Файл: Вульф А.М. Резание металлов.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.04.2024

Просмотров: 264

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

заемое колесо совершают относительно друг друга такие же дви­ жения, как и пара колес или колесо и рейка при их зацеплении, следовательно, происходит процесс обкатки. Фактически вра-

5 5 7 8

Рис. 134. Многолезвийный самовращающийся строгальный резец

щение нарезаемой заготовки вокруг своей оси представляет дви­ жение круговой подачи. Инструмент помимо движения обкатки имеет еще возвратно-поступательное движение строгания.

9 A . M . В у л ь ф

257

Круговая

поДача производится непрерывно, пока все зубья

на заготовке

не окажутся нарезанными. Здесь нет необходимости

вспециальном делительном механизме.

Круговая подача может быть периодической: совершаться во время холостого хода инструмента или в конце холостого хода при неподвижном инструменте; так происходит нарезание колеса инструментальной рейкой. После того как нарезаны профиль с одной стороны зуба или Два профиля (по обеим сторонам зуба), нарезаемое колесо должно повернуться вокруг своей оси на один шаг специальным делительным механизмом исключительно для подвода к резну следующего зуба.

На рис. 136 показан резец для строгания зубьев конических шестерен. Два таких одновременно работающих резца имеют прямолинейные режущие кромки, образующие трапецию с накло­ ном боковых граней в 20°. В утолщенных частях резцов нарезаны отверстия для крепления их в суппортах долбяков болтами. Нарезание колес происходит следующим образом. По конической заготовке колеса катится кинематически связанная с ней резцо­ вая головка с двумя резцами-зубьями, причем последние также совершают возвратно-поступательное движение, выстрагивая эвольвентный профиль зубьев у заготовки. С целью сохранения резцов и получения большей точности при нарезании колес часто применяется черновое строгание с припуском на сторону 0,1—1 мм для окончательной отделки зуба.

На рис. 137 показана схема работы зубчатой рейки 1, которая двигается вверх и вниз. Во время холостого хода гребенки заготов­ ка 2 вращается и, кроме того, получает небольшое продольное перемещение, равное дуге своего поворота, т. е. заготовка совер­ шает оба движения, необходимые для зацепления рейки и колеса: за себя (вращение вокруг своей оси) и за рейку (поступательное перемещение). Вследствие ограниченной длины гребенки заготовку приходится периодически возвращать в первоначальное положе­ ние, что значительно снижает производительность инструмента. Это заставляет редко прибегать к зуборезной рейке (гребенке), хотя она конструктивно и проста и, если изготовлена тщательно, может нарезать шестерни с большой точностью.

Значительно производительнее нарезание шестерен методом обкатки с помощью режущего зубчатого колеса (долбяка) по схеме, показанной на рис. 138. Зуборезный долбяк представляет собой многорезцовый инструмент с расположенными по окружности профильными резцами в форме зубьев шестерни. Зубья долбяка отличаются от зубьев обычной шестерни точностью размеров, толщиной и высотой зубьев (для того, чтобы обеспечить боковые

и радиальные зазоры), наличием передних, задних и

боковых

углов. У вершины зуба

в направлении стрелки / передний угол

у = 5°, задний угол а =

6°, в то время как на боковых

кромках

в направлении стрелок 2 и 3 эти углы значительно меньше. Это объясняется тем, что вершина зуба снимает в процессе строгания

258


От кулачного механизма

Рис. 135. Схема зуборезной головки для строгания зубчатого колеса

12

19

19

13

19

 

 

 

10U

 

Рис. 136. Резец для строгания конических шестерен

Рис. 137. Схема работы зуборезной

Рис. 138. .Схема

работы зуборезного

гребенки

колеса

(долбяка)

259


Рис. 139. Конструкции зуборезных "долбяков для нарезания колес с прямым зубом

основную часть металла, а боковые кромки срезают незначитель­ ную стружку и производят отделку нарезаемого зуба.

По результатам исследований при обработке обычных кон­ струкционных материалов рекомендуется повышение переднего угла до у = 15° и заднего до а = 9°, что дает незначительное отклонение профиля зуба от эвольвенты, но зато увеличивает стойкость долбяков в три-четыре раза.

На рис. 139 показаны различные конструкции долбяков для нарезания колес с прямым зубом. Сложнее конструкция долбяка для нарезания колес с винтовым зубом (рис. 140). Для получе­ ния одинаковых углов резания с обеих сторон зуба передняя грань его заточена нормально направлению винтового зуба и наклонно от периферии к центру, благодаря чему на вершине зубьев образуется передний угол у. Таким образом, долбяки работают нормальным сечением своего зуба, что приводит к неко­ торому искажению эвольвентного профиля нарезаемого колеса. Для устранения последнего долбяку придают плоский рабочий торец, благодаря чему рабочий профиль располагается в торцевой плоскости. Но в этом случае получаются неблагоприятные боко­ вые передние углы — положительный у{ и отрицательный (— y'i) (рис. 141, а). Для облегчения резания передняя поверхность долбяка подвергается специальной заточке (рис. 141, б), при этом одна сторона затачивается под тупым углом, а другая заостряется; тем самым создаются одинаковые углы резания на обеих сторонах зуба.

На рис. 141, в показан метод нарезания шевронного колеса двумя косозубыми долбяками одновременно; одна ветвь шеврона нарезается правоходовым долбяком /, а вторая — левоходовым 2. Подобным образом шевронные колеса обрабатываются гребен­ ками.

57.П Л О Щ А Д Ь ПОПЕРЕЧНОГО С Е Ч Е Н И Я СРЕЗА

 

 

 

ПРИ

СТРОГАНИИ

 

При строгании нормальными резцами размер среза определя­

ется

по обычной

формуле f

— ts мм2 , где

t — глубина резания

в мм;

s— подача

в

мм/об.

 

 

Сложнее расчет

площади

среза при

фасонном строгании,

в частности при зубострогании. Ввиду сложности профиля инст­ румента сечение среза переменно по величине и форме, и потому

приходится

рассчитывать

среднюю площадь среза / с р ,

снимаемую

за

каждый

рабочий

ход.

 

 

 

 

Для определения

/ с р

будем исходить

из объема

снимаемой

в одну минуту стружки

W,

который для

строгания определяется

по

формуле

 

 

 

 

 

 

 

 

^

=

^ '

= '-ТгЖ с м 3 /

м и н '

 

261


i це n — число двойных

ходов

в минуту; b — длина

строгания

в мм (длина зуба).

 

 

 

Отсюда

 

 

 

.

w

mow

п я

Примем, что площадь зуба колеса приблизительно равна площади впадины. Тогда объем материала, снятого при нарезании колеса, представляет собой половину объема пустотелого цилиндра с наружным и внутренним диаметрами Dx и D2, соответственно равными диаметрам окружности головок и окружности впадин нарезаемого колеса. Высота этого цилиндра равна длине зуба колеса Ь.

Объем стружки Wm снятой за время обработки колеса, будет

w _ n{D\-Dl)b м Л

 

Время

обработки

колеса

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

j

,

 

tz

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

sn '

 

 

 

 

 

 

где

t — шаг

нарезаемого

колеса

в мм.

 

 

 

 

 

 

Истинное

время

процесса

резания

с

учетом

холостого

хода

 

 

 

 

 

 

 

 

_ JL — t

z

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

т~

 

с

~

snC '

 

 

 

 

 

где

s — круговая

подача

за

 

один

двойной

ход

долбяка

в

мм;

2 — число

зубьев

нарезаемого

колеса;

С—поправочный

 

коэф­

фициент;

С =

1 -f- -^Н. (о — скорость

рабочего

хода; их

— ско-

рость холостого

 

vx

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

хода). "

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Следовательно, объем стружки, снимаемый за 1 мин процесса

резания

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

W

u

_

n(Dl-Dl)

 

bsnC

 

 

 

 

 

 

 

 

W

-

~

~

 

fc2.4.1000

 

 

Ш

/ М И Н -

 

 

 

 

На основании

уравнения

(187)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

_

ЮООГ _ n(D\

D\)bsnC\m

 

2

 

 

 

 

 

C P

 

nb

 

 

 

tznb 4-2-1000

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

f

 

-

(

D " - D

l )

s C

 

'

 

 

(188)

 

 

 

 

 

 

/

С Р

 

 

 

Ш8mz

 

 

 

 

 

 

где

m — модуль

нарезаемого

 

колеса

в мм.

 

 

 

 

262


После подстановки в уравнение (188) значений Dx --= т (г + 2) мм, D2 = т ( z — 2,4) получим

U = m2{8'8ziJ/6)sC

=™с(1А--^)

или приближенно

/ с р 1,1 msC;

 

при ур = vx,

С = 2

 

 

 

 

f c p « * 2,2ms.

(189)

58. СИЛЫ РЕЗАНИЯ ПРИ СТРОГАНИИ

Сила резания Р г при строгании, как и при точении, опреде­ ляется по формуле

р П / s 0,75 _ А _

Значения коэффициентов резания С р одинаковы при строгании и точении. При этом необходимо отметить, что в момент врезания происходит подскок силы Р'г. Разность Р'г— Рг растет с увели­ чением скорости резания и, глубины резания t и подачи s. Так,

Р'

по данным Уральского политехнического института = 1,1ч-1,7.

При строгании, как показал опыт, сила удара в момент вре­ зания не изменяется от скорости так, как это принято в механике, т. е. сила удара непропорциональна квадрату скорости (относи­ тельной скорости соударяющихся тел). Например, при 20-кратном увеличении скорости строгания сила резания в момент первона­ чального контакта повышалась лишь в 1,7 раза. Последствия пере­ грузки могут быть ослаблены и даже ликвидированы с помощью демпфирующих устройств, растягивающих процесс врезания во времени.

Сложнее определение силы резания при строгании зубчатые колес, так как здесь площадь среза — величина переменная, а потому и сила резания изменяется. Величину средней нагрузки можно определить по формуле

pxcP = Pfcp**lApmsC,

где р — удельная сила резания в кгс/мм2 .

Если принять, как и при точении, р = -тр£— кгс/мм2 ,

ТО

 

 

Рг ср ^

1»1 CpfflS0 '7 5

^ С

или

 

 

Pzcp

= C'pms^5~,

(190)

где С; = 1,1 СРС.

 

 

263