Файл: Цейтлин Г.М. Аэродинамика и динамика полета самолета с ТРД учебник.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.04.2024
Просмотров: 183
Скачиваний: 17
фициент давления в произвольной точке профиля при произволь ном числе Мт е определяется в виде
Ряс |
(3.16) |
|
Mt>M,
I |
X |
|
|
|
|
|
|
|
кр2 а к р 1 |
|
|
Рис. 3.19. Перераспределение |
дав |
Рис. 3.20. |
Влияние |
проявления |
|
ления по профилю с увеличением |
сжимаемости |
воздуха |
на |
зависи |
|
числа М „ |
|
мости су (я) и |
сх |
(а) |
Такую же структуру имеют формулы, выражающие зависимо
сти |
коэффициента |
|
су |
при a-const и производной |
от числа М |
|||||||||
невозмущенного |
потока: |
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||
|
|
|
|
|
|
|
|
<~у не |
|
|
(3.17) |
|||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
mi |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
с;- |
|
у НС |
|
|
|
(3.18) |
||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Mi |
|
|
|
|
|
Разумеется, |
что |
чем больше |
угол |
атаки и |
толщина |
профиля, |
||||||||
тем большую ошибку дают формулы линейной теории. |
|
|
||||||||||||
Найдем |
точную |
зависимость |
коэффициента |
давления ртах |
в |
|||||||||
точке полного торможения от числа |
М ю . Абсолютное |
давление |
в |
|||||||||||
указанной |
точке |
определяется |
на |
основании |
формул |
(1.25) |
и |
|||||||
(1.23-2): |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
/>o = / > „ 0 + 0 . 2 M 2 J 3 ' 5 . |
|
|
|
|
||||
Скоростной |
напор |
невозмущенного |
потока |
согласно |
выраже |
|||||||||
нию |
(1.44) |
равен: |
|
q = QJp |
М 2 . |
|
|
|
|
|||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||
|
|
|
|
|
|
1 ГО |
' |
Г СО |
00 |
|
|
|
|
|
Следовательно, |
коэффициент |
давления |
|
|
|
|
||||||||
|
|
|
- |
|
^ |
Ро-Р„ |
^ (1 + 0 . 2 М 2 , ) 3 ' 5 - ! |
|
(3.19) |
|||||
|
|
|
Рт™ |
|
~ |
Я~ |
|
|
0,7М2 |
|
|
|||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
83
С увеличением числа Мт е |
максимальный коэффициент |
давле» |
|||
ния возрастает. При |
Мт е = 1 |
он достигает |
значения 1,275, т. е. ста« |
||
новится на 27,5% больше, |
чем в несжимаемом потоке. |
|
|||
§ 3.8. Критическая скорость и критическое число М профиля. |
|||||
Местные сверхзвуковые зоны и скачки уплотнения |
|
||||
При дозвуковом |
обтекании |
профиля |
и положительном |
угле |
атаки местная скорость воздуха имеет максимальное значение в сечении j m i n струйки около верхней дужки (рис. 3.21). Эта ско-
тт
Рис, 3.21. К определению критической скоро сти профиля
рость может значительно превышать скорость невозмущенного по
тока |
(скорость |
полета) |
V^. Так как разгон |
воздуха над |
крылом |
||
сопровождается |
понижением |
температуры, |
то |
местная |
скорость |
||
звука |
а . ^ 2 0 | / |
Т в указанном |
сечении струйки |
меньше |
скорости |
||
звука |
в невозмущенном |
потоке. |
|
|
|
Если постепенно увеличивать скорость невозмущенного потока (скорость полета), то местные значения скорости воздуха и ско
рости |
звука в сечении fmin будут приближаться друг к другу и в |
конце |
концов совпадут. |
Скорость невозмущенного потока (полета) V K p , при которой местная скорость воздуха вблизи хотя бы одной точки профиля
достигает местной скорости |
звука, |
называется к р и т и ч е с к о й |
||
с к о р о с т ь ю данного п р о ф и л я , |
а соответствующее |
этой ско |
||
рости |
число МК р невозмущенного потока (полета) — |
к р и т и ч е |
||
с к и м |
ч и с л о м М данного |
профиля: |
|
|
|
М1 ( р = ^ . |
(3.20) |
84
Очевидно, что для любого профиля, имеющего конечную тол
щину, VKp<Lax |
и |
М к р < 1 . Ч е м сильнее |
сужается струйка |
около |
|||
профиля, |
т. |
е. чем меньше |
сечение fm in |
по |
сравнению |
с сече |
|
нием / т е |
той |
же |
струйки в |
невозмущенном |
потоке, тем |
больше |
максимальная местная скорость уже при малых значениях М» и, следовательно, меньше критическое число МК р. Степень сужения струйки зависит от относительной толщины профиля и угла атаки. Однако эта зависимость сложна и неодпообразна. Поэтому оценка
критического числа |
М обычно |
производится |
не непосредственно |
по геометрическим |
параметрам |
и углу атаки |
профиля, а по кар- |
Рис. 3.22. |
Кривая С. А. |
Христиано- |
Рис. 3.23. Местная сверхзвуковая |
зона |
|||
|
вича |
|
|
|
|
|
|
тине распределения |
давления, |
полученной |
в несжимаемом |
потоке, |
|||
т. е. при |
малых числах |
В эпюре рЯс(х) |
суммируются |
все |
осо |
бенности обтекания данного_профиля при данном угле атаки и ве
личина |
пика |
разрежения |
ртшне позволяет судить |
о |
сужении |
струек, |
о максимальной местной скорости, а значит, и о величине |
||||
критического |
числа М. |
|
|
|
|
Количественная зависимость между критическим числом М |
|||||
профиля и величиной пика разрежения в несжимаемом |
потоке |
||||
(рис. |
3.22) была получена советским ученым |
академиком |
|||
С. А. |
Христиановичем. |
|
|
|
|
При |
|
= М К р сечение |
струйки / т щ становится |
критическим. |
Это значит, что полностью исчерпаны возможности разгона воз духа в сужающейся части струйки на переднем скате профиля (напомним, что ни при каком запасе механической энергии потока скорость в минимальном сечении струйки не может превысить критическую скорость аир).
При дальнейшем увеличении числа Мт о струйка около крыла, подобно соплу Лаваля, выходит на сверхзвуковой режим; часть энергии давления, которая теперь не может преобразоваться в ки
нетическую на переднем |
скате профиля, |
будет |
срабатываться |
в расширяющейся части |
струйки на |
заднем |
скате; здесь |
продолжается разгон воздуха и образуется местная |
сверхзвуковая |
||
зона (рис. 3.23), |
|
|
|
85
Границами местной сверхзвуковой зоны являются:
— спереди сверху — поверхность АВ, на которой располага ются минимальные сечения элементарных струек и которая, сле довательно, является геометрическим местом перехода через ско
рость звука в процессе плавного разгона |
воздуха; |
|
|||
— |
снизу — поверхность |
АС, на которой |
V — a |
в пограничном |
|
слое; |
|
ВС — фронт |
|
|
|
— |
сзади — поверхность |
местного |
скачка уплотне |
||
ния, |
которым обязательно замыкается |
местная |
сверхзвуковая |
||
зона. |
|
|
|
|
|
Местный скачок уплотнения образуется принципальио так же, как и головной скачок. Различие состоит лишь в том, что роль
препятствия, |
тормозящего |
сверхзвуковые |
струйки, |
здесь играет |
|
не носок твердого тела, а |
воздушная масса, движущаяся |
за кры |
|||
лом со скоростью невозмущенного потока |
Vx<Cax. |
При |
разгоне |
||
воздуха в сверхзвуковой зоне возникают значительные |
разреже |
||||
ния и сюда |
из области более высокого (атмосферного) |
давления |
за крылом распространяются ударные волны. Продвигаясь на встречу потоку, они постепенно ослабевают, их собственная ско рость W уменьшается и в некотором положении становится равна местной скорости воздуха в сверхзвуковой зоне. В этом положе нии волны останавливаются относительно крыла, образуя стацио
нарныйфронт |
местного скачка уплотнения. |
|
Обычно перед основным, прямым местным скачком |
образуется |
|
слабый косой скачок уплотнения, за которым поток |
остается |
|
сверхзвуковым |
(рис. 3.24). Дело в том, что повышенное |
давление |
из-за основного скачка уплотнения беспрепятственно распростра няется вперед в нижней дозвуковой части пограничного слоя, вы зывая его торможение и уплотнение. При этом линии тока внеш него потока искривляются во внутреннюю сторону, что и приво дит к образованию косого скачка уплотнения. Комбинацию пря
мого и косого скачков называют |
л а м б д о о б р а з н ы м |
с к а ч |
|
к о м у п л о т н е н и я . |
Образование Х-образного скачка |
особенно |
|
характерно Б случае |
ламинарного |
пограничного слоя, имеющего |
более пологий профиль скоростей, а следовательно, и более тол стую дозвуковую часть.
При значительной интенсивности местного скачка |
уплотнения |
|||
нижняя часть |
пограничного слоя под ним останавливается, здесь |
|||
накапливается |
заторможенный |
воздух и |
подобно тому, как это |
|
бывает на больших углах атаки, происходит отрыв |
потока'непо |
|||
средственно из-под скачка. Это |
явление |
называют |
в о л н о в ы м |
|
с р ы в о м . |
|
|
|
|
Динамика развития местных сверхзвуковых зон и скачков уплотнения на профиле схематично показана на рис. 3.25. Пока
число Мт е |
незначительно превышает |
М к р , сверхзвуковая зона |
не |
||
велика, интенсивность |
скачка мала, |
волновой |
срыв отсутствует. |
||
С увеличением числа |
М м критические |
скорости |
достигаются в ми |
||
нимальных |
сечениях |
элементарных |
струек, расположенных |
все |
86
дальше от крыла и имеющих меньшее сужение. Это приводит к расширению сверхзвуковой зоны по высоте. Одновременно увели
чивается |
запас |
механической |
энергии потока (повышается |
давле |
ние ро~ |
О + |
0 , 2 М ^ ) 3 , 5 при |
неизменном давлении рх за |
кры |
лом), в связи с чем становится возможным разгон воздуха до все большей сверхзвуковой скорости, скачок уплотнения постепенно смещается к хвостику профиля и сверхзвуковая зона расширяется вдоль линий тока. Естественно, что интенсивность скачка при этом повышается, образуется волновой срыв. При положительном угле
атаки и числе М„, несколько превышающем |
М к р , |
местная |
сверх |
||
звуковая зона и скачок уплотнения образуются |
и под |
крылом. |
|||
м*о.в |
Л? - 0 |
85 |
М* |
0 |
9 |
Рис. 3.24. Ламбдообразный |
Рис. 3.25. Динамика развития местных сверх |
скачок уплотнения |
звуковых зон и скачков уплотнения |
Так как минимальное сечение струйки здесь расположено дальше от передней кромки, а расширение струйки за этим сечением про текает более плавно, то с дальнейшим увеличением числа М» ниж ний скачок уплотнения обычно занимает более заднее положение (разумеется, при отрицательных углах атаки условия на верхней и нижней дужках профиля взаимно меняются). При М«, = 1 мест ные скачки выходят на заднюю кромку и превращаются в хвосто вые скачки уплотнения, а перед носком профиля начинается фор
мирование |
головного |
скачка |
уплотнения. |
|
|
||
Заметим, что при |
числе |
t |
точно |
равном |
единице, еще не |
||
возможно |
существование стационарного |
фронта ударных волн: |
|||||
Vx = |
ат е |
и условие |
равновесия |
скачка |
W= |
может реализо |
|
ваться |
только далеко |
перед |
крылом (теоретически в бесконечно |
сти), где сильные ударные волны, идущие от носка, предельно ослабляются, вырождаются в звуковые и скорость их распростра
нения уменьшается |
до величины |
скорости звука |
аж, |
|
|||
С |
дальнейшим |
увеличением |
числа М ю |
фронт |
ударных |
волн |
|
становится все мощнее и быстро приближается |
к крылу. |
Если |
|||||
крыло |
имеет острую переднюю |
кромку, |
то на |
ней при |
= |
||
= 1,05-5-1,1 формируются косые |
присоединенные |
головные скачки, |
за которыми поток остается сверхзвуковым. Обтекание профиля по всей его длине становится сверхзвуковым. Закономерности
87