Файл: Цейтлин Г.М. Аэродинамика и динамика полета самолета с ТРД учебник.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.04.2024

Просмотров: 167

Скачиваний: 17

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Составляющая Y полной аэродинамической силы, направленная перпендикулярно скорости невозмущенного потока (по нормали к траектории полета), называется п о д ъ е м н о й с и л о й .

Подъемная сила необходима в полете. Она уравновешивает вес самолета и используется в качестве-центростремительной силы при выполнении криволинейных маневров. На самолете подъемная сила почти полностью создается крылом и по своей природе яв-" ляется силой давления. Чтобы получить положительную (направ­ ленную вверх) подъемную силу, крыло необходимо ориентировать в потоке так, чтобы около его верхней поверхности воздух разго­

нялся,

а

около

 

нижней

тормозился.

 

 

В этом случае давление на нижней по­

 

 

верхности крыла будет больше, чем на

 

 

верхней. Разность сил давления, дей­

 

 

ствующих на крыло снизу и сверху, и

 

 

есть

подъемная

сила.

 

 

 

 

 

 

Составляющая

Q полной аэродина­

 

 

мической

силы

по направлению

ско­

 

 

рости

невозмущенного

потока

(по ка­

 

 

сательной к траектории

полета)

назы­

 

 

вается

 

л о б о в ы м

с о п р о т и в л е ­

 

 

н и е м .

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Лобовое сопротивление — это,

как

 

 

правило,

вредная

сила.

Исключения

 

 

составляют отдельные

случаи,

когда

 

 

летчику

необходимо

быстро

погасить

Рис. 2.1. Полная

аэродинами­

скорость

или не допустить ее увеличе­

ческая сила и ее

составляю­

ния

при

крутом

снижении.

Энергия,

щие

 

затрачиваемая

на преодоление сопро­

 

 

тивления, равна работе силы лобового сопротивления и в полете измеряется произведением этой силы на пройденный самолетом путь. Она получается в двигателе за счет сжигания топлива и в конечном счете бесполезно рассеивается в атмосфере, превратив­ шись в тепло.

В общем случае лобовое сопротивление можно разделить на со­ противление т р е н и я Q T p и сопротивление д а в л е н и я С?д.

Сопротивление трения образуется в результате суммирования элементарных сил вязкого трения по всей поверхности тела. Оно отражает необратимый переход механической энергии воздуха в тепло в слое, непосредственно прилегающем к поверхности тела.

Сопротивление давления — это проекция равнодействующей всех приложенных к телу сил давления на направление невозму­ щенного потока Ох. По характеру потерь энергии сопротивление давления в свою очередь делят на две части: вихревое сопротивле­ ние QBHX, отражающее затраты энергии на образование вихрей, и волновое сопротивление QB , обусловленное потерями механической энергии на фронтах ударных волн (на скачках уплотнения). Таким образом,

Q = QxP + Qa = QTP + (QB HX + QB ).

(2.1)

45


Механизм образования названных составных частей лобо­ вого сопротивления в дальнейшем будет рассмотрен более по­ дробно.

§ 2.2. Понятие о подобии явлений. Общие формулы и коэффициенты аэродинамических сил и моментов

Далеко не все задачи, которые ставит перед аэродинамикой авиационная практика, могут быть решены сугубо теоретическим путем. В ряде случаев приходится прибегать к экспериментальным методам исследования. Проведение эксперимента в натурных усло­

виях часто оказывается либо невозможным (например, при разработке нового, еще не су­ ществующего летательного ап­ парата), либо нецелесообраз­ ным по соображениям безопас­ ности, сложности, материаль­ ным затратам и т. п. В таких случаях прибегают к модели­ рованию.

Моделированием называют замену изучаемого явления (натуры) аналогичным ему в

Рис. 2.2. к выводу формулы аэродина-

определенном

смысле искус-

мической

силы

ственно созданным

явлением

 

 

(моделью). В чем именно дол­

жна заключаться

аналогия модели и натуры; как

ее

обеспечить

при моделировании; как распространить на натуру результаты ис­ следования модели? Ответы на эти вопросы дает теория подобия, Простейший случай подобия явлений — геометрическое подобие. Два явления (объекта) считаются геометрически подобными, если все характеризующие их соответственные линейные размеры про­ порциональны. Критериями геометрического подобия являются от­ ношения любых соответственных линейных размеров (например, отношение толщины тела к его длине и т. п.). В геометрически по­ добных явлениях все одноименные критерии геометрического пб-

добия одинаковы.

Два явления считаются кинематически подобными, если в них при наличии геометрического подобия имеет место пропорциональ­ ность и одинаковая ориентировка (относительно какого-нибудь ха­ рактерного направления) векторов скорости во всех соответствен­ ных точках. Основными критериями кинематического подобия явля­ ются углы, определяющие положение тела относительно вектора скорости невозмущенного потока.

Два явления считаются динамически подобными, если при на­ личии кинематического подобия имеет место пропорциональность и одинаковая ориентировка векторов сил во всех соответственных точках этих явлений. Строго говоря, динамическое подобие обеспе-

46


чивается лишь при полном подобии (тождестве) явлений, когда все однородные физические величины во всех соответственных точ­ ках одинаковы. Для практического обеспечения подобия аэродина­ мических явлений достаточно добиться пропорциональности сил трения и давления, что намного упрощает задачу.

Допустим, нам удалось обеспечить подобие двух аэродинами­ ческих явлений, например явлений обтекания крыла самолета в полете и его модели в аэродинамической трубе (рис. 2.2). Пусть мы экспериментально определили аэродинамические силы, дейст­ вующие на модель. Чтобы применить эти результаты к действитель­ ному крылу, необходимо найти уравнение, связывающее аэроди­ намические силы в двух подобных явлениях. Для вывода такого уравнения выделим вблизи крыла элементарную воздушную части­

цу с массой dmi

(все величины, относящиеся к крылу, будем отме­

чать индексом

«1»,

а

относящиеся

к

модели — индексом

«2»).

Пусть на

выделенную

частицу

со стороны

окружающего воздуха

действует

сила

dR\.

Тогда частица

будет

двигаться с

ускорением

j\z=-i¥~-

и ,по второму

закону

Ньютона

dR\—dmx

 

 

 

Объем частицы представим

в форме dv\ t\dl\,

где dlx —харак­

терный линейный

размер и ei — коэффициент

формы

(например,

для куба

е = 1 , если

dl

его ребро; для

шара

е =

~

,

если

dl его

радиус, и т. п.). Следовательно,

масса

частицы

 

dml=pldvl=pleldll

и выражение элементарной силы приводится к виду

 

 

 

dR, =

?l4dl\-^r

= №idl\

ЧГ

d V i

=

PihdqV.dV,.

 

Аналогичное

выражение можно записать и для

соответственной

частицы модели

явления:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

dR2 =

 

p2e2dl22V2dV2.

 

 

 

 

 

Отношение элементарных сил, действующих в натурном явле­

нии и его модели,

будет

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

dRi

 

fiHdljVidVi

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

<*#2

 

HHdP2V,dVt

 

 

 

 

 

 

Ввиду

геометрического подобия

ei = s2 и

т~~7Г>

г д е

и

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

dl2

 

2

 

 

S2 — характерные

соответственные

площади; в

силу

кинематиче-

ского подобия-ттт1

-7Тнаконец,

 

по условию динамического

подо-

бия элементарные силы пропорциональны любым другим одно­ именным силам:

R2 Q2 Y2

47


Следовательно, отношение любых одноименных сил, действую­ щих в двух динамически подобных явлениях, например полных аэродинамических сил, будет

откуда

PI vlsl

Hv2si

Последнее выражение и является тем уравнением, которое свя­ зывает аэродинамические силы, действующие в двух динамически подобных явлениях. В это уравнение можно подставлять значения плотностей и скоростей в любых, но обязательно соответственных точках потока и любые, но обязательно соответственные площади. Для единообразия при определении аэродинамических характери­ стик тел принято пользоваться значениями плотности и ско­ рости V^ невозмущенного потока. В качестве характерной пло­ щади для крыла и самолета в целом берется площадь крыла в

плане. Так как L-^- = д, то выражению (2.2-2) можно придать вид

R i

R *

(2.2-3)

Безразмерное отношение какой-либо аэродинамической силы к скоростному напору невозмущенного потока и характерной пло­ щади называют коэффициентом этой силы. Например:

C r = с —коэффициент полной аэродинамической силы;

Q

коэффициент лобового сопротивления;

 

cv = — j r — коэффициент подъемной силы.

Как следует из выражения (2.2-3), в динамически подобных явлениях одноименные аэродинамические коэффициенты одинако­ вы. Это означает, что их можно определять не в натурных условиях, а на динамически подобных моделях. Когда известен коэффициент (например, cR), сама сила вычисляется по формуле

 

 

 

 

R^W.S,

 

 

(2.3)

которую

называют

о б щ е й

формулой

а э р о д и н а м и ч е с к о й

с и л ы .

В

соответствии с

формулой

(2.3)

любую

аэродинамиче­

скую силу

можно

представить в виде

произведения

безразмерного

коэффициента этой силы на скоростной напор невозмущенного по­

тока и характерную площадь.

 

Наряду с аэродинамическими силами приходится

рассматри­

вать и моменты этих сил относительно различных осей'

Чтобы пе-

48


рейти в уравнении (2.2-3) от сил к моментам, умножим левую часть

этого уравнения

на отношение—-, а

правую — на отношение-^- ,

где L \ , L 2 и Ьи

Ь2 — соответственно

плечи сил

относительно вы­

бранной

оси и характерные линейные размеры

в подобных явле­

ниях на

крыле

(индекс «1»)

и модели (индекс

«2») (рис. 2.3);

в силу подобия

явлений - г -

 

Получаем

Rib

 

 

Так как MZ\ = R\L\ и Mz2 — R2L2

моменты сил относительно данной

оси, то можно записать:

 

 

. „

<7.

Sibi

?„ S2 i2

(2.4)

 

 

 

 

 

Безразмерное отношение аэро­ динамического момента Mz к ско­ ростному напору невозмущенного потока, характерной площади и характерному линейному размеру называют коэффициентом момен­ та mz:

т.Q^Sb

Рис. 2.3. К выводу формулы аэро­ динамического момента

Из уравнения (2.4) следует, что в динамически подобных явле­ ниях коэффициенты одноименных моментов одинаковы. Общая формула аэродинамического момента записывается в виде

(2.5)

§ 2.3. Подобие явлений по силам трения и давления. Понятие об аэродинамических характеристиках тел

 

В предыдущем параграфе было показано, что если явления ди­

намически подобны, то одноименные аэродинамические

коэффи­

циенты одинаковы. Как

же убедиться в

подобии явлений? Как

обеспечить его при моделировании?

 

 

 

Предположим, что в двух динамически подобных явлениях дей­

ствуют только силы

вязкого трения. Для элементарных площадок

dS\

и dS2 силы

трения

можно

выразить

по формуле

(1.11-1):

dFl

= [>-ldS1-~-

и dF2

p2dS2-~L.

Так как в динамически

подоб­

ных явлениях любые силы пропорциональны произведениям pV2S (формула 2.2-1), то можно записать

. о dVi

dV. n .v?

49