Файл: Гриб В.К. Комплексная механизация прудового рыбоводства.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.04.2024

Просмотров: 175

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

077.5"

-••

 

 

ках рольганга

 

монтируются

d

 

 

 

 

 

 

 

конические или

короткие

ци­

 

 

 

 

линдрические

ролики.

Рас­

 

 

 

 

стояние

 

между

роликами

 

 

 

 

должно быть несколько мень­

 

 

 

 

ше

половины

длины

переме­

 

 

 

 

щаемого

груза. Для

 

переда­

 

 

 

 

чи груза с одного рольганга

 

 

 

 

на

другой

применяются

ро­

 

 

 

 

ликовые

поворотные

 

круги.

 

 

 

 

 

Р о л и к о в ы е

 

 

д о ­

 

 

 

 

р о ж к и

 

являются

 

порта­

 

 

 

 

тивными

устройствами

само­

 

 

 

 

течного транспорта. Они

сос­

 

 

 

 

тоят из следующих

основных

 

 

 

 

элементов:

рамы,

роликов с

 

 

 

 

осями, соединительных звень­

 

 

 

 

ев

и подставок,

а

 

сварная

 

 

 

 

рама — из

 

двух—четырех

 

 

 

 

металлических

полос,

соеди­

 

 

 

 

ненных

между

 

собой

труб­

 

 

 

 

ками. Роликовые

 

дорожки

Рис. 103.

Отпускная

гибкая

труба

устанавливаются

с

уклоном

 

ТОГ.

 

 

в 5—6°.

 

случаев

на

произ­

 

 

 

 

 

В ряде

 

 

 

 

водстве

и на транспорте

ро­

ликовые

дорожки

могут

заменить

тяжелые

и громоздкие

кон­

вейеры; рекомендуются в качестве внутрицеховых средств транс­ портирования штучных и затаренных грузов.

Рассмотренные транспортные средства найдут применение для механизации работ с затаренными грузами в складах минеральных удобрений.

Гидравлический транспортер предназначен для перемещения грузов в потоке воды и представляет собой желоб с некоторым укло­ ном в направлении движения воды с грузом. Для перемещения ры­ бы уклон принимают в пределах 5—10 см на Юм длины желоба. В поперечном сечении желоб имеет форму прямоугольника; наи­ более распространены деревянные секционные транспортеры.

Подаваемая в верхний конец желоба вода увлекает загружае­ мую рыбу и перемещает ее с определенной скоростью, при этом воды требуется в 5—8 раз больше, чем рыбы. Чем больше уклон желоба, тем меньше требуется воды для перемещения одного и того же количества рыбы. Но для создания большего уклона на одной и той же длине необходимо выше поднимать начальный учас-

272


ток желоба, что не всегда возможно в производственных условиях. Расчет гидравлического транспортера сводится к определению пропускной способности, скорости потока и основных размеров же­ лоба. В расчетах большое значение имеет величина отношения площади живого сечения/потока воды в желобе к его периметру Р,

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

f

 

называемая гидравлическим радиусом

R, т. е. R =

Скорость

потока

v

м/с)

определяется по

формуле

 

 

 

 

 

 

 

 

v =

a y~Ri,

 

 

(53)

где

i — уклон

желоба;

 

 

 

 

 

 

 

 

 

а коэффициент сопротивления, зависящий от сечения и

шероховатости

 

 

стенок желоба.

 

 

 

 

 

 

 

 

Уклон желоба определяется

как:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

.

 

Н_

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1

~

L

'

 

 

 

где

Н — разность отметок

желоба,

м;

 

 

 

 

 

 

L — длина желоба, м.

 

 

 

 

 

 

 

 

Коэффициент сопротивления определяется по эмпирической фор­

муле

(Михайлов,

1951)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

24,9

 

 

 

 

 

 

 

 

 

V

1

 

0,0585

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Скорость

потока

в желобе

 

м/с)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

V

 

 

 

где

V — объем

потока

воды и груза,

м 3 / с .

 

 

 

 

 

 

 

 

 

_ —

 

Я-

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

7

 

7 i

 

 

 

где

W — количество

воды,

проходящее

в секунду,

кг/с .

 

 

Q — количество груза, проходящее

в секунду,

кг/с .

 

V и Y i —плотности

воды и

груза,

к г / м 3 .

 

 

 

W

Введем коэффициент

кратности

т,

равный отношению

и

примем f =

 

тогда

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

=

OJjn+J)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

v

/

1000

"

 

 

Подставив в полученную формулу выражение (53), получим рас­ четную формулу, по которой определяется производительность по грузу и расход воды транспортера

273


Q(m+

1)

а V R i =

.

*/-1000

Производительность гидротранспортера (в т/ч)

/ ит•3600

Q = - —m! + 1 .

В рыбхозе «Пара» Рязанской области построен и успешно эксплу­ атируется гидротранспортер для приема и распределения рыбы в секциях садка. Над секциями садка проходят два гидротранспор­ тера длиной до 130 м. Желоб деревянный сечением 30x25 см. Для выпуска рыбы в секции садка в желобе устроены окна. Открыв окно и поместив заслонку в желоб под некоторым углом к потоку, воду и рыбу направляют в окно, через которое они по брезентовому рукаву поступают в садок. Глубина воды в желобе 10—12 см, ско­ рость потока 0,3—0,4 м/с при расходе воды 25—30 м3 /ч. Произ­ водительность гидротранспортера по рыбе 5—7 т/ч. Вода в гидро­ транспортер подается центробежным насосом. В процессе гидро­

транспортирования рыба хорошо сохраняется,

не травмируется.

В этом же рыбхозе гидротранспортеры применяют для разгруз­

ки рыбы из садка и подачи ее при выполнении

профилактических

работ.

 

В результате применения гидротранспортеров производитель­

ность труда рабочих повысилась в 2—3

раза, облегчился

их труд.

К сожалению, этот вид транспорта

еще не нашел

широкого

применения в рыбоводных прудоЕых хозяйствах, в то время как на рыбообрабатывающих предприятиях он используется весьма широко.

Р а з д е л п я т ы й

 

МЕХАНИЗАЦИЯ ОБЛОВА

ПРУДОВ

И РАБОТАВ ЖИВОРЫБНЫХ

САДКАХ

Г л а в а X V I I ВЫЛОВ РЫБЫ

С О О Р У Ж Е Н И Я И У С Т Р О Й С Т В А Д Л Я П Р И Е М А И К О Н Ц Е Н Т Р А Ц И И Р Ы Б Ы

г> ылов рыбы из прудов осуществляется путем предварительной концентрации ее в гидротехнических сооружениях, позволяю­ щих принимать рыбу из пруда. Для этой цели используются пере­ пускные шлюзы, водобойные колодцы, участки сбросных каналов и специальные сооружения — рыбосборники, или как их обычно

называют, рыбоуловители.

Применяющиеся для приема рыбы из пруда сооружения раз­ личаются по конструкции, размерам, расположению по отношению к пруду, условиям водоснабжения и водосброса и т. д. В некоторых рыбоуловителях одновременно с приемом осуществляется и сорти­ ровка рыбы.;

Рассмотрим некоторые рыбоприемные устройства для спускных прудов.

В рыбхозе «Прогресс» Курской области прямоточный рыбоуловитель совмещен со сбросным каналом (рис. 104). Он имеет две камеры — переднюю, более узкую, из которой производится вы­ грузка рыбы, и вторую — широкую для содержания основной мас­ сы рыбы. Стенки рыбоуловителя — вертикальные деревянные. В пе­ реднюю часть рыбоуловителя из соседнего выростного пруда по­ дается насосом вода.

Совмещение рыбоуловителя со сбросным каналом является эко­ номичным и простым решением. Последовательное расположение

275


Рис. 104. Рыбоуловитель

в рыбхозе

«Прогресс»:

 

/ — автомашина;

2 — насосная установка; 3—контейнер;

4 — рабочая

площадка; 5 —

кран «Пионер»;

6—весы; 7— стенка рыбоуловителя; 8 — малая подгоняющая

решетка;

9 — большая подгоняющая решетка;

10 — перегораживающее сооружение.

камер позволяет механизировать

процесс

подгонки

рыбы к

месту

ее вылова, которая ранее осуществлялась вручную путем пере­ мещения вертикальных сетных решеток вдоль камер. Недостатком рыбоуловителя является его заиляемость, так как уширенные ка­ меры создают благоприятные условия для осаждения ила. После­ довательное расположение камер при относительно небольшой их ширине ограничивает применение таких рыбоуловителей для круп­ ных прудов, так как в этом случае рыбоуловитель должен иметь большую длину.

В рыбхозе «Нагли» Латвийской ССР (рис. 105) прием и кон­ центрацию рыбы из нагульных прудов осуществляют в бетонном рыбоуловителе прямоточного типа, являющемся начальным участ­ ком сбросного канала.

Для рыбхоза «Якоть» Гидрорыбпроектом разработан двухка­ мерный рыбоуловитель (рис. 106), который имеет существенные отличия от описанных выше. Основная особенность его заключается в том, что две камеры рыбоуловителя расположены не последова­ тельно одна за другой, а параллельно и имеют одну общую бетонную стенку.

276

Бетонированные

вертикальные

 

 

 

 

 

 

стенки

 

рыбоуловителя

облег­

 

 

 

 

 

 

чают механизацию подгона

рыбы к

 

 

 

 

 

 

месту вылова. По верху бетонных

 

 

 

 

 

 

стенок проложены

направляющие

 

 

 

 

 

 

рельсовые пути, по которым вдоль

 

 

 

 

 

 

каждой

камеры перемещаются под­

 

 

 

 

 

 

гоняющие тележки

с

вертикаль­

 

 

 

 

 

 

ными рыбоконцентрирующими

сет­

 

 

 

1>1<

 

ками. Свежая вода подается в

 

 

с

 

рыбоуловитель

со

стороны

раз­

 

 

 

 

грузочной

площадки. Над

торце­

 

 

 

 

 

 

вой частью рыбоуловителя

и

над

 

 

Отгрузочная^площаШ

 

погрузочной площадкой

проходит

 

 

 

 

 

 

подвесной

монорельсовый

 

путь

Рис.

105.

Схема

отгрузки

рыбы

с электроталью.

В

зоне

об­

из

рыбоуловителей

нагульных

лова рыбоуловитель

разгорожен

прудов в рыбхозе

«Нагли»:

вертикальными

сетными

 

стен­

/ — рыбоуловитель;

2 — перегораживаю­

ками,

образующими гнезда

для

щая

сетка; 3 — сетчатые

контейнеры;

4 — тельферный

путь;

5 — направляю­

мягких контейнеров, которые

опу­

 

 

щий щит.

 

скают

на

дно

рыбоуловителя перед началом выгрузки

рыбы.

Обе камеры имеют общую разгрузочную площадку, что позво­

ляет непрерывно принимать и отгружать

рыбу.

 

 

 

Недостаток

описываемой

конструкции

рыбоуловителя—боль­

шой расход бетона при строительстве. Однако если учесть, что ры­ бу можно отгружать по мере ее поступления, то размеры рыбо­ уловителя можно уменьшить и тем самым сократить расход строи­ тельных материалов и объем работ.

В последние годы для вновь проектируемых и строящихся рыб­ хозов применяется типовой проект рыбоуловителей, разработанный Киевским отделением Гидрорыбпроекта (рис. 107).

Запроектированы рыбоуловители двух типов — земляные и железобетонные; земляные могут выполняться с креплением и без крепления откосов.

Основная часть конструкции состоит из земляного канала или лотка из монолитного железобетона шириной по дну 3; 6 или 8 м и глубиной 2 м. Рыбоуловители приспособлены для облова одного или двух прудов. В головной части рыбоуловителя установлены рыбозадерживающее сооружение для предотвращения ухода рыбы в сбросной канал, рыбовыпуск для пропуска рыбы в рыбоулови­ тель и перегораживающее сооружение на сбросном канале для сбро­ са воды из пруда. В противоположном конце рыбоуловителя уста­ новлены камеры облова и трубчатый донный водоспуск для опоро­ жнения рыбоуловителя. В торце камеры облова заложен патрубок

277


Рис . 106.

Двухкамерный

рыбоуловитель:

 

/ — рыбоконцентрирующая тележка; 2 ковшовый

транспортер;

3 — лоток-водоотдели­

тель; 4 — мягкие

контейнеры;

5 — тельферный

путь; 6—опоры

пути;

7— перегоражи­

вающие решетки;

8— грузовая таль; 9—весы;

10 — бункер весовой;

11— опорно-на­

 

 

правляющие

пути.

 

 

для подачи чистой воды в рыбоуловитель. В рыбоуловителях для двух прудов роль камеры облова выполняет рыбовыпуск второго пруда, через который и подается чистая вода для привлечения рыбы.

Соотношение рыбы и воды в рыбоуловителях принимается: для товарной рыбы 1 : 4, для сеголетков 1 : 8 при глубине воды 1 м. Для определения длины рыбоуловителя следует разделить величи­ ну заданной емкости по рыбе, подлежащей приему в рыбоулови­ тель, на показатель емкости одного метра принятого типа соору­ жения.

Концентрация рыбы к камерам облова производится вертикаль­ ными подвижными рыбоподгоняющими устройствами или сетными подвижными орудиями с применением механической тяги (напри­ мер, машиной БСМК-ТТ-3).

Для вылова рыбопосадочного материала из прудов применяются донные водоспуски с камерами облова (рис. 108).

278

2000

Рис. 107. Типовые рыбоуловители:

а — ж е л е з о б е т о н н ы й ; б — з е м л я н о й ; 1 — р ы б о з а д е р ж и в а ю щ и е с о о р у ж е н и я ; 2 — р ы б о в ы - п у с к ; 3 п е р е г о р а ж и в а ю щ е е с о о р у ж е н и е ; 4 — к а м е р а о б л о в а ; 5 — д о н н ы й в о д о с п у с к ; 6 —

п а т р у б о к д л я п о д а ч и ч и с т о й в о д ы .