Файл: Белкин С.И. Голубая лента Атлантики.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.04.2024

Просмотров: 169

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


10 мая пришло сообщение из Куинстауна. Капитан одного из судов видел 21 апреля на расстоянии около двух миль большой пароход с поднятыми парусами и сильным креном на левый борт. На судне не было заметно никаких признаков жизни. Из трубы не шел дым. Внезапно из-за парохода показался маленький барк *, который быстро поднял все паруса и пошел на юг. В это время спустился туман, и таинственный пароход скрылся из виду.

В августе появилось сообщение другого капитана, кото рый видел в океане остов обгоревшего судна, по своим очер таниям напоминавшего Сити оф Глазго. Но и эта версия не вызвала доверия — в то время на Атлантике не было сильных штормов, и даже если предположить, что действи­ тельно произошел пожар, то кто-нибудь с парохода непре­ менно должен был бы спастись. Поэтому возникло не­ сколько гипотез: либо судно налетело на скалы из-за неправильных показаний магнитного компаса на борту железного парохода, либо оно столкнулось с айсбергом, либо (и это более вероятно, если учесть, что не осталось ни единого свидетеля описываемой истории) на него на­ пали пираты, ограбили судно и поголовно истребили всех членов экипажа, пассажиров, а пароход уничтожили.

До сих пор загадка Сити оф Глазго так и осталась не­ разгаданной. Впрочем, современников Инмана не очень волновала судьба пропавшего без вести судна. Шла Крым­ ская война, и весь мир сосредоточил свое внимание на сообщениях с Черного моря.

Вслед за Сити оф Глазго Инман заказывает целую се­ рию аналогичных судов: Сити оф Манчестер, Ситиоф Фи­ ладельфия, Сити оф Вашингтон и т. д. Эти суда также имели гребной винт и железный корпус. Хотя все они предназначались главным образом для перевозки эмигран­ тов, на них были предусмотрены отлично оборудованные каюты I и II классов.

Пароходы Инмана всегда выходили в рейс с полным ис­ пользованием пассажировместимости. Эмигранты смело вручали компании «Инман Лайн» свои сбережения и жизнь. Правда, участь Сити оф Глазго разделили и некоторые другие пароходы Инмана, но популярность его судов от этого почти не пострадала.

Бывший совладелец парусных пакетботов стал королем пароходов Атлантики, у которого практически не было

* Барк — морское парусное судно с тремя или более мачтами.

3 С . И . Б е л к и н

65


конкурентов, поскольку Коллинз быстро разорился, а ком­ пания «Кунард Лайн» обслуживала главным образом бо­ гатых путешественников, предоставляя им возможность за большие деньги пересекать океан на самых быстроход­ ных лайнерах. Инман же перевозил пассажиров победнее, за более умеренную плату, и, тем не менее, в течение ко­ роткого времени он стал одним из самых зажиточных лю­ дей своего времени.

Однако в 60-х годах Инман вдруг задался честолюби­ вой целью — вырвать у Кунарда Голубую ленту Атлан­ тики. Поскольку на лайнерах-призерах могут путешество­ вать преимущественно состоятельные люди, Инман зака­ зывает суда, отвечающие самым прихотливым вкусам:

Сити оф Пэрис, Сити оф Брасселз, Сити оф Берлин,

Сити оф Нью-Йорк. Эти и ряд других лайнеров выдвигают компанию «Инман Лайн» в число основных претендентов на Голубую ленту.

Первым пароходом Инмана, обладателем Голубой ленты, стал Сити оф Пэрис, спущенный на воду в самом конце 1865 г. Лайнер имел 3-лопастный винт диаметром 5,8 м и стал грозным соперником в борьбе за Голубую ленту, поэтому вслед за Инманом и другие судовладельцы, прежде всего Кунард, начали внедрять на своих судах новый тип движителя.

Когда Сити оф Пэрис устарел, Инман продал его во Францию; в 1884 г., плавая уже под французским флагом, судно погибло в результате столкновения.

В память об одном из своих популярнейших парохо­ дов, Инман заказал новый лайнер под тем же названием.

Любопытны выдержки из контракта на постройку второго Сити оф Пэрис, заключенного Инманом d фирмойстроителем:

1. Судно должно быть построено так, чтобы предотвратить воз­ можность его затопления при любых обстоятельствах, какие только можно предвидеть.

2.Помещения для пассажиров должны быть устроены таким об­ разом, чтобы домашний уют сочетался в них с роскошью лучших отелей.

3.Судно должно быть оборудовано таким двигателем, который обеспечит ему скорость не менее 20 узлов.

Впоследствии по этому же контракту было построено и другое однотипное судно — Сити оф Нью-Йорк.

Впрочем, не только за счет внедрения винта удалось Инману добиться резкого увеличения скорости своих судов. Заслуга его состоит и в том, что он решительно отка­

66


зался от традиционного парусного вооружения, которым «на всякий случай» оснащались все тогдашние пароходы. Инман изменил также форму корпуса пароходов, сделав его более вытянутым, т. е. увеличил отношение длины (L) к ширине (В), что позволило за счет снижения сопротив­ ления воды движению судна достичь увеличения скорости хода при той же мощности.

В эпоху парусных судов отношение LIB было небольшим: сна­

чала 3—4, потом до 5—6. С появлением пароходов еще долго придержи­ вались этих отношений, что, по-видимому, объясняется инертностью человеческого мышления, его склонностью при любых качественных скачках на протяжении многих лет не расставаться с привычными ста­ рыми формами. И прошли десятилетия, прежде чем люди пришли к вы­ воду о необходимости увеличить отношение L/B (конечно, в разумных пределах). Сначала начали строить лайнеры с отношением L/В = 8,

затем оно стало возрастать более быстрыми темпами.

Судно Инмана Сити оф Брасселз имело отношение LIB = 10, а Сити оф Берлин— 11, причем последний получил широкую известность не только как одно из самых вытянутых судов: в ноябре 1879 г. на нем впервые в исто­ рии британского коммерческого флота зажглись электри­ ческие лампочки — в обеденном салоне, в машинном и котельном отделениях — всего шесть штук. Это было хоро­ шей рекламой для парохода.

Следует отметить, что новые суда Инмана, в отличие от предыдущих, расходовали очень много топлива. Так, если Сити оф Глазго сжигал всего 20 т угля в сутки, то Сити оф Берлин потреблял в шесть раз больше: маститый судо­ владелец решил любой ценой добиться Голубой ленты и перестал заботиться об экономичности своего флота. Как уже говорилось, усилия Инмана были вознаграждены.

Пароход — хозяин Атлантики

К середине 70-х годов борьба на Атлантике разгоре­ лась с новой силой. Большую роль в развитии трансатлан­ тического судоходства сыграли компаунд-машины, кото­ рые, в отличие от обычной паровой машины, имели два цилиндра. Во втором цилиндре использовался пар, отра­ ботавший в первом цилиндре. Такое усовершенствование, естественно, резко повысило эффективность работы пара.

С появлением компаунд-машин сократился расход то­ плива, а следовательно, уменьшились эксплуатационные расходы. Помимо экономии средств, судовладельцы полу-

67