ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.04.2024
Просмотров: 361
Скачиваний: 11
Социализм раскрепостил творческие силы трудящихся масс, пробудил в них неиссякаемую творческую инициативу и созидатель ную энергию, направленную на повышение производительности тру да, развитие и совершенствование производства с целью неуклон ного повышения материального благосостояния общества.
Положение люден в социалистическом обществе определяется только их личным трудом и способностями. Взаимоотношения меж ду ними строятся па взаимопомощи и товарищеском сотрудничестве равноправных и свободных членов общества, открывающих широ кий простор развитию талантов и способностей трудящихся.
Сочетание личных интересов с общественными создает могу чий стимул подъема социалистического производства и кровную за интересованность трудящихся в развитии его.
Общественная собственность на средства производства при со циализме уничтожила эксплуатацию человека человеком, анархию производства, экономические кризисы, безработицу и обнищание масс, являющиеся неизбежными спутниками капитализма.
На базе общественной собственности возникает и действует экономический закон планомерного и пропорционального развития социалистического хозяйства посредством единого народнохозяй ственного планирования н централизованного руководства' со сто роны государства в масштабе всей страны. В этом заключается важнейшее преимущество социалистического производства перед капиталистическим.
2. Управление промышленностью в СССР. Управлением пр<?- . мышленностыо преследуется цель создания слаженной и ритмич ной работы крупных производственных коллективов, координации их совместных действий и направления их творческой энергии па ре шение генеральной линии Коммунистической партии — построение материально-технической базы коммунизма и формирование ком мунистических общественных отношений.
Управление социалистической промышленностью основано иа трех основных принципах: демократическом централизме, единстве политического и хозяйственного руководства и единоначалии.
Принцип демократического централизма заключается в соче тании централизованного государственного руководства промыш ленностью с творческой активностью и оперативной самостоятельно стью предприятий при широком участии трудящихся в управлении. Это означает, что центральные органы управления, руководствуясь общегосударственным планом развития экономики страны, уста навливают главные направления и технико-экономические пока затели деятельности предприятий, обеспечивают их необходимыми материально-техническими ресурсами, оказывают им всемерную помощь в разрешении коренных вопросов производства. Предприя тия, пользуясь хозяйственной самостоятельностью в использовании закрепленных за ними материальных ресурсов, осуществляют, при широком участии всех работников, организаторскую работу и про изводственную деятельность, направленную иа достижение высоких темпов развития производства, повышение его эффективности, не
прерывный рост производительности труда, обеспечение высокого качества продукции и успешное выполнение государственного плана.
Принцип единства политического и хозяйственного руководства промышленностью вытекает из руководящей роли Коммунистиче ской партии в социалистическом обществе, призванной руководить всеми областями общественного процесса. Партия па основе по требностей общественного развития разрабатывает перспективы развития производства, намечает главные пути и направления, по которым должно идти совершенствование социалистической эконо мики, дает директивы и указания по коренным вопросам хозяйст венного строительства. Из этого следует, что при решении любого хозяйственного вопроса необходимо исходить прежде всего из по литики партии, решительно бороться с попытками противопоста вить «интересы предприятия» интересам государства.
Принцип единоначалия в управлении заключается в том, что коллектив работников в процессе труда подчиняется одному лицу — руководителю, который наделен необходимыми правами в об ласти управления доверенным ему участком производства и несет за работу этого участка всю полноту ответственности. Вместе с тем единоначалие органически сочетается с самым широким участием рабочих и служащих в обсуждении важнейших вопросов хозяйст венной жизни предприятия и управления производством.
Структура органов управления промышленностью организуется по отраслевому принципу. Это означает, что предприятия, выпус кающие однородную продукцию, находятся в подчинении опреде ленного министерства или его главного управления. Отраслевое управление позволяет сосредоточить в едином руководящем центре оперативное разрешение всех вопросов совершенствования пред приятий, родственных по характеру производственного процесса, облегчает проведение единой технической политики их развития, внедрение прогрессивных технологических процессов, унификацию и стандартизацию узлов и деталей с целью снижения трудоемкости изделий и доведения их качества до современного мирового уровня.
Органы, осуществляющие руководство промышленным произ водством, подразделяются на общесоюзные, союзно-республикан ские и республиканские.
Высшим исполнительным и распорядительным органом госу дарственной власти является Совет Министров СССР.
Структурными составляющими Совета Министров СССР явля ются общесоюзные и союзно-республиканские министерства и коми теты .
Общесоюзные министерства непосредственно руководят отрас лями промышленности по производству средств труда на всей тер ритории страны. К ним относятся, как правило, машиностроитель ные министерства с высокой степенью кооперирования: тяжелого,- среднего и общего машиностроения, энергетического, tpaicTopnoro и сельскохозяйственного машиностроения, автомобильной, оборон-
пои, авиационной, станкостроительной и инструментальной про мышленности и т. д.
Союзно-республиканские министерства СССР осуществляют руководство предприятий через одноименные министерства и ведомства союзных республик. К ним относятся отрасли по произ водству предметов труда и потребления: черной и цветной металлур гии, химической, нефтеперерабатывающей и угольной промышлен ности, энергетики и электрификации, легкой, пищевой и мясо-молоч ной промышленности, рыбного хозяйства, стройматериалов и др.
Государственные комитеты СМ СССР — Госплан, по матери ально-техническому снабжению, по науке и технике, по вопросам труда и заработной платы, по профессионально-техническому обра зованию— осуществляют функции государственного управления во всех отраслях промышленности. Они бывают союзные (труда и зар платы, науки н техники) н союзно-республиканские (Госпланы, ма териально-технического снабжения, профтехобразования).
Республиканские органы управления включают Советы Минист ров республик и подчиненные им союзно-республиканские и рес публиканские министерства, комитеты и главные управления. Рес публиканские министерства осуществляют руководство отраслями местного значения: местной и топливной промышленностью, про мышленностью хлебопродуктов, бытового обслуживания и др.
3. Основные принципы планирования промышленного произ водства. Планирование промышленного производства в СССР на правляется хозяйственной политикой Коммунистической партии, которая основывается на сознательном использовании объективных экономических законов, действующих в социалистическом общест ве. Главным из них является закон планомерного и пропорциональ ного развития всех отраслей народного хозяйства с целью система тического повышения материального благосостояния советских лю дей и удовлетворения их культурных потребностей.
Плановая система страны состоит из центрального планирую щего органа — Госплана при Совете Министров СССР, плановых органов министерств союзных и автономных республик, областей, городов и районов, а также планово-экономических отделов про мышленных предприятий.
В практике планового руководства народным хозяйством ис пользуются два вида планов — перспективные и текущие. Ведущую роль играют перспективные пятилетние планы, мобилизующие тру дящихся на решение коренных задач коммунистического строитель ства. В_пятилетних планах определяются темпы и пропорции раз вития социалистического производства, объем и направление капитальных вложений по отраслям, республикам и экономическим районам, предусматривается строительство новых крупных пред приятий и техническая'реконструкция действующих и т. д.
Важной предпосылкой составления перспективных планов слу жит научное прогнозирование развития экономики па длительный период (15—20 лет), к которому привлекаются ученые различных областей науки. Задача прогнозирования— определить основные
закономерности научно-технического прогресса и развития общест венных отношений й на этой основе дать исходные данные для раз работки перспективных планов.
Процесс составления перспективного пародпохозяйственпого плана имеет два встречных направления — снизу вверх и сверху вниз.
Всоответствии с указаниями вышестоящих органов каждое предприятие разрабатывает предложения к проекту основных на правлений развития, народного хозяйства страны в планируемом пятилетии, которые обсуждаются коллективами трудящихся. Эти предложения направляются в соответствующие министерства и Со веты Министров союзных республик и в обобщенном виде представ ляются в Госплан СССР.
Госплан СССР исходя из заданий, предусмотренных в реше ниях партии и правительства, и предложений министерств и союз ных республик составляет проект директив по пятилетнему плану, который послерассмотрения на Пленуме ЦК КПСС выносится на обсуждение партийных съездов республик, краевых и областных конференций и собраний первичных партийных организаций. Ди рективы также обсуждаются на собраниях трудящихся и в печати. После рассмотрения и утверждения директив на съезде КПСС с учетом всех высказанных предложений они становятся исходным документом для повсеместной разработки проекта пятилетнего плана.
Вдирективах указывается основная задача пятилетнего плана, приводятся основные показатели развития экономики етраны в це- . лом и отраслей народного хозяйства без распределения заданий по годам пятилетки.
Госплан СССР доводит директивы до министерств и союзных республик, а последние — до предприятий. Предприятия и органи зации составляют свои пятилетние планы, которые обобщаются и распределяются по годам в министерствах и ведомствах. Сводные планы рассматриваются в Госплане СССР, который вносит в них _ необходимые поправки и разрабатывает план развития народного хозяйства в.целом по стране. После рассмотрения проекта плана Советом Министров СССР, очередным Пленумом ЦК КПСС и ут верждения его на сессии Верховного Совета СССР пятилетний план приобретает силу государственного закона.
Доведение заданий утвержденного народнохозяйственного плана страны до соответствующих исполнителей и внесение ими уточнений в свои проекты планов является последним этапом ра боты над перспективным планом.
Перспективные планы реализуются путем составления и вы полнения текущих (годовых) планов.
Всоответствии с новой системой планирования и экономиче ского стимулирования промышленного производства, принятой па сентябрьском (1965) Пленуме ЦК КПСС, вышестоящий орган (ми нистерство или ведомство) устанавливает предприятию ограничен ное количество плановых показателей. К ним относятся: общий