Файл: Цейтлин Г.М. Аэродинамика и динамика полета самолета с ТРД учебник.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.04.2024

Просмотров: 169

Скачиваний: 17

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Возвратившись к выводу уравнения (2.2-1), нетрудно устано­ вить, что правая часть записанной выше пропорции есть отношение

.

A-

D

V

произведении

ат—^-,

которые в соответствии с известным из ме­

ханики принципом Даламбера можно назвать «силами инерции», препятствующими изменению скорости элементарных воздушных частиц в двух динамически подобных явлениях. Переходя к про­ изводной пропорции

 

.„

 

2

dVt

dV2

—jdbi

u . a - 3

d b 3

мы видим, что в двух явлениях, подобных по силам вязкого трения, отношения «сил инерции» к силам трения должны быть одинако­ выми. Производя сокращения с учетом соотношений, вытекающих

 

 

 

 

 

 

 

IS

 

S

из наличия геометрического и кинематического подобия (j^1

j ^ - ;

V]

V2

^

и заменяя

элементарные

1

к

ли­

•jy-—

"^т/")>

отрезки нормалей

ниям

тока

dti\

и dn2

пропорциональными

им характерными

линей­

ными размерами 1\ и h,

получаем

 

 

 

 

 

 

 

 

PiVi^i

__

 

 

(26)

 

 

 

 

 

(A,

(J.2

 

 

>

Безразмерное отношение «сил инерции» к силам вязкого

трения

 

 

 

 

 

R e ~ i £ U - £

 

(2.7)

называют

ч и с л о м

Р е й н о л ь д е а.

 

 

 

Согласно уравнению

(2.6) в

явлениях,

подобных по силам

тре­

ния, числа Рейнольдса одинаковы. Повторяя рассуждения в обрат­ ной последовательности, можно убедиться, что равенство чисел Рейнольдса (Rei = Re2) является не только необходимым, но и до­ статочным условием подобия аэродинамических явлений по силам трения. Другими словами, число Рейнольдса является критерием подобия аэродинамических явлений по силам трения.

Чем меньше число Рейнольдса, тем больше силы трения, по­ нуждающие частицы к изменению скорости, по сравнению с силами инерции, препятствующими изменению скорости. При малых чи­ слах Re силы трения преобладают над силами инерции и оказы­ вают существенное влияние на характер всего потока. При боль­

ших числах

Re

(соответствующих

реальным скоростям

полета)

вязкость воздуха

проявляется только

в непосредственной

близости

от

поверхности

тела. Коэффициент

сопротивления трения тела

сх?р

— ~~^

с увеличением числа

Re

уменьшается.

 

Теперь предположим, что в двух динамически подобных явле­ ниях действуют только силы давления. Так как элементарная сила

50


давления dP = pdS, то в соответствии с уравнением (2.2-1) можно записать

Разделяя параметры, относящиеся к натуре и модели явления,

и учитывая, что в силу геометрического подобия

= -ф-,

полу-

чаем

 

 

 

Pi

Pi

 

 

Отношение — можно определить из формулы

скорости

звука

a2 = kRT= k ~ : -£p = JL^ Тогда полученное выше равенство, вы­ ражающее условие подобия явлений по силам давления, прини­

мает вид

4 ( т. е. Mj = Ма .

«1

1

2

Таким образом, в явлениях, подобных по силам давления, чи­ сла М должны быть одинаковыми. Иначе говоря, число М являет­ ся критерием подобия аэродинамических явлений по силам дав­ ления.

Из сказанного очевидно, что динамическое подобие аэродинами­ ческих явлений достигается соблюдением геометрического и кине­ матического подобия, а также равенством чисел Re и М. При на­ личии этих условий все одноименные аэродинамические коэффици­ енты одинаковы. Если изменять критерии подобия, то, естественно, будут изменяться и аэродинамические коэффициенты. Другими сло­ вами, безразмерные коэффициенты аэродинамических сил и момен­ тов являются функциями безразмерных критериев подобия.

Зависимости аэродинамических коэффициентов от критериев геометрического, кинематического и динамического подобия назы­ вают а э р о д и н а м и ч е с к и м и х а р а к т е р и с т и к а м и т е л . Исследование аэродинамических характеристик крыла и других частей самолета, а также самолета в целом — основной предмет прикладной авиационной аэродинамики.

§ 2.4. Пограничный слой при малых числах М

Поверхность тела, как бы хорошо она ни была обработана, имеет неровности — выступы и впадины, размеры которых намного больше размеров молекул воздуха. Это и понятно. При самой тон­ кой обработке поверхности с нее снимаются частицы материала, состоящие, по крайней мере, из нескольких молекул.

51


Пусть около такой поверхности движется воздушный поток с некоторой скоростью V (рис. 2.4). Так как кроме движения всей воздушной массы относительно тела внутри нее имеется еще хаоти­ ческое (тепловое) движение молекул, то скорость любой молекулы можно представить векторной суммой

VH = V+V.

где Ут — скорость теплового движения данной молекулы в данное мгновение.

За счет скорости VT молекулы отклоняются от общего направле­ ния движения воздушной массы и сталкиваются с неровностями стенки. Так как элементарные участки поверхности, о которые уда­

Рис. 2.4. К объяснению образования погра­ ничного слоя

ряются молекулы, расположены совершенно случайно относительно векторов VM, то молекулы после столкновения со стенкой отлетают в случайных направлениях. При этом упорядоченное движение мо­ лекул разрушается, превращаясь в хаотическое, кинетическая энер­ гия воздушной массы переходит в тепло, а скорость направленного движения воздуха непосредственно на поверхности тела падает до нуля.

Поскольку на поверхности тела скорость воздуха равна нулю, а на некотором расстоянии от этой поверхности поток движется со скоростью V, то в результате проявления вязкости воздуха здесь образуется переходный слой (см. § 1.5).

Слой воздуха, непосредственно прилегающий к поверхности те­ ла, в котором действуют силы вязкого трения и скорость постепен­

но нарастает

от нуля до

скорости внешнего потока, называют по­

г р а н и ч н ы м

с л о е м .

 

Общие закономерности, действующие в пограничном слое, удобнее всего рассмотреть на примере тонкой плоской пластинки, параллельной линиям тока невозмущенного потока (рис. 2.5). Око­ ло такой пластинки внешний поток во всех точках имеет одинако­ вые скорости и давления, чем исключается воздействие на погра­ ничный слой различных дополнительных факторов.

Как уже говорилось, проявление вязкости воздуха определяется

52

числом Re. Для исследования состояния пограничного слоя в раз­ личных его точках обычно пользуются местным числом Рейнольдса:

при подсчете которого в качестве характерного линейного размера используется расстояние х данной точки от передней кромки пла­ стинки.

Если число М невелико, можно считать, что плотность и темпе­ ратура воздуха в пограничном слое постоянны и, следовательно, не меняется коэффициент кинематической вязкости v. Так как ско-

X

X

Рис. 2.5. Пластинка,

параллельная ли­

Рис. 2.6. Пограничный слой пластинки

ниям

тока

 

рость на внешней границе пограничного слоя пластинки тоже по­

стоянна и равна скорости невозмущенного

потока,

то

при У» —

= const число Re* пропорционально

координате

х,

т. е. увеличи­

вается по линейному

закону

с удалением от

передней кромки.

Вблизи передней

кромки

число Rex

мало. Это значит,

что силы

трения велики по сравнению

с инерционными

силами.

Поэтому

скорость быстро нарастает вдоль нормали к поверхности и уже на

небольшом расстоянии от нее достигает

скорости внешнего пото­

ка — толщина пограничного слоя 8 здесь

мала.

Структура пограничного слоя на передней части пластинки ла­ минарная (слоистая) — перемешивания воздуха между смежными элементарными струйками практически нет.

С удалением от носка пластинки число Re* постепенно увеличи­ вается и силы трения, вызывающие изменения скорости по толщи­ не пограничного слоя, играют все меньшую роль по сравнению с инерционными силами, препятствующими этим изменениям. Следо­ вательно, нарастание скорости с удалением от поверхности замед­ ляется, а толщина пограничного слоя увеличивается.

Выделив в пограничном слое произвольную воздушную частицу (например, в виде кубика, рис. 2.6) и представив себе профиль скоростей, легко обнаружить, что сторона частицы, расположенная дальше от стенки, движется быстрее, чем сторона, расположенная

53


Рис. 2.7. Эпюры скоростей в ламинарном и турбулентном пограничных слоях

ближе к стенке. Это приводит к деформации

и вращению

частиц,

т. е. к образованию вихрей.

 

 

 

С увеличением местного

числа Рейнольдса

(с удалением

от но­

ска пластинки) количество, интенсивность и размеры вихрей воз­

растают и они начинают взаимодействовать между собой. В ко­

нечном счете это приводит к

разрушению ламинарной структуры

и переходу ее в турбулентную

(завихренную), характеризующуюся

интенсивным перемешиванием воздуха по всей толщине погранич­ ного слоя.

Протяженность

Ахт

переходного

(от ламинарного

к турбулент­

ному

состоянию)

участка пограничного

слоя

сравнительно

неве­

лика,

и при решении

практических

задач

этот участок

обычно

 

 

 

сводят

к так называемой

точке

пере­

 

 

 

хода Т.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Характерно, что разрушение

лами­

 

 

 

нарной

структуры

пограничного слоя

 

 

 

происходит

при определенном

значе­

 

 

 

нии местного числа Рейнольдса, кото­

 

 

 

рое называют

критическим:

 

 

 

 

 

Re,кр •

 

 

 

(2.9)

Величина критического числа Рей­ нольдса тем больше, чем лучше обра­ ботана поверхность пластинки и чем меньше турбулентность (завихрен­

ность) внешнего потока. В среднем можно считать ReK P =105 . Если известны параметры невозмущенного потока, то, зная ве­

личину ReK P , легко определить протяженность ламинарного участка пограничного слоя, равную координате точки перехода:

Минимально возможная скорость полета современного самоле­

та составляет примерно

200 км/ч = 55

м/с. Такая

скорость дости­

гается на

посадке,

т.

е.

непосредственно

у

земли,

где

v =

 

 

 

 

 

 

105.] 4 5 . Ю - 6

 

 

= 1,45-10~5

м 2 / с

Для

этого

случая хт

'-^

 

= 0,027. Из

рассмотренного

примера

видно, что даже при минимальной

ско­

рости значение координаты х т намного меньше

 

протяженности

любой из основных частей самолета

в направлении

оси

Ох. Это

значит, что в полете на большей части

внешних поверхностей

само­

лета пограничный слой имеет турбулентную структуру.

 

 

В отличие от ламинарного пограничного слоя, в котором

пере­

нос количества движения по нормали к линиям

тока

осуществляет­

ся только за счет хаотического движения молекул, в турбулентном слое благодаря интенсивным вихревым движениям вдоль нормали перемещаются не только отдельные молекулы, но и сравнительно большие воздушные массы. Это приводит к тому, что с удалением

54