Файл: Гриб В.К. Комплексная механизация прудового рыбоводства.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.04.2024
Просмотров: 176
Скачиваний: 1
Прицеп оборудован гидроподъемником, соединенным с гидросисте мой трактора разрывной муфтой. Кузов прицепа опрокидывается за 5—6 с. Платформа прицепа закреплена на сварной раме; борта платформы откидные. Для увеличения вместимости борта кузова можно надставлять.
Прицеп отличается хорошей маневренностью, высокой прохо димостью и мягкостью хода благодаря малому радиусу поворота и применению в нем комбинированных шин.
|
|
Техническая |
характеристика |
прицепа 1-ПТС-2Н |
|
||||
Грузоподъемность, кг |
|
|
|
2000 |
|
||||
Объем |
платформы, |
м3 |
|
|
|
|
|
|
|
без |
надставных |
бортов |
|
|
2,0 |
|
|
||
с надставными |
бортами |
|
|
3,6 |
|
|
|||
Погрузочная |
высота |
платформы, |
мм |
980 |
|
|
|||
Размеры платформы, мм |
|
|
2500x2000 |
|
|||||
Минимальный |
радиус |
поворота, |
мм |
3580 |
|
||||
Ширина колеи, мм |
|
|
|
|
1500 |
|
|||
Наибольшая скорость |
движения, |
км/ч |
25 |
|
|||||
Тормоз |
|
|
|
|
|
|
колодочный |
с гидрав |
|
Масса, |
кг |
|
|
|
|
|
лическим приводом |
||
|
|
|
|
|
280 |
|
|||
А в т о м а ш и н ы . |
В рыбоводных |
хозяйствах |
нашли |
широкое |
|||||
применение |
как |
обычные |
грузовые |
(бортовые и |
самосвальные), |
||||
так и специальные |
автомашины с цистернами. |
|
|
Для перевозки живой рыбы внутри хозяйств в бортовые авто машины ставят брезентовые с деревянными каркасами или метал лические сварные чаны. Выгрузку рыбы из чанов производят через
окна со сливными брезентовыми рукавами (рис. 96). |
|
|
Для устранения переливов воды при езде по дорогам, |
имеющим |
|
уклон, |
в кузов устанавливают один или два чана с перегородками. |
|
На |
рис. 97 показана бортовая грузовая автомашина |
с чаном, |
в котором производится аэрация воды воздухом, подаваемым от компрессора автомашины. На воздуховоде установлен влагомаслоотделитель. На дно чана помещают резинотканевый рукав с отвер стиями для выхода воздуха. Чан имеет теплоизоляционную обшивку из пенопласта для стабилизации температуры воды. Вы грузка рыбы производится через окно с рукавом, расположенное в^нижней части боковой стенки чана.
i Отечественная промышленность выпускает специальные авто цистерны для перевозки живой рыбы АЦЖР-Зи АЦПТ-2,8 (рис. 98). В задней стенке цистерны сделано отверстие диаметром 250 мм, к которому присоединяется специальный шланг для выгрузки ры бы. Сверху цистерна снабжена двумя изотермическими герметич-
261
2100
Рис. 96. Металлический чан для перевозки живой рыбы
автомашинах.
Рис. 97. Автомашина для |
перевозки |
живой рыбы: |
|
а — оборудование автомашины; б— принципиальная схема |
аэрации воды; / — автомобиль; |
||
2 — компрессор МАЗ-200; 3— воздухопровод; |
4 — влагомаслоотделитель; 5 — шланг |
с от |
|
верстиями; 6 — контейнер-чан; 7 — предохранительный клапан; 8 — разобщительный |
кран. |
Технические |
характеристики |
автоцистерн |
|
||
|
|
|
|
А Ц Ж Р - 3 |
АЦПТ-2,8 |
Емкость, л |
|
|
|
3000 |
2800 |
Производительность |
воздушного компрес- |
10 |
10 |
||
сора, м 3 /ч |
|
|
|
|
|
Грузоподъемность, кг |
|
150 |
|
||
Остаточное |
давление, |
Па |
0,5 |
|
|
Температура |
воды, |
°С |
|
6—12 |
|
в весенне-летний период |
6—12 |
||||
в зимне-осенний |
|
» |
1—3 |
1—3 |
|
Габариты, мм |
|
|
6560 |
6150 |
|
длина |
|
|
|
||
ширина |
|
|
|
2408 |
2390 |
высота |
|
|
|
2600 |
2327 |
Масса загруженной |
машины, кг |
5450 |
7235 |
Следует отметить, что в СССР для перевозки живой рыбы за пределы рыбоводных хозяйств применяют описанные специальные автоцистерны, а за рубежом в основном используют обычный гру зовой бортовой автотранспорт, в который помещают съемные баки. Вода в баках аэрируется либо кислородом, либо воздухом от спе циальных компрессорных установок, дополнительно устанавливае мых для этого.
В Югославии в последнее время наряду с металлическими ба ками-контейнерами применяют изотермические контейнеры из двух слойного стеклопластика (Лавровский, 1971), между слоями ко торого проложен мягкий синтетический пористый материал ти па пенополистирола толщиной 4—5 см. Аэрация воды производит ся кислородом из баллонов через редукторы. Распыление кислорода внутри контейнеров осуществляется через резиновые шланги с мелкими отверстиями. В контейнер помещают 1 т рыбы и 2 т воды. Подобным образом рыбу транспортируют в течение 10—12 ч на 500—600 км, при этом отходов рыбы нет. Транспортировка осу ществляется при температуре воды 8—10° С.
В Венгрии живую рыбу обычно перевозят в деревянных боч ках, баках, брезентовых и металлических чанах. В последнее время
для |
перевозки рыб на более дальние расстояния стали |
применять |
|||||
специально |
разработанные |
закрытые алюминиевые |
контейнеры |
||||
объемом 2,4 м3 (размеры |
1,6Х 1,5х 1,0 м). Для загрузки |
сверху |
|||||
в контейнере имеется закрываемый крышкой люк размерами 800 X |
|||||||
X 500 мм, а для выгрузки |
в нижней торцевой части—окно |
разме |
|||||
рами |
700x250 мм. Аэрация |
производится кислородом через верх |
|||||
ний |
штуцер |
диаметром 8 мм, к которому подсоединен |
резиновый |
||||
шланг с отверстиями, расположенный на дне контейнера. |
Тран |
||||||
спортировка |
рыбы производится при соотношении рыбы |
и |
воды |
||||
1 : 1 . |
В контейнере оставляют незаполненный объем высотой |
3— |
264
5 см, из которого |
после |
закры |
||||||
тия |
верхнего люка |
при |
подаче |
|||||
кислорода |
под давлением |
0,05 |
||||||
Па (из баллона через редукцион |
||||||||
ный |
клапан) |
вытесняется |
|
оста |
||||
точный |
кислород |
(через |
|
верх |
||||
ний |
вентиль). |
После |
насыще |
|||||
ния |
воды |
кислородом |
|
подача |
||||
его прекращается; при транспор |
||||||||
тировке |
рыбы |
содержание |
кис |
|||||
лорода |
составляет |
7—8 |
мг/л. |
|||||
Перевозка живой рыбы в ГДР |
||||||||
и ЧССР производится в аэри |
||||||||
руемых |
металлических |
и |
пла |
стмассовых |
контейнерах, |
изго |
Рис. |
99. |
Пенопластовый |
изотерми |
||
тавливаемых |
серийно. Пласт |
|||||||
|
ческий контейнер |
ЦПАУ . |
||||||
массовые контейнеры емкостью |
|
|||||||
|
|
|
|
|||||
2 м3 помещают в |
кузов |
авто |
|
|
|
|
||
мобиля и аэрируют |
сжатым воздухом |
с |
помощью специальных |
компрессорных установок. Приводом компрессора служит бензодвигатель; один такой агрегат, установленный в кузове автомашины, обслуживает все шесть контейнеров (три в автомобиле и три в прицепе). При соотношении количества перевозимой рыбы и воды 1 : 1 за один рейс автопоезд доставляет 6 т рыбы. В качестве распылителей воздуха в контейнерах используются медные трубки
или |
резиновые шланги |
диаметром 12 мм с отверстиями диаметром |
1,5 |
мм и шагом 200 мм. |
Распылители проложены по дну в три ряда |
вдоль контейнеров и подсоединяются к общим воздуховодам аэра ции.
В Чехословакии иногда применяется индивидуальная аэрация воды в каждом контейнере, осуществляемая малыми электронасос ными установками, монтируемыми в каждом контейнере, при этом происходит интенсивная циркуляция воды с одновременным под сосом атмосферного воздуха.
В случае дальних перевозок в контейнеры вставляют верти кальные решетчатые перегородки, уменьшающие травмирование рыбы при езде по дорогам с различными уклонами. Мощность двигателя компрессора 1,3—1,6 кВт.
Из транспортных средств и приспособлений, специфичных для перевозок в рыбоводстве, приводим краткие сведения о двух емко стях, применяемых в СССР. Для транспортирования посадочного
материала на значительные расстояния |
в СССР |
применяется пено |
пластовый и з о т е р м и ч е с к и й к |
о н т е й |
н е р и к а н н а |
из о р г а н и ч е с к о г о с т е к л а .
265
|
Рис. 100. Канна |
Ц П А У из |
оргстекла. |
|
|
|
Контейнер (рис. 99) предназначен для |
перевозок |
оплодотворен |
||||
ной икры, молоди рыб и кормовых организмов при следующей |
нор |
|||||
ме загрузки по оплодотворенной икре (в тыс. шт.): горбуша |
250; |
|||||
кета 170; судак 600—800; стерлядь 300—400; сиговые |
1000—1500. |
|||||
Масса |
порожнего контейнера |
8—11кг, |
загруженного |
30—60 кг. |
||
Для |
длительных перевозок |
(свыше 2—3 суток) |
молоди рыб и |
кормовых организмов используется канна из оргстекла (рис. 100), вода в которой может аэрироваться как воздухом, так и кислоро дом. Плотность посадки (в шт./л) по данным Центрального произ водственно-акклиматизационного управления Министерства рыб ного хозяйства СССР следующая: при аэрации воздухом: личинки стерляди 370—400; мизиды 1000; креветки пресноводные 12— 13; при аэрации кислородом: молодь стерляди 37—40, мизиды 1200; креветки морские 6—8; креветки пресноводные 17—18.
ПОДВЕСНОЙ РЕЛЬСОВЫЙ ТРАНСПОРТ
Подвесные рельсовые дороги могут применяться в рыбхозах для перевозок с одновременной погрузкой различных грузов — рыбы, удобрений, кормов и др. Чаще всего подвесной рельсовый тран спорт применяется на живорыбных базах для перемещений рыбы на небольшие расстояния. Рельсовые дороги прокладывают гори зонтально и подвешивают на кронштейнах или крепят к кон струкциям перекрытия, если они расположены в помещении.
Подвесные дороги оснащают ручными и механическими (обычно электрическими) средствами перемещения грузов. Рельсовые до роги разделяются на однорельсовые и двухрельсовые; в первом слу чае они обслуживаются талями, грузовыми ковшами и другими тележками с подвешиваемыми к ним кузовами, платформами и дру гими грузозахватными устройствами. Двухрельсовые дороги обслу-
266
живаются кран-балками, мостовыми кранами и т. п. механизмами. В обоих случаях подвижные средства могут перемещаться как по верхним, так и по нижним поясам рельса. Подвесные пути, распо ложенные вне помещения, обычно имеют деревянные, стальные и железобетонные опоры с бетонными фундаментами. Максимальное расстояние между опорами подвесных путей определяется из усло вий наибольшего допустимого напряжения материала на изгиб и допустимого прогиба балок.
На поворотах подвесные дороги выполняются с радиусом не менее (8—12) а, где а — база грузовой тележки. Минимальные ра диусы поворотов для путей с ездой по верхнему поясу 2,5—3,0 м, по нижнему поясу 1,5 м. Уменьшение радиусов приводит к соска киванию ходовых колес с рельса (для путей с ездой по верхнему поясу) и заклиниванию колес и увеличению сопротивления дви жению (для путей с ездой по нижнему поясу).
Для изменения направления движения тележек подвесные дороги снабжаются поворотными кругами и стрелками.
В однорельсовых дорогах с перемещением по верхнему поясу (полкам) достигается меньшее сопротивление передвижению путем увеличения диаметра ходовых колес. Устройство самого пути, соединение его звеньев, стрелок, кругов более простое, расход ме талла меньше. Однако подвесные дороги с ездой по верхнему поя су имеют серьезный недостаток, заключающийся в том, что на за круглениях, особенно при больших скоростях движения, подве шенный груз сильно раскачивается, что может привести к сходу грузовых тележек с пути.
Подвесные дороги с перемещением тележек по нижнему поясу рельса надежны в работе, но во избежание продольных качаний гру за тележка должна иметь не менее двух пар ходовых колес.
Расчет несущей конструкции однорельсовой подвесной дороги упрощенно производится по следующей схеме.
Каждый пролет рельса (рис. 101) между подвесками рассмат ривается как балка на двух опорах. На балку действует подвижной груз Р, приложенный в середине пролета / (здесь Р — половина массы груженой вагонетки). Момент сопротивления поперечного
сечения |
рельса W (в м3 ) определим |
из уравнения |
|
||
|
|
Низг |
|
4 [ а ] и з г |
|
где [ а ] и |
з г —допустимое |
напряжение |
на изгиб, Па, принимается |
для сталь |
|
|
ного рельса |
с ручными |
тележками — 80 МПа, с |
машинными |
|
|
(тельферы) — 60—75 МПа; |
|
|
||
|
/ — расстояние между подвесками рельса, м (величина |
переменная, |
|||
|
которую принимают исходя |
из конкретных условий). |
267