Файл: Бергер И.И. Токарное дело учебник.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.04.2024

Просмотров: 368

Скачиваний: 11

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

дает командный сигнал исполнительному механизму, состоящему из двух катушек с сердечниками 1 и двух храповых колес 2. В за­ висимости от результатов измерения замыкается цепь одного из электромагнитов, н вал 3 поворачивается в ту или иную сторону. Вращение вала через червячную передачу 4 и впит 5 передается верхним салазкам суппорта, развернутым па 90°. В результате из­ меняется положение резца, а следовательно, корректируются раз­ меры обрабатываемых детален.

Вопросы и задания для повторения

1.Какие системы устройств применяются для автоматизации металлорежу­ щих станков? Укажите их назначение и примеры.

2.Укажите-группы систем автоматического управления.

3.Объясните принцип кулачковой системы управления.

4.Как осуществляется управление с помощью командоаппарата?

5.Объясните сущность программно-путевых систем управления с комапдоаппаратом и со штеккернон панелью.

6.Как осуществляется управление посредством следящих систем?

7. Объясните принцип действия механического копировального суппорта

В.С. Семинского.

8.Объясните преимущество и действие гндрокопировальпой системы управ­ ления на примере суппорта модели КСТ-І.

9.Как осуществляется электрокоппрованпе?

10.Объясните принцип и достоинства системы цифрового программного управления.

11. Как записывается и считывается цифровая программа работы станка?

12.Какие системы счисления и коды применяют для записи пути перемеще­ ний на ленте?

13.Изобразите числа 27, 43 и 71 в разных кодах записи.

14.Объясните принцип действия системы числового программного управле­ ния токарным станком по рис. 295 и 296.

15.В чем заключается принцип программного управления токарным стан­ ком ІК62ПУ?

16. Объясните

назначения

системы автоматического регулирования и как

оно осуществляется

на токарном

станке?

§9. Понятие о комплексной механизации

иавтоматизации производства

Современная стадия технического прогресса в машиностроении характеризуется переходом от частичной к комплексной механиза­ ции и автоматизации производственных процессов путем создания автоматических линий, цехов и заводов-автоматов.

Автоматическая 'линия является логическим продолжением дальнейшего развития машиностроения преимущественно массово­ го типа, где с целью сокращения пути транспортирования загото­ вок оборудование располагают линейно в строгой технологической последовательности. Если в такой линии заменить обычное универ­ сальное оборудование станками-автоматами и соединить их авто­ матически действующими транспортными устройствами с единым пультом управления, то получим комплекс, называемый автомати­ ческой линией.


Автоматические линии классифицируются по ряду признаков: построению, типу и расположению станков, виду обрабатываемых деталей и методу транспортировки заготовок.

По построению автоматические линии делятся на синхронные и несинхронные.

Синхронные линии комплектуются из станков, операционная обработка детален на которых совершается за одинаковые проме­ жутки времени (такты). Благодаря этому станки в такой линии сое­ диняются жесткой транспортной связью, т. е. передача заготовки от одного рабочего места к другому производится в одном такте. При выходе из строя хотя бы одного станка останавливается вся линия. Синхронные линии в основном используются для обработки крупных корпусных деталей, которые по своим размерам не позво­ ляют создавать межоперационные заделы.

Несинхронные линии состоят из станков, работающих незави­ симо друг от друга по времени и соединенных гибкой транспортной связью. Такие линии снабжаются бункерами-накопителями для хранения определенного запаса заготовок, откуда эти заготовки поступают на станки для обработки.

При остановке какого-либо станка линия продолжает работать, питаясь запасом заготовок из бункера-накопителя.

По типу станков различают линии из универсальных, специаль­ ных и агрегатных станков.

Универсальные станки (токарные, фрезерные, шлифовальные и др:), снабженные различными системами автоматического управ­ ления, позволяют создавать переналаживаемые линии для обработ­ ки последовательно запускаемых в производство партий однотип­ ных деталей. Переналадка такой линии сводится в основном'к замене некоторых элементов зажимных и загрузочных приспособле­ ний, инструментов, регулировке их на размеры и смене программо­ носителей. Наиболее эффективными являются линии, создаваемые на базе универсальных станков с числовым программным управле­ нием.

Линии из специальных пепереиалаживаемых станков, каждый из которых предназначен только для определенной технологической операции, обладают высокой производительностью и используются в массовом производстве. Однако специальные станки очень дороги и при изменении конструкции изделия оказываются ненужными или нуждаются в коренной переделке.

Стремление преодолеть эти трудности привело к созданию аг­ регатных станков, собираемых из нормализованных узлов. Такие узлы — станины, стойки, силовые головки, поворотные столы и ап­ паратура управления — изготавливаются серийно на специализиро­ ванных заводах.

Агрегатные станки обладают преимуществами специальных станков и не имеют их недостатков. В случае необходимости такие станки можно разобрать, а нормализованные узлы использовать для создания новых станков. По расположению станков различают линейные, Г-образные, П-образные и О-образные линии.


Удобнее всего располагать станки в один ряд, однако это не всегда возможно, например если площадь производственного уча­ стка пли проходы не позволяют так выполнить планировку.

При Г-образной компоновке станки располагаются в два.вза­ имно перпендикулярных ряда. При П-образпоп компоновке станки размещаются двумя параллельными рядами, соединенными с од­ ного конца. О-образиая компоновка линии осуществляется по замк­ нутому четырехуголы п1ку.

По виду обрабатываемых деталей различают линии для обра­ ботки корпусных деталей, валов, дисков и колец, втулок, фланцев, крепежных деталей (винтов, болтов, шпилек, гаек) и др. Такие ли­ нии отличаются главным образом типом технологического обору­ дования и транспортными средствами.

Линии для обработки корпусных деталей преимущественно комплектуются из агрегатных станков, соединенных шаговым тран­ спортером, который проходит через рабочую зону станков.

Шаговый транспортер состоит из пары направляющих рельс и расположенных между ними двух штанг с подпружиненными собач­ ками одностороннего действия. Штанги перемещаются возвратнопоступательно гидроприводом. После завершения очередного такта (обработки деталей на всех стайках линии) гидропривод, получая команду от путевого датчика, перемещает штанги па шаг, равный расстоянию между станками. При этом собачки передвигают заго­ товки к зажимным приспособлениям станков и возвращаются в ис­ ходное положение. '

Обработка деталей круглой формы чаще всего выполняется па лилиях из универсальных автоматизированных -станков, соединен­ ных между собой различными транспортными устройствами.

Мелкие детали (ролики, кольца, пальцы) транспортируются в большинстве случаев наклонными склизами, скатами, трубами, соединенными в ряде мест подъемными устройствами элеваторного типа. Затем эти детали поступают в бункерные иди магазинные на­ копители, из которых периодически подаются в рабочую зону стан­ ков автоматически действующими питателями.

Более крупные детали типа валов, втулок и дисков из магази­ на-накопителя в начале линии поднимаются элеваторами на шаго­ вые транспортеры, расположенные сбоку или сверху линии станков. Такие транспортеры действуют периодически посредством гидро­ привода и толкающей штанги с отжимными собачками, которые перемещают детали вдоль желобов. В необходимом месте детали подаются к наполнителям или непосредственно в рабочую зону станков различными устройствами. В одних случаях автоматически действующий разделитель отводит от потока очередную деталь, которая проваливается в желоб магазина станка и далее поступает в его рабочую зону питателем; в других, например для валов, при­ меняются механические руки, захватывающие детали из транспор­ тера и переносящие их к зажимным приспособлениям станков.

Высокая эффективность применения автоматических линий по­ служила началом создания цехов и заводов-автоматов.


Первый цех-автомат был создан в 1956 г. на 1-м ГПЗ по про­ изводству подшипников качения. Цех состоит из нескольких авто­ матических линий с гибкой транспортной связью, которые включают весь технологический комплекс: механические, термические, кон­ трольные, сборочные и упаковочные операции.

Созданный на базе двух параллельных автоматических линий завод-автомат по производству поршней к автомашинам ЗИЛ-150 и ГАЗ-MM с проектной мощностью 3,4 млн. штук обслуживается всего тремя наладчиками. Весь производственный цикл на этом за­ воде, начиная от загрузки чушек в плавильную печь до упаковки в ящик готовых поршней, совершается автоматически.

Комплексная автоматизация производства в массовом масшта­ бе с переходом к цехам и заводам-автоматам является главным на­ правлением технического совершенствования предприятий ближай­ шего будущего.

Вопросы для повторения

1.Что представляет собой автоматическая линия?

2.Приведите классификацию автоматических линий.

3.В чем заключается отличие синхронных автоматических линий от не­ синхронных?

4.Из каких станков комплектуются автоматические линии? Укажите их осо­ бенности.

5.Укажите виды автоматических линий по расположению станков.

6.

Какие бывают автоматические линии по

виду обрабатываемых деталей?

7.

Как осуществляется транспортирование

и подача заготовок к станкам в

различных автоматических линиях?

Глава XVI

СВЕДЕНИЯ ОБ ОРГАНИЗАЦИИ И ЭКОНОМИКЕ ПРОИЗВОДСТВА

§ 1. Общие понятия

Для удовлетворения все возрастающих материальных и куль­ турных потребностей людей необходимо постоянное совершенство­ вание и рост общественного производства. Под производством подразумевается материально-технический процесс, посредством которого люди, используя вещества и силы природы, создают необ­ ходимые предметы потребления. Производство состоит из трех структурных составляющих, или элементов: труда — целесообразной деятельности люден, средств труда — машин, механизмов, соору­ жений и предметов труда — сырья, заготовок, топлива, энергии. Средства и предметы труда, вместе взятые, образуют средства про­ изводства.

Чтобы создать современное производство, наличия одних его элементов недостаточно. Для этого требуется в соответствии с раз­ работанным технологическим процессом наиболее правильно орга­ низовать труд людей, направить их деятельность па достижение ко­ нечной цели производства— выпуск установленной продукции с наименьшими затратами труда и материальных ценностей. Необ­ ходимо создать рациональную структуру предприятия — его цехов, участков и рабочих мест, обеспечить четкую и оперативную взаимо­ связь между ними, их специализацию и кооперирование и, наконец, требуется целесообразная система планирования и управления производством. Все эти вопросы в целом составляют основное со­ держание организации производства.

Если организация позволяет создать ритмично действующий процесс производства, то его экономика отражает качественную сторону деятельности предприятия. Она в наиболее концентриро­ ванном виде характеризует эффективность деятельности производ­ ственного коллектива посредством определенных технико-экономи­ ческих показателей. К ним относятся показатели выпуска валовой и товарной продукции, использования фонда заработной платы и производственных фондов предприятия, себестоимости продукции, уровня рентабельности и др.

По технико-экономическим показателям можно судить не толь­ ко о деятельности предприятия в целом, но и о различных сторонах его работы: об уровне организации производства, совершенстве конструкции изделий и технологических процессов, качестве продук-