кую радиальную эластичность арочных шин [радиальная дефор мация h = (0,20-т-0,30) Я ], требуемую прочность, малое относи тельное удлинение и теплообразование (гистерезис).
Каркасы арочных шин в связи с тяжелыми условиями их экс плуатации изготавливаются с большим, чем у обычных шин за пасом прочности.
Протектор представляет собой толстый профилированный слой резины с широко расставленными грунтозацепами специальной конфигурации. Шаг грунтозацепов 100—250 мм, угол наклона к окружному сечению шины -—45°. Высота грунтозацепов выби рается в пределах 15—60 мм (по центру протектора), насыщен ность рисунка 15—33%. Поперечное сечение грунтозацепов при нимается эвольвентным или трапецеидальной формы (угол на клона сторон трапеции к ее основанию 15—28°), что в сочетании с большим шагом обеспечивает их хорошую самоочищаемость. Для устранения вибрации трансмиссии и снижения износов грун тозацепов при эпизодическом движении автомобилей по твердым дорогам в средней части протектора вводится беговая дорожка (см. XIV, 12, б).
С целью предотвращения пропуска (диффузии) воздуха сквозь шину первый (внутренний) слон каркаса и борта с внутренней стороны покрываются герметизирующим слоем толщиной 2 —3 мм, изготовленным из воздухонепроницаемой резины на основе 1 0 0 %- ного натурального каучука.
Борта арочных шин снабжаются одним-двумя проволочными кольцами с 7— 10-кратным запасом прочности. Основание борта (подошва) выполняется скошенным под углом а =- 10°. Размеры арочной шины (в мм) наносятся на ее боковине в виде двух цифр
D x B , например 100 0x6 00 |
(для ГАЗ-53), 1 1 4 0 x 7 0 0 (для ЗИЛ-130), |
1 3 0 0 x 7 5 0 (для КрАЗ-257), |
которым эквивалентны две тороидные |
шины соответственно размеров 8,25—20, 9,00—20 и 12,00—20. При накачивании арочной шины воздухом ее борта растяги ваются и натяг между бортами и полками уменьшается. Учиты вая, что арочные шины способны передавать большие моменты, выбирается такой натяг, при котором исключается проворачивание шины на ободе. Этим и объясняется то обстоятельство, что посадочный диаметр обода выбирается на 2 —3 мм больше, чем посадочный диаметр шины. Борта шины, кроме того, плотно зажи маются на ободе между фланцами бортовых колец 3 и 7, и 4 и 8. Как показывают данные статистики, средний пробег арочных шин в смешанных дорожных условиях (70% грунтовые дороги
и30% — дороги с твердым покрытием) составляет 40—45 тыс. км. Наиболее характерными неисправностями арочных шин являются: отслоение протектора и боковин от каркаса, усталостное разру шение корда в плечевой зоне, нарушение герметичности из-за разрушения или старения герметизирующего слоя, разрыв бортов
идр. Арочные шины, имея малое внутреннее давление [рв=0,05-г- -ъ0,15 МПа (0,5— 1,5 кгс/см2)], широкий профиль и эластичный