Файл: Белкин С.И. Голубая лента Атлантики.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.04.2024

Просмотров: 191

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


тем меньше грузовместимость судна и тем выше его стоимость), и проектировщиками, которые, стремясь обеспечить большую безопасность, увеличивали число переборок. В конечном счете, то или иное решение принималось в зависимости от степени влиятельности участников спора. Но нередко строители сводили на нет все старания проектировщиков: не видя в переборках ничего, кроме усложнения строительных работ, они иногда не доводили одну-две переборки до палубы пере­ борок (как это имело место при постройке Титаника), и проникшая в корпус вода могла свободно переливаться из отсека в отсек.

После гибели Титанит были созданы международные правила, в которых сформулированы четкие, строгие требо­ вания к непотопляемости пассажирских судов. В за­ висимости от длины судна и ряда других факторов, в этих правилах определено необходимое количество водонепро­ ницаемых переборок, предельная длина каждого отсека И т. д.

Назрела необходимость срочно созвать международ­ ную конференцию, чтобы представители основных морских держав могли договориться о путях борьбы за спасение человеческой жизни на море, о безопасности мореплава­ ния. Такая конференция была созвана в Лондоне

в1914 г. — через год после гибели Титанит. На ней удалось достичь соглашения по целому ряду принци­ пиальных вопросов о безопасности плавания на море. Однако вспыхнувшая первая мировая война помешала внедрению в жизнь этих решений.

Лишь в 1929 г. правительство Англии смогло срввать

вЛондоне новую международную конференцию, на кото­

рой были обсуждены все новейшие достижения науки и техники и принята специальная Конвенция об охране человеческой жизни на море.

В соответствии с Конвенцией, все пассажирские суда ва­ ловой вместимостью свыше 5000 per. т должны были иметь радиопеленгатор для определения местоположения судна по радиосигналам, посылаемым с береговых станций. Каждое судно должно было быть оснащено автоматиче­ ским устройством, так называемым радиотелеграфным автоалармом, который срабатывает, когда в эфире по­ являются сигналы SOS, что избавляет операторов от систематического дежурства. Были сформулированы ос­ новные требования об обеспечении непотопляемости, о снаб-

5 С . И . Б е л к и н

129


жении судов спасательными средствами и т. д. В двадца­ тые годы на вооружение судов стали приниматься приборы доктора Копленда, которые по изменению солености воды позволяли определять близость айсбергов.

Со времени принятия первой Конвенции состоялось несколько международных конференций по безопасности мореплавания. Последняя Конвенция об охране челове­ ческой жизни на море была принята в 1960 г. В ней четко определены правила деления судов на отсеки, требования, предъявляемые к конструктивным элементам, обеспечи­ вающим непотопляемость, требования к осушительным средствам, различным системам и устройствам, предотвра­ щающим аварии на море. Особое внимание уделено про­ тивопожарной безопасности судов. Так, для предотвра­ щения пожаров на судах необходимо предусматривать специальные огнезадерживающие переборки, а также эффективные средства пожаротушения и обнаружения очагов огня. Согласно последней Конвенции, все суда валовой вместимостью 1600 per. т и более, совершающие заграничные рейсы, должны быть снабжены радиопелен­ гатором. Только по особому решению от этого требования могут быть освобождены суда менее 5000 per. т.

Весьма ощутимо влияние трагедии Титаника в разделе Конвенции, посвященном спасательным средствам пасса­ жирских судов. В соответствии с Конвенцией, спасатель­ ные шлюпки, плоты и плавучие приборы должны нахо­ диться в постоянной готовности, чтобы их можно было спустить на воду даже при сильном дифференте и при крене судна 15°. Число спасательных шлюпок по каждому борту должно быть достаточным, чтобы разместить в них в с е х л ю д е й , находящихся на судне.

Иневольно представляется картина гибели Титаника,

икажется, что слышишь крики гибнущих людей, когда читаешь сухие канцелярские строки Конвенции:

«. . .Капитан каждого судна, которое встретило опасные льды, опасные плавающие предметы или любую другую непосредственную опасность для мореплавания, или тропический шторм, или оказалось под воздействием штормового ветра при температуре воздуха ниже 0°,

что вызывает сильное обледенение надстроек, или под воздействием ветров силой 10 баллов или более. . . обязан всеми имеющимися в его распоряжении средствами передать такие сведения находящимся по­ близости судам.

. . .Договаривающиеся Правительства обязуются продолжать ледовую разведку и работу по изучению и наблюдению за состоянием льдов в Северной Атлантике. . . В течение всего ледового сезона юго­

130


восточные, южные и юго-западные границы районов айсбергов вблизи Большой Ньюфаундлендской банки должны патрулироваться с целью информации проходящих судов о протяженности этого опасного района, а также для изучения ледовых условий вообще и оказания помощи су­ дам и экипажам, нуждающимся в помощи в районе этих патрулирую­ щих судов. В остальное время года изучение ледовой обстановки и на­ блюдение за ней должны продолжаться в зависимости от целесообраз­ ности. . .»

Словно специально для честолюбивых судовладельцев, заставляющих своих капитанов развивать предельную скорость, невзирая ни на какие опасности, в Конвенции записано:

«Когда капитан любого судна получает сообщение о том, что по курсу его следования или вблизи курса имеются льды, он обязан в ноч­ ное время следовать умеренной скоростью или изменить свой курс так, чтобы пройти в достаточном удалении от опасной зоны».

В Лондоне во дворце старейшей страховой компании Ллойда время от времени совершается скорбный ритуал. В старинном зале раздаются три удара колокола, и гла­ шатай, одетый в красную мантию, объявляет название судна. Этого судна уже нет, оно погибло, и происходящая во дворце Ллойда грустная церемония— это ритуал про­ щания с судном, где бы оно ни погибло и под каким бы флагом ни плавало.

Колокол, висящий в зале, не простой. Он снят с леген­ дарного французского фрегата Лютина, захваченного англичанами, но не покорившегося. Экипаж Лютины, отказавшись служить под британским флагом, потопил корабль вместе с грузом золота.

Одновременно с третьим ударом колокола, напоминаю­ щего всем морякам о мужестве и верности долгу, имя погибшего судна заносится в «Книгу кораблекрушений». Уже сами названия разделов этой книги говорят за себя: «Сгоревшие», «Разбившиеся», «Затонувшие», «Погибшие в результате столкновения». . . А ниже, под заглавиями, идут длинные списки судов, нашедших свой последний причал на дне морском. Сколько человеческих жизней, сколько выплаканных слез, сколько горя и отчаяния скрываются за этими сухими записями. И среди тысяч других судов — трагических героев «Книги корабле­ крушений» — огромный и «непотопляемый» Титаник. . .

Мы живем в эпоху сказочного технического прогресса. Судостроение достигло огромных успехов. Суда поражают своей красотой, изяществом, смелыми конструктивными

'*

131