019

1100

1700

2120

2000

800

800

630

600

800

1000

1500

1200

900

360

860

1000

790

1290

800

20—45

 

 

25

 

 

750

600

75

54

212

465

280

Приводные тележки. Они бывают двух видов: мото- и электро­

тележки. Мототележки приводятся от двигателей

внутреннего

сгорания, электротележки — от электродвигателей

(аккумулятор­

ных, троллейных).

 

М о т о т е л е ж к а С-751 с опрокидывающимся

кузовом пред­

назначена для перевозки разнообразных грузов, в

том числе и

жидких. Она представляет собой самоходное шасси с одноцилинд­ ровым бензиновым двигателем, имеющим воздушное принудитель­ ное охлаждение. На шасси можно устанавливать грузовую платфор­ му, цистерну или самоопрокидывающийся кузов.

Центр тяжести кузова смещен в сторону выгрузки. Кузов удер­ живается в транспортном положении фиксатором. При освобож­ дении фиксатора кузов опрокидывается. После разгрузки центр тяжести кузова смещается в обратном направлении, благодаря чему он возвращается в транспортное положение.

255


 

Техническая

характеристика

мототележки

С-751

Грузоподъемность,

т

 

 

0,5

Емкость кузова или цистерны, м 3

 

0,3

Погрузочная высота

кузова, мм

 

1030

Скорость

передвижения,

км/ч

 

 

вперед

 

 

 

 

4,6—38

назад

 

 

 

 

 

4,1—34

База

(расстояние

между

осями передних и задних

ко1100

лес),

мм

 

 

 

 

 

 

Колея

колес, мм

 

 

 

 

 

передних

 

 

 

 

800

задних

 

 

 

 

750

Дорожный

просвет,

мм

 

 

220

Радиус поворота,

мм

 

 

 

внутренний

 

 

 

 

1450

наружный

 

 

 

 

2980

Мощность

двигателя, кВт

 

6

Габариты,

мм

 

 

 

 

 

длина

 

 

 

 

 

2200

ширина

 

 

 

 

1000

высота

 

 

 

 

1365

Масса, кг

 

 

 

 

 

440

Г р у з о в о й

м о т о р о л л е р

М Г - 1 5 0

предназначен

для перевозки легких грузов на небольшие расстояния. Небольшие размеры и наличие заднего хода позволяют использовать его в узких проездах, по дамбам прудов и в складских помещениях.

Техническая

характеристика

грузового

мотороллера

МГ-150

Грузоподъемность, кг

 

 

 

250

База,

мм

 

 

 

1650

Колея

(задних

колес),

мм

 

 

1155

Мощность двигателя, кВт

 

 

4

Максимальная

скорость

движения, км/ч

 

40

Расход бензина на 100 км пробега, л

 

6—7

Емкость бака,

л

 

 

 

12

Габариты, мм

 

 

 

 

 

длина

 

 

 

2540

ширина

 

 

 

 

1300

высота

 

 

 

1150

Масса

с кузовом, кг

 

 

 

260

»

с цистерной, кг

 

 

 

270

Задний прицеп

 

 

 

 

 

грузоподъемность,

кг

 

 

150

колея, мм

 

 

 

 

1150

Габариты кузова, мм

 

 

 

 

длина

 

 

 

Ю00

ширина

 

 

 

 

980

высота

 

 

 

 

280

Масса

прицепа, кг

 

.

 

65

256