Файл: Белкин С.И. Голубая лента Атлантики.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.04.2024

Просмотров: 187

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

с нетерпением ждут триумфального завершения первого рейса трансатлантического великана.

Специально для него подготовили и украсили попраздничному пирс № 59. В эти дни большая группа нью-йоркских журналистов получила следующее пригла­ шение:

 

«Международный морской трест

приглашает

Вас на

завтрак

на

борту лайнера Титаник компании

«Уайт Стар

Лайн» — 59 пирс

на

Норт-Ривер. Завтрак состоится в час дня 20 апреля 1912

г.».

Радио тех времен работало только в радиусе 150 миль, поэтому сигналы бедствия Титаника на берегу не могли быть приняты, так же, как и переговоры между Карпатией и другими судами, находившимися в районе гибели парохода. Тем не менее, какими-то неисповедимыми путями, вероятно, по радиоэстафете, отголоски о проис­ шедшем дошли до американского побережья.

В понедельник 14 апреля нью-йоркские газеты сооб­ щили, что Титаник налетел на айсберг и, возможно, нуждается в помощи. Высказывалось также предполо­ жение, что, вероятно, придется перевести пассажиров на другой пароход.

Понятно, что после такого сообщения родные и близ­ кие пассажиров Титаника осадили контору компании «Уайт Стар Лайн». Служащие компании, знающие при­ мерно столько же, сколько и встревоженные посетители, как могли успокаивали их, заверяя, что Титаник не может потонуть, что он непременно своим ходом не се­ годня-завтра придет в порт.

В понедельник же произошло одно недоразумение, которое несколько успокоило людей. Какой-то радист принял обрывки двух сообщений: «Все пассажиры Тита­ ника в безопасности?» и «В 300 милях к западу от Титаника баржа с нефтью буксируется в Галифакс». В интерпре­ тации незадачливого радиста эти две фразы слились в одну: «Все пассажиры Титаника в безопасности, букси­ руются в Галифакс». Эта весть облетела все газеты мира.

Но вот на берег начали поступать первые подлинные сообщения о гибели Титаника. Эфир «сошел с ума», наполнившись самыми противоречивыми сообщениями, которые каждый мог истолковать в меру своей фанта­ зии. Жадные до сенсаций газеты выдавали всяческие домыслы за истину, но сквозь всевозможные импровиза­ ции и словесную шелуху все яснее и яснее начала просту­ пать страшная правда: Титаник не существует.

123


Во вторник большинство нью-йоркских газет отвело этому событию по 10—12 страниц. Толпы людей осаждали контору судоходной компании, ночевали на пристани, дежурили около радиостанций.

Поскольку на борту Титанит находился адьютант американского президента, последний распорядился вы­ слать навстречу Карпатии два самых быстроходных военных корабля с тем, чтобы они срочно доставили в Нью-Йорк списки спасенных. А чтобы прекратить неразбериху в эфире, американское правительство вре­ менно закрыло все радиостанции и оставило лишь не­ сколько станций для связи с Карпатией. Специальная служба выслеживала радиолюбителей, которые, невзи­ рая на запрет, продолжали нелегально выходить в эфир с целью узнавать новости о Титанике.

Для оператора Карпатии наступили напряженней­ шие дни его жизни: радиста вызывал весь мир. На своей несовершенной аппаратуре он должен был отстучать 711 фамилий спасенных, а также те радиограммы, кото­ рые оставшиеся в живых пассажиры и члены экипажа Титаника посылали родственникам и знакомым. Кроме того, приходилось без конца отправлять и принимать массу официальных сообщений.

Оператор сидел за ключом с воскресного утра до ночи вторника, после чего как убитый заснул у аппарата, но через несколько часов, рано на рассвете, он уже снова работал на ключе, делая перерывы только на еду, которую ему приносили в рубку. Потом к нему на руках принесли Брайда, юного радиста с Титаника. Он спасся на само­ дельном плоту, но при этом настолько отморозил ноги в ледяной воде, что не мог ни стоять, ни ходить. Поэтому его посадили в кресло, подперев подушками, чтобы Ьн мог, в меру сил, помогать своему коллеге.

Газеты предлагали радистам за каждое сообщение

сКарпатии сказочные гонорары, но, следуя указаниям капитана, они передавали только радиограммы спасшихся

сТитаника.

Вчетверг ночью Карпатия вошла в нью-йоркский порт. Ее встретила армада буксиров, с тысячами газет­ чиков на борту, но на пароход никого не пустили.

Между тем, на пирсе № 59, к которому должен был швартоваться Титаник, шли последние приготовления. Разноцветные флажки сняли, у входа на причал поста­ вили полицейских, которые тщательно проверяли про­

124


пуска, выданные заблаговременно родственникам и офи­ циальным чинам в количестве около 2000 штук. Движение по прилегающим улицам было перекрыто. К моменту швартовки Карпатии на причал прибыло 20 карет ско­ рой помощи.

Мертвая тишина царила на причале. Некоторые род­ ственники пришли сюда, заведомо зная, что среди спасен­ ных нет тех, кого они ждали, и все-таки они напряженно вглядывались в лица спускавшихся по трапу измученных людей, надеясь на чудо. . . А пассажиры Титаника шли один за другим. На многих из них остались неизгла­ димые следы перенесенного ужаса, некоторых спасенных несли на носилках. Кровоточащие раны, парализованные конечности, преждевременно поседевшие волосы. . .

Пожалуй, пассажиры Титаника были первыми людьми, прибывшими в Америку за последние сто лет, которые избежали таможенных формальностей. Их приняли на Американском континенте без каких бы то ни было до­ смотров и проволочек. Более того, спасшимся эмигрантам благотворительные организации совместно с судоходной компанией обеспечили бесплатный проезд по железной дороге и выплатили значительную сумму денег.

Последствия катастрофы

Такова история гибели Титаника. Из английского порта Саутгемптон на этом пароходе вышел в рейс 2201 че­ ловек. В живых осталось всего 711. Из находившихся на судне 1662 мужчин спаслось только 315— 19%. Поскольку женщины и дети садились в шлюпки первыми, спасенных среди них оказалась значительно больше: соот­ ветственно 77 и 49%. Но есть и другая статистика: из пассажиров I класса спаслось 62,5%, II класса — 41,5%, и III — 26%. Оказывается, места на шлюпках в первую очередь предоставляли «чистым» пассажирам: вначале I, затем II класса, . . . а о тех, кто ехал в III классе, никто и не вспомнил. Даже на грани жизни и смерти богатые оставались богатыми, а бедные— бедными.

Итак, погиб Титаник — самое большое судно своего времени. Эта весть произвела на людей всех стран мира страшное впечатление. В Лондоне, Нью-Йорке и ряде других городов были приспущены флаги, страховщики «Английского Ллойда» метались в панике, потому что они

125

застраховали «непотопляемое» судно по самым низким тарифам. Общие убытки в результате трагедии Титаника составили 2 млн. фунтов стерлингов, но, конечно, не это было самым важным. Главное— одновременная гибель полутора тысяч людей! Таких мрачных рекордов чело­ вечество еще не знало.

Говоря о причинах гибели Титаника, нужно сказать, что помимо технической стороны вопроса, к которой мы еще вернемся, немаловажную роль сыграла целая цепь случайностей, роковое стечение обстоятельств.

Начнем с того, что накануне выхода в рейс Титаник едва избежал столкновения с лайнером Нью-Йорк. По­ следний стоял на швартовах, но когда близко от него проходил Титаник, вследствие явления присасывания (о котором мы однажды упоминали), Нью-Йорк сорвался со швартовов и устремился к Титанику. Капитан Тита­ ника сумел остановить свой лайнер, когда между судами оставалось всего три метра. А ведь если бы произошло столкновение, Титаник встал бы на ремонт и роковой айсберг прошел бы своим путем. . .

Второе. Если бы впередсмотрящий заметил айсберг хоть на несколько минут раньше, пароход успел бы укло­ ниться от столкновения; заметь он айсберг чуть позже — всего на несколько секунд, — удар пришелся бы в нос. При этом, конечно, носовая часть корпуса на длине 25— 30 м была бы смята в лепешку, имелось бы, наверное, немало жертв, но судно бы не утонуло. Титаник отвер­ нул от айсберга именно в тот момент, когда столкновение было наиболее страшным, в результате чего и появилась в корпусе парохода 90-метровая рана.

Далее. Если бы судостроители и судовладельцы не верили столь слепо в непотопляемость Титаника, они наверняка предусмотрели бы побольше шлюпок, тем более, что места для них были отведены. На худой конец, первые шлюпки не отошли бы от борта Титаника полупустыми.

И — последнее «если». Выключи радист парохода Калифорниан свой приемник на 15 минут позже, он бы принял сигнал бедствия с Титаника, и все пассажиры и члены экипажа смертельно раненного судна были бы спасены. Поистине, даже самые талантливые греческие драматурги не сумели бы придумать столь трагическую по своей безысходности ситуацию; тихая звездная ночь, полнейший штиль на море, три часа идеальных условий для спасения людей и. . . полторы тысячи жертв.

126


А теперь о технической стороне вопроса. Как мы уже знаем, для того чтобы ограничить распространение воды внутри корпуса при получении пробоины, корпус делится поперечными, а иногда и продольными переборками на водонепроницаемые отсеки. Но такое деление имеет смысл только в том случае, если все эти переборки дове­ дены до водонепроницаемой палубы — так называемой палубы переборок.

На Титанике же поперечные переборки были дове­ дены только до нижней палубы, причем даже это конструк­ тивное мероприятие не было выполнено с должной ответ­ ственностью: оказывается, строители верфи не обеспечили водонепроницаемости палубы переборок, а одну из пере­ борок оборвали на уровне 3,3 м выше ватерлинии. По­ этому при столкновении вода затопила несколько смеж­ ных отсеков, и судна не стало.*

Но история Титаника еще не окончена. Сейчас спе­ циалисты вновь проявляют самый пристальный интерес к этому колоссу, который лежит на глубине 3800 м, покрытый толстым слоем ила. Несколько лет назад было опубликовано сообщение о создании международной эк­ спертной группы, намеревающейся поднять Титаник!

Двое венгерских участников этой группы — механик Ласло Саске и юрист Амриуш Балаш предложили ориги­ нальный способ подъема затонувшего парохода: посред­ ством электролиза разложить на большой глубине мор­ скую воду на составные элементы — водород и кислород, наполнить выделенными при электролизе газами пласт­ массовые резервуары, предварительно прикрепив их к корпусу судна, и за счет плавучести этих резервуаров поднять пароход на поверхность.

Естественно, эта операция очень сложная, громоздкая и даже — несколько утопическая (ведь сегодня наиболь­ шая глубина, с которой удавалось поднять судно, не превышает 100 м). Расходы по подъему Титаника оцени­ ваются весьма круглой суммой — порядка 2 млн. фунтов стерлингов. Но специалисты считают, что все затраты окупятся, поскольку полагают, что в сейфах Титаника лежит одного только золота на сумму около 8 млн. фунтов

* Впоследствии академик Поздюнин по поводу гибели Титаника

писал: «Даже при такой исключительной аварии, которую потерпел Титаник, судно могло остаться на плаву, если бы имело водонепрони­

цаемые палубы в носовой части».

127

стерлингов, не говоря уже о бесценных произведениях искусств, которые, как рассчитывают эксперты, хотя бы частично могли сохраниться на затонувшем пароходе (речь идет, например, об уникальном манускрипте «Рабаят» и некоторых других величайших творениях прош­

лого).

Нет необходимости говорить, сколько сложнейших инженерных проблем нужно решить для выполнения этого беспримерного подъема: тут и очистка корпуса от ила, которого накопилось ни много ни мало, как 300 тыс. м3; тут и прикрепление 500 пластмассовых резер­ вуаров к корпусу, подача огромной энергии (20 000 000 000 киловатт-часов) на четырехкилометровую глубину. . . Но темпы современного технического прогресса уже приучили нас к тому, что ничего невозможного нет, и вполне ве­ роятно, что спустя несколько лет на поверхность Атлан­ тики всплывет овеянный мрачной известностью пароход

Титаник.

Уроки гибели

Т и т а н и к а

Гибель Титаника до сегодняшнего дня

остается са­

мой страшной морской трагедией мирного времени. Но эта трагедия послужила хорошим уроком и грозным пре­ дупреждением для проектировщиков, строителей, судо­ владельцев, капитанов и пассажиров. Она дала толчок развитию науки о непотопляемости судна.

Н е п о т о п л я е м о с т ь — свойство судна сохра­ нять в достаточной мере мореходные качества при зато­ плении на нем одного или нескольких отсеков. Этот раздел теории корабля зародился, по существу, в России. Основоположниками науки о непотопляемости являются три наших соотечественника: адмирал С. О. Макаров, академик А. Н. Крылов и профессор И. Г. Бубнов.

Но несмотря на плодотворную работу русских ученых, теория непотопляемости оказалась оторванной от реаль­ ной действительности. Потребовалась такая «встряска», как гибель Титаника, чтобы убедиться в том, что деле­ ние судна водонепроницаемыми переборками на изоли­ рованные отсеки должно основываться не на интуиции, а на достаточно строгих расчетах. Раньше этот вопрос решался в обстановке жарких споров между судовла­ дельцем, требовавшим свести число водонепроницаемых переборок к минимуму (чем меньше величина отсеков —

1 28