Файл: Цейтлин Г.М. Аэродинамика и динамика полета самолета с ТРД учебник.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.04.2024
Просмотров: 174
Скачиваний: 17
хорду перпендикулярно плоскости симметрии. Этот угол считается
положительным, если концы крыла отклонены |
кверху. |
||||
К р у т к а |
к р ы л а |
— это изменение |
формы |
и |
положения про |
филей вдоль |
размаха. |
Крутку крыла |
называют |
геометрической, |
если она образована простым поворотом сечений. Если крутка получена за счет изменения формы профилей, ее называют аэро
динамической. Крыло, |
не |
имеющее |
крутки, называют |
плоским. |
§ 3.2. Распределение |
давления по профилю при малых |
|||
|
|
числах |
М |
|
Аэродинамические |
силы — это |
силы давления и |
трения. При |
изменении условий обтекания силы давления изменяются в зна чительно большей степени, чем силы трения. Поэтому при изуче нии аэродинамических характеристик крыла прежде всего нужно понять, как распределено давление по его поверхности в том или ином случае.
Распределение давления по крылу обусловлено деформация ми воздушных струек: там, где струйки сузились, скорость возра стает и давление падает; там, где струйки расширились, воздух тормозится и давление повышается. •
Деформации струек около крыла определяются главным обра зом обтеканием профиля в плоскости хОу (рис. 3.4). Картина об текания реального крыла усложнена наличием торцевых кромок, различиями в размерах, форме и положении профилей в связи с сужением, стреловидностью и круткой. Поэтому изучение аэро динамических характеристик крыла обычно начинают на фиктив ном цилиндрическом крыле бесконечного размаха. Здесь все се чения абсолютно одинаковы, а боковые кромки бесконечно уда
лены. |
При обтекании |
такого |
крыла линии тока искривляются |
лишь |
в плоскости хОу |
и его |
аэродинамические характеристики, |
которые при заданных числах Re и М зависят только от формы профиля и его положения в потоке, называют аэродинамическими характеристиками профиля.
Положение профиля в потоке характеризуется углом атаки а, который измеряется между хордой и вектором скорости невозму щенного потока. Угол атаки — основной критерий кинематического подобия потоков, обтекающих крылья.
В соответствии с теорией подобия при исследовании аэроди намических характеристик крыла следует рассматривать не абсо лютное давление в какой-либо точке, а безразмерный коэффи циент давления.
Коэффициентом давления р называют безразмерное отношение избыточного (над атмосферным) давления к скоростному напору невозмущенного потока:
Р — Р, |
(3.6) |
я
3-831 |
65 |
Коэффициент давления в какой-либо точке — это сила давле ния, действующая на элементарную площадку, включающую дан ную точку, отнесенная к единицам площади и скоростного напора. По своему смыслу коэффициент р аналогичен коэффициенту лю бой другой аэродинамической силы. Это значит, что коэффициент давления в данной точке является функцией только критериев по добия и что при наличии динамического подобия явлений коэф фициенты давления в соответственных точках потоков одинаковы.
Установлено, что по толщине пограничного слоя давление не меняется. Следовательно, распределение давления по поверхности крыла аналогично распределению давления по внешней границе пограничного слоя и определяется характером течения воздуха во
внешнем |
потоке. |
|
|
|
|
|
|
Выделим воздушные струйки около верхней и нижней дужек |
|||||||
профиля, |
установленного |
под |
некоторым положительным |
углом |
|||
атаки в потоке с небольшим |
числом М (рис. 3.4), |
и запишем |
урав |
||||
нение Бернулли для сечений |
струйки / „ — вдали |
перед крылом и |
|||||
/ — около произвольной точки |
профиля: |
|
|
||||
|
/>. |
+ |
|
Я.=Р |
+ Я- |
|
|
Из этого уравнения находим коэффициент давления в произ |
|||||||
вольной |
точке |
|
|
|
|
|
|
|
р = - 1 ^ = - т г = 1 |
- \ - к ) - |
|
( 3 J - 1 ) |
На основании уравнения постоянства расхода отношение ско ростей можно заменить обратным отношением площадей сечений струйки:
Р = \ - ( ~ ) \ |
(3.7-2) |
Из формул (3.7) видно, что коэффициент давления положите лен в точках, около которых струйка расширилась и скорость меньше, чем в невозмущенном потоке; наоборот, там, где струйка сузилась и воздух разогнался, коэффициент /;<0.
Распределение давления по профилю обычно изображают гра фически в виде векторной диаграммы р или в виде эпюры р(х). В первом случае точно вычерчивается профиль и через ряд точек его дужек проводятся нормали. Коэффициент р для каждой точки откладывается в определенном масштабе на соответствующей нор мали в виде вектора, обращенного стрелкой к профилю при р>0 и от профиля, если в данной точке р < 0 . Внешние концы векторов соединяются плавной кривой.
Векторная диаграмма весьма наглядна, но для ее построения требуется много времени; чтобы определить по ней точное значе ние р в какой-либо точке, нужно измерить соответствующий отрезок нормали и умножить его длину на масштабный коэффициент. По этому на практике удобнее пользоваться эпюрами р(х). Такая
66
эпюра — это обычный график зависимости коэффициента давления от относительной координаты точек профиля х = ~ . Так как
при положительных углах атаки, обычно используемых в полете, коэффициент давления на верхней поверхности крыла меньше, чем на нижней, кверху по оси ординат принято откладывать отрица тельные коэффициенты давления • (разрежения), тогда кривая
х
|
|
Рис. 3.4. Распределение давления по профилю |
|
||
р(х) |
для верхней поверхности проходит выше |
аналогичной кри |
|||
вой |
для нижней поверхности, чем достигается |
большая |
нагляд |
||
ность графика. |
|
|
|
||
Распределение давления зависит от формы профиля и угла |
|||||
атаки. Однако |
здесь |
имеются и общие закономерности. |
|
||
|
1. Вблизи |
носка |
крыла обязательно найдется точка |
полного |
торможения, |
в которой |
линия тока, |
разделяющая поток на |
верх |
|||
нюю и нижнюю части, |
подходит |
по нормали к обводу |
профиля. |
||||
В этой точке воздух тормозится до |
полной |
остановки и |
вся его |
||||
кинетическая |
энергия |
(скоростной |
|
напор) |
преобразуется |
в |
энер- |
з- |
|
|
|
|
|
|
67 |
гию давления (статическое давление). Здесь коэффициент дав ления имеет максимальную величину
- |
_ Ртах |
Р°° _ 9 с о — 0 _ |
. |
Рты— |
дх |
-Г • |
2. Минимальный коэффициент давления рт\п или, как принято называть, пик разрежения находится в точке, около которой се чение струйки минимально; при а > 0 такая точка находится в пе редней части верхней дужки профиля.
3. Около хвостика профиля струйки приобретают примерно ис ходную толщину ( / ^ Д , ) , скорость близка к скорости невозму щенного потока и коэффициент давления р^О.
§3.3. Определение коэффициента подъемной силы профиля по картине распределения давления.
Теорема Н. Е. Жуковского о подъемной силе крыла
Выше уже |
указывалось, |
что |
подъемная |
сила — это разность |
сил давления, |
действующих |
на |
нижнюю и |
верхнюю поверхности |
крыла. Отсюда следует, что подъемную силу можно определить, если известна картина распределе ния давления по профилю.
Заметим, что поточная ось Ох (рис. 3.5) наклонена на угол а от носительно плоскости хорд. Поэтому при определении аэродинамических сил непосредственно по картине распределения давления удобнее пользоваться не поточной, а свя-
Рис. 3.5. |
Аэродинамические |
Рис. 3.6. |
Определение |
коэф |
|
силы в связанной и поточной |
фициента |
cv по эпюре |
р(х) |
||
системах координат |
|||||
|
|
|
занной (с крылом) системой координат ххОух. В этой системе про дольная ось Oxi совпадает с хордой профиля, а вертикальная ось Оух перпендикулярна хорде. Составляющие Yx и Qx полной
68
аэродинамической силы R по осям связанной системы соответст венно называют нормальной и тангенциальной силами. Как видно из рис. 3.5, между силами У ь Qi и У, Q существует простая связь:
Y= Kj cos« - |
Qt |
sin «; |
(3.8-1) |
Q = Qlcosa+ |
Yx |
sin a. |
(3.8-2) |
При небольших углах атаки (до 15—20°), которые обычно ис
пользуются в полете, различие |
между силами У и Y] |
несуществен |
но. На этом основании там, |
где такое упрощение |
практически |
допустимо, мы будем просто отождествлять подъемную и нор
мальную |
силы. |
|
|
|
|
|
|
|
|||
Выделим |
в |
крыле бесконечного |
размаха |
(рис. 3.6) участок с |
|||||||
размахом |
/, а |
в нем — элементарную полоску |
шириной |
dx |
(строго |
||||||
говоря, dx\). |
Подъемная |
(строго |
говоря, нормальная) |
сила, |
созда |
||||||
ваемая |
этой |
полоской, будет |
|
|
|
|
|
|
|||
|
|
|
|
dY = {pH — |
pB)ldx, |
|
|
|
|||
где рн |
и рв |
— избыточные |
давления |
на |
нижней и верхней |
поверх |
|||||
ностях |
крыла. |
|
|
|
|
|
|
|
|
||
Чтобы определить подъемную силу всего участка крыла с раз |
|||||||||||
махом |
/, |
проинтегрируем |
выражение |
dY |
вдоль |
хорды |
крыла: |
||||
|
|
|
|
|
ь |
|
ь |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
(j padx |
— j |
padx |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
о |
|
о |
|
|
|
|
i
Для перехода к безразмерному коэффициенту су разделим по
следнее выражение |
на произведение |
qx S = |
qjb: |
|
|
|
|
|
о |
о |
|
о |
о |
|
|
Нетрудно убедиться, что правая часть последнего выражения в |
|||||||
некотором |
масштабе изображается площадью F эпюры |
р(х): |
|
||||
|
|
cy=*FK-K-, |
|
|
|
(3.9-2) |
|
где |
F [см 2 ] — площадь эпюры, заштрихованная на |
рис. |
|||||
|
|
3.6; |
|
|
|
|
|
к- [1/см] |
и к- [1/см]—масштабные |
коэффициенты |
по |
осям |
гра |
||
|
|
фика, соответственно |
показывающие, сколь |
||||
|
|
ко единиц р и х содержится в 1 см. |
|
||||
Таким |
образом, |
площадь эпюры |
коэффициента |
давления |
в не |
котором масштабе изображает коэффициент подъемной силы про филя.
|
Поскольку |
изменения |
давления |
в потоке |
однозначно связаны |
с |
изменениями |
скорости, |
то подъемную силу можно определить и |
||
на |
основании |
исследования поля |
скоростей |
в окрестности тела. |
69