Файл: Цейтлин Г.М. Аэродинамика и динамика полета самолета с ТРД учебник.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.04.2024
Просмотров: 173
Скачиваний: 17
трения они сравнительно мало отличаются от плоской пластинки и
при оценке |
сопротивления трения крыла, оперения, фюзеляжа и дру |
||||
гих частей |
самолета можно |
пользоваться |
формулами (2.13 — 2.15), |
||
вводя в них |
поправочные |
коэффициенты |
задаваемые |
обычно |
|
графически, |
в зависимости |
от какого-либо геометрического |
пара |
метра, прямо или косвенно характеризующего кривизну поверх ности.
Для перехода от коэффициента трения с/, отнесенного ко всей
трущейся поверхности тела |
5 т р , |
к коэффициенту |
сопротивления |
|
трения с х т р , отнесенному к |
характерной площади |
тела 5, |
пер |
|
вый коэффициент достаточно |
умножить на отношение |
пло |
||
щадей: |
|
|
|
|
^ т р = |
с / ^ - . |
(2.16) |
§ 2.7. Вихревое сопротивление давления
Поскольку тело имеет определенный объем, то поток, обтекая
его, должен расступиться, а |
затем снова сомкнуться |
и |
заполнить |
|||||||||
|
|
все |
пространство. |
|
|
|
||||||
|
|
В |
дозвуковом |
потоке |
возму |
|||||||
|
|
щения беспрепятственно распро |
||||||||||
|
|
страняются |
в |
любом |
направле |
|||||||
|
|
нии. Поэтому |
здесь |
искривления |
||||||||
|
|
линий тока, необходимые при об |
||||||||||
|
|
ходе |
|
тела, |
начинаются |
далеко |
||||||
|
|
впереди |
и заканчиваются, |
далеко |
||||||||
|
|
позади |
него. |
|
|
|
|
|
|
|||
|
|
Выделим |
в |
дозвуковом по |
||||||||
|
|
токе, |
обтекающем |
симметричное |
||||||||
|
|
тело сплавными |
обводами, струй |
|||||||||
|
|
ку, ограниченную |
снизу централь |
|||||||||
|
|
ной линией тока и поверхностью |
||||||||||
|
|
самого |
тела, |
|
а |
сверху — линией |
||||||
|
|
тока |
|
(рис. 2.11). |
Минимальное |
|||||||
Рис. 2.11. Образование вихревого |
со |
сечение |
струйки |
(fm in) |
делит |
|||||||
поверхность |
тела на |
две |
части, |
|||||||||
противления |
|
|||||||||||
|
которые |
будем |
называть |
перед |
||||||||
|
|
|||||||||||
|
|
ним |
и задним |
скатами. |
|
|||||||
Очевидно, что для любого сечения fi на переднем |
скате |
можно |
||||||||||
найти равное по площади |
сечение |
/г |
на |
заднем |
скате |
тела. |
||||||
При отсутствии потерь энергии в дозвуковом |
|
потоке |
скорости и |
|||||||||
давления воздуха в равновеликих сечениях |
струйки |
одинаковы. |
||||||||||
Такой же вывод можно сделать |
и |
для нижней |
поверхности |
|||||||||
тела. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Поскольку передние и задние скаты тела имеют общую проек цию F на плоскость yOz и содержат только точки с попарно рав ными давлениями, то суммарные силы давления, действующие на
60
передние и задние поверхности тела вдоль оси Ох, взаимно урав новешиваются и сопротивления давления нет. Распределение дав ления вдоль струйки при отсутствии потерь энергии показано на
рис. |
2.11 |
штриховой |
линией. |
|
|
||
В |
действительности |
дело обстоит не так. Благодаря вязкости |
|||||
воздуха |
около |
поверхности |
тела |
образуются |
вихри. Вихрь — это |
||
вращающаяся |
воздушная |
масса. |
Подобно |
раскрученному махо |
вику вихрь несет в себе некоторое количество кинетической энер гии вращательного движения. Оставаясь по своей природе механи
ческой, эта |
энергия фактически |
уже |
потеряна |
для потока, |
ибо |
|
в естественных условиях она не может |
преобразоваться |
в энергию |
||||
давления или в кинетическую энергию |
поступательного |
движения |
||||
воздушной |
массы. Под действием |
сил |
вязкого |
трения |
вихри |
за |
телом постепенно затухают, их энергия переходит в тепло и рас сеивается в атмосфере.
Сжимаемость воздуха непосредственно не влияет на вихреобразование. Поэтому для упрощения рассуждений в данном слу чае можно считать поток несжимаемым. Тогда на основании урав нения неразрывности (1.16), которое вытекает из закона сохранения вещества и остается в силе независимо от наличия вихрей, можно утверждать, что, как и при отсутствии потерь энергии, ско рости в равновеликих сечениях струйки останутся одинаковыми.
Чтобы сравнить давления в этих сечениях, воспользуемся урав нением Бернулли (1.20), введя в него член ^вих [Дж/м3 ], выра жающий суммарную энергию вихрей в единице объема воздуха:
Pi Н 2 ^ ^ в и х 1 ~ Л Н 2 ^ ^ в и х 2 '
Отсюда видно, что давление в некоторой точке заднего ската тела меньше, чем в точке переднего ската, около которой воздух движется с такой же скоростью, на величину энергии, затрачен ной на образование вихрей между этими сечениями в единице объема:
где
^ в и х 1-2 ~ ^ в и х 2 ^ в и х 1*
Распределение давления вдоль поверхности тела с учетом по терь энергии на вихреобразование показано на рис. 2.11 сплошной
линией. |
|
|
|
|
|
|
|
Из сказанного |
ясно, |
что и суммарная сила давления |
воздуха |
||||
на задних |
скатах |
тела |
меньше, чем |
на |
передних. |
Равнодействую |
|
щая этих |
сил, направленная назад |
(в |
сторону движения |
потока), |
|||
и есть вихревое сопротивление тела |
QB HX. Работа этой силы в еди |
||||||
ницу времени QB Hx VK |
равна секундному расходу |
энергии на об |
|||||
разование |
вихрей. |
|
|
|
|
|
|
61
§ 2.8. Волновое сопротивление давления
Теперь рассмотрим обтекание того же тела сверхзвуковым по током (рис. 2.12). Вихреобразование и трение учитывать не бу дем. Возмущения впереди тела распространяться не могут. По этому торможение, сжатие воздуха и искривление линий тока перед телом осуществляются ударом — на головном скачке уплот нения. Так как в своей средней части этот скачок практически прямой, скорость за ним становится дозвуковой. В сужающейся части струек она возрастает и в сечении / m i n становится равно
Рис. 2.12. Образование волнового сопротив ления
местной скорости звука. За этим сечением, став снова сверхзву ковым, поток продолжает разгоняться в расширяющихся уча стках струек. Торможение воздуха происходит на хвостовых скач ках уплотнения, образующихся в результате поворота потока при сходе,с задних скатов тела.
Таким образом, в отличие от дозвукового при сверхзвуковом обтекании по всей длине тела происходит непрерывный разгон воздуха, а следовательно, и непрерывное понижение давления. В результате равнодействующая QB приложенных к телу сил дав* ления даже без учета вихреобразования не равна нулю и направ лена назад. Это и есть волновое сопротивление тела.
Перемещаясь в воздухе со скоростью !/«, и преодолевая со противление QB , тело ежесекундно выполняет работу QBVco [Дж/с]. Поскольку, кроме тела и взаимодействующего с ним воздуха, ни какого третьего компонента в рассматриваемой механической си стеме нет, то очевидно, что воздух получает от тела механическую энергию, равную записанной выше работе, которая переходит в тепло на скачках уплотнения и в конечном счете рассеивается в атмосфере.
62
Г л а в а 3
АЭРОДИНАМИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ПРОФИЛЯ (КРЫЛА БЕСКОНЕЧНОГО РАЗМАХА)
§ 3.1. Геометрические характеристики крыла
Геометрические параметры крыла принято делить на две груп пы, первая из которых характеризует размеры и форму крыла в
сечениях, |
параллельных |
его |
плоскости симметрии, а |
вторая — |
||||||||
размеры |
и форму |
крыла |
в |
плане. |
|
|
||||||
Контур, получаемый при |
сечении |
|
|
|||||||||
крыла |
плоскостью, |
параллельной |
|
|
||||||||
его |
плоскости |
симметрии, |
|
назы |
|
|
||||||
вают |
профилем |
(рис. 3.1). |
Отрезок |
|
|
|||||||
ОА = Ь, |
соединяющий |
две |
наиболее |
|
|
|||||||
удаленные друг от друга точки |
|
|
||||||||||
профиля, |
называют |
хордой |
про |
|
|
|||||||
филя. Обводы профиля |
ОБА |
и |
ODA |
|
|
|||||||
называют |
соответственно |
|
верхней |
|
|
|||||||
и нижней |
дужками |
профиля. |
Про |
Рис. 3.1. Профиль |
крыла |
|||||||
филь, у которого верхняя и нижняя |
||||||||||||
|
|
|||||||||||
дужки |
зеркально |
отображают |
друг |
|
|
друга, называется симметричным. Наибольшее расстояние между
дужками Стах, измеренное перпендикулярно хорде, |
называется |
|||
т о л щ и н о й п р о ф и л я . Линия, точки |
которой |
равно удалены от |
||
верхней и нижней дужек, называется |
с р е д н е й |
л и н и е й |
п р о |
|
ф и л я . Максимальную стрелу прогиба |
средней |
линии |
/max |
назы |
вают к р и в и з н о й п р о ф и л я . |
|
|
|
|
В качестве критериев геометрического подобия крыловых про филей чаще всего используются следующие относительные геоме
трические |
параметры: |
|
|
|
|
|
— относительная |
толщина профиля |
|
|
|||
|
|
~ |
с тах . |
|
/ о 1 \ |
|
|
|
с = |
- г - ; |
|
(3.1) |
|
— относительная |
кривизна профиля |
|
|
|||
|
|
~r |
f |
max , |
|
(3.2) |
|
|
|
|
|
|
|
— относительные координаты максимальной толщины и мак |
||||||
симальной |
кривизны: |
|
|
|
xf |
|
|
|
|
и |
xf — |
(3.3) |
|
Форма |
крыла в плане — это |
форма |
прямоугольной проекции |
|||
крыла на плоскость, выбранную так, чтобы площадь этой |
проек |
|||||
ции была максимальной. Линии, составляющие обводы |
крыла, |
|||||
называют |
кромками. |
Различают |
кромки: передние АО |
и ОБ, |
63
задние ED и DC, боковые, или торцевые, АЕ и ВС |
(рис. |
3.2). |
Пло |
||||
щадь S |
указанной |
выше проекции |
крыла |
принято |
называть |
п л о |
|
щ а д ь ю |
к р ы л а |
в п л а н е или |
просто |
п л о щ а д ь ю |
к р ы л а . |
Максимальный размер крыла /, измеренный перпендикулярно пло
скости |
его симметрии, называют р а з м а х о м к р ы л а . |
Хорды |
|
профилей, расположенные в плоскости симметрии и на |
концах |
||
крыла |
Ь0 |
и Ьк, называют соответственно к о р н е в о й и |
к о н ц е |
в о й х о р |
д а м и крыла. |
|
О
Рис. 3.2. Вид крыла в плане
Основными критериями геометрического подобия крыльев в плане являются:
— удлинение крыла |
|
|
|
|
|
X — |
/ |
— |
р |
' |
(3.4) |
- |
ьср |
- |
S |
|
где Ьср = — средняя геометрическая хорда крыла; •— сужение крыла
(3.5)
|
|
|
Рис. 3.3. Угол поперечного V крыла |
|
|
|
||
— угол |
стреловидности крыла |
измеряемый |
относительно |
по |
||||
перечной |
оси |
Oz, |
перпендикулярной |
плоскости |
симметрии, |
по |
||
передней или |
задней кромке крыла |
либо по линии, |
проведенной |
|||||
через 'А хорд профилей от их носка. |
|
|
|
|
||||
Вне двух групп рассмотренных выше геометрических характе |
||||||||
ристик находятся |
угол ф поперечного |
V крыла (рис. |
3.3) и пара |
метры, характеризующие крутку |
крыла. |
|
У г л о м п о п е р е ч н о г о V |
к р ы л а называют угол |
ф между |
плоскостью хорд крыла и плоскостью, проведенной через |
корневую |
64