Файл: Гриб В.К. Комплексная механизация прудового рыбоводства.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.04.2024
Просмотров: 175
Скачиваний: 1
077.5" |
-•• |
|
|
ках рольганга |
|
монтируются |
|||||||
d |
|
|
|
||||||||||
|
|
|
|
конические или |
короткие |
ци |
|||||||
|
|
|
|
линдрические |
ролики. |
Рас |
|||||||
|
|
|
|
стояние |
|
между |
роликами |
||||||
|
|
|
|
должно быть несколько мень |
|||||||||
|
|
|
|
ше |
половины |
длины |
переме |
||||||
|
|
|
|
щаемого |
груза. Для |
|
переда |
||||||
|
|
|
|
чи груза с одного рольганга |
|||||||||
|
|
|
|
на |
другой |
применяются |
ро |
||||||
|
|
|
|
ликовые |
поворотные |
|
круги. |
||||||
|
|
|
|
|
Р о л и к о в ы е |
|
|
д о |
|||||
|
|
|
|
р о ж к и |
|
являются |
|
порта |
|||||
|
|
|
|
тивными |
устройствами |
само |
|||||||
|
|
|
|
течного транспорта. Они |
сос |
||||||||
|
|
|
|
тоят из следующих |
основных |
||||||||
|
|
|
|
элементов: |
рамы, |
роликов с |
|||||||
|
|
|
|
осями, соединительных звень |
|||||||||
|
|
|
|
ев |
и подставок, |
а |
|
сварная |
|||||
|
|
|
|
рама — из |
|
двух—четырех |
|||||||
|
|
|
|
металлических |
полос, |
соеди |
|||||||
|
|
|
|
ненных |
между |
|
собой |
труб |
|||||
|
|
|
|
ками. Роликовые |
|
дорожки |
|||||||
Рис. 103. |
Отпускная |
гибкая |
труба |
устанавливаются |
с |
уклоном |
|||||||
|
ТОГ. |
|
|
в 5—6°. |
|
случаев |
на |
произ |
|||||
|
|
|
|
|
В ряде |
||||||||
|
|
|
|
водстве |
и на транспорте |
ро |
|||||||
ликовые |
дорожки |
могут |
заменить |
тяжелые |
и громоздкие |
кон |
вейеры; рекомендуются в качестве внутрицеховых средств транс портирования штучных и затаренных грузов.
Рассмотренные транспортные средства найдут применение для механизации работ с затаренными грузами в складах минеральных удобрений.
Гидравлический транспортер предназначен для перемещения грузов в потоке воды и представляет собой желоб с некоторым укло ном в направлении движения воды с грузом. Для перемещения ры бы уклон принимают в пределах 5—10 см на Юм длины желоба. В поперечном сечении желоб имеет форму прямоугольника; наи более распространены деревянные секционные транспортеры.
Подаваемая в верхний конец желоба вода увлекает загружае мую рыбу и перемещает ее с определенной скоростью, при этом воды требуется в 5—8 раз больше, чем рыбы. Чем больше уклон желоба, тем меньше требуется воды для перемещения одного и того же количества рыбы. Но для создания большего уклона на одной и той же длине необходимо выше поднимать начальный учас-
272
ток желоба, что не всегда возможно в производственных условиях. Расчет гидравлического транспортера сводится к определению пропускной способности, скорости потока и основных размеров же лоба. В расчетах большое значение имеет величина отношения площади живого сечения/потока воды в желобе к его периметру Р,
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
f |
|
называемая гидравлическим радиусом |
R, т. е. R = |
Скорость |
||||||||||
потока |
v (в |
м/с) |
определяется по |
формуле |
|
|
||||||
|
|
|
|
|
|
v = |
a y~Ri, |
|
|
(53) |
||
где |
i — уклон |
желоба; |
|
|
|
|
|
|
|
|
||
|
а — коэффициент сопротивления, зависящий от сечения и |
шероховатости |
||||||||||
|
|
стенок желоба. |
|
|
|
|
|
|
|
|||
|
Уклон желоба определяется |
как: |
|
|
|
|||||||
|
|
|
|
|
|
. |
|
Н_ |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
1 |
~ |
L |
' |
|
|
|
где |
Н — разность отметок |
желоба, |
м; |
|
|
|
|
|
||||
|
L — длина желоба, м. |
|
|
|
|
|
|
|
||||
|
Коэффициент сопротивления определяется по эмпирической фор |
|||||||||||
муле |
(Михайлов, |
1951) |
|
|
|
|
|
|
|
|||
|
|
|
|
|
|
|
24,9 |
|
|
|
||
|
|
|
|
|
|
V |
1 |
|
0,0585 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||
|
Скорость |
потока |
в желобе |
(в |
|
м/с) |
|
|
|
|||
|
|
|
|
|
|
|
|
V |
|
|
|
|
где |
V — объем |
потока |
воды и груза, |
м 3 / с . |
|
|
|
|||||
|
|
|
|
|
|
_ — |
|
Я- |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
7 |
|
7 i |
|
|
|
где |
W — количество |
воды, |
проходящее |
в секунду, |
кг/с . |
|
||||||
|
Q — количество груза, проходящее |
в секунду, |
кг/с . |
|
||||||||
V и Y i —плотности |
воды и |
груза, |
к г / м 3 . |
|
|
|
||||||
W |
Введем коэффициент |
кратности |
т, |
равный отношению |
||||||||
и |
примем f = |
|
тогда |
|
|
|
|
|
|
|||
— |
|
|
|
|
|
|
|
|||||
|
|
|
|
|
|
= |
OJjn+J) |
|
|
|
||
|
|
|
|
|
|
v |
/ |
1000 |
" |
|
|
Подставив в полученную формулу выражение (53), получим рас четную формулу, по которой определяется производительность по грузу и расход воды транспортера
273
Q(m+ |
1) |
а V R i = |
. |
*/-1000
Производительность гидротранспортера (в т/ч)
/ ит•3600
Q = - —m! + 1 .
В рыбхозе «Пара» Рязанской области построен и успешно эксплу атируется гидротранспортер для приема и распределения рыбы в секциях садка. Над секциями садка проходят два гидротранспор тера длиной до 130 м. Желоб — деревянный сечением 30x25 см. Для выпуска рыбы в секции садка в желобе устроены окна. Открыв окно и поместив заслонку в желоб под некоторым углом к потоку, воду и рыбу направляют в окно, через которое они по брезентовому рукаву поступают в садок. Глубина воды в желобе 10—12 см, ско рость потока 0,3—0,4 м/с при расходе воды 25—30 м3 /ч. Произ водительность гидротранспортера по рыбе 5—7 т/ч. Вода в гидро транспортер подается центробежным насосом. В процессе гидро
транспортирования рыба хорошо сохраняется, |
не травмируется. |
В этом же рыбхозе гидротранспортеры применяют для разгруз |
|
ки рыбы из садка и подачи ее при выполнении |
профилактических |
работ. |
|
В результате применения гидротранспортеров производитель
ность труда рабочих повысилась в 2—3 |
раза, облегчился |
их труд. |
К сожалению, этот вид транспорта |
еще не нашел |
широкого |
применения в рыбоводных прудоЕых хозяйствах, в то время как на рыбообрабатывающих предприятиях он используется весьма широко.
Р а з д е л п я т ы й |
|
МЕХАНИЗАЦИЯ ОБЛОВА |
ПРУДОВ |
И РАБОТАВ ЖИВОРЫБНЫХ |
САДКАХ |
Г л а в а X V I I ВЫЛОВ РЫБЫ
С О О Р У Ж Е Н И Я И У С Т Р О Й С Т В А Д Л Я П Р И Е М А И К О Н Ц Е Н Т Р А Ц И И Р Ы Б Ы
г> ылов рыбы из прудов осуществляется путем предварительной концентрации ее в гидротехнических сооружениях, позволяю щих принимать рыбу из пруда. Для этой цели используются пере пускные шлюзы, водобойные колодцы, участки сбросных каналов и специальные сооружения — рыбосборники, или как их обычно
называют, рыбоуловители.
Применяющиеся для приема рыбы из пруда сооружения раз личаются по конструкции, размерам, расположению по отношению к пруду, условиям водоснабжения и водосброса и т. д. В некоторых рыбоуловителях одновременно с приемом осуществляется и сорти ровка рыбы.;
Рассмотрим некоторые рыбоприемные устройства для спускных прудов.
В рыбхозе «Прогресс» Курской области прямоточный рыбоуловитель совмещен со сбросным каналом (рис. 104). Он имеет две камеры — переднюю, более узкую, из которой производится вы грузка рыбы, и вторую — широкую для содержания основной мас сы рыбы. Стенки рыбоуловителя — вертикальные деревянные. В пе реднюю часть рыбоуловителя из соседнего выростного пруда по дается насосом вода.
Совмещение рыбоуловителя со сбросным каналом является эко номичным и простым решением. Последовательное расположение
275
Рис. 104. Рыбоуловитель |
в рыбхозе |
«Прогресс»: |
|
||
/ — автомашина; |
2 — насосная установка; 3—контейнер; |
4 — рабочая |
площадка; 5 — |
||
кран «Пионер»; |
6—весы; 7— стенка рыбоуловителя; 8 — малая подгоняющая |
решетка; |
|||
9 — большая подгоняющая решетка; |
10 — перегораживающее сооружение. |
||||
камер позволяет механизировать |
процесс |
подгонки |
рыбы к |
месту |
ее вылова, которая ранее осуществлялась вручную путем пере мещения вертикальных сетных решеток вдоль камер. Недостатком рыбоуловителя является его заиляемость, так как уширенные ка меры создают благоприятные условия для осаждения ила. После довательное расположение камер при относительно небольшой их ширине ограничивает применение таких рыбоуловителей для круп ных прудов, так как в этом случае рыбоуловитель должен иметь большую длину.
В рыбхозе «Нагли» Латвийской ССР (рис. 105) прием и кон центрацию рыбы из нагульных прудов осуществляют в бетонном рыбоуловителе прямоточного типа, являющемся начальным участ ком сбросного канала.
Для рыбхоза «Якоть» Гидрорыбпроектом разработан двухка мерный рыбоуловитель (рис. 106), который имеет существенные отличия от описанных выше. Основная особенность его заключается в том, что две камеры рыбоуловителя расположены не последова тельно одна за другой, а параллельно и имеют одну общую бетонную стенку.
276
Бетонированные |
вертикальные |
|
|
|
|
|
|
||||||
стенки |
|
рыбоуловителя |
облег |
|
|
|
|
|
|
||||
чают механизацию подгона |
рыбы к |
|
|
|
|
|
|
||||||
месту вылова. По верху бетонных |
|
|
|
|
|
|
|||||||
стенок проложены |
направляющие |
|
|
|
|
|
|
||||||
рельсовые пути, по которым вдоль |
|
|
|
|
|
|
|||||||
каждой |
камеры перемещаются под |
|
|
|
|
|
|
||||||
гоняющие тележки |
с |
вертикаль |
|
|
|
|
|
|
|||||
ными рыбоконцентрирующими |
сет |
|
|
|
1>1< |
|
|||||||
ками. Свежая вода подается в |
|
|
с |
|
|||||||||
рыбоуловитель |
со |
стороны |
раз |
|
|
|
|
||||||
грузочной |
площадки. Над |
торце |
|
|
|
|
|
|
|||||
вой частью рыбоуловителя |
и |
над |
|
|
Отгрузочная^площаШ |
|
|||||||
погрузочной площадкой |
проходит |
|
|
|
|
|
|
||||||
подвесной |
монорельсовый |
|
путь |
Рис. |
105. |
Схема |
отгрузки |
рыбы |
|||||
с электроталью. |
В |
зоне |
об |
из |
рыбоуловителей |
нагульных |
|||||||
лова рыбоуловитель |
разгорожен |
прудов в рыбхозе |
«Нагли»: |
||||||||||
вертикальными |
сетными |
|
стен |
/ — рыбоуловитель; |
2 — перегораживаю |
||||||||
ками, |
образующими гнезда |
для |
щая |
сетка; 3 — сетчатые |
контейнеры; |
||||||||
4 — тельферный |
путь; |
5 — направляю |
|||||||||||
мягких контейнеров, которые |
опу |
|
|
щий щит. |
|
||||||||
скают |
на |
дно |
рыбоуловителя перед началом выгрузки |
рыбы. |
|||||||||
Обе камеры имеют общую разгрузочную площадку, что позво |
|||||||||||||
ляет непрерывно принимать и отгружать |
рыбу. |
|
|
|
|||||||||
Недостаток |
описываемой |
конструкции |
рыбоуловителя—боль |
шой расход бетона при строительстве. Однако если учесть, что ры бу можно отгружать по мере ее поступления, то размеры рыбо уловителя можно уменьшить и тем самым сократить расход строи тельных материалов и объем работ.
В последние годы для вновь проектируемых и строящихся рыб хозов применяется типовой проект рыбоуловителей, разработанный Киевским отделением Гидрорыбпроекта (рис. 107).
Запроектированы рыбоуловители двух типов — земляные и железобетонные; земляные могут выполняться с креплением и без крепления откосов.
Основная часть конструкции состоит из земляного канала или лотка из монолитного железобетона шириной по дну 3; 6 или 8 м и глубиной 2 м. Рыбоуловители приспособлены для облова одного или двух прудов. В головной части рыбоуловителя установлены рыбозадерживающее сооружение для предотвращения ухода рыбы в сбросной канал, рыбовыпуск для пропуска рыбы в рыбоулови тель и перегораживающее сооружение на сбросном канале для сбро са воды из пруда. В противоположном конце рыбоуловителя уста новлены камеры облова и трубчатый донный водоспуск для опоро жнения рыбоуловителя. В торце камеры облова заложен патрубок
277
Рис . 106. |
Двухкамерный |
рыбоуловитель: |
|
|||
/ — рыбоконцентрирующая тележка; 2 — ковшовый |
транспортер; |
3 — лоток-водоотдели |
||||
тель; 4 — мягкие |
контейнеры; |
5 — тельферный |
путь; 6—опоры |
пути; |
7— перегоражи |
|
вающие решетки; |
8— грузовая таль; 9—весы; |
10 — бункер весовой; |
11— опорно-на |
|||
|
|
правляющие |
пути. |
|
|
для подачи чистой воды в рыбоуловитель. В рыбоуловителях для двух прудов роль камеры облова выполняет рыбовыпуск второго пруда, через который и подается чистая вода для привлечения рыбы.
Соотношение рыбы и воды в рыбоуловителях принимается: для товарной рыбы 1 : 4, для сеголетков 1 : 8 при глубине воды 1 м. Для определения длины рыбоуловителя следует разделить величи ну заданной емкости по рыбе, подлежащей приему в рыбоулови тель, на показатель емкости одного метра принятого типа соору жения.
Концентрация рыбы к камерам облова производится вертикаль ными подвижными рыбоподгоняющими устройствами или сетными подвижными орудиями с применением механической тяги (напри мер, машиной БСМК-ТТ-3).
Для вылова рыбопосадочного материала из прудов применяются донные водоспуски с камерами облова (рис. 108).
278
2000
Рис. 107. Типовые рыбоуловители:
а — ж е л е з о б е т о н н ы й ; б — з е м л я н о й ; 1 — р ы б о з а д е р ж и в а ю щ и е с о о р у ж е н и я ; 2 — р ы б о в ы - п у с к ; 3 — п е р е г о р а ж и в а ю щ е е с о о р у ж е н и е ; 4 — к а м е р а о б л о в а ; 5 — д о н н ы й в о д о с п у с к ; 6 —
п а т р у б о к д л я п о д а ч и ч и с т о й в о д ы .