следующая эмпирическая зависимость:
(XIV.2)
где Сх и С2 — постоянные для данной шины коэффициенты, учитывающие особенности ее конструкции и геометрические раз меры; рк — жесткость каркаса, изменяющаяся в пределах 0 ,0 1 —• 0,03 МПа (0,1—0,3 кгс/см2) — меньшие значения для малослов ных шин.
Для выполненных конструкций торопдных шин по опытным данным Сj = 0,02 -г- 0,04 м2/МПа (0,002—0,004 см2 /кгс); меньшие значения для шин дорожного типа, большие для шин повышен ной проходимости, а С2 = 0,50 4 - 0,90 1/см. І4з выражения (XIV.2) может быть установлена зависимость для /;., которая под номинальной • нагрузкой не должна превосходить (0,12ч-0,15) Н.
Используя формулу (XIV.2) и соответствующие выводы тео рии размерностей, можно прийти к выражению для определения максимально допустимой нагрузки на шину, МН (кгс)
(ХІѴ.З)
где /г— коэффициент грузоподъемности шины, МПа (кгс/см2); В — ширина профиля надутой шины, м; d — диаметр обода рас
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
сматриваемой шины, м; dc — диаметр стандартного 2 0 |
-дюймового |
обода, |
равный |
0,508 м. |
|
|
|
|
|
автомо |
Для |
шин с регулируемым давлением и шин легковых |
билей k = 0,15 |
ч-0,17 МПа (1,5—1,7 кгс/см2), для |
остальных |
грузовых торопдных шин k — 0,23 |
4 - 0,27 МПа (2,3—2,7 кгс/см2). |
Из |
формулы |
(ХІѴ.З) |
видно, |
что |
грузоподъёмность |
шин |
прямо |
пропорциональна |
квадрату |
их |
профиля и |
параметру |
(d -j- B)!(d.c + |
В). Для случая, когда d |
— |
dc, максимальная |
на |
грузка |
равна |
GKmax = kB2 и сравниваемые |
шины будут |
геомет |
рически подобны. Для всех геометрически подобных шин коэф фициент k одинаков и поэтому
где индексы 1 , 2 , 3, . . . а — номера геометрически подобных шин. Геометрически подобные шины имеют, кроме того, одинаковые внутренние давления.и относительные, деформации, одинаковые ßK и одинаковые модули сдвига резины [XIV. 1, ХІѴ.З].
Анализ конструкций стандартных шин показывает, что хотя формы профилей этих шин и удовлетворяют условиям подобия (поскольку для них НІВ, ЫВ, tIB, изменяются в узких пределах,
здесь |
t — толщина стенки шины — см. рис. XIV,2, а), они не |
могут |
быть признаны таковыми, так как отношение DIB изме |
няется |
р широких пределах. Действительно, для всех, например |