Файл: Гриб В.К. Комплексная механизация прудового рыбоводства.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.04.2024

Просмотров: 176

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Прицеп оборудован гидроподъемником, соединенным с гидросисте­ мой трактора разрывной муфтой. Кузов прицепа опрокидывается за 5—6 с. Платформа прицепа закреплена на сварной раме; борта платформы откидные. Для увеличения вместимости борта кузова можно надставлять.

Прицеп отличается хорошей маневренностью, высокой прохо­ димостью и мягкостью хода благодаря малому радиусу поворота и применению в нем комбинированных шин.

 

 

Техническая

характеристика

прицепа 1-ПТС-2Н

 

Грузоподъемность, кг

 

 

 

2000

 

Объем

платформы,

м3

 

 

 

 

 

 

без

надставных

бортов

 

 

2,0

 

 

с надставными

бортами

 

 

3,6

 

 

Погрузочная

высота

платформы,

мм

980

 

 

Размеры платформы, мм

 

 

2500x2000

 

Минимальный

радиус

поворота,

мм

3580

 

Ширина колеи, мм

 

 

 

 

1500

 

Наибольшая скорость

движения,

км/ч

25

 

Тормоз

 

 

 

 

 

 

колодочный

с гидрав­

Масса,

кг

 

 

 

 

 

лическим приводом

 

 

 

 

 

280

 

А в т о м а ш и н ы .

В рыбоводных

хозяйствах

нашли

широкое

применение

как

обычные

грузовые

(бортовые и

самосвальные),

так и специальные

автомашины с цистернами.

 

 

Для перевозки живой рыбы внутри хозяйств в бортовые авто­ машины ставят брезентовые с деревянными каркасами или метал­ лические сварные чаны. Выгрузку рыбы из чанов производят через

окна со сливными брезентовыми рукавами (рис. 96).

 

Для устранения переливов воды при езде по дорогам,

имеющим

уклон,

в кузов устанавливают один или два чана с перегородками.

На

рис. 97 показана бортовая грузовая автомашина

с чаном,

в котором производится аэрация воды воздухом, подаваемым от компрессора автомашины. На воздуховоде установлен влагомаслоотделитель. На дно чана помещают резинотканевый рукав с отвер­ стиями для выхода воздуха. Чан имеет теплоизоляционную обшивку из пенопласта для стабилизации температуры воды. Вы­ грузка рыбы производится через окно с рукавом, расположенное в^нижней части боковой стенки чана.

i Отечественная промышленность выпускает специальные авто­ цистерны для перевозки живой рыбы АЦЖР-Зи АЦПТ-2,8 (рис. 98). В задней стенке цистерны сделано отверстие диаметром 250 мм, к которому присоединяется специальный шланг для выгрузки ры­ бы. Сверху цистерна снабжена двумя изотермическими герметич-

261


2100

Рис. 96. Металлический чан для перевозки живой рыбы

автомашинах.

Рис. 97. Автомашина для

перевозки

живой рыбы:

 

а — оборудование автомашины; б— принципиальная схема

аэрации воды; / — автомобиль;

2 компрессор МАЗ-200; 3— воздухопровод;

4 — влагомаслоотделитель; 5 — шланг

с от­

верстиями; 6 — контейнер-чан; 7 — предохранительный клапан; 8 — разобщительный

кран.

Технические

характеристики

автоцистерн

 

 

 

 

 

А Ц Ж Р - 3

АЦПТ-2,8

Емкость, л

 

 

 

3000

2800

Производительность

воздушного компрес-

10

10

сора, м 3

 

 

 

 

Грузоподъемность, кг

 

150

 

Остаточное

давление,

Па

0,5

 

Температура

воды,

°С

 

6—12

 

в весенне-летний период

6—12

в зимне-осенний

 

»

1—3

1—3

Габариты, мм

 

 

6560

6150

длина

 

 

 

ширина

 

 

 

2408

2390

высота

 

 

 

2600

2327

Масса загруженной

машины, кг

5450

7235

Следует отметить, что в СССР для перевозки живой рыбы за пределы рыбоводных хозяйств применяют описанные специальные автоцистерны, а за рубежом в основном используют обычный гру­ зовой бортовой автотранспорт, в который помещают съемные баки. Вода в баках аэрируется либо кислородом, либо воздухом от спе­ циальных компрессорных установок, дополнительно устанавливае­ мых для этого.

В Югославии в последнее время наряду с металлическими ба­ ками-контейнерами применяют изотермические контейнеры из двух­ слойного стеклопластика (Лавровский, 1971), между слоями ко­ торого проложен мягкий синтетический пористый материал ти­ па пенополистирола толщиной 4—5 см. Аэрация воды производит­ ся кислородом из баллонов через редукторы. Распыление кислорода внутри контейнеров осуществляется через резиновые шланги с мелкими отверстиями. В контейнер помещают 1 т рыбы и 2 т воды. Подобным образом рыбу транспортируют в течение 10—12 ч на 500—600 км, при этом отходов рыбы нет. Транспортировка осу­ ществляется при температуре воды 8—10° С.

В Венгрии живую рыбу обычно перевозят в деревянных боч­ ках, баках, брезентовых и металлических чанах. В последнее время

для

перевозки рыб на более дальние расстояния стали

применять

специально

разработанные

закрытые алюминиевые

контейнеры

объемом 2,4 м3 (размеры

1,6Х 1,5х 1,0 м). Для загрузки

сверху

в контейнере имеется закрываемый крышкой люк размерами 800 X

X 500 мм, а для выгрузки

в нижней торцевой части—окно

разме­

рами

700x250 мм. Аэрация

производится кислородом через верх­

ний

штуцер

диаметром 8 мм, к которому подсоединен

резиновый

шланг с отверстиями, расположенный на дне контейнера.

Тран­

спортировка

рыбы производится при соотношении рыбы

и

воды

1 : 1 .

В контейнере оставляют незаполненный объем высотой

3—

264


5 см, из которого

после

закры­

тия

верхнего люка

при

подаче

кислорода

под давлением

0,05

Па (из баллона через редукцион­

ный

клапан)

вытесняется

 

оста­

точный

кислород

(через

 

верх­

ний

вентиль).

После

насыще­

ния

воды

кислородом

 

подача

его прекращается; при транспор­

тировке

рыбы

содержание

кис­

лорода

составляет

7—8

мг/л.

Перевозка живой рыбы в ГДР

и ЧССР производится в аэри­

руемых

металлических

и

пла­

стмассовых

контейнерах,

изго­

Рис.

99.

Пенопластовый

изотерми­

тавливаемых

серийно. Пласт­

 

ческий контейнер

ЦПАУ .

массовые контейнеры емкостью

 

 

 

 

 

2 м3 помещают в

кузов

авто­

 

 

 

 

мобиля и аэрируют

сжатым воздухом

с

помощью специальных

компрессорных установок. Приводом компрессора служит бензодвигатель; один такой агрегат, установленный в кузове автомашины, обслуживает все шесть контейнеров (три в автомобиле и три в прицепе). При соотношении количества перевозимой рыбы и воды 1 : 1 за один рейс автопоезд доставляет 6 т рыбы. В качестве распылителей воздуха в контейнерах используются медные трубки

или

резиновые шланги

диаметром 12 мм с отверстиями диаметром

1,5

мм и шагом 200 мм.

Распылители проложены по дну в три ряда

вдоль контейнеров и подсоединяются к общим воздуховодам аэра­ ции.

В Чехословакии иногда применяется индивидуальная аэрация воды в каждом контейнере, осуществляемая малыми электронасос­ ными установками, монтируемыми в каждом контейнере, при этом происходит интенсивная циркуляция воды с одновременным под­ сосом атмосферного воздуха.

В случае дальних перевозок в контейнеры вставляют верти­ кальные решетчатые перегородки, уменьшающие травмирование рыбы при езде по дорогам с различными уклонами. Мощность двигателя компрессора 1,3—1,6 кВт.

Из транспортных средств и приспособлений, специфичных для перевозок в рыбоводстве, приводим краткие сведения о двух емко­ стях, применяемых в СССР. Для транспортирования посадочного

материала на значительные расстояния

в СССР

применяется пено­

пластовый и з о т е р м и ч е с к и й к

о н т е й

н е р и к а н н а

из о р г а н и ч е с к о г о с т е к л а .

265


 

Рис. 100. Канна

Ц П А У из

оргстекла.

 

 

 

Контейнер (рис. 99) предназначен для

перевозок

оплодотворен­

ной икры, молоди рыб и кормовых организмов при следующей

нор­

ме загрузки по оплодотворенной икре (в тыс. шт.): горбуша

250;

кета 170; судак 600—800; стерлядь 300—400; сиговые

1000—1500.

Масса

порожнего контейнера

8—11кг,

загруженного

30—60 кг.

Для

длительных перевозок

(свыше 2—3 суток)

молоди рыб и

кормовых организмов используется канна из оргстекла (рис. 100), вода в которой может аэрироваться как воздухом, так и кислоро­ дом. Плотность посадки (в шт./л) по данным Центрального произ­ водственно-акклиматизационного управления Министерства рыб­ ного хозяйства СССР следующая: при аэрации воздухом: личинки стерляди 370—400; мизиды 1000; креветки пресноводные 12— 13; при аэрации кислородом: молодь стерляди 37—40, мизиды 1200; креветки морские 6—8; креветки пресноводные 17—18.

ПОДВЕСНОЙ РЕЛЬСОВЫЙ ТРАНСПОРТ

Подвесные рельсовые дороги могут применяться в рыбхозах для перевозок с одновременной погрузкой различных грузов — рыбы, удобрений, кормов и др. Чаще всего подвесной рельсовый тран­ спорт применяется на живорыбных базах для перемещений рыбы на небольшие расстояния. Рельсовые дороги прокладывают гори­ зонтально и подвешивают на кронштейнах или крепят к кон­ струкциям перекрытия, если они расположены в помещении.

Подвесные дороги оснащают ручными и механическими (обычно электрическими) средствами перемещения грузов. Рельсовые до­ роги разделяются на однорельсовые и двухрельсовые; в первом слу­ чае они обслуживаются талями, грузовыми ковшами и другими тележками с подвешиваемыми к ним кузовами, платформами и дру­ гими грузозахватными устройствами. Двухрельсовые дороги обслу-

266


живаются кран-балками, мостовыми кранами и т. п. механизмами. В обоих случаях подвижные средства могут перемещаться как по верхним, так и по нижним поясам рельса. Подвесные пути, распо­ ложенные вне помещения, обычно имеют деревянные, стальные и железобетонные опоры с бетонными фундаментами. Максимальное расстояние между опорами подвесных путей определяется из усло­ вий наибольшего допустимого напряжения материала на изгиб и допустимого прогиба балок.

На поворотах подвесные дороги выполняются с радиусом не менее (8—12) а, где а — база грузовой тележки. Минимальные ра­ диусы поворотов для путей с ездой по верхнему поясу 2,5—3,0 м, по нижнему поясу 1,5 м. Уменьшение радиусов приводит к соска­ киванию ходовых колес с рельса (для путей с ездой по верхнему поясу) и заклиниванию колес и увеличению сопротивления дви­ жению (для путей с ездой по нижнему поясу).

Для изменения направления движения тележек подвесные дороги снабжаются поворотными кругами и стрелками.

В однорельсовых дорогах с перемещением по верхнему поясу (полкам) достигается меньшее сопротивление передвижению путем увеличения диаметра ходовых колес. Устройство самого пути, соединение его звеньев, стрелок, кругов более простое, расход ме­ талла меньше. Однако подвесные дороги с ездой по верхнему поя­ су имеют серьезный недостаток, заключающийся в том, что на за­ круглениях, особенно при больших скоростях движения, подве­ шенный груз сильно раскачивается, что может привести к сходу грузовых тележек с пути.

Подвесные дороги с перемещением тележек по нижнему поясу рельса надежны в работе, но во избежание продольных качаний гру­ за тележка должна иметь не менее двух пар ходовых колес.

Расчет несущей конструкции однорельсовой подвесной дороги упрощенно производится по следующей схеме.

Каждый пролет рельса (рис. 101) между подвесками рассмат­ ривается как балка на двух опорах. На балку действует подвижной груз Р, приложенный в середине пролета / (здесь Р — половина массы груженой вагонетки). Момент сопротивления поперечного

сечения

рельса W (в м3 ) определим

из уравнения

 

 

 

Низг

 

4 [ а ] и з г

 

где [ а ] и

з г —допустимое

напряжение

на изгиб, Па, принимается

для сталь­

 

ного рельса

с ручными

тележками — 80 МПа, с

машинными

 

(тельферы) — 60—75 МПа;

 

 

 

/ — расстояние между подвесками рельса, м (величина

переменная,

 

которую принимают исходя

из конкретных условий).

267