Файл: Белкин С.И. Голубая лента Атлантики.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.04.2024

Просмотров: 183

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Кармании бы ли ус та н о в ле н ы 4,7 -дю йм овы е п у ш к и ,

а в со ­

став э к и п а ж а введены опы тны е а р ти л л е р и с ты .

лайнер

Одним из таких германских рейдеров был

Кап Трафальгар компании «Гамбург— Америка

Лайн».

Он только что завершил свой первый рейс в БуэносАйрес и, когда началась война, немедленно отправился в обратный путь. В соответствии с секретным приказом, он встретился с канонеркой Эбер, получил две пушки, два пулемета и, кроме того, принял на борт несколько офицеров для руководства военными операциями. В том же приказе говорилось, что Кап Трафальгар должен изме­ нить внешний вид и внезапно нападать на встречные суда противника, независимо от их назначения.

Капитан успешно выполнил приказ: одна труба была ликвидирована, а две другие перекрашены в красный и черный цвета, что сделало судно очень похожим на лайнеры английской компании «Юнион Кастл Лайн». Несколько английских судов стали жертвой этого ковар­ ства: уверенные в том, что перед ними английское торго­ вое судно, капитаны вели суда навстречу рейдеру и попа­

дали под обстрел.

 

Кармания встретилась

в океане

14 сентября

1914 г.

с лайнером

Кап

Трафальгар.

Началась

артиллерий­

ская дуэль. На Кармании была выведена

из строя

одна из

пушек,

огонь

охватил

мостик

и

надстройки,

немецкие

снаряды

разрушили

судовые

трубопроводы

и пожарная

система

не работала. Матросы

ведрами

черпали за бортом воду, пытаясь

таким

образом залить

огонь.

Но и Кап Трафальгар получил серьезные поврежде­ ния. Если артиллеристы немецкого парохода стреляли в основном по надстройкам, то пушки Кармании действо­ вали по самым уязвимым местам корпуса вражеского судна — ниже ватерлинии.

И результаты сказались: в самый разгар боя, длив­ шегося 2 часа, немецкий пароход вдруг прекратил огонь и начал ретироваться. Оказывается, он получил сильный дифферент на нос и поспешил к ближайшему берегу, одновременно послав в эфир сигнал бедствия. Этот сиг­ нал принял германский лайнер Кронпринц Вильгельм, также переоборудованный в военное судно.

Вскоре немецкое судно потеряло скорость, дифферент на нос усилился, и пароход исчез под водой. Но и кунардовский лайнер жестоко пострадал: он получил 73 про­

105


боины и был охвачен пожаром. В лазарете лежало 9 убитых и 26 тяжело раненых моряков. Кармания также запросила помощь, и весь экипаж волновался, успеют ли крейсеры Бристоль и Корнуолл, ответившие на сигнал SOS, спасти гибнущее судно и его команду.

Когда немецкое судно затонуло, Кармания даже не подобрала оставшихся в живых членов экипажа с Кап Трафальгара, так как сама едва держалась на воде, а капитан боялся, что немецкий лайнер подоспеет раньше, чем английские крейсеры. Кунардовский пароход взял курс на Гибралтар, предоставив возможность спасения людей свидетелю битвы — германскому грузовому судну. Через три часа на место боя явился немецкий крейсер Кронпринц Вильгельм и . . . повернул обратно. Море старательно загладило все следы недавней дуэли.

За этот бой капитан Кармании Барр был удостоен ордена, а лайнер получил в награду своеобразный су­ венир — серебряное блюдо, которым пользовался сам адмирал Нельсон.

Большие военные заслуги имел также английский лайнер Олимпик. Почти в самом начале войны он встре­ тил в океане тонущий военный корабль Одейшэс, подор­ вавшийся на мине. Капитан лайнера предпринял смелую попытку отбуксировать корабль в безопасное место, но было уже поздно. Тогда Олимпик снял с пострадавшего корабля весь экипаж.

Когда Америка вступила в войну против Германии, Олимпик работал в качестве военного транспорта, доста­ вляя в районы военных действий тысячи солдат и офице­ ров, несмотря на то, что за лайнером постоянно охотились немецкие подводные лодки.

Однажды Олимпик был на грани гибели. В составе каравана судов исполин компании «Уайт Стар Лайн» шел в Европу. Немецкие подводные лодки долго высле­ живали караван; наконец, им представилась возможность

нанести удар по самой

заманчивой

цели — Олимпику,

и они выпустили торпеду.

Казалось,

что гибель лайнера

неотвратима, но с Олимпика вовремя заметили пенный след, и рулевой успел резко переложить руль. Торпеда прошла на расстоянии нескольких десятков сантиметров от судна, не задев его. Но на этом эпизод не кончился. Внезапно на Олимпике увидели полупогруженный корпус немецкой подводной лодки. Еще несколько мгновений — и острый нос лайнера рассек пополам стальной корпус

106


подводного хищника. Лодка пошла ко дну, а сопрово­ ждавший Олимпик эскадренный миноносец подобрал остав­ шихся в живых членов ее экипажа.

Печально закончил свое существование экс-чемпион Атлантики немецкий лайнер Кайзер Вильгельм дер Гроссе.

Переоборудованный в рейдер, он занимался охотой на суда Англии и ее союзников на атлантических трассах. Однажды он встретил в океане английский пароход Ньянга и потопил его, предварительно взяв на борт его экипаж. Затем он пошел навстречу немецким грузовым судам, показавшимся на горизонте. Вдруг капитан заме­ тил дым какого-то парохода. Приняв его за очередную беззащитную жертву, он приказал идти на сбли-

жение.

Вскоре выяснилось, что это судно — английский броне­ палубный крейсер Хайфлауер. Однако капитан Кайзера, вместо того, чтобы воспользоваться быстроходностью своего судна и скрыться, решил принять бой, предвари­ тельно переправив пленников на борт грузовых судов.. Практически ничем не защищенный лайнер вступил в единоборство с военным кораблем регулярного флота. Вскоре экс-обладатель Голубой ленты к величайшему удовлетворению англичан пошел ко дну. Английская пресса не преминула восславить Великобританию как владычицу морей не только в мирное, но и в военное

время.

Бесславно завершили свою историю лайнеры-гиганты типа Император, Фатерланд и несколько других трансатлантиков, принадлежавших немецким компаниям «Гамбург— Америка Лайн» и «Норддейтчер Ллойд», которых война застала в Нью-Йорке. Местные власти не разрешили лайнерам покинуть американские берега. Огромные пароходы застыли у причалов. На их содер­ жание уходили большие суммы денег. Первое время счета регулярно оплачивались через нью-йоркский банк, но потом судовладельцы прекратили платежи, и немецкие компании сделали попытку продать лайнеры американцам. Однако англичане выразили решительный протест, зая­ вив о недопустимости подобного рода сделок в военное

время.

Нерегулярность субсидирования немецких лайнеров прежде всего отразилась на членах судового экипажа. Их стали плохо кормить, выдавать мизерную сумму денег вместо причитавшегося им жалования. Когда среди

107

экипажей началось недовольство, на судах был введен жесткий режим: команде запретили увольнение на берег, посторонним лидам запретили подниматься на борт судна, обычный трап был убран и сообщение с берегом поддерживалось посредством веревочного трапа.

Очень изменились германские лайнеры и чисто внешне: постепенно сходила краска, появилась ржавчина и грязь. Никто не считал нужным поддерживать пароходы в исправ­ ном и опрятном состоянии. В таком виде суда простояли несколько лет и после военного поражения Германии стали собственностью победителей.

Печальная участь постигла два кунардовских лай­ нера — Франконию и Лаконию. Первое судно стало в годы войны транспортом и было торпедировано 4 октября 1916 г. в 200 милях от острова Мальта немецкой подвод­ ной лодкой. Лакония первые два года служила в качестве вспомогательного крейсера, а затем возвратилась к вла­ дельцам. 25 февраля 1917 г. она также была потоплена немецкой подводной лодкой.

Крупнейший английский лайнер Британник сразу же после окончания монтажных и отделочных работ в 1915 г. был использован в качестве плавучего госпиталя и на­ правлен в Средиземное море. 21 ноября 1916 г. Британник шел Эгейским морем. Внезапно раздался оглуши­ тельный взрыв. За час до этого здесь прошла немецкая подводная лодка и поставила минное заграждение . . .

*#

На этом мы закончим рассказ о третьем периоде в раз­ витии трансатлантического лайнера.

Первая мировая война показала, какую огромную роль могут играть пассажирские лайнеры, выступая, благодаря их высокой скорости и большой пассажировместимости, в качестве военных кораблей.

Проблема дальнейшего увеличения скорости была решена применением паровых турбин с котлами, рабо­ тавшими на твердом топливе (угле). Большое развитие получили многовальные энергетические установки с не­ сколькими гребными винтами. Повсеместное распростра­ нение получило стальное судостроение, но технология сборки осталась прежней: с применением заклепок.

108


В трансатлантическом судоходстве началась эра ги­ гантизма. Впервые в истории судостроения появились лайнеры, превосходящие по своим размерам знаменитый исполин Брунеля Грейт Истерн.

Основными пассажирами трансатлантических линий продолжали оставаться эмигранты, и каждое пассажирское судно, предназначенное для Северной Атлантики, пред­ ставляло собой в первую очередь плавучее средство для «великого переселения» европейских бедняков в Америку.

Очень усилилась контрастность между помещениями для «чистых» и «нечистых» обитателей этих огромных ковчегов, так как для пассажиров I и II Классов на них был достигнут исключительно высокий уровень комфорта, а помещения для бедноты продолжали оставаться почти такими же убогими, душными и тесными, как и на трансатлантиках прежних лет постройки.

Очень важным итогом третьего периода явилось разде­ ление пассажирского флота на три конкурирующие группы: пассажирские лайнеры-скороходы, пассажирские лайнеры с умеренной скоростью и грузопассажирские лайнеры.

Третий этап развития трансатлантического лайнера может быть охарактеризован следующим образом.

Источник движения — паровая

турбина

(с котлами

на твердом топливе).

(два или

несколько).

Движитель — гребные винты

Материал корпуса — сталь.

 

 

ГИБЕЛЬ Т И Т А Н И К А

Море не любит непотопляемые суда.

С т а р и н н а я м о р с к а я п о с л о в и ц а

Столкновение в океане

90-х годах прошлого века в Лондоне жил никому неизвестный репортер Морган Ро­ бертсон. Нелегка доля бедного газетчика. Целый день

Морган бегал по докам, бирже, шнырял по залам страховых судоходных компаний с тем, чтобы перехва­ тить у конкурентов пару свежих новостей и за гроши продать их в газету. А вечерами он попадал в другой мир. Подтусклым светом газового рожка из-под пера Робертсона выходили фантастические романы о битвах инопланетных странников с чудовищными динозаврами. Далеко заполночь сидел Морган наедине со своими удивительными героями, забывая о том, что живет он в убогой мансарде, что в доме очень холодно, что на столике, рядом с его фантастическим романом, лежит стопка неоплаченных счетов.

Росла груда исписанных листов, а он все писал новые и новые романы, которые никто не хотел публиковать. Читателей мало трогали космические эпопеи неизвестного репортера. И тогда Морган решил «переменить пла­ стинку». Он спустился на землю, а точнее, — на огромный океан, пролегающий между Европой и Америкой. Местом действия следующего романа Робертсона стала Северная Атлантика, а героем романа — вымышленный трансатлан­ тический лайнер. В своем новом произведении с каким-то странным, настораживающим названием «Тщетность» ав-

п о


гор, хорошо знакомый с историей Голубой ленты Атлан­ тики, попытался в художественной форме показать, к чему может привести безрассудная погоня лайнеров за ско­ ростью и ожесточенное соперничество конкурирующих компаний.

И вот воображение Робертсона рисует исполинский лайнер Титан — самый роскошный, самый быстроходный и самый безопасный лайнер в мире. Богатейшие и знаме­ нитейшие люди двух континентов боролись за честь стать первыми пассажирами Титана. Никогда еще не собиралось в одном месте столько мультимиллионеров как в тот день, когда краса и гордость трансатлантического флота, лайнер Титан, вышел в свой первый рейс. А через несколько дней, холодной апрельской ночью, Титан на полном ходу врезался в айсберг и затонул. Большин­ ство пассажиров (а их было около 2000) погибло вместе с лайнером, поскольку на его борту не было достаточного количества спасательных шлюпок.

Этот роман, опубликованный в 1898 г., показался

слишком

мрачным

читающей публике Англии. Его,

а заодно

и автора,

быстро забыли. Но прошло 14 лет,

ив свой первый рейс вышел уже не вымышленный Титан,

анастоящий, «живой» лайнер Титаник.

Любопытно сравнить технические характеристики двух лайнеров: придуманного Робертсоном и действительного судна компании «Уайт Стар Лайн». Прежде всего наз­ вания — Титан и Титаник. . . Далее. Число труб у обоих

лайнеров — 4; число винтов — 3. Длина

Титана 260 м,

Титаника — 260

м!

Водоизмещение

соответственно

70 000 т

и 66 000

т;

мощность двигателей 50 000 л. с.,

и 46 000

л. с., максимальная скорость 25

узлов. . . Не­

сколько

позже мы сравним обстоятельства и последствия

трагедии

Титана и Титаника. Но начнем по порядку.

Итак,

10 апреля 1912 г. Титаник вышел из Саутгемп­

тона и взял курс на Нью-Йорк. Многие путешественники, желавшие выехать в Америку, специально задержались в Европе, чтобы принять участие в первом рейсе «непо­ топляемого судна».

Трудно было представить себе более безопасное судно: двойное дно по всей длине корпуса — значит, если появится пробоина в днищевой обшивке, вода все равно

не проникнет дальше междудонного пространства; корпус разделен на 16 непроницаемых отсеков; приняты необходимые меры пожарной безопасности:

Ш