Файл: Гриб В.К. Комплексная механизация прудового рыбоводства.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.04.2024

Просмотров: 174

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

L

Ф—)

Рис. 101. Схема к расчету однорельсовой подвесной дороги:

/ — подвеска; 2 — рельс; 3 несущая балка.

По моменту сопротивления подбирают рельс и проверяют его на прочность и прогиб с учетом собственной силы тяжести (веса)

где

/ i прогиб рельса

от

собственной

силы

тяжести,

м;

 

/г — прогиб рельса

от

нагрузки,

м;

 

 

 

 

[ / ] — д о п у с т и м о е

значение

прогиба, м.

 

 

 

 

 

 

 

_G_

5/f_

 

 

 

 

PI3

 

 

 

'1

=

п

' on.

;

'2

48£7

 

 

 

 

 

EI

384

'

"

 

 

где

G —• собственная

сила

тяжести (вес) рельса длиной /;

 

Е— модуль упругости,

Па;

 

 

 

 

 

 

 

 

/ — момент инерции поперечного сечения балки, кг - м 2 .

 

Для ручных тележек

[/] = ^_1_4-_LJ

/; для

тельферов [/] =

\800 1000/

Несущую балку рельса рассчитывают на изгиб при симметрич­ ном расположении тележки относительно средней подвески. Сила тяжести подвижного груза передается на три тяги. Тогда

Р1 Ра М ™ = Т ~ Т '

а расчетное уравнение на изгиб будет иметь вид

W =

М и з г

2

i!2T_ =

f

 

[°]изг

 

6

где b

— толщина балки, м;.

h

— высота балки, м.

Отношение стрелы прогиба балки к расстоянию между опорами обычно принимается не более 0,002.

268


В

сельском хозяйстве широкое применение нашли п о д в е с ­

н ы е

м о н о р е л ь с о в ы е д о р о г и т и п а ДП-100. Под­

весная дорога состоит из монорельса, подвешенного к металличес­ ким дугообразным опорам, отстоящим друг от друга на 4,5 м. Внутри помещений монорельс подвешивается непосредственно к пото­ лочным балкам. Ходовая тележка опирается катками на подошву

рельса. Перемещение

тележки

производится вручную.

Доро­

ги ДП-100 применяются

для перемещения грузов массой до

300

кг

и монтируются в помещениях высотой до перекрытия не менее 2,4

м.

Усилие на перемещение груза по дороге составляет не более 150

Н.

В комплект дороги ДП-100 входят

рельсы длиной 100 м, кузов

и

платформа.

 

 

 

 

Электрифицированные подвесные монорельсовые дороги с тель­ ферами применяются на Химкинской живорыбно-садковой базе (Москва), в рыбхозах «Белое», «Бисерово», «Нагли» для погрузки живой рыбы, в схеме Гидрорыбпроекта для погрузки рыбных кормов в соседние пруды из кормоцеха.

САМОТЕЧНЫЙ И ГИДРАВЛИЧЕСКИЙ ТРАНСПОРТ

Самотечный транспорт. Устройства, по которым груз перемеща­ ется под действием собственной силы тяжести (веса), называются са­ мотечными. Они просты по конструкции, надежны в работе, дешевы в изготовлении, работают без силовых установок и приводных меха­ низмов.

К средствам самотечного транспорта относятся: спускные лот­ ки, желоба, трубы, винтовые спуски, роликовые конвейеры и гид­

ротранспортеры

открытого

типа.

Г л а д к и е

с п у с к и

(лотки, желоба, трубы) изготавливают­

ся из дерева, металла, пластмасс, брезента и других материалов. Для перемещения штучных и затаренных грузов спуски делают обычно прямоугольного сечения; для кусковых, сыпучих и жидких грузов — желобообразного и трубчатого сечения. Гладкие спуски могут применяться как для прямолинейного, так и криволинейного перемещения грузов; для перемещения грузов вертикально вниз используются винтовые спуски.

В рыбхозах широко используются грузонаправляющие устрой­ ства, спускные лотки, гидротранспортирующие желоба для пере­ мещения рыбы и другие средства самотечного транспорта. Гладкие спуски часто делают телескопическими (раздвижными) для раз­ грузки материалов в разные точки. Для достижения требуемой ско­ рости перемещения груза их следует устанавливать под определен­ ными углами к горизонту.

269



Рис. 102. Схема для

расчета спускного

лотка.

 

 

Угол наклона

спускного лотка

(рис. 102)

определяется

в

за­

висимости от

заданных

скоростей

движения

груза—конечной

v

и начальной

v0,

высоты

спуска

h,

силы тяжести

груза G и

коэф­

фициента трения его о поверхность лотка. Угол, под которым груз движется вниз по наклонной плоскости с постоянной скоростью под действием собственного веса, называется углом трения движения (tg3=/). При tg$~>f движение равноускоренное; при tg3<f — равно-

замедленное.

 

 

 

 

 

Р =

Скольжение тела вниз

происходит

под действием силы

= G(sin 3—/cos3) с ускорением

а = g(sin3—/cosS).

При

высоте

спуска h = /sin [3 величина

приращения

живой силы

будет

 

т (»»_ о§)

 

 

 

 

 

^—2

= G (sin3 — / cos3) / , = mg (sin3 —

 

 

— / cos A)

h

 

G ( s i n 3 - / c o s 3 )

 

 

 

h.

 

 

 

sin

3

sin 3

 

 

Если известен угол

В, то конечная

скорость

 

 

v =

} /

2g (1 -ctg?)ft + o*

 

 

если величины А, о0 и о известны, то определяется угол 8

2gh + i%-v*'

Если известны величины В, v0 и у, то высота h определяется по формуле

 

2 - 4) р

А ~

2 g ( t g 3 _ / ) '

270


Если конечная скорость получается слишком большой, то за­

медлить движение груза можно уменьшением

угла

наклона

лотка

в том месте, где это необходимо. Переход делается

плавным. При

предельно допустимой скорости груза f M a K C

расстояние от

верха

лотка до места изменения угла наклона лотка Лх определится по формуле

1 2gQ-fctgh) '

Для перемещения пылящих материалов рекомендуется исполь­ зовать закрытые самотечные гибкие трубы круглого или прямо­

угольного сечения, состоящие

из

конических

или

раструбных

звеньев, которые

входят

друг в друга и соединяются

цепью

или

тросом (рис. 103).

 

 

 

 

 

 

Площадь поперечного сечения трубы (желоба) (в м2 )

определяется

по формуле

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3600 ф of

 

 

 

где Q — производительность

трубы,

т/ч;

 

 

 

 

v

— скорость движения

материала, м/с;

 

 

 

у

— насыпная масса материала,

т/м 3 ;

 

 

 

ф — степень заполнения

трубы

(для муки, отрубей, комбикорма

ф =

 

= 0,2-^0,3,

для зерновых ф = 0,4-^0,5).

 

 

 

В и н т о в ы е

н а к л о н н ы е

с п у с к и

обычно применяют

для вертикального спуска штучных и затаренных грузов. Поверх­ ность спуска делают плоской с вертикальным наружным бортом, высоту которого принимают не менее 2 / 3 максимальной высоты груза. При перемещении груза по винтовому спуску груз трется о нижнюю и боковую наружную поверхность, прижимаясь к ней под дейст­ вием центробежной силы. Для мелких и кусковых грузов иногда делают закрытые (трубчатые) винтовые спуски с загрузочными и разгрузочными люками.

Р о л и к о в ы е к о н в е й е р ы (рольганги) и роликовые дорожки применяются для самотечного перемещения штучных и затаренных сыпучих грузов под небольшими углами наклона.

Роликовый конвейер состоит из рамы, на которой в подшипниках качения укреплены оси роликов—отрезки свободно вращающихся труб.

Движение грузов по рольгангу производится вручную, а при наличии уклона от 2 до 5° самотеком под действием составляющей силы тяжести (веса) груза. В этом случае в конце рольганга уста­ навливается гладкий настил для торможения груза. Перемещаемые грузы должны иметь плоскую поверхность. На закругленных участ-

271