ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.04.2024
Просмотров: 264
Скачиваний: 1
заемое колесо совершают относительно друг друга такие же дви жения, как и пара колес или колесо и рейка при их зацеплении, следовательно, происходит процесс обкатки. Фактически вра-
5 5 7 8
Рис. 134. Многолезвийный самовращающийся строгальный резец
щение нарезаемой заготовки вокруг своей оси представляет дви жение круговой подачи. Инструмент помимо движения обкатки имеет еще возвратно-поступательное движение строгания.
9 A . M . В у л ь ф |
257 |
Круговая |
поДача производится непрерывно, пока все зубья |
на заготовке |
не окажутся нарезанными. Здесь нет необходимости |
вспециальном делительном механизме.
Круговая подача может быть периодической: совершаться во время холостого хода инструмента или в конце холостого хода при неподвижном инструменте; так происходит нарезание колеса инструментальной рейкой. После того как нарезаны профиль с одной стороны зуба или Два профиля (по обеим сторонам зуба), нарезаемое колесо должно повернуться вокруг своей оси на один шаг специальным делительным механизмом исключительно для подвода к резну следующего зуба.
На рис. 136 показан резец для строгания зубьев конических шестерен. Два таких одновременно работающих резца имеют прямолинейные режущие кромки, образующие трапецию с накло ном боковых граней в 20°. В утолщенных частях резцов нарезаны отверстия для крепления их в суппортах долбяков болтами. Нарезание колес происходит следующим образом. По конической заготовке колеса катится кинематически связанная с ней резцо вая головка с двумя резцами-зубьями, причем последние также совершают возвратно-поступательное движение, выстрагивая эвольвентный профиль зубьев у заготовки. С целью сохранения резцов и получения большей точности при нарезании колес часто применяется черновое строгание с припуском на сторону 0,1—1 мм для окончательной отделки зуба.
На рис. 137 показана схема работы зубчатой рейки 1, которая двигается вверх и вниз. Во время холостого хода гребенки заготов ка 2 вращается и, кроме того, получает небольшое продольное перемещение, равное дуге своего поворота, т. е. заготовка совер шает оба движения, необходимые для зацепления рейки и колеса: за себя (вращение вокруг своей оси) и за рейку (поступательное перемещение). Вследствие ограниченной длины гребенки заготовку приходится периодически возвращать в первоначальное положе ние, что значительно снижает производительность инструмента. Это заставляет редко прибегать к зуборезной рейке (гребенке), хотя она конструктивно и проста и, если изготовлена тщательно, может нарезать шестерни с большой точностью.
Значительно производительнее нарезание шестерен методом обкатки с помощью режущего зубчатого колеса (долбяка) по схеме, показанной на рис. 138. Зуборезный долбяк представляет собой многорезцовый инструмент с расположенными по окружности профильными резцами в форме зубьев шестерни. Зубья долбяка отличаются от зубьев обычной шестерни точностью размеров, толщиной и высотой зубьев (для того, чтобы обеспечить боковые
и радиальные зазоры), наличием передних, задних и |
боковых |
|
углов. У вершины зуба |
в направлении стрелки / передний угол |
|
у = 5°, задний угол а = |
6°, в то время как на боковых |
кромках |
в направлении стрелок 2 и 3 эти углы значительно меньше. Это объясняется тем, что вершина зуба снимает в процессе строгания
258
От кулачного механизма
Рис. 135. Схема зуборезной головки для строгания зубчатого колеса
12 |
19 |
19 |
13 |
19 |
|
|
|
10U |
|
Рис. 136. Резец для строгания конических шестерен
Рис. 137. Схема работы зуборезной |
Рис. 138. .Схема |
работы зуборезного |
гребенки |
колеса |
(долбяка) |
259
Рис. 139. Конструкции зуборезных "долбяков для нарезания колес с прямым зубом
основную часть металла, а боковые кромки срезают незначитель ную стружку и производят отделку нарезаемого зуба.
По результатам исследований при обработке обычных кон струкционных материалов рекомендуется повышение переднего угла до у = 15° и заднего до а = 9°, что дает незначительное отклонение профиля зуба от эвольвенты, но зато увеличивает стойкость долбяков в три-четыре раза.
На рис. 139 показаны различные конструкции долбяков для нарезания колес с прямым зубом. Сложнее конструкция долбяка для нарезания колес с винтовым зубом (рис. 140). Для получе ния одинаковых углов резания с обеих сторон зуба передняя грань его заточена нормально направлению винтового зуба и наклонно от периферии к центру, благодаря чему на вершине зубьев образуется передний угол у. Таким образом, долбяки работают нормальным сечением своего зуба, что приводит к неко торому искажению эвольвентного профиля нарезаемого колеса. Для устранения последнего долбяку придают плоский рабочий торец, благодаря чему рабочий профиль располагается в торцевой плоскости. Но в этом случае получаются неблагоприятные боко вые передние углы — положительный у{ и отрицательный (— y'i) (рис. 141, а). Для облегчения резания передняя поверхность долбяка подвергается специальной заточке (рис. 141, б), при этом одна сторона затачивается под тупым углом, а другая заостряется; тем самым создаются одинаковые углы резания на обеих сторонах зуба.
На рис. 141, в показан метод нарезания шевронного колеса двумя косозубыми долбяками одновременно; одна ветвь шеврона нарезается правоходовым долбяком /, а вторая — левоходовым 2. Подобным образом шевронные колеса обрабатываются гребен ками.
57.П Л О Щ А Д Ь ПОПЕРЕЧНОГО С Е Ч Е Н И Я СРЕЗА
|
|
|
ПРИ |
СТРОГАНИИ |
|
При строгании нормальными резцами размер среза определя |
|||||
ется |
по обычной |
формуле f |
— ts мм2 , где |
t — глубина резания |
|
в мм; |
s— подача |
в |
мм/об. |
|
|
Сложнее расчет |
площади |
среза при |
фасонном строгании, |
в частности при зубострогании. Ввиду сложности профиля инст румента сечение среза переменно по величине и форме, и потому
приходится |
рассчитывать |
среднюю площадь среза / с р , |
снимаемую |
||||
за |
каждый |
рабочий |
ход. |
|
|
|
|
|
Для определения |
/ с р |
будем исходить |
из объема |
снимаемой |
||
в одну минуту стружки |
W, |
который для |
строгания определяется |
||||
по |
формуле |
|
|
|
|
|
|
|
|
^ |
= |
^ ' |
= '-ТгЖ с м 3 / |
м и н ' |
|
261
i це n — число двойных |
ходов |
в минуту; b — длина |
строгания |
в мм (длина зуба). |
|
|
|
Отсюда |
|
|
|
. |
w |
mow |
п я |
Примем, что площадь зуба колеса приблизительно равна площади впадины. Тогда объем материала, снятого при нарезании колеса, представляет собой половину объема пустотелого цилиндра с наружным и внутренним диаметрами Dx и D2, соответственно равными диаметрам окружности головок и окружности впадин нарезаемого колеса. Высота этого цилиндра равна длине зуба колеса Ь.
Объем стружки Wm снятой за время обработки колеса, будет
w _ n{D\-Dl)b м Л
|
Время |
обработки |
колеса |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||
|
|
|
|
|
|
|
|
j |
, |
|
tz |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
sn ' |
|
|
|
|
|
|
||
где |
t — шаг |
нарезаемого |
колеса |
в мм. |
|
|
|
|
|
||||||||||
|
Истинное |
время |
процесса |
резания |
с |
учетом |
холостого |
хода |
|||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
_ JL — t |
z |
|
|
|
|
|
|
||||
|
|
|
|
|
|
|
|
т~ |
|
с |
~ |
snC ' |
|
|
|
|
|
||
где |
s — круговая |
подача |
за |
|
один |
двойной |
ход |
долбяка |
в |
мм; |
|||||||||
2 — число |
зубьев |
нарезаемого |
колеса; |
С—поправочный |
|
коэф |
|||||||||||||
фициент; |
С = |
1 -f- -^Н. (о — скорость |
рабочего |
хода; их |
— ско- |
||||||||||||||
рость холостого |
|
vx |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||
хода). " |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||||||
|
Следовательно, объем стружки, снимаемый за 1 мин процесса |
||||||||||||||||||
резания |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
W |
u |
_ |
n(Dl-Dl) |
|
bsnC |
|
|
|
|
|
||||
|
|
|
W |
- |
~ |
~ |
|
fc2.4.1000 |
|
|
Ш |
/ М И Н - |
|
|
|
||||
|
На основании |
уравнения |
(187) |
|
|
|
|
|
|
|
|||||||||
|
|
|
_ |
ЮООГ _ n(D\ |
— D\)bsnC\m |
|
2 |
|
|
||||||||||
|
|
|
C P |
|
nb |
|
|
|
tznb 4-2-1000 |
|
|
|
|
||||||
|
|
|
|
|
|
f |
|
- |
( |
D " - D |
l ) |
s C |
|
' |
|
|
(188) |
||
|
|
|
|
|
|
/ |
С Р |
|
|
|
Ш8mz |
|
|
|
|
|
|
||
где |
m — модуль |
нарезаемого |
|
колеса |
в мм. |
|
|
|
|
262
После подстановки в уравнение (188) значений Dx — --= т (г + 2) мм, D2 = т ( z — 2,4) получим
U = m2{8'8ziJ/6)sC |
=™с(1А--^) |
• |
|
или приближенно |
/ с р 1,1 msC; |
|
|
при ур = vx, |
С = 2 |
|
|
|
|
f c p « * 2,2ms. |
(189) |
58. СИЛЫ РЕЗАНИЯ ПРИ СТРОГАНИИ
Сила резания Р г при строгании, как и при точении, опреде ляется по формуле
р П / s 0,75 _ А _
Значения коэффициентов резания С р одинаковы при строгании и точении. При этом необходимо отметить, что в момент врезания происходит подскок силы Р'г. Разность Р'г— Рг растет с увели чением скорости резания и, глубины резания t и подачи s. Так,
Р'
по данным Уральского политехнического института = 1,1ч-1,7.
При строгании, как показал опыт, сила удара в момент вре зания не изменяется от скорости так, как это принято в механике, т. е. сила удара непропорциональна квадрату скорости (относи тельной скорости соударяющихся тел). Например, при 20-кратном увеличении скорости строгания сила резания в момент первона чального контакта повышалась лишь в 1,7 раза. Последствия пере грузки могут быть ослаблены и даже ликвидированы с помощью демпфирующих устройств, растягивающих процесс врезания во времени.
Сложнее определение силы резания при строгании зубчатые колес, так как здесь площадь среза — величина переменная, а потому и сила резания изменяется. Величину средней нагрузки можно определить по формуле
pxcP = Pfcp**lApmsC,
где р — удельная сила резания в кгс/мм2 .
Если принять, как и при точении, р = -тр£— кгс/мм2 ,
ТО |
|
|
Рг ср ^ |
1»1 CpfflS0 '7 5 |
^ С |
или |
|
|
Pzcp |
= C'pms^5~, |
(190) |
где С; = 1,1 СРС. |
|
|
263