Файл: Цейтлин Г.М. Аэродинамика и динамика полета самолета с ТРД учебник.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.04.2024
Просмотров: 167
Скачиваний: 17
Составляющая Y полной аэродинамической силы, направленная перпендикулярно скорости невозмущенного потока (по нормали к траектории полета), называется п о д ъ е м н о й с и л о й .
Подъемная сила необходима в полете. Она уравновешивает вес самолета и используется в качестве-центростремительной силы при выполнении криволинейных маневров. На самолете подъемная сила почти полностью создается крылом и по своей природе яв-" ляется силой давления. Чтобы получить положительную (направ ленную вверх) подъемную силу, крыло необходимо ориентировать в потоке так, чтобы около его верхней поверхности воздух разго
нялся, |
а |
около |
|
нижней |
тормозился. |
|
|
||||
В этом случае давление на нижней по |
|
|
|||||||||
верхности крыла будет больше, чем на |
|
|
|||||||||
верхней. Разность сил давления, дей |
|
|
|||||||||
ствующих на крыло снизу и сверху, и |
|
|
|||||||||
есть |
подъемная |
сила. |
|
|
|
|
|
|
|||
Составляющая |
Q полной аэродина |
|
|
||||||||
мической |
силы |
по направлению |
ско |
|
|
||||||
рости |
невозмущенного |
потока |
(по ка |
|
|
||||||
сательной к траектории |
полета) |
назы |
|
|
|||||||
вается |
|
л о б о в ы м |
с о п р о т и в л е |
|
|
||||||
н и е м . |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Лобовое сопротивление — это, |
как |
|
|
||||||||
правило, |
вредная |
сила. |
Исключения |
|
|
||||||
составляют отдельные |
случаи, |
когда |
|
|
|||||||
летчику |
необходимо |
быстро |
погасить |
Рис. 2.1. Полная |
аэродинами |
||||||
скорость |
или не допустить ее увеличе |
ческая сила и ее |
составляю |
||||||||
ния |
при |
крутом |
снижении. |
Энергия, |
щие |
|
|||||
затрачиваемая |
на преодоление сопро |
|
|
тивления, равна работе силы лобового сопротивления и в полете измеряется произведением этой силы на пройденный самолетом путь. Она получается в двигателе за счет сжигания топлива и в конечном счете бесполезно рассеивается в атмосфере, превратив шись в тепло.
В общем случае лобовое сопротивление можно разделить на со противление т р е н и я Q T p и сопротивление д а в л е н и я С?д.
Сопротивление трения образуется в результате суммирования элементарных сил вязкого трения по всей поверхности тела. Оно отражает необратимый переход механической энергии воздуха в тепло в слое, непосредственно прилегающем к поверхности тела.
Сопротивление давления — это проекция равнодействующей всех приложенных к телу сил давления на направление невозму щенного потока Ох. По характеру потерь энергии сопротивление давления в свою очередь делят на две части: вихревое сопротивле ние QBHX, отражающее затраты энергии на образование вихрей, и волновое сопротивление QB , обусловленное потерями механической энергии на фронтах ударных волн (на скачках уплотнения). Таким образом,
Q = QxP + Qa = QTP + (QB HX + QB ). |
(2.1) |
45
Механизм образования названных составных частей лобо вого сопротивления в дальнейшем будет рассмотрен более по дробно.
§ 2.2. Понятие о подобии явлений. Общие формулы и коэффициенты аэродинамических сил и моментов
Далеко не все задачи, которые ставит перед аэродинамикой авиационная практика, могут быть решены сугубо теоретическим путем. В ряде случаев приходится прибегать к экспериментальным методам исследования. Проведение эксперимента в натурных усло
виях часто оказывается либо невозможным (например, при разработке нового, еще не су ществующего летательного ап парата), либо нецелесообраз ным по соображениям безопас ности, сложности, материаль ным затратам и т. п. В таких случаях прибегают к модели рованию.
Моделированием называют замену изучаемого явления (натуры) аналогичным ему в
Рис. 2.2. к выводу формулы аэродина- |
определенном |
смысле искус- |
||
мической |
силы |
ственно созданным |
явлением |
|
|
|
(моделью). В чем именно дол |
||
жна заключаться |
аналогия модели и натуры; как |
ее |
обеспечить |
при моделировании; как распространить на натуру результаты ис следования модели? Ответы на эти вопросы дает теория подобия, Простейший случай подобия явлений — геометрическое подобие. Два явления (объекта) считаются геометрически подобными, если все характеризующие их соответственные линейные размеры про порциональны. Критериями геометрического подобия являются от ношения любых соответственных линейных размеров (например, отношение толщины тела к его длине и т. п.). В геометрически по добных явлениях все одноименные критерии геометрического пб-
добия одинаковы.
Два явления считаются кинематически подобными, если в них при наличии геометрического подобия имеет место пропорциональ ность и одинаковая ориентировка (относительно какого-нибудь ха рактерного направления) векторов скорости во всех соответствен ных точках. Основными критериями кинематического подобия явля ются углы, определяющие положение тела относительно вектора скорости невозмущенного потока.
Два явления считаются динамически подобными, если при на личии кинематического подобия имеет место пропорциональность и одинаковая ориентировка векторов сил во всех соответственных точках этих явлений. Строго говоря, динамическое подобие обеспе-
46
чивается лишь при полном подобии (тождестве) явлений, когда все однородные физические величины во всех соответственных точ ках одинаковы. Для практического обеспечения подобия аэродина мических явлений достаточно добиться пропорциональности сил трения и давления, что намного упрощает задачу.
Допустим, нам удалось обеспечить подобие двух аэродинами ческих явлений, например явлений обтекания крыла самолета в полете и его модели в аэродинамической трубе (рис. 2.2). Пусть мы экспериментально определили аэродинамические силы, дейст вующие на модель. Чтобы применить эти результаты к действитель ному крылу, необходимо найти уравнение, связывающее аэроди намические силы в двух подобных явлениях. Для вывода такого уравнения выделим вблизи крыла элементарную воздушную части
цу с массой dmi |
(все величины, относящиеся к крылу, будем отме |
||||||||||||||
чать индексом |
«1», |
а |
относящиеся |
к |
модели — индексом |
«2»). |
|||||||||
Пусть на |
выделенную |
частицу |
со стороны |
окружающего воздуха |
|||||||||||
действует |
сила |
dR\. |
Тогда частица |
будет |
двигаться с |
ускорением |
|||||||||
j\z=-i¥~- |
и ,по второму |
закону |
Ньютона |
dR\—dmx |
|
|
|
||||||||
Объем частицы представим |
в форме dv\ — t\dl\, |
где dlx —харак |
|||||||||||||
терный линейный |
размер и ei — коэффициент |
формы |
(например, |
||||||||||||
для куба |
е = 1 , если |
dl |
его ребро; для |
шара |
е = |
~ |
, |
если |
dl его |
||||||
радиус, и т. п.). Следовательно, |
масса |
частицы |
|
dml=pldvl=pleldll |
|||||||||||
и выражение элементарной силы приводится к виду |
|
|
|||||||||||||
|
dR, = |
?l4dl\-^r |
= №idl\ |
ЧГ |
d V i |
= |
PihdqV.dV,. |
|
|||||||
Аналогичное |
выражение можно записать и для |
соответственной |
|||||||||||||
частицы модели |
явления: |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||
|
|
|
|
|
dR2 = |
|
p2e2dl22V2dV2. |
|
|
|
|
|
|||
Отношение элементарных сил, действующих в натурном явле |
|||||||||||||||
нии и его модели, |
будет |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||
|
|
|
|
|
dRi |
|
fiHdljVidVi |
|
|
|
|
|
|
||
|
|
|
|
|
<*#2 |
|
HHdP2V,dVt |
|
|
|
|
|
|
||
Ввиду |
геометрического подобия |
ei = s2 и |
—т~~7Г> |
г д е |
и |
||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
dl2 |
|
2 |
|
|
S2 — характерные |
соответственные |
площади; в |
силу |
кинематиче- |
|||||||||||
ского подобия-ттт1 |
— |
-7Т-Унаконец, |
|
по условию динамического |
подо- |
бия элементарные силы пропорциональны любым другим одно именным силам:
R2 Q2 Y2
47
Следовательно, отношение любых одноименных сил, действую щих в двух динамически подобных явлениях, например полных аэродинамических сил, будет
откуда
PI vlsl |
Hv2si |
Последнее выражение и является тем уравнением, которое свя зывает аэродинамические силы, действующие в двух динамически подобных явлениях. В это уравнение можно подставлять значения плотностей и скоростей в любых, но обязательно соответственных точках потока и любые, но обязательно соответственные площади. Для единообразия при определении аэродинамических характери стик тел принято пользоваться значениями плотности и ско рости V^ невозмущенного потока. В качестве характерной пло щади для крыла и самолета в целом берется площадь крыла в
плане. Так как •L-^- = д, то выражению (2.2-2) можно придать вид
R i |
— R * |
(2.2-3) |
Безразмерное отношение какой-либо аэродинамической силы к скоростному напору невозмущенного потока и характерной пло щади называют коэффициентом этой силы. Например:
C r = с —коэффициент полной аэродинамической силы;
Q |
коэффициент лобового сопротивления; |
|
cv = — j r — коэффициент подъемной силы.
Как следует из выражения (2.2-3), в динамически подобных явлениях одноименные аэродинамические коэффициенты одинако вы. Это означает, что их можно определять не в натурных условиях, а на динамически подобных моделях. Когда известен коэффициент (например, cR), сама сила вычисляется по формуле
|
|
|
|
R^W.S, |
|
|
(2.3) |
которую |
называют |
о б щ е й |
формулой |
а э р о д и н а м и ч е с к о й |
|||
с и л ы . |
В |
соответствии с |
формулой |
(2.3) |
любую |
аэродинамиче |
|
скую силу |
можно |
представить в виде |
произведения |
безразмерного |
коэффициента этой силы на скоростной напор невозмущенного по
тока и характерную площадь. |
|
Наряду с аэродинамическими силами приходится |
рассматри |
вать и моменты этих сил относительно различных осей' |
Чтобы пе- |
48
рейти в уравнении (2.2-3) от сил к моментам, умножим левую часть
этого уравнения |
на отношение—-, а |
правую — на отношение-^- , |
|||
где L \ , L 2 и Ьи |
Ь2 — соответственно |
плечи сил |
относительно вы |
||
бранной |
оси и характерные линейные размеры |
в подобных явле |
|||
ниях на |
крыле |
(индекс «1») |
и модели (индекс |
«2») (рис. 2.3); |
|
в силу подобия |
явлений - г - |
|
Получаем |
Rib |
|
|
|
||||
Так как MZ\ = R\L\ и Mz2 — R2L2— |
моменты сил относительно данной |
||||
оси, то можно записать: |
|
|
. „ |
||
<7. |
Sibi |
?„ S2 i2 |
(2.4) |
|
|
|
|
|
Безразмерное отношение аэро динамического момента Mz к ско ростному напору невозмущенного потока, характерной площади и характерному линейному размеру называют коэффициентом момен та mz:
т.Q^Sb
Рис. 2.3. К выводу формулы аэро динамического момента
Из уравнения (2.4) следует, что в динамически подобных явле ниях коэффициенты одноименных моментов одинаковы. Общая формула аэродинамического момента записывается в виде
(2.5)
§ 2.3. Подобие явлений по силам трения и давления. Понятие об аэродинамических характеристиках тел
|
В предыдущем параграфе было показано, что если явления ди |
||||||
намически подобны, то одноименные аэродинамические |
коэффи |
||||||
циенты одинаковы. Как |
же убедиться в |
подобии явлений? Как |
|||||
обеспечить его при моделировании? |
|
|
|||||
|
Предположим, что в двух динамически подобных явлениях дей |
||||||
ствуют только силы |
вязкого трения. Для элементарных площадок |
||||||
dS\ |
и dS2 силы |
трения |
можно |
выразить |
по формуле |
(1.11-1): |
|
dFl |
= [>-ldS1-~- |
и dF2 |
— p2dS2-~L. |
Так как в динамически |
подоб |
ных явлениях любые силы пропорциональны произведениям pV2S (формула 2.2-1), то можно записать
. о dVi
dV. n .v?
49