цепах, т. е. на машинах, эксплуатирующихся преимущественно на благоустроенных дорогах. Основные параметры этих шин регла ментированы ГОСТ 5513—64 (грузовые автомобили, автобусы и прицепы) и 4754—64 (легковые автомобили). В приведенных ГОСТах даны сортамент шин, их вес и размеры, число слоев каркаса, типы рекомендуемых ободьев, нормы эксплуатацион ных нагрузок (допустимая нагрузка на шину и соответствующее ей давление воздуха в шине).
Торондные шины выпускаются в нескольких конструктивных вариантах, отличающихся друг от друга способом герметизации (камерные и бескамерные), характером расположения нитей корда (с тангенциальным расположением нитей корда или радиальным), рисунком беговой части (дорожный, универсальный, повышенной проходимости) и другими показателями [ХІѴ.1].
Камерная шина состоит из покрышки, камеры и ободной ленты. Конструкция покрышки такой шины и ее основные гео метрические размеры и обозначения показаны на рис. XIV.2, а.
Каркас 1 покрышки состоит из нескольких наложенных друг на друга слоев прорезиненного корда толщиной 1,0— 1,5 мм при диаметре нити 0,6—0,8 мм. Число слоев корда для грузовых авто мобилей и автобусов изменяется от 6 до 14, для легковых авто мобилей от 4 до 6. Кордные ткани составляют около 30% от веса и стоимости шины. Они несут основную нагрузку, обеспечивая шине нужную прочность, эластичность, износостойкость и дру гие эксплуатационные качества. От давления воздуха, центробеж ных сил и весовой нагрузки нити корда работают на растя жение.
Нити в каждом из слоев корда занимают определенное поло жение, характеризуемое углом ß (рис. XIV.2, б). Последний изменяется от точки к точке по меридиану, но одинаков во всех точках, лежащих на одном параллельном круге. Для точек эква ториальной окружности он обозначается через ßK. Для любой
другой точки sin ß = sin ßK. Увеличение ßK приводит к воз-
растанию тангенциальной жесткости шины. Для тороидных шин обычно ßK= 50 -V- 52°.
Материалом для нитей корда служат хлопчатобумажная ткань, вискоза, синтетические полиамидные материалы (нейлон, капрон, перлон и др.) и стальная проволока (металлокорд). Из неметаллических кордных материалов наилучшими свойствами обладают полиамиды, что видно из табл.ХІѴ.З.'
Высокая прочность, теплостойкость, эластичность, малая гиг роскопичность полиамидов по сравнению с вискозным и особенно хлопчатобумажными кордными материалами позволяют рекомен довать их прежде всего для изготовления шин применительно к автомобилям, систематически работающим в тяжелых условиях эксплуатации (плохие дорожные условия, большие нагрузки, высокие скорости движения, влажный климат и пр.).