Файл: Белкин С.И. Голубая лента Атлантики.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.04.2024

Просмотров: 184

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

в случае появления огня или дыма в любом из помещений на центральном пульте загорится специальная лампочка, которая безошибочно укажет, где именно возник пожар. Более того, при этом в охраняемое помещение автомати­ чески подается углекислый газ, чтобы прекратить пожар даже без вмешательства человека;

на случай несчастья на судне имеется радиосвязь, с помощью которой всегда можно вызвать помощь — ведь тогда уже точки и тире, передаваемые в эфир, летели на приличное расстояние.

И все-таки судно не было столь неуязвимым, как об этом рассказывали рекламы по обоим берегам Атлантики. Да, действительно, Титаник имел двойное дно и 16 отсе­ ков, но в корму от четвертого котельного отделения отсеки были водонепроницаемыми только до нижней палубы. Так что в случае появления пробоины выше этой палубы (как это фактически и произошло) непотопляемость лай­ нера уже не обеспечивалась.

Однако компания «Уайт Стар Лайн» настолько была уверена в безопасности Титанит, что имевшиеся на судне шлюпки были рассчитаны лишь на одну треть всех пассажиров и членов экипажа. Правда, не все места были проданы на первый (и последний!) рейс Титаника-. из 2603 всего лишь 1316, так что половина мест пустовала. Но страшно даже подумать, что было бы, если бы лайнер вышел из Саутгемптона, набрав полностью требуемое число пассажиров. . .

В то время, как Титаник начал свой путь к берегам Америки, где-то на западном побережье Гренландии с грохотом оторвалась ледяная глыба, и огромный айс­

берг — один из десяти тысяч ежегодно

образующихся

плавучих ледяных островов — двинулся

в

южном на­

правлении. . .

30

лет прослу­

Командовал Титаником капитан Смит,

живший на командных должностях в штате компании.

Перед

выходом на

пенсию

ему

предоставили

почет­

ное право — повести

новый

красавец-лайнер в

первый

рейс. . .

 

 

вполне благополучно.

Два

дня плавания прошли

Все 2200 обитателей этого огромного плавучего острова высотой с пятнадцатиэтажный дом занимались своими делами: экипаж исправно работал, а 1316 пассажиров наслаждались всеми благами, которые им предоставила компания «Уайт Стар Лайн». Одни купались в бассейне,

112



другие занимались в спортивном зале, третьи нежились в турецкой бане, четвертые просматривали литературные новинки в читальном зале, пятые просто беседовали — каждый проводил время в соответствии со своими наклон­ ностями.

Титаник шел с большой скоростью, и хотя он не пы­ тался побивать рекорды кунардовских скороходов Лузи­ тании и Мавритании, у него был твердый график рейса, которого он обязан был придерживаться.

Наступило воскресенье, 13 апреля. В полдень радисты приняли сообщения от находящихся поблизости судов, что с севера идут айсберги и видны ледовые поля.

Карония, в частности, предостерегала о возможности столкновения именно с подводной частью айсберга, кото­ рая, будучи скрытой от наблюдения, представляет особую опасность. Во время ленча капитан Смит вручил вла­ дельцу судна Немею, который решил принять участие

в первом рейсе Титаника,

радиограмму с Болтика.

В радиограмме говорилось: «

. . . С момента выхода в рейс

стоит отличная ясная погода, ветер переменных напра­ влений. Греческий пароход Афины сообщает, что сегодня в районе 41° 5Г з. д. в больших количествах идут ледовые поля и айсберги. . .».

Немей спокойно положил радиограмму в

карман

и вспомнил о ней только через несколько часов.

Тогда он

отнес радиограмму в штурманскую рубку. Это было уже в 7 часов 15 минут вечера, т. е. штурманы получили сообщение о грозящей опасности через 6 часов после того, как оно было принято радистами.

Капитан Смит был старым морским волком, и он хорошо знал, что с айсбергами шутки плохи.

Известно, что от столкновений с плавающими ледяными горами

погибло немало судов:

Президент — 135 жертв,

в 1841

г. пароход

в 1854

г. пароход Сити оф Глазго — 480 жертв (впрочем, насчет

гибели этого судна

есть и другие версии),

в 1856 г. пароход

Пасифик — 186 жертв,

в 1870 г. пароход

Сити оф Бостон — 191 жертва.

. . .В 1879 г. лайнер Аризона врезался в айсберг и па судно обру­

шилась гора льда.

Когда пароход

благополучно добрался до берега,

удивленный лоцман

сказал: «Черт

возьми, капитан, я слышал, что

в Ньюкастл везут уголь (соответствует русскому «ехать в Тулу со своим

самоваром»), но чтобы пароход привез в северный порт

груз

льда —

это я вижу впервые».

 

 

 

. . .В 1893 г. пароход Партия налетел на

айсберг

у Ньюфаунд­

ленда и застрял в погруженной части ледяной

горы. Айсберг

раско­

113


лолся и наклонился на бок, а пароход, как на качелях, взмыл ввысь. Но когда айсберг наклонился в другую сторону, то пароход погру­ зился в воду, огромная волна смыла его с айсберга и все закончилось

благополучно.

Хорошо были известны имена и других судов, познавших на себе крепость плавучих гор: Нароник, Стейт оф Джорджия, Аллеганы, Хурониан, Заале, Норманния и многие другие.

Естественно, опытный, высококвалифицированный ка­ питан, Смит, получив столь грозные предупреждения о близости айсбергов, должен был либо резко изменить курс и пройти опасный район южнее, либо по крайней мере сбавить скорость. Но ни того, ни другого капитан не имел права сделать: лайнер должен был придти в порт назначения без опоздания, иначе его репутация будет подорвана. И, наконец, слишком велика была уверенность и владельцев, и строителей, и экипажа, и пассажиров в абсолютной безопасности Титанит.

Судно продолжало идти с прежней скоростью и лишь на несколько градусов уклонилось к югу. Наступил тихий, но очень холодный вечер. Луны не было, и словно стараясь заменить ее, ослепительно сияли далекие звезды.

Пассажиры первого класса пили, ели и непринужденно беседовали в ресторане, пассажиры второго класса собра­ лись в салоне и пели духовные гимны. А что делали пас­ сажиры третьего класса, никого не интересовало.

Между тем, тревожные сообщения продолжали посту­ пать. В 19 часов 30 минут была принята радиограмма

спарохода Калифорниан: «Вижу три крупных айсберга».

В21.40 судно Месаба просигналило: «Много пакового

льда. Большие айсберги».

Однако радисты были очень заняты передачей в Европу

иАмерику различных деловых сообщений и сотен радио­ грамм, которые от нечего делать отправляли своим родным

изнакомым скучающие пассажиры. Поэтому принятые

сообщения не были своевременно переданы капитану.

В22 часа большинство пассажиров отправилось спать,

втом числе и сам Немей. На всякий случай, капитан приказал дополнительно выставить шесть впередсмотря­ щих (по 2 человека на вахте, со сменой через каждые два часа), чтобы они могли заблаговременно предупре­

дить о встрече с айсбергом.

В 23 часа Калифорниан сообщил о том, что он окружен льдом и остановился. Титаник продолжал идти полным ходом, не сбавляя скорости.

114


Впередсмотрящие Реджинальд Ли и Фредерик Флит до боли в глазах всматривались в темноту. Было 23 часа 40 минут. До конца их вахты оставалось всего 20 минут. Внезапно Флит крикнул: «Прямо по носу айсберг!» и трижды ударил в колокол. Вахтенный штурман Мердок среагировал мгновенно: «Лево на борт! Стоп машина! Полный назад!». Рулевой резко переложил штурвал влево, но было уже поздно.

Даже если бы айсберг был замечен с большего рас­ стояния (фактически до него оставалось не более 750 м), вряд ли судну удалось бы уклониться от столкновения, тем более, что команда Мердока «Стоп машина!», по-ви­ димому, была ошибочной, так как на большой скорости судно лучше слушается руля.

Словно бритва, острая кромка подводной части айс­ берга разрезала обшивку на одной трети длины корпуса, т. е. около 90 м. На палубу бака обрушилась целая лавина льда и снега. Однако удар не был сильным — пассажиры даже не почувствовали толчка. В машинное отделение хлынула вода. Судно остановилось. Капитан Смит забежал в радиорубку и коротко сообщил: «Мы наскочили на айсберг, на помощь звать не будем, пока не определим размер повреждений».

На борту Титаника находился главный конструктор судна Эндрус— опытный инженер, прошедший путь от конторского мальчика до директора крупнейшей судо­ строительной фирмы «Харланд энд Волф». Капитан по­ просил его установить размеры повреждений, а сам поспе­ шил в машинное отделение. По дороге его остановил встревоженный, Исмей.

Что случилось? — спросил владелец судна. Капитан кратко обрисовал ситуацию.

Это опасно?

Схема столкновения Титаника с айсбергом

115

Исмей побежал в машинное отделение, где подтверди­ лись самые мрачные предположения капитана. Механики доложили, что из котлов вырывается пар, в некоторых отсеках уровень воды превысил 4 м.

Вскоре Эндрус разыскал капитана и вкратце обрисовал обстановку. Затоплен форпик. Затоплены трюмы— 1, 2 и 3-й. Судно получило дифферент * на нос. Вот-вот начнет затоплять котельные отделения — одно за другим, пока лайнер не потонет. И в заключение конструктор сообщил Смиту страшную весть: Титанику осталось жить примерно полтора часа.

Смит кинулся к радистам. Эндруса окружили пасса­ жиры и члены экипажа, желая узнать, насколько серьезно происшедшее. Эндрус не смог повторить ту жестокую правду, которую он только что высказал капитану, и по возможности спокойно известил собравшихся, что про­ изошла авария и что всем нужно потеплее одеться и поско­ рее собраться на шлюпочной палубе.

Тем временем капитан распорядился передать сигнал бедствия. Но радисты восприняли этот приказ Как веселую шутку. Едва сдерживая улыбки, они начали выстукивать в эфир SOS.

О тех, кто был рядом

Однако оставим на некоторое время жизнерадостных радистов и озабоченного капитана Смита и перенесемся на пароход Калифорниан, который, если бы не роковое стечение обстоятельств, мог предотвратить трагедию и спасти всех до единого пассажиров и членов экипажа

Титанит.

В воскресенье 13 апреля Калифорниан попал в ледовое окружение, и капитан Стенли Лорд приказал до утра лечь в дрейф. На пароходе имелся один-единственный радиооператор — 20-летний Эванс. В этот день он с 7 ча­ сов утра до 12 ночи непрерывно отправлял и принимал радиограммы, мысленно проклиная владельцев компании, которые экономя 4 фунта стерлингов в месяц, не взяли в штат парохода второго радиста.

Как мы уже говорили, в 7 часов 30 минут вечера Эванс среди других радиограмм послал на борт находившегося

* Дифферент — наклонение судна на нос или на корму.

116