§ 75. РЕГУЛИРУЮЩИЕ И КОРРЕКТИРУЮЩИЕ МЕХАНИЗМЫ ТОРМОЗОВ
Основными регулирующими устройствами являются следую щие.
1. Устройства, перераспределяющие тормозные моменты по отдельным осям автомобиля' в зависимости от величины замедления при торможении.
2 . Устройства, исключающие блокировку заторможенных ко лес (антиблокировочные устройства).
Как известно, при заблокированных колесах возникает явле ние «юза», снижается коэффициент сцепления с дорогой ф и устой чивость движения автомобиля.
Устройства, регулирующие (перераспределяющие) величины тормозного момента по осям автомобилей. Для обеспечения мак симальных замедлений при торможении, особенно на скользких дорогах, с одновременным сохранением устойчивости движения автомобиля и его управляемости величины тормозных моментов на колесах каждой оси должны быть пропорциональны осевым нагрузкам на дорогу.
При неизменном соотношении тормозных моментов на колесах передней Мх 1 и задней Мх, осей автомобиля, т. е. при 4 ^ - =
= Ст = const, максимальная эффективность торможения может быть достигнута только при одном значении коэффициента сцеп ления ф0.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
аС-т— Ь |
’ |
(XV.36) |
|
|
Фо — hg( 1 |
~Ь Сщ) |
где а, Ь, |
hg обозначены на |
рис. |
11.15. |
колес |
наступит раньше, |
Если |
ф > |
фо, то скольжение задних |
чем передних. В случае же, если ф < |
ф0, то скольжение передних |
колес наступит раньше, чем задних. |
0,2-ьО,3; |
фтах = 0,6 -ьО,9. |
Величины |
ф составляют: |
фт1п = |
Соответственно величина ф0 будет колебаться в зависимости от положения ц. т. автомобиля в пределах 0,25—0,60.
Перераспределение тормозных моментов по осям у некоторых автомобилей с механическим приводом может быть выполнено
путем ступенчатой регулировки: летней с большими значениями- ^ 1 -1
и зимней с меньшими значениями. Однако в условиях возрастаю щих требований к эффективности тормозов ступенчатое перерас пределение тормозных моментов по осям следует признать недо статочным. Онодолжно быть заменено автоматическим бессту пенчатым. В настоящее время автоматическое бесступенчатое перераспределение применяется на многих автомобилях (ВАЗ 2101, КамАЗ и др.).
Пример автоматической бесступенчатой регулировки тормоз ных моментов в зависимости от нагрузки на ось автомобиля пред ставлен на рис. XV.23, а (автомобиль «Ситроен»).