Файл: Цейтлин Г.М. Аэродинамика и динамика полета самолета с ТРД учебник.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.04.2024

Просмотров: 174

Скачиваний: 17

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

хорду перпендикулярно плоскости симметрии. Этот угол считается

положительным, если концы крыла отклонены

кверху.

К р у т к а

к р ы л а

— это изменение

формы

и

положения про­

филей вдоль

размаха.

Крутку крыла

называют

геометрической,

если она образована простым поворотом сечений. Если крутка получена за счет изменения формы профилей, ее называют аэро­

динамической. Крыло,

не

имеющее

крутки, называют

плоским.

§ 3.2. Распределение

давления по профилю при малых

 

 

числах

М

 

Аэродинамические

силы — это

силы давления и

трения. При

изменении условий обтекания силы давления изменяются в зна­ чительно большей степени, чем силы трения. Поэтому при изуче­ нии аэродинамических характеристик крыла прежде всего нужно понять, как распределено давление по его поверхности в том или ином случае.

Распределение давления по крылу обусловлено деформация­ ми воздушных струек: там, где струйки сузились, скорость возра­ стает и давление падает; там, где струйки расширились, воздух тормозится и давление повышается. •

Деформации струек около крыла определяются главным обра­ зом обтеканием профиля в плоскости хОу (рис. 3.4). Картина об­ текания реального крыла усложнена наличием торцевых кромок, различиями в размерах, форме и положении профилей в связи с сужением, стреловидностью и круткой. Поэтому изучение аэро­ динамических характеристик крыла обычно начинают на фиктив­ ном цилиндрическом крыле бесконечного размаха. Здесь все се­ чения абсолютно одинаковы, а боковые кромки бесконечно уда­

лены.

При обтекании

такого

крыла линии тока искривляются

лишь

в плоскости хОу

и его

аэродинамические характеристики,

которые при заданных числах Re и М зависят только от формы профиля и его положения в потоке, называют аэродинамическими характеристиками профиля.

Положение профиля в потоке характеризуется углом атаки а, который измеряется между хордой и вектором скорости невозму­ щенного потока. Угол атаки — основной критерий кинематического подобия потоков, обтекающих крылья.

В соответствии с теорией подобия при исследовании аэроди­ намических характеристик крыла следует рассматривать не абсо­ лютное давление в какой-либо точке, а безразмерный коэффи­ циент давления.

Коэффициентом давления р называют безразмерное отношение избыточного (над атмосферным) давления к скоростному напору невозмущенного потока:

Р — Р,

(3.6)

я

3-831

65


Коэффициент давления в какой-либо точке — это сила давле­ ния, действующая на элементарную площадку, включающую дан­ ную точку, отнесенная к единицам площади и скоростного напора. По своему смыслу коэффициент р аналогичен коэффициенту лю­ бой другой аэродинамической силы. Это значит, что коэффициент давления в данной точке является функцией только критериев по­ добия и что при наличии динамического подобия явлений коэф­ фициенты давления в соответственных точках потоков одинаковы.

Установлено, что по толщине пограничного слоя давление не меняется. Следовательно, распределение давления по поверхности крыла аналогично распределению давления по внешней границе пограничного слоя и определяется характером течения воздуха во

внешнем

потоке.

 

 

 

 

 

 

Выделим воздушные струйки около верхней и нижней дужек

профиля,

установленного

под

некоторым положительным

углом

атаки в потоке с небольшим

числом М (рис. 3.4),

и запишем

урав­

нение Бернулли для сечений

струйки / „ — вдали

перед крылом и

/ — около произвольной точки

профиля:

 

 

 

/>.

+

 

Я.=Р

+ Я-

 

 

Из этого уравнения находим коэффициент давления в произ­

вольной

точке

 

 

 

 

 

 

 

р = - 1 ^ = - т г = 1

- \ - к ) -

 

( 3 J - 1 )

На основании уравнения постоянства расхода отношение ско­ ростей можно заменить обратным отношением площадей сечений струйки:

Р = \ - ( ~ ) \

(3.7-2)

Из формул (3.7) видно, что коэффициент давления положите­ лен в точках, около которых струйка расширилась и скорость меньше, чем в невозмущенном потоке; наоборот, там, где струйка сузилась и воздух разогнался, коэффициент /;<0.

Распределение давления по профилю обычно изображают гра­ фически в виде векторной диаграммы р или в виде эпюры р(х). В первом случае точно вычерчивается профиль и через ряд точек его дужек проводятся нормали. Коэффициент р для каждой точки откладывается в определенном масштабе на соответствующей нор­ мали в виде вектора, обращенного стрелкой к профилю при р>0 и от профиля, если в данной точке р < 0 . Внешние концы векторов соединяются плавной кривой.

Векторная диаграмма весьма наглядна, но для ее построения требуется много времени; чтобы определить по ней точное значе­ ние р в какой-либо точке, нужно измерить соответствующий отрезок нормали и умножить его длину на масштабный коэффициент. По­ этому на практике удобнее пользоваться эпюрами р(х). Такая

66


эпюра — это обычный график зависимости коэффициента давления от относительной координаты точек профиля х = ~ . Так как

при положительных углах атаки, обычно используемых в полете, коэффициент давления на верхней поверхности крыла меньше, чем на нижней, кверху по оси ординат принято откладывать отрица­ тельные коэффициенты давления • (разрежения), тогда кривая

х

 

 

Рис. 3.4. Распределение давления по профилю

 

р(х)

для верхней поверхности проходит выше

аналогичной кри­

вой

для нижней поверхности, чем достигается

большая

нагляд­

ность графика.

 

 

 

Распределение давления зависит от формы профиля и угла

атаки. Однако

здесь

имеются и общие закономерности.

 

 

1. Вблизи

носка

крыла обязательно найдется точка

полного

торможения,

в которой

линия тока,

разделяющая поток на

верх­

нюю и нижнюю части,

подходит

по нормали к обводу

профиля.

В этой точке воздух тормозится до

полной

остановки и

вся его

кинетическая

энергия

(скоростной

 

напор)

преобразуется

в

энер-

з-

 

 

 

 

 

 

67


гию давления (статическое давление). Здесь коэффициент дав­ ления имеет максимальную величину

-

_ Ртах

Р°° _ 9 с о — 0 _

.

Рты—

дх

-Г •

2. Минимальный коэффициент давления рт\п или, как принято называть, пик разрежения находится в точке, около которой се­ чение струйки минимально; при а > 0 такая точка находится в пе­ редней части верхней дужки профиля.

3. Около хвостика профиля струйки приобретают примерно ис­ ходную толщину ( / ^ Д , ) , скорость близка к скорости невозму­ щенного потока и коэффициент давления р^О.

§3.3. Определение коэффициента подъемной силы профиля по картине распределения давления.

Теорема Н. Е. Жуковского о подъемной силе крыла

Выше уже

указывалось,

что

подъемная

сила — это разность

сил давления,

действующих

на

нижнюю и

верхнюю поверхности

крыла. Отсюда следует, что подъемную силу можно определить, если известна картина распределе­ ния давления по профилю.

Заметим, что поточная ось Ох (рис. 3.5) наклонена на угол а от­ носительно плоскости хорд. Поэтому при определении аэродинамических сил непосредственно по картине распределения давления удобнее пользоваться не поточной, а свя-

Рис. 3.5.

Аэродинамические

Рис. 3.6.

Определение

коэф­

силы в связанной и поточной

фициента

cv по эпюре

р(х)

системах координат

 

 

 

занной (с крылом) системой координат ххОух. В этой системе про­ дольная ось Oxi совпадает с хордой профиля, а вертикальная ось Оух перпендикулярна хорде. Составляющие Yx и Qx полной

68


аэродинамической силы R по осям связанной системы соответст­ венно называют нормальной и тангенциальной силами. Как видно из рис. 3.5, между силами У ь Qi и У, Q существует простая связь:

Y= Kj cos« -

Qt

sin «;

(3.8-1)

Q = Qlcosa+

Yx

sin a.

(3.8-2)

При небольших углах атаки (до 15—20°), которые обычно ис­

пользуются в полете, различие

между силами У и Y]

несуществен­

но. На этом основании там,

где такое упрощение

практически

допустимо, мы будем просто отождествлять подъемную и нор­

мальную

силы.

 

 

 

 

 

 

 

Выделим

в

крыле бесконечного

размаха

(рис. 3.6) участок с

размахом

/, а

в нем — элементарную полоску

шириной

dx

(строго

говоря, dx\).

Подъемная

(строго

говоря, нормальная)

сила,

созда­

ваемая

этой

полоской, будет

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

dY = {pH

pB)ldx,

 

 

 

где рн

и рв

— избыточные

давления

на

нижней и верхней

поверх­

ностях

крыла.

 

 

 

 

 

 

 

 

Чтобы определить подъемную силу всего участка крыла с раз­

махом

/,

проинтегрируем

выражение

dY

вдоль

хорды

крыла:

 

 

 

 

 

ь

 

ь

 

 

 

 

 

 

 

 

 

(j padx

— j

padx

 

 

 

 

 

 

 

 

о

 

о

 

 

 

 

i

Для перехода к безразмерному коэффициенту су разделим по­

следнее выражение

на произведение

qx S =

qjb:

 

 

 

 

о

о

 

о

о

 

 

Нетрудно убедиться, что правая часть последнего выражения в

некотором

масштабе изображается площадью F эпюры

р(х):

 

 

 

cy=*FK-K-,

 

 

 

(3.9-2)

где

F [см 2 ] — площадь эпюры, заштрихованная на

рис.

 

 

3.6;

 

 

 

 

 

к- [1/см]

и к- [1/см]—масштабные

коэффициенты

по

осям

гра­

 

 

фика, соответственно

показывающие, сколь­

 

 

ко единиц р и х содержится в 1 см.

 

Таким

образом,

площадь эпюры

коэффициента

давления

в не­

котором масштабе изображает коэффициент подъемной силы про­ филя.

 

Поскольку

изменения

давления

в потоке

однозначно связаны

с

изменениями

скорости,

то подъемную силу можно определить и

на

основании

исследования поля

скоростей

в окрестности тела.

69