Файл: Цейтлин Г.М. Аэродинамика и динамика полета самолета с ТРД учебник.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.04.2024
Просмотров: 164
Скачиваний: 17
Чем интенсивнее скачок уплотнения, тем сильнее газовый удар, больше часть кинетической энергии воздуха, необратимо переходя щей в тепло, меньше коэффициент восстановления давления о и больше повышение энтропии воздуха AS.
Выше было показано, что при плавном адиабатном разгоне или торможеяии воздуха давление и скорость связаны , соотношением (1.25), которое можно назвать уравнением изоэнтропы и перепи
сать в виде |
4 • |
На скачке уплотнения полное давление р 0 уменьшается в — р а з и, следовательно, происходит переход на изоэнтропу с более низ
ким уровнем механической энергии. |
какое-либо сечение fa. |
|
Выберем в струйке перед скачком |
Пусть |
|
в этом сечении воздух имеет скорость |
Va и давление ра. Если |
в се |
чении fb после скачка поток снова изоэнтропно довести до той же
скорости |
Vb = Va, |
то давление будет |
рь — °Ра<ра- Так как по |
урав |
|||
нению Бернулли |
температуры в |
этих сечениях |
одинаковы, то |
||||
рй = р а — |
= |
ар а <; ра . |
По уравнению неразрывности |
площадь |
сече- |
||
ния Д = |
fa |
= |
Is-. |
|
|
|
|
Если в каком-либо сечении fc за скачком воздух будет изоэн тропно доведен до давления рс = ра, то в сравнении с сечением fa скорость и плотность будут меньше, а температура и площадь се чения больше.
§ 1.15. Поворот сверхзвукового потока
Представим себе стенку ABC, составленную из двух плоских идеально гладких граней, образующих тупой угол в (рис. 1.21, а) . Пусть к грани АВ параллельно ей поступает поток со* скоро стью V\>a. Очевидно, что вблизи ребра В поток должен повер нуться на угол р = тг—в во внешнюю (относительно самого потока) сторону.
Воздушные частицы, находящиеся на линии тока abc недалеко от стенки, проходя ребро В, в силу инертности стремятся двигаться в прежнем направлении (штриховая линия). При этом струйка меж ду указанной линией тока и стенкой расширяется, скорость увели чивается, давление, температура и плотность воздуха уменьшают ся. Очевидно, что с удалением от стенки возмущения, вызываемые ею в потоке, ослабевают. Наибольшее разрежение образуется не посредственно около стенки ВС, а вдали от нее поток остается не возмущенным. Это значит, что на воздушные частицы действуют силы давления, направленные к стенке, вследствие чего линии тока искривляются, огибая ребро В. Поворот потока закончится, как только линии тока, отклонившись от исходного направления на
40
угол р, станут параллельными грани ВС. Далее, повернувшись, разогнавшись и расширившись, поток будет продолжать движение вдоль стенки с некоторой новой скоростью Vi>V\.
Очевидно, что возмущения, распространяющиеся от стенки ВС в виде слабых волн разрежения, могут проникать в поток лишь до некоторой граничной поверхности ВК\, положение которой относи тельно исходного направления скорости определяется углом сла
бых возмущений |
щ, соответствую |
щим начальному числу М: |
|
s i n н-1 = |
1 |
-у- ='М. |
На этой границе начинаются Из |
||||||
менения параметров потока при его |
||||||
повороте около ребра В. |
|
|
||||
За фронтом звуковых |
волн |
ВК\ |
||||
скорость |
воздуха |
постепенно увели |
||||
чивается, а температура Т и про^ |
||||||
порциональная |
V |
Т скорость |
зву |
|||
ка уменьшаются. |
Рост |
скорости и |
||||
падение |
скорости |
|
звука |
приводят |
||
к увеличению числа М. Изменения |
||||||
параметров |
потока |
заканчиваются |
||||
на границе возмущений ВК2, на |
||||||
клоненной |
относительно |
нового |
на |
|||
правления |
потока |
на |
угол |
р.2 = Рис. 1.21. Поворот . потока во |
||
|
|
|
|
|
|
внешнюю сторону |
=а г С 8 1 п Ж 7 -
Таким образом, поворот потока во внешнюю сторону осуще ствляется плавно в секторе, ограниченном звуковыми волнами, со ответствующими его начальному и конечному состояниям. При этом струйки постепенно расширяются, скорость возрастает, а дав ление, температура и плотность практически изоэнтропно умень шаются.
Для того чтобы найти количественные соотношения между из-» менениями параметров потока и углом (5 его поворота, будем счи тать, что угол р мал. Тогда можно предположить, что изменения параметров тоже малы (по сравнению с их начальными значения ми) и происходят на одной звуковой волне ВК (рис. 1.21,6). Так как вдоль волны ВК давление не меняется, тангенциальная состав ляющая скорости при повороте потока остается прежней. Следова
тельно, |
концы векторов |
V\ и V2 |
лежат на |
одном |
перпендикуля |
|
ре KL |
к волне. Введем |
систему |
координат |
хОу, |
в |
которой ось Ох |
параллельна вектору V\. |
На основании сделанных |
выше допущений |
можно считать, что изменение скорости не отличается от изменения
ее составляющей по оси Ox |
(AV=AVX) |
и что векторы AVy |
и |
практически одинаковы (AVy |
= &V"). |
Тогда', поскольку |
AVX— |
41
= Al / i / tgp . i и |
Av"y = |
V^, |
изменение |
скорости |
при повороте |
потока |
|||
на угол Ар запишется в виде |
|
|
|
|
|
|
|||
|
|
AV^=V^-V^V^tg\h. |
|
|
|
|
|
||
Угол слабых возмущений |
связан |
с числом |
sinpi== - j -- . |
||||||
Отсюда |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
+ |
— |
1 / |
s i n y , |
|
1 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
1 |
|
. Поэтому окончательно |
|
|
|
|
|
|
|||
|
|
|
AV^VX |
— 4 |
= |
- . |
|
|
(1.41) |
Изменение |
давления |
Ар = р г — P i |
найдем |
из |
уравнения |
Бернул- |
ли, которое по малости изменений параметров можно записать в
дифференциальном |
виде: |
|
|
Ap = |
~hVxAV^-hV\ |
1 |
|
|
|
Vb\\ - |
|
Учтем, что = |
—у— есть скоростной напор |
потока перед пово |
|
ротом. Тогда |
|
|
|
Остальные параметры (если это нужно) определяются из урав нения изоэнтропы.
Метод исследования, в основу которого положено предположе ние о малости изменений параметров по сравнению с их началь ными значениями, называют методом малых возмущений. Исклю чение из уравнений членов, содержащих произведения приращений параметров и их степени выше первой (по малости), или, что то же самое, применение к конечным участкам струек уравнений, описы вающих изменения параметров в дифференциальной форме, назы вают линеаризацией уравнений. Теорию, построенную на базе ме тода малых возмущений, называют линейной теорией.
Формулы линейной теории (1.41) и (1.42) |
применимы |
для |
|||
углов поворота потока до 5—6°. При больших углах |
{3 они пригод |
||||
ны лишь |
для приближенной оценки |
изменений |
параметров. |
Для |
|
точного |
расчета в этих случаях угол |
{3 разбивается |
на небольшие |
||
участки, |
которые просчитываются последовательно. |
|
|
Если внешние условия, например наличие непроницаемой по верхности ABC (рис. 1.22), вынуждают сверхзвуковой поток от клоняться во внутреннюю сторону, образуется косой скачок уплот нения, на котором поток резко тормозится, уплотняется и повора чивается. Однако если угол р поворота потока невелик, то мала и
42
интенсивность скачка. В этом случае, пренебрегая потерями меха нической энергии, можно считать, что изменения параметров пото ка осуществляются изоэнтропно и можно определять их по форму
лам линейной теории (1.41) и (1.42). Разумеется, |
при повороте по |
||||||||
тока во внутреннюю сторону угол |3 в указанных |
формулах нужно |
||||||||
считать |
отрицательным. |
|
|
|
|
|
|||
Необходимо |
отметить, что ли |
|
|
|
|
|
|||
нейная |
теория |
имеет |
границы |
|
|
|
|
|
|
применения |
не только |
по углу |3, |
|
|
|
|
|
||
но и по числу М: при числах М, |
|
|
|
|
|
||||
близких |
К единице, она дает за- Рис. 1.22. |
Поворот потока во внут- |
|||||||
вышенные |
значения |
изменений |
|
|
реннюю |
сторону |
|||
параметров. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Из формул |
(1.41) и (1.42) видно, что изменения |
скорости и дав |
|||||||
ления при повороте потока на небольшой |
угол |
пропорциональны |
|||||||
этому углу. |
Производя |
в уравнении |
(1.41) |
подстановку V j = M i a b |
|||||
получим |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Д ^ = - 7 4 = - а 1 р . |
|
|
(1.43) |
||
|
|
|
|
KMf —1 |
|
|
|
|
|
С увеличением числа M i дробь - |
M l |
• • > 1 уменьшается, стре- |
|||||||
|
|
|
|
Ум\ |
— 1 |
|
|
|
мясь к единице. Соответственно уменьшается и величина ДУ. При
больших числах М |
(М]> 3) |
практически можно |
считать, что |
||
Изменение давления пропорционально |
скоростному напору, т. е. |
||||
кинетической энергии |
воздуха. |
Этого |
и |
следовало |
ожидать: чем |
|
|
( vi) |
|
|
|
больше кинетическая |
энергия |
у-гг) , |
тем больше и ее изменение |
||
при одном и том же изменении |
скорости. С другой |
стороны, изме |
нение давления обратно |
пропорционально У М2 — 1. Вспомним, что |
||
1 |
!_.„ _ |
K . s i n ^ |
Уп1 |
УЩ—i |
- l g P l ~ |
И, cos,*, - |
Vx • |
Чем больше число М ь тем меньше угол слабых возмущений и нормальная составляющая скорости, изменяющаяся при повороте потока, по сравнению с тангенциальной составляющей, остающейся неизменной.
Чтобы оценить суммарное влияние числа M i на величину Др, выразим скоростной напор через это число. Из формулы скорости
звука a2 — hRT— k — |
имеем |
р = |
~f - . Следовательно, |
скоростной |
напор |
|
|
|
|
? , 1 ^ |
^ = - | |
- Л |
м ; = о , 7 Л м ; |
(1.44) |
43
и формула (1.42) приобретет вид |
|
Д / > = - 0 , 7 . - 7 = ^ = / 7 1 Р . |
(1-45) |
V Mf— 1 |
|
Отсюда следует, что с увеличением числа Mi изменение давле ния при повороте потока на заданный угол увеличивается.
Г л а в а 2
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ВОЗДУШНОГО ПОТОКА
СТВЕРДЫМ ТЕЛОМ. АЭРОДИНАМИЧЕСКИЕ СИЛЫ
ИКОЭФФИЦИЕНТЫ
§ 2.1. Полная аэродинамическая сила и ее составляющие
При обтекании твердого тела линии тока деформируются, сече ния струек по их длине становятся неодинаковыми (рис. 2.1). Из менения сечений струек сопровождаются изменениями параметров потока, в связи с чем давление воздуха в разных точках поверх ности тела различно. Кроме того, на поверхности тела образуются силы трения. В результате на тело действует аэродинамическая на грузка, которая складывается из распределенных по его поверхно сти элементарных нормальных сил давления и тангенциальных сил трения.
Равнодействующая |
этой нагрузки R |
называется п о л н о й |
а э р о д и н а м и ч е с к о й |
с и л о й . Любая |
аэродинамическая сила |
является или составляющей полной аэродинамической силы по ка кому-либо направлению, или ее частью, выделенной по какому-ни будь'характерному признаку.
В зависимости от формы |
тела и его ориентировки в потоке пол |
|
ная аэродинамическая сила |
может быть направлена |
по-разному, |
но во всех случаях она отклонена назад от плоскости, |
перпендику |
|
лярной вектору скорости невозмущенного потока. |
|
Для того чтобы не задумываться о направлении полной аэроди намической силы и не учитывать его изменения, при решении прак тических задач удобно выбрать систему координат, заменить силу R ее составляющими по направлениям координатных осей и иметь дело только с алгебраическими величинами этих составляющих.
При исследовании собственных аэродинамических свойств тела обычно пользуются поточной системой координат, показанной на рис. 2.1, в которой поточная ось Ох совпадает с направлением ско рости невозмущенного потока, а нормальная ось Оу направлена перпендикулярно ей в сторону верхней поверхности крыла (для са молета и его частей). Преимущество поточной системы состоит в том, что в ней четко разделяются силы, обусловленные торможе нием потока (по оси Ох), и силы, обусловленные отклонением по тока от исходного направления (по оси Оу).
44