Файл: Цейтлин Г.М. Аэродинамика и динамика полета самолета с ТРД учебник.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.04.2024
Просмотров: 178
Скачиваний: 17
ки S, оттесняет струйки внешнего потока, и они отрываются от крыла. В зону срыва устремляется воздух от задней кромки, и здесь развивается обратное течение, при встрече которого с ос новным потоком образуется мощный вихрь.
Вихрь, а вместе с ним и накопившийся около точки отрыва воздух уносятся потоком, после чего все повторяется в той же последовательности: накапливание заторможенного воздуха, от,- рыв потока, развитие обратного течения, образование вихря. Как видно, обтекание крыла в условиях срыва — явление нестационарное. Кар тина срывного обтекания, а следова тельно, и аэродинамические силы пе риодически изменяются. Период этих изменений определяется временем, не-
Jlo срыва
При срыве '
х
Рис. 3.11. Перераспределение давле |
Рис. 3.12. Распределение дав |
ния по профилю при срыве потока |
ления по верхним дужкам.про- |
|
филей |
обходимым для накапливания заторможенного воздуха, и зависит от условий обтекания, т. е. от геометрии профиля, угла атаки, чисел Re и М. Колебания аэродинамических сил вызывают тряску крыла и всего самолета, в большинстве случаев отчетливо ощу щаемую летчиком.
При срыве потока струйки около верхней поверхности крыла расширяются, местные скорости и разрежения здесь уменьшаются (рис. 3.11). Значительные разрежения создаются лишь в зоне об разования вихрей — вблизи хвостика профиля. Естественно, что эти разрежения распространяются и на заднюю часть нижней по верхности крыла. В результате площадь эпюры р(х) и пропор циональный ей коэффициент подъемной силы профиля уменьша ются.
Угол атаки аК р, при котором коэффициент подъемной силы до
стигает максимума, называют к р и т и ч е с к и м . |
|
|
Величины <хкр и с у т а х зависят от формы |
профиля. Для |
профи |
лей с малыми значениями параметров с, хс |
и г характерны |
высо- |
74
кие пики разрежения, а следовательно, и большие положительные
градиенты -J~ на заднем скате верхней дужки. Это понятно из
рассмотрения рис. 3.12; существенное сужение струек здесь наблю-' дается лишь на сравнительно небольшом участке вблизи носка. Естественно, что при. таком распределении давления срыв потока
происходит |
при |
сравнительно |
небольшом |
угле |
атаки и |
сразу |
||||||||||
почти |
на |
всей |
верхней |
поверхности крыла, в связи с чем |
значе |
|||||||||||
ния ai ! P |
и Сушах |
невелики. |
|
|
|
|
|
|
|
|||||||
|
У профилей с большими значениями указанных выше геометри |
|||||||||||||||
ческих |
параметров |
изменения |
сечений струек |
и |
давления |
вдоль |
||||||||||
хорды |
протекают |
более |
плавно, эпюра |
р(х) |
полнее |
и, следователь |
||||||||||
но, |
те |
же значения |
коэффициента |
|
|
|
|
|
||||||||
су |
достигаются |
|
при |
меньших |
пи- |
|
|
|
|
|
||||||
ках |
разрежения |
|
и градиентах |
dP |
|
|
|
|
|
|||||||
|
-j^-. |
|
|
|
|
|
||||||||||
У таких профилей срыв потока про |
|
|
|
|
|
|||||||||||
исходит |
при |
большем |
угле |
атаки. |
|
|
|
|
|
|||||||
Так |
как |
точка |
отрыва |
в |
этом |
слу |
|
|
|
|
|
|||||
чае |
расположена |
вблизи |
задней |
|
|
|
|
|
||||||||
кромки, то первоначально срыв по |
|
|
|
|
|
|||||||||||
тока охватывает |
небольшую |
часть |
|
|
|
|
|
|||||||||
верхней дужки и обычно вызывает |
|
|
|
|
|
|||||||||||
не |
падение, |
а |
|
лишь |
|
замедление |
|
|
|
|
|
|||||
увеличения |
коэффициента подъем |
|
|
|
|
|
||||||||||
ной |
силы. |
По |
|
мере |
дальнейшего |
Рис. |
3.13. |
Зависимость |
коэффи |
|||||||
увеличения |
угла |
атаки |
точка |
от |
циентов су |
и сх |
профиля |
от угла |
рыва перемещается |
вперед и |
коэф |
|
атаки |
|
||||
фициент Су падает. |
Для |
таких |
про |
|
|
|
|
||
филей характерны |
существенное различие |
углов |
атаки ат р , |
при |
|||||
котором начинается |
развитие |
срыва и тряска |
крыла, и аК р, |
боль |
|||||
шие значения а к р |
и |
сутах, |
плавное |
изменение |
коэффициента |
су на |
|||
околокритических углах |
атаки. |
|
|
|
|
|
|||
Величины а к р |
и |
Сушах зависят |
также от |
числа |
Re. При |
очень |
малых Re на большей части поверхности крыла сохраняется ла минарный пограничный слой. Так как в ламинарном слое с удале нием от стенки скорость нарастает медленно, то и средняя ско рость, и кинетическая энергия воздуха в его нижней части сравни тельно невелики. В этих условиях для остановки нижней части
пограничного |
слоя не |
требуются |
большие градиенты |
, в |
связи |
||||||
с чем срыв потока происходит недалеко от точки |
рт\п |
и при |
срав |
||||||||
нительно |
небольшом |
угле атаки. |
В |
результате |
значения |
а к р и |
|||||
Су max |
также |
невелики. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
С |
увеличением числа |
Рейнольдса |
точка |
турбулизации |
погра |
||||||
ничного |
слоя |
смещается |
вверх по |
потоку и |
при |
некотором |
значе |
нии Re совпадает сточкой отрыва потока. Теперь срыв потока про исходит на участке турбулентного слоя. Средняя скорость и кине тическая энергия воздуха в нижней части турбулентного слоя
75
больше, для его остановки необходима большая |
работа сил дав*, |
||
ления. Соответственно величины а к р и сут&% |
возрастают, |
точка от |
|
рыва смещается назад, падение коэффициента су |
на |
закритиче- |
|
ских углах атаки протекает более плавно. |
|
|
|
Необходимо оговориться, что в реальных |
условиях полета боль |
шим числам Re соответствуют и большие числа М. В этих усло виях проявление сжимаемости воздуха играет обычно решающую роль в изменении величин а к р и cy m ax. Поэтому, рассматривая изо лированное влияние числа Re на указанные параметры, нужно считать число М фиксированным, т. е. предполагать, что число Re увеличивается не за счет повышения скорости, а за счет какихлибо других факторов, например за счет увеличения хорды про филя.
§ 3.5. Коэффициент профильного сопротивления
при малых числах М
Лобовое сопротивление QP участка крыла бесконечного раз маха принято называть п р о ф и л ь н ы м с о п р о т и в л е н и е м . Как и лобовое сопротивление любого тела, профильное сопротив ление можно разделить на сопротивление трения и сопротивление давления:
Qp = = Qrp "Т" QuBBn'
Естественно, |
что такую |
же |
структуру имеет |
и безразмерный |
||
коэффициент профильного |
сопротивления: |
|
|
|||
|
Qp |
Qrp |
Фдавл |
|
|
|
Cjc р = |
~$4~Z " |
|
|
"SqZ~ ~ Сд"Гр |
°х |
ДаВЛ' |
При малых числах М волновое сопротивление отсутствует, так что сопротивление давления имеет только вихревую природу. Так как современные крыловые профили имеют небольшие относи тельные толщины и весьма плавные обводы, затраты энергии на вихреобразование при их бессрывном обтекании невелики. В этих условиях коэффициент профильного сопротивления определяется главным образом силами трения. Для приближенной его оценки можно пользоваться формулой
|
|
|
c x p = 2cfyk, |
|
|
(3.13) |
|
где 2cf — удвоенный |
коэффициент трения |
плоской |
пластинки, |
||||
определяемый в зависимости от числа Рейнольдса и |
|||||||
положения точки перехода ламинарной структуры по |
|||||||
граничного |
слоя |
в турбулентную; |
|
|
|
|
|
У]с — эмпирический |
коэффициент, учитывающий вихревое со |
||||||
противление. |
На угле атаки ао |
он |
имеет |
величину |
|||
1,06—1,10 |
(тем больше, чем больше относительная |
тол |
|||||
щина профиля) |
и с приближением |
к углу |
атаки |
а т р |
|||
возрастает |
до 1,10—1,15. |
|
|
|
|
76
Таким образом, в условиях бэссрывного обтекания сопротив
ление давления может составлять 6—15% сопротивления трения. Ранее уже указывалось, что коэффициент трения пластинки
метно возрастает при переходе пограничного |
слоя |
ламинарного |
|
в турбулентное состояние. Из этого следует, что для уменьшенияза |
|||
коэффициента профильного сопротивления |
целесообразноиз |
иметь |
профили, на которых участок ламинарного пограничного слоя был
бы |
возможно шире и сохранялся бы до возможно больших чи |
сел |
Re. |
С началом развития срыва потока интенсивность вихреобразо-
вания |
около |
профиля быстро возрастает. Поэтому, начиная с угла |
атаки |
аТ р, |
наблюдается крутое увеличение коэффициента сх р |
(рис. |
3.13). |
|
Значительное увеличение сопротивления давления при срыве потока с верхней поверхности крыла легко обнаружить, сравнивая эпюры коэффициентов давления на рис. 3.11: при наличии срыва области больших разрежений над и под крылом смещаются на его
задние скаты. |
|
|
|
|
§ 3.6. |
Центр |
давления |
и аэродинамический фокус профиля |
|
Точку |
D пересечения полной аэродинамической |
силы R с хор- |
||
дой профиля |
называют |
ц е н т р о м д а в л е н и я |
п р о ф и л я |
(рис. 3.14). Положение центра давления на хорде принято харак
теризовать относительной |
координатой центра |
давления |
|
|
|
|
л-д = ^ . |
|
(3.14) |
Лобовое сопротивление Q направлено примерно вдоль хорды и |
||||
практически не влияет |
на |
величину хЛ. Поэтому центр |
давления |
|
можно рассматривать |
как |
точку приложения |
подъемной |
силы У. |
Другой характерной точкой на хорде является аэродинамиче ский фокус профиля. Чтобы понять смысл и значение этой точки, проанализируем распределение давления по несимметричному про филю на различных углах атаки.
При угле атаки ао нулевой подъемной силы точка О полного торможения потока примерно совпадает с носком профиля (рис. 3.15). Обтекая крыло, воздушные струйки сужаются. И под крылом — ближе к носку, и над крылом—дальше от носка струй' ки имеют минимальные сечения, которым соответствуют два пика разрежения. Эпюра коэффициентов давления образует восьмерку, передняя петля которой создает отрицательную (Уоп), а задняя — такую же по величине положительную (Уоз) подъемную силу.
Распределенную воздушную нагрузку профиля при а = ао будем называть начальной нагрузкой. Она сводится к паре сил, момент которой Mzo называют моментом профиля при нулевой подъемной силе. У профилей с положительной кривизной он направлен в сторону уменьшения угла атаки и по общепринятому правилу зна ков считается отрицательным.
77
Характер начальной нагрузки и величина момента Мг0 |
зависят |
от формы профиля и прежде всего от его относительной |
кривиз |
ны /. Чем больше кривизна профиля, тем больше отрицательный
угол атаки ао, больше и расположены |
дальше |
друг от |
друга |
|
силы Y 0 n |
и F 0 3 , больше абсолютная |
величина |
момента |
Мгй. |
В случае |
симметричного профиля а0 = 0 |
и начальная нагрузка об |
разует не восьмерку, а единую кривую, общую для верхней и
•нижней дужек, так что момент M z |
0 = 0. |
|
|
При увеличении угла атаки от ао происходит постепенное су |
|||
жение струек около передней части |
верхней |
поверхности |
крыла и |
их расширение около задней части |
нижней |
поверхности. |
Соответ- |
Рис. |
3.14. Центр |
давления |
! |
Нагрузка профиля |
Рис. 3.15. |
||||
|
профиля |
|
|
при а = ао |
ственно |
к начальной |
нагрузке |
прибавляется |
дополнительная рас |
пределенная нагрузка в виде добавочных разрежений на верхней поверхности крыла (преимущественно в передней ее части) и до бавочных положительных избыточных давлений на нижней по
верхности крыла |
(в основном в задней ее части). Эту |
дополни |
тельную нагрузку будем называть несущей. |
|
|
В отличие от начальной нагрузки, которая является следствием |
||
деформации струек при обтекании данного профиля на |
угле ата |
|
ки а0 , несущая нагрузка обусловлена дополнительными |
деформа-' |
|
циями струек при |
увеличении угла атаки и характер ее |
распреде |
ления по профилю практически не зависит от его формы. Соответ ственно не зависит от формы профиля и координата точки при
ложения равнодействующей |
несущей |
нагрузки. |
Эта |
координата |
||||
(в |
пределах |
бессрывного обтекания) |
не |
зависит |
и от |
угла |
атаки, |
|
так |
как при |
его увеличении |
перемещение |
пика разрежения |
вперед |
компенсируется смещением назад области положительных избы
точных давлений |
под крылом. |
|
|
|
Очевидно, |
что равнодействующая |
несущей |
нагрузки — это |
|
подъемная сила |
У. Точку F приложения |
этой равнодействующей |
||
и называют |
а э р о д и н а м и ч е с к и м |
ф о к у с о м |
п р о ф и л я . |
78