Файл: Бергер И.И. Токарное дело учебник.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.04.2024

Просмотров: 361

Скачиваний: 11

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

цин, степени использования материалов и оборудования, о расхо­ дах па управление и обслуживание и т. д. Таким образом, любые достижения или недостатки в работе предприятия сказываются на его экономике.

Для непрерывного улучшения общих показателен работы пред­ приятия каждый его работник должен в достаточной степени разби­ раться в основных вопросах организации и экономики производ­ ства.

Вопросы для повторения

1.Что такое производство? Укажите его элементы.

2.Что называется средствами производства?

3.Какие вопросы разрешаются организацией производства?.

4.В чем состоит отличие экономики от организации производства?

5.Какие показатели характеризуют экономику производства?

6.Какие стороны работы предприятия отражаются на его экономике? -

§2. Основные принципы организации социалистического

производства

1. Преимущества социалистического производства перед капи­ талистическим. Социальный характер производства определяется собственностью на его средства.

Вкапиталистическом обществе, где господствует частная соб­ ственность на средства производства, значительная часть труда ра­ бочих в виде прибыли присваивается капиталистами на паразити­ ческое потребление и создание условий для дальнейшей эксплуата­ ции трудящихся.

Вусловиях капитализма невозможно осуществить централизо­ ванное государственное управление производством, планомерное и пропорциональное развитие его в интересах всего общества. Част­ ная собственность разъединяет капиталистическое хозяйство, при­ водит к анархии производства и экономическим кризисам, что по­ рождает периодическое сокращение производства, массовую безра­ ботицу и ухудшение условий жизни трудящихся.

Великая Октябрьская революция, уничтожив капиталистиче­ ское господство, позволила создать новое социалистическое произ­ водство, основой которого является общественная собственность на средства производства и свободный от эксплуатации труд.

Главной целью социалистического производства является мак­ симальное удовлетворение материальных и культурных потребно­ стей всех членов общества, трудом которых создаются предметы потребления.

Только в результате социалистической революции, указывал В. И. Лепин, «впервые после столетий труда на чужих, подневоль­ ной работы на эксплуататоров является возможность работы на се­ бя, и притом работы, опирающейся на все завоевания новейшей техники и культуры» '.

■1 В. И. Л е н и н . Поли. собр. соч. Изд. 5-е, т. 35, стр. 196.


Социализм раскрепостил творческие силы трудящихся масс, пробудил в них неиссякаемую творческую инициативу и созидатель­ ную энергию, направленную на повышение производительности тру­ да, развитие и совершенствование производства с целью неуклон­ ного повышения материального благосостояния общества.

Положение люден в социалистическом обществе определяется только их личным трудом и способностями. Взаимоотношения меж­ ду ними строятся па взаимопомощи и товарищеском сотрудничестве равноправных и свободных членов общества, открывающих широ­ кий простор развитию талантов и способностей трудящихся.

Сочетание личных интересов с общественными создает могу­ чий стимул подъема социалистического производства и кровную за­ интересованность трудящихся в развитии его.

Общественная собственность на средства производства при со­ циализме уничтожила эксплуатацию человека человеком, анархию производства, экономические кризисы, безработицу и обнищание масс, являющиеся неизбежными спутниками капитализма.

На базе общественной собственности возникает и действует экономический закон планомерного и пропорционального развития социалистического хозяйства посредством единого народнохозяй­ ственного планирования н централизованного руководства' со сто­ роны государства в масштабе всей страны. В этом заключается важнейшее преимущество социалистического производства перед капиталистическим.

2. Управление промышленностью в СССР. Управлением пр<?- . мышленностыо преследуется цель создания слаженной и ритмич­ ной работы крупных производственных коллективов, координации их совместных действий и направления их творческой энергии па ре­ шение генеральной линии Коммунистической партии — построение материально-технической базы коммунизма и формирование ком­ мунистических общественных отношений.

Управление социалистической промышленностью основано иа трех основных принципах: демократическом централизме, единстве политического и хозяйственного руководства и единоначалии.

Принцип демократического централизма заключается в соче­ тании централизованного государственного руководства промыш­ ленностью с творческой активностью и оперативной самостоятельно­ стью предприятий при широком участии трудящихся в управлении. Это означает, что центральные органы управления, руководствуясь общегосударственным планом развития экономики страны, уста­ навливают главные направления и технико-экономические пока­ затели деятельности предприятий, обеспечивают их необходимыми материально-техническими ресурсами, оказывают им всемерную помощь в разрешении коренных вопросов производства. Предприя­ тия, пользуясь хозяйственной самостоятельностью в использовании закрепленных за ними материальных ресурсов, осуществляют, при широком участии всех работников, организаторскую работу и про­ изводственную деятельность, направленную иа достижение высоких темпов развития производства, повышение его эффективности, не­


прерывный рост производительности труда, обеспечение высокого качества продукции и успешное выполнение государственного плана.

Принцип единства политического и хозяйственного руководства промышленностью вытекает из руководящей роли Коммунистиче­ ской партии в социалистическом обществе, призванной руководить всеми областями общественного процесса. Партия па основе по­ требностей общественного развития разрабатывает перспективы развития производства, намечает главные пути и направления, по которым должно идти совершенствование социалистической эконо­ мики, дает директивы и указания по коренным вопросам хозяйст­ венного строительства. Из этого следует, что при решении любого хозяйственного вопроса необходимо исходить прежде всего из по­ литики партии, решительно бороться с попытками противопоста­ вить «интересы предприятия» интересам государства.

Принцип единоначалия в управлении заключается в том, что коллектив работников в процессе труда подчиняется одному лицу — руководителю, который наделен необходимыми правами в об­ ласти управления доверенным ему участком производства и несет за работу этого участка всю полноту ответственности. Вместе с тем единоначалие органически сочетается с самым широким участием рабочих и служащих в обсуждении важнейших вопросов хозяйст­ венной жизни предприятия и управления производством.

Структура органов управления промышленностью организуется по отраслевому принципу. Это означает, что предприятия, выпус­ кающие однородную продукцию, находятся в подчинении опреде­ ленного министерства или его главного управления. Отраслевое управление позволяет сосредоточить в едином руководящем центре оперативное разрешение всех вопросов совершенствования пред­ приятий, родственных по характеру производственного процесса, облегчает проведение единой технической политики их развития, внедрение прогрессивных технологических процессов, унификацию и стандартизацию узлов и деталей с целью снижения трудоемкости изделий и доведения их качества до современного мирового уровня.

Органы, осуществляющие руководство промышленным произ­ водством, подразделяются на общесоюзные, союзно-республикан­ ские и республиканские.

Высшим исполнительным и распорядительным органом госу­ дарственной власти является Совет Министров СССР.

Структурными составляющими Совета Министров СССР явля­ ются общесоюзные и союзно-республиканские министерства и коми­ теты .

Общесоюзные министерства непосредственно руководят отрас­ лями промышленности по производству средств труда на всей тер­ ритории страны. К ним относятся, как правило, машиностроитель­ ные министерства с высокой степенью кооперирования: тяжелого,- среднего и общего машиностроения, энергетического, tpaicTopnoro и сельскохозяйственного машиностроения, автомобильной, оборон-


пои, авиационной, станкостроительной и инструментальной про­ мышленности и т. д.

Союзно-республиканские министерства СССР осуществляют руководство предприятий через одноименные министерства и ведомства союзных республик. К ним относятся отрасли по произ­ водству предметов труда и потребления: черной и цветной металлур­ гии, химической, нефтеперерабатывающей и угольной промышлен­ ности, энергетики и электрификации, легкой, пищевой и мясо-молоч­ ной промышленности, рыбного хозяйства, стройматериалов и др.

Государственные комитеты СМ СССР — Госплан, по матери­ ально-техническому снабжению, по науке и технике, по вопросам труда и заработной платы, по профессионально-техническому обра­ зованию— осуществляют функции государственного управления во всех отраслях промышленности. Они бывают союзные (труда и зар­ платы, науки н техники) н союзно-республиканские (Госпланы, ма­ териально-технического снабжения, профтехобразования).

Республиканские органы управления включают Советы Минист­ ров республик и подчиненные им союзно-республиканские и рес­ публиканские министерства, комитеты и главные управления. Рес­ публиканские министерства осуществляют руководство отраслями местного значения: местной и топливной промышленностью, про­ мышленностью хлебопродуктов, бытового обслуживания и др.

3. Основные принципы планирования промышленного произ водства. Планирование промышленного производства в СССР на­ правляется хозяйственной политикой Коммунистической партии, которая основывается на сознательном использовании объективных экономических законов, действующих в социалистическом общест­ ве. Главным из них является закон планомерного и пропорциональ­ ного развития всех отраслей народного хозяйства с целью система­ тического повышения материального благосостояния советских лю­ дей и удовлетворения их культурных потребностей.

Плановая система страны состоит из центрального планирую­ щего органа — Госплана при Совете Министров СССР, плановых органов министерств союзных и автономных республик, областей, городов и районов, а также планово-экономических отделов про­ мышленных предприятий.

В практике планового руководства народным хозяйством ис­ пользуются два вида планов — перспективные и текущие. Ведущую роль играют перспективные пятилетние планы, мобилизующие тру­ дящихся на решение коренных задач коммунистического строитель­ ства. В_пятилетних планах определяются темпы и пропорции раз­ вития социалистического производства, объем и направление капитальных вложений по отраслям, республикам и экономическим районам, предусматривается строительство новых крупных пред­ приятий и техническая'реконструкция действующих и т. д.

Важной предпосылкой составления перспективных планов слу­ жит научное прогнозирование развития экономики па длительный период (15—20 лет), к которому привлекаются ученые различных областей науки. Задача прогнозирования— определить основные


закономерности научно-технического прогресса и развития общест­ венных отношений й на этой основе дать исходные данные для раз­ работки перспективных планов.

Процесс составления перспективного пародпохозяйственпого плана имеет два встречных направления — снизу вверх и сверху вниз.

Всоответствии с указаниями вышестоящих органов каждое предприятие разрабатывает предложения к проекту основных на­ правлений развития, народного хозяйства страны в планируемом пятилетии, которые обсуждаются коллективами трудящихся. Эти предложения направляются в соответствующие министерства и Со­ веты Министров союзных республик и в обобщенном виде представ­ ляются в Госплан СССР.

Госплан СССР исходя из заданий, предусмотренных в реше­ ниях партии и правительства, и предложений министерств и союз­ ных республик составляет проект директив по пятилетнему плану, который послерассмотрения на Пленуме ЦК КПСС выносится на обсуждение партийных съездов республик, краевых и областных конференций и собраний первичных партийных организаций. Ди­ рективы также обсуждаются на собраниях трудящихся и в печати. После рассмотрения и утверждения директив на съезде КПСС с учетом всех высказанных предложений они становятся исходным документом для повсеместной разработки проекта пятилетнего плана.

Вдирективах указывается основная задача пятилетнего плана, приводятся основные показатели развития экономики етраны в це- . лом и отраслей народного хозяйства без распределения заданий по годам пятилетки.

Госплан СССР доводит директивы до министерств и союзных республик, а последние — до предприятий. Предприятия и органи­ зации составляют свои пятилетние планы, которые обобщаются и распределяются по годам в министерствах и ведомствах. Сводные планы рассматриваются в Госплане СССР, который вносит в них _ необходимые поправки и разрабатывает план развития народного хозяйства в.целом по стране. После рассмотрения проекта плана Советом Министров СССР, очередным Пленумом ЦК КПСС и ут­ верждения его на сессии Верховного Совета СССР пятилетний план приобретает силу государственного закона.

Доведение заданий утвержденного народнохозяйственного плана страны до соответствующих исполнителей и внесение ими уточнений в свои проекты планов является последним этапом ра­ боты над перспективным планом.

Перспективные планы реализуются путем составления и вы­ полнения текущих (годовых) планов.

Всоответствии с новой системой планирования и экономиче­ ского стимулирования промышленного производства, принятой па сентябрьском (1965) Пленуме ЦК КПСС, вышестоящий орган (ми­ нистерство или ведомство) устанавливает предприятию ограничен­ ное количество плановых показателей. К ним относятся: общий