Файл: Белкин С.И. Голубая лента Атлантики.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.04.2024

Просмотров: 188

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

поблизости лайнера Титаник сообщение об айсбергах. Радист Брайд с Титаника подтвердил получение радио­ граммы.

Поздно вечером в радиорубку Калифорниана поднялся капитан Лорд. Он спросил, была ли связь с какими-либо судами.

Только с Титаником, сэр.

Сообщите на Титаник, что мы легли на ночь

вдрейф, — сказал капитан и вернулся в ходовую рубку.

Струдом поднимая налитые свинцом веки, смертельно уставший Эванс выполнил распоряжение Лорда. Прошло еще часа два. Радист взглянул на часы. Стрелки показы­ вали полночь. Эванс выключил аппарат, и тут же уснул.

Ровно через 15 минут Титаник послал в эфир сигнал SOS. Задержись Эванс на эти 15 минут у аппарата — и ни одного человека не пришлось бы оплакивать по обоим берегам Атлантики. Но как легко быть мудрым после того, как несчастье уже свершилось!

Расставшись с Эвансом, капитан вернулся в ходовую рубку, где стоял на вахте третий помощник Грувз. В 23 часа они увидели огни большого судна, идущего на север. Капитан решил, что это грузовой лайнер. Грувз попытался посигналить неизвестному пароходу, но от­ вета не было.

В полночь на вахту заступил второй помощник Стоунз. Капитан Лорд пошел спать, приказав Стоунзу наблю­ дать за неизвестным судном. Грувз тоже вышел на палубу, но направился не в свою каюту, а в радиорубку и разбу­

дил только что уснувшего Эванса.

он

— С какими судами Вы имели связь? — спросил

у радиста. Сонный и раздраженный Эванс ответил,

что

ни с какими судами, кроме Титаника, связи не было, и повернувшись на другой бок моментально уснул.

Грувз подошел к аппарату и взял наушники. Он умел читать морзянку, если передача велась не в очень быстром темпе (во всяком случае впоследствии, выступая на суде по расследованию обстоятельств гибели Титаника, он высказался именно так). Некоторое время Грувз держал наушники в руках, но, естественно, ничего не услышал, так как Эванс выключил приемник. Это был старый приемник, магнитного типа, который приходилось заводить как часы и тщательно настраивать.

Этот момент был кульминационным в разыгравшейся трагедии: радист спит сном праведника, Грувз играет

117


наушниками выключенного приемника, а Титаник, нахо­ дящийся совсем рядом, передает сигнал SOS!

Несколько минут спустя Грувз выключил свет, за­ крыл за собой дверь рубки и пошел спать в свою каюту. Титанику к этому времени оставалось жить полтора часа. . .

Впоследствии гибель Титаника сыграла роковую роль в судьбе капитана Лорда. После прибытия в Америку какой-то матрос из машинной команды Калифорниана продал за 500 долларов в одну из бостонских газет типич­ ную «утку», которую принял за чистую монету сенатор, возглавлявший работу американской комиссии по рассле­ дованию обстоятельств гибели Титаника (аналогичное расследование велось и в Англии).

За что же получил предприимчивый матрос свои 500 долларов? По его утверждению, он и все другие члены экипажа Калифорниана около полуночи увидели ярко освещенный огромный пароход, идущий с востока на запад. Внезапно огни на судне погасли, и оно резко переменило курс, круто свернув на юг. Но к тому времени всем уже было известно, что именно в 23 часа 40 минут Титаник, налетев на айсберг, действительно повернул влево, т. е. к югу.

Но если все это видели с Калифорниана, значит его команда была свидетельницей гибели Титаника, нахо­ дясь на очень близком расстоянии, и. . . не пришла на помощь!

Выступая перед комиссией, капитан Лорд клялся, что в ту ночь его судно находилось в тридцати милях от места гибели Титаника, что никаких сигналов бедствия он не видел и не мог видеть. Но все его уверения никого

вто время не убедили. Выступали свидетели, спасенные

сТитаника, видевшие своими глазами большое судно, которое на большой скорости шло мимо и не остановилось, несмотря на сигнальные ракеты. И судьи признали Лорда виновным. Его отстранили от службы и долгих 50 лет он жил, презираемый всеми, и умер почти без средств к суще­ ствованию зимой 1962 г. в небольшом английском го­ родке Уоллеси.

Правда, у капитана Лорда время от времени появля­ лись защитники. Так, была опубликована книга Питера Педфнлда «Титаник и Калифорниан», в которой автор на основании детальных расчетов показал, что Калифор­ ниан и не мог находиться в том месте, откуда бы его

118


команда могла видеть Титаник. Педфилд указал и на одно явное несоответствие в обвинительных материалах: Лорда и его экипаж уличали в том, что Калифорниан дрейфовал с 22 часов 21 минуты до 5 часов 15 минут утра, зажатый льдами, и ничего не предпринял для спасения Титаника. Свидетели же с Титаника утверждали, что таинственное судно двигалось! Одним словом, на основа­ нии многочисленных доказательств Педфилд сделал окон­ чательный вывод: с Титаника видели не Калифорниан, а совсем другое судно. Но какое?

Этот вопрос волновал умы много лет, и только через несколько месяцев после смерти Лорда совершенно слу­ чайно был обнаружен вахтенный журнал и промысловый дневник Хенрика Наэсса — старшего помощника капитана парохода Самсон. Припертый к стене, Наэсс признался, что в день гибели Титаника Самсон возвращался домой после браконьерского промысла тюленя. Ночью рыбаки увидели белые сигнальные ракеты, но браконьеры поду­ мали, что это им сигналит американский патрульный корабль с требованием остановиться. Тогда Наэсс прика­ зал погасить ходовые огни и ушел на север, к берегам Исландии. И только в порту, узнав о гибели Титаника и сверившись с записями в вахтенном журнале, норвежец понял ужас свершившегося.

«. . . Теперь я понимаю, — заявил Наэсс, — что зна­ чили видимые нами в ту ночь огни и ракеты. . . Мы нахо­ дились совсем близко, когда Титаник пошел ко дну. Да, мы были рядом на большом надежном судне, имевшем восемь шлюпок, и море было тихим и спокойным. Неужели мы ничего не предприняли бы, если бы знали, что твори­ лось! А радио у нас не было. . .»

Так вот какое судно видел капитан Лорд и другие члены экипажа Калифорниана, судно, на которое с такой надеждой смотрели люди с Титаника, единственное судно, которое могло бы спасти, если не всех, то во вся­ ком случае многих из нашедших свою могилу на дне Атлантического океана.

На обреченном пароходе

Теперь нам пора вернуться на Титаник к тому мо­ менту, когда радисты Титаника получили приказ пере­ дать сигнал бедствия.

В 0.30 минут они связались с трансатлантическим лайнером Карпатия, находившимся в 60 милях от Тита­

119

ника. Встревоженный полученным сообщением, капитан Карпатии запросил, уверен ли капитан Смит, что нужна срочная помощь. К этому времени радисты уже могли сообщить, что Титаник получил дифферент на нос и погру­ жается в воду.

Капитан Карпатии приказал поднять по тревоге свободных от вахты кочегаров, развести все пары и идти на помощь, известив об этом пассажиров. Обычно скорость парохода не превышала 14 узлов, но в этой ситуации механики превзошли сами себя, доведя скорость до

17узлов.

В0.20 минут по палубам и каютам Титаника пронес­ лась команда: «Вывалить шлюпки за борт!». Еще через

10минут: «Женщины и дети — в шлюпки!». Разбуженные,

вполном неведении о случившемся, они поднимались на палубу наспех одетые, лишь слегка заинтригованные необычным приключением. Узнав, что на бак обрушилась целая лавина снега, остряки начали договариваться поиграть в снежки завтра утром. Даже когда началась посадка женщин и детей в шлюпки, с палуб слышались веселые голоса: «Всего хорошего, встретимся за завтра­

ком».

Первая шлюпка была спущена на воду в 0.45. Вместо положенных 65 человек, в ней находилось всего 25 пасса­ жиров; во второй вместо 40— 12 человек. Никто не верил в серьезность происшествия. Да и что'могло прои­ зойти с судном, которое квалифицировалось не иначе, как «непотопляемое»?

Но вскоре, когда судно все ощутимее начало зарываться носом в воду, пассажиры поняли, что шутить не прихо­ дится. Приглашение занимать места в шлюпках дважды повторять уже не требовалось. Напротив, некоторых излишне активных пассажиров пришлось отгонять писто­ летными выстрелами от переполненных шлюпок.

Немей стоял на шлюпочной палубе молча, погружен­ ный в свои мысли. Но через некоторое время он скинул с себя оцепенение и развил бурную деятельность. Владе­ лец лайнера начал подгонять матросов, торопить их со спуском шлюпок на воду; в конце концов один из помощ­ ников капитана посоветовал ему в очень грубой форме убираться прочь. Немей притих. Неподвижно стоял он среди пассажиров, наблюдая за посадкой женщин и детей. Очередная шлюпка уже была заполнена. Ответ­ ственный за спуск спросил, есть ли еще женщины и

120


дети. Никто не отозвался, и тогда Исмей, воровато огля­ нувшись, вскочил в шлюпку, которая уже начала спу­ скаться вниз. Вот почему даже через много месяцев со дня

гибели Титаника

под окнами дома Исмея бегали дети

и кричали: «Трус!

Трус!». Такого же мнения придержи­

вались и судьи на процессе.

Конечно, было немало других пассажиров, пытав­ шихся за счет более слабых и нерасторопных спасти свою жизнь, но нам известно множество примеров подлинного рыцарства и благородства. Один из пассажиров вез через океан двух малышей, которые даже не умели еще гово­ рить. Отец посадил детей в шлюпку, а сам вернулся на палубу, к мужчинам. Дети осиротели, даже не научив­ шись произносить слова «папа».

Один полковник уже сидел в шлюпке со своей юной невестой, когда на палубе появилось еще несколько женщин. Он немедленно уступил свое место в шлюпке. Невеста осталась жить, а ее нареченный погиб. Всего же на Титанике находилось несколько десятков молодо­ женов, супружеских пар, начавших свой медовый месяц на борту нового лайнера. Из молодых мужей в живых остался только один.

Самых теплых слов заслуживает экипаж судна во главе с капитаном Смитом. Никто из моряков не струсил, как владелец судна Исмей. Каждый до конца оставался на своем посту, и большинство погибло геройской смертью.

Среди обслуживающего персонала на лайнере было много 15-, 16-летних мальчиков: стюардов, лифтеров и др. Они имели полное право в числе первых занять места в шлюпках, но никто из них не воспользовался этим правом. Все они погибли.

При спуске шлюпок на палубе не было ни одного члена машинной команды. В полузатопленном машинном и котельном отделениях они из последних сил обеспечи­ вали работу насосов и электростанции, чтобы дать воз­ можность спастись тем, кто находился наверху. Весь машинный персонал пошел ко дну вместе с пароходом. Из судового экипажа спаслась всего одна четверть.

До конца оставался на лайнере конструктор Титаника Эндрус. Последние минуты жизни корабля его видели стоящим на палубе и сбрасывающим в воду стулья и дру­ гие плавающие предметы, чтобы те, кому не хватило мест в шлюпке, мог бы хоть как-то продержаться на поверхности.

121


Только в 2 часа ночи, когда все шлюпки, которые можно было спустить, уже отошли от борта, капитан Смит обра­ тился к команде со словами: «Друзья мои, вы выполнили свой долг. Покидайте судно. Теперь— каждый за себя». Спустили несколько складных шлюпок. На пробковые жилеты рассчитывать не имело смысла: в ледяной воде они могли только продлить агонию. А на корме гремела музыка: музыканты из судового оркестра, во главе с дирижером, отказавшись от мысли спастись, играли свои лучшие мелодии, звучавшие как реквием.*

Через несколько минут люди, находившиеся на шлюп­ ках, увидели страшную картину, которую они запомнили на всю жизнь. Титаник уходил в воду все глубже и глубже, зарываясь носом в пучину. Раздался оглуши­ тельный грохот. Это сорвались с фундаментов машины

и рушились переборки. На какое-то время лайнер застыл

ввертикальном положении кормой вверх, словно огромная башня, и— ушел в воду. Но еще несколько часов в безмол­ вии ночи слышались отчаянные крики беспомощных лю­

дей, умирающих мучительной смертью в ледяной воде. В 4 часа утра к месту катастрофы подошла Карпатия

и через 10 минут подобрала первую шлюпку. От старшего по шлюпке капитан Карпатии узнал, что крупнейшего в мире лайнера уже нет. . .

Одну за другой до 7 часов 30 минут Карпатия подни­ мала на борт шлюпки с людьми. Подошли и другие суда, принявшие сигналы бедствия. Договорились, что Карпа­ тия быстро доставит спасенных в Нью-Йорк, а остальные суда будут искать, не остался ли кто-нибудь в живых

врайоне катастрофы.

Втечение нескольких суток Калифорниан и некото­

рые другие подошедшие суда поднимали на борт застывшие трупы. Все они были в спасательных жилетах, которые не дали им пойти ко дну, но не смогли защитить от переохла­ ждения.

В Нью-Йорке

Пока Карпатия идет на всех парах на запад, чтобы как можно скорее доставить спасенных людей на берег, перенесемся в Америку, в шумный Нью-Йорк, где уже

* Одному из музыкантов, скрипачу Отто Рифенштейну, удалось спастись. Сейчас ему далеко за 80 лет. Он живет в ГДР и является од­ ним из двух здравствующих и поныне свидетелей гибели Титаника.

122