ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.04.2024
Просмотров: 188
Скачиваний: 4
поблизости лайнера Титаник сообщение об айсбергах. Радист Брайд с Титаника подтвердил получение радио граммы.
Поздно вечером в радиорубку Калифорниана поднялся капитан Лорд. Он спросил, была ли связь с какими-либо судами.
—Только с Титаником, сэр.
—Сообщите на Титаник, что мы легли на ночь
вдрейф, — сказал капитан и вернулся в ходовую рубку.
Струдом поднимая налитые свинцом веки, смертельно уставший Эванс выполнил распоряжение Лорда. Прошло еще часа два. Радист взглянул на часы. Стрелки показы вали полночь. Эванс выключил аппарат, и тут же уснул.
Ровно через 15 минут Титаник послал в эфир сигнал SOS. Задержись Эванс на эти 15 минут у аппарата — и ни одного человека не пришлось бы оплакивать по обоим берегам Атлантики. Но как легко быть мудрым после того, как несчастье уже свершилось!
Расставшись с Эвансом, капитан вернулся в ходовую рубку, где стоял на вахте третий помощник Грувз. В 23 часа они увидели огни большого судна, идущего на север. Капитан решил, что это грузовой лайнер. Грувз попытался посигналить неизвестному пароходу, но от вета не было.
В полночь на вахту заступил второй помощник Стоунз. Капитан Лорд пошел спать, приказав Стоунзу наблю дать за неизвестным судном. Грувз тоже вышел на палубу, но направился не в свою каюту, а в радиорубку и разбу
дил только что уснувшего Эванса. |
он |
— С какими судами Вы имели связь? — спросил |
|
у радиста. Сонный и раздраженный Эванс ответил, |
что |
ни с какими судами, кроме Титаника, связи не было, и повернувшись на другой бок моментально уснул.
Грувз подошел к аппарату и взял наушники. Он умел читать морзянку, если передача велась не в очень быстром темпе (во всяком случае впоследствии, выступая на суде по расследованию обстоятельств гибели Титаника, он высказался именно так). Некоторое время Грувз держал наушники в руках, но, естественно, ничего не услышал, так как Эванс выключил приемник. Это был старый приемник, магнитного типа, который приходилось заводить как часы и тщательно настраивать.
Этот момент был кульминационным в разыгравшейся трагедии: радист спит сном праведника, Грувз играет
117
наушниками выключенного приемника, а Титаник, нахо дящийся совсем рядом, передает сигнал SOS!
Несколько минут спустя Грувз выключил свет, за крыл за собой дверь рубки и пошел спать в свою каюту. Титанику к этому времени оставалось жить полтора часа. . .
Впоследствии гибель Титаника сыграла роковую роль в судьбе капитана Лорда. После прибытия в Америку какой-то матрос из машинной команды Калифорниана продал за 500 долларов в одну из бостонских газет типич ную «утку», которую принял за чистую монету сенатор, возглавлявший работу американской комиссии по рассле дованию обстоятельств гибели Титаника (аналогичное расследование велось и в Англии).
За что же получил предприимчивый матрос свои 500 долларов? По его утверждению, он и все другие члены экипажа Калифорниана около полуночи увидели ярко освещенный огромный пароход, идущий с востока на запад. Внезапно огни на судне погасли, и оно резко переменило курс, круто свернув на юг. Но к тому времени всем уже было известно, что именно в 23 часа 40 минут Титаник, налетев на айсберг, действительно повернул влево, т. е. к югу.
Но если все это видели с Калифорниана, значит его команда была свидетельницей гибели Титаника, нахо дясь на очень близком расстоянии, и. . . не пришла на помощь!
Выступая перед комиссией, капитан Лорд клялся, что в ту ночь его судно находилось в тридцати милях от места гибели Титаника, что никаких сигналов бедствия он не видел и не мог видеть. Но все его уверения никого
вто время не убедили. Выступали свидетели, спасенные
сТитаника, видевшие своими глазами большое судно, которое на большой скорости шло мимо и не остановилось, несмотря на сигнальные ракеты. И судьи признали Лорда виновным. Его отстранили от службы и долгих 50 лет он жил, презираемый всеми, и умер почти без средств к суще ствованию зимой 1962 г. в небольшом английском го родке Уоллеси.
Правда, у капитана Лорда время от времени появля лись защитники. Так, была опубликована книга Питера Педфнлда «Титаник и Калифорниан», в которой автор на основании детальных расчетов показал, что Калифор ниан и не мог находиться в том месте, откуда бы его
118
команда могла видеть Титаник. Педфилд указал и на одно явное несоответствие в обвинительных материалах: Лорда и его экипаж уличали в том, что Калифорниан дрейфовал с 22 часов 21 минуты до 5 часов 15 минут утра, зажатый льдами, и ничего не предпринял для спасения Титаника. Свидетели же с Титаника утверждали, что таинственное судно двигалось! Одним словом, на основа нии многочисленных доказательств Педфилд сделал окон чательный вывод: с Титаника видели не Калифорниан, а совсем другое судно. Но какое?
Этот вопрос волновал умы много лет, и только через несколько месяцев после смерти Лорда совершенно слу чайно был обнаружен вахтенный журнал и промысловый дневник Хенрика Наэсса — старшего помощника капитана парохода Самсон. Припертый к стене, Наэсс признался, что в день гибели Титаника Самсон возвращался домой после браконьерского промысла тюленя. Ночью рыбаки увидели белые сигнальные ракеты, но браконьеры поду мали, что это им сигналит американский патрульный корабль с требованием остановиться. Тогда Наэсс прика зал погасить ходовые огни и ушел на север, к берегам Исландии. И только в порту, узнав о гибели Титаника и сверившись с записями в вахтенном журнале, норвежец понял ужас свершившегося.
«. . . Теперь я понимаю, — заявил Наэсс, — что зна чили видимые нами в ту ночь огни и ракеты. . . Мы нахо дились совсем близко, когда Титаник пошел ко дну. Да, мы были рядом на большом надежном судне, имевшем восемь шлюпок, и море было тихим и спокойным. Неужели мы ничего не предприняли бы, если бы знали, что твори лось! А радио у нас не было. . .»
Так вот какое судно видел капитан Лорд и другие члены экипажа Калифорниана, судно, на которое с такой надеждой смотрели люди с Титаника, единственное судно, которое могло бы спасти, если не всех, то во вся ком случае многих из нашедших свою могилу на дне Атлантического океана.
На обреченном пароходе
Теперь нам пора вернуться на Титаник к тому мо менту, когда радисты Титаника получили приказ пере дать сигнал бедствия.
В 0.30 минут они связались с трансатлантическим лайнером Карпатия, находившимся в 60 милях от Тита
119
ника. Встревоженный полученным сообщением, капитан Карпатии запросил, уверен ли капитан Смит, что нужна срочная помощь. К этому времени радисты уже могли сообщить, что Титаник получил дифферент на нос и погру жается в воду.
Капитан Карпатии приказал поднять по тревоге свободных от вахты кочегаров, развести все пары и идти на помощь, известив об этом пассажиров. Обычно скорость парохода не превышала 14 узлов, но в этой ситуации механики превзошли сами себя, доведя скорость до
17узлов.
В0.20 минут по палубам и каютам Титаника пронес лась команда: «Вывалить шлюпки за борт!». Еще через
10минут: «Женщины и дети — в шлюпки!». Разбуженные,
вполном неведении о случившемся, они поднимались на палубу наспех одетые, лишь слегка заинтригованные необычным приключением. Узнав, что на бак обрушилась целая лавина снега, остряки начали договариваться поиграть в снежки завтра утром. Даже когда началась посадка женщин и детей в шлюпки, с палуб слышались веселые голоса: «Всего хорошего, встретимся за завтра
ком».
Первая шлюпка была спущена на воду в 0.45. Вместо положенных 65 человек, в ней находилось всего 25 пасса жиров; во второй вместо 40— 12 человек. Никто не верил в серьезность происшествия. Да и что'могло прои зойти с судном, которое квалифицировалось не иначе, как «непотопляемое»?
Но вскоре, когда судно все ощутимее начало зарываться носом в воду, пассажиры поняли, что шутить не прихо дится. Приглашение занимать места в шлюпках дважды повторять уже не требовалось. Напротив, некоторых излишне активных пассажиров пришлось отгонять писто летными выстрелами от переполненных шлюпок.
Немей стоял на шлюпочной палубе молча, погружен ный в свои мысли. Но через некоторое время он скинул с себя оцепенение и развил бурную деятельность. Владе лец лайнера начал подгонять матросов, торопить их со спуском шлюпок на воду; в конце концов один из помощ ников капитана посоветовал ему в очень грубой форме убираться прочь. Немей притих. Неподвижно стоял он среди пассажиров, наблюдая за посадкой женщин и детей. Очередная шлюпка уже была заполнена. Ответ ственный за спуск спросил, есть ли еще женщины и
120
дети. Никто не отозвался, и тогда Исмей, воровато огля нувшись, вскочил в шлюпку, которая уже начала спу скаться вниз. Вот почему даже через много месяцев со дня
гибели Титаника |
под окнами дома Исмея бегали дети |
и кричали: «Трус! |
Трус!». Такого же мнения придержи |
вались и судьи на процессе.
Конечно, было немало других пассажиров, пытав шихся за счет более слабых и нерасторопных спасти свою жизнь, но нам известно множество примеров подлинного рыцарства и благородства. Один из пассажиров вез через океан двух малышей, которые даже не умели еще гово рить. Отец посадил детей в шлюпку, а сам вернулся на палубу, к мужчинам. Дети осиротели, даже не научив шись произносить слова «папа».
Один полковник уже сидел в шлюпке со своей юной невестой, когда на палубе появилось еще несколько женщин. Он немедленно уступил свое место в шлюпке. Невеста осталась жить, а ее нареченный погиб. Всего же на Титанике находилось несколько десятков молодо женов, супружеских пар, начавших свой медовый месяц на борту нового лайнера. Из молодых мужей в живых остался только один.
Самых теплых слов заслуживает экипаж судна во главе с капитаном Смитом. Никто из моряков не струсил, как владелец судна Исмей. Каждый до конца оставался на своем посту, и большинство погибло геройской смертью.
Среди обслуживающего персонала на лайнере было много 15-, 16-летних мальчиков: стюардов, лифтеров и др. Они имели полное право в числе первых занять места в шлюпках, но никто из них не воспользовался этим правом. Все они погибли.
При спуске шлюпок на палубе не было ни одного члена машинной команды. В полузатопленном машинном и котельном отделениях они из последних сил обеспечи вали работу насосов и электростанции, чтобы дать воз можность спастись тем, кто находился наверху. Весь машинный персонал пошел ко дну вместе с пароходом. Из судового экипажа спаслась всего одна четверть.
До конца оставался на лайнере конструктор Титаника Эндрус. Последние минуты жизни корабля его видели стоящим на палубе и сбрасывающим в воду стулья и дру гие плавающие предметы, чтобы те, кому не хватило мест в шлюпке, мог бы хоть как-то продержаться на поверхности.
121
Только в 2 часа ночи, когда все шлюпки, которые можно было спустить, уже отошли от борта, капитан Смит обра тился к команде со словами: «Друзья мои, вы выполнили свой долг. Покидайте судно. Теперь— каждый за себя». Спустили несколько складных шлюпок. На пробковые жилеты рассчитывать не имело смысла: в ледяной воде они могли только продлить агонию. А на корме гремела музыка: музыканты из судового оркестра, во главе с дирижером, отказавшись от мысли спастись, играли свои лучшие мелодии, звучавшие как реквием.*
Через несколько минут люди, находившиеся на шлюп ках, увидели страшную картину, которую они запомнили на всю жизнь. Титаник уходил в воду все глубже и глубже, зарываясь носом в пучину. Раздался оглуши тельный грохот. Это сорвались с фундаментов машины
и рушились переборки. На какое-то время лайнер застыл
ввертикальном положении кормой вверх, словно огромная башня, и— ушел в воду. Но еще несколько часов в безмол вии ночи слышались отчаянные крики беспомощных лю
дей, умирающих мучительной смертью в ледяной воде. В 4 часа утра к месту катастрофы подошла Карпатия
и через 10 минут подобрала первую шлюпку. От старшего по шлюпке капитан Карпатии узнал, что крупнейшего в мире лайнера уже нет. . .
Одну за другой до 7 часов 30 минут Карпатия подни мала на борт шлюпки с людьми. Подошли и другие суда, принявшие сигналы бедствия. Договорились, что Карпа тия быстро доставит спасенных в Нью-Йорк, а остальные суда будут искать, не остался ли кто-нибудь в живых
врайоне катастрофы.
Втечение нескольких суток Калифорниан и некото
рые другие подошедшие суда поднимали на борт застывшие трупы. Все они были в спасательных жилетах, которые не дали им пойти ко дну, но не смогли защитить от переохла ждения.
В Нью-Йорке
Пока Карпатия идет на всех парах на запад, чтобы как можно скорее доставить спасенных людей на берег, перенесемся в Америку, в шумный Нью-Йорк, где уже
* Одному из музыкантов, скрипачу Отто Рифенштейну, удалось спастись. Сейчас ему далеко за 80 лет. Он живет в ГДР и является од ним из двух здравствующих и поныне свидетелей гибели Титаника.
122