Файл: Цейтлин Г.М. Аэродинамика и динамика полета самолета с ТРД учебник.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.04.2024
Просмотров: 181
Скачиваний: 17
Исследования показывают, что в условиях бессрывного обтекания при малых числах М аэродинамический фокус любого реального крылового профиля располагается на 'Д его хорды от носка, т. е.
относительная |
координата фокуса |
хР = - у - = 0,25. |
|
|||||||||||||||
|
В |
начале |
параграфа |
было |
показано, что подъемная сила про |
|||||||||||||
филя приложена в центре давления D. Теперь мы установили, что |
||||||||||||||||||
она приложена в аэродинамическом фокусе F. Никакого противо |
||||||||||||||||||
речия здесь нет. Просто речь идет о двух ме |
|
|
||||||||||||||||
ханически |
эквивалентных |
схемах изображения |
|
|
||||||||||||||
аэродинамической |
нагрузки. |
Указанную |
на |
|
|
|||||||||||||
грузку можно |
представить |
в |
виде |
аэродина |
|
|
||||||||||||
мических |
сил, приложенных |
в центре |
давле |
D |
|
|||||||||||||
ния |
(рис. 3.16,а). Если же |
выделить |
отдель |
|
||||||||||||||
но |
начальную |
нагрузку |
(при а = ао), |
мы |
по |
|
|
|||||||||||
лучаем вторую схему: аэродинамические силы |
|
|
||||||||||||||||
приложены |
в фокусе |
профиля |
и, |
кроме |
|
того, |
а |
|
||||||||||
на |
профиль |
действует |
момент |
М20 |
при |
нуле |
|
|||||||||||
ХдХр |
||||||||||||||||||
вой |
подъемной |
силе |
(рис. 3.16,6). Так |
|
как |
|||||||||||||
обе схемы эквивалентны, то моменты относи |
|
|
||||||||||||||||
тельно произвольной точки, определенные на |
|
|
||||||||||||||||
основании |
любой |
из этих схем, одинаковы. На |
|
|
||||||||||||||
пример, момент |
относительно |
аэродинамиче |
|
|
||||||||||||||
ского |
фокуса |
по |
первой |
схеме — Y (хл— |
|
xF) |
а |
|
||||||||||
равен |
моменту |
Mz0 |
относительно |
фокуса |
по |
|
||||||||||||
d |
|
|||||||||||||||||
второй схеме: |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||||
|
|
|
|
м г0 • |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Рис. 3.16. |
Две схе |
|||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
мы изображения |
|||||
Из |
последнего |
выражения следует, |
что мо |
воздушной |
на |
|||||||||||||
мент |
Mz0, |
который |
ранее |
был |
назван |
момен |
грузки |
|||||||||||
том |
профиля |
при |
нулевой |
подъемной |
силе, |
|
|
можно называть также моментом аэродинамических сил (подъ емной силы) относительно фокуса профиля. Для перехода к без размерным коэффициентам разделим момент на произведение
Y q~s
Отсюда относительная координата центра давления
х я ~ х Р - ^ . |
(3.15) |
Имея в виду, что величины mz0 (для данного профиля) и Хр постоянны, причем для применяющихся в самолетостроении про филей с положительной кривизной m z 0 < 0 , легко представить себе
характер зависимости хл(су). |
График такой зависимости показан |
на рис. 3.17, |
|
79
При су>0 |
xn>xF, |
т. е. |
центр давления расположен |
позади |
аэродинамического |
фокуса, |
приближается к нему с увеличением су |
||
и уходит в бесконечность за крылом с приближением су |
к нулю. |
|||
При су<0 |
центр |
давления находится впереди фокуса, |
прибли |
жается к фокусу с увеличением отрицательного значения су и стремится к бесконечности перед крылом, если коэффициент су приближается к нулю со стороны отрицательных значений. Физи
чески это объясняется тем, что с |
увеличением абсолютного зна |
||
чения коэффициента с„ начальная |
нагрузка |
играет все |
меньшую |
роль по сравнению с несущей; при больших |
значениях |
\су\ и | а / |
-Р
Рис. |
3.17. |
Перемещение |
центра |
Рис. 3.18. |
Центр |
давления |
и аэро |
давления |
с изменением угла атаки |
динамический |
фокус профиля |
||||
полная |
нагрузка, которой |
непосредственно |
соответствует |
схема а |
на рис. 3.16, практически совпадает с несущей нагрузкой. С при
ближением \су\ |
к |
Т1улю |
полная |
нагрузка стремится |
к |
начальной. |
||
У симметричных |
профилей т г 0 |
= 0 и, |
следовательно, |
хл |
= хр |
неза |
||
висимо от величины су— |
центр |
давления совпадает с |
аэродинами |
|||||
ческим фокусом. |
|
|
|
|
|
|
|
|
Ранее аэродинамический фокус профилябыл определен как |
||||||||
точка приложения |
равнодействующей |
несущей нагрузки. Так |
как |
в расчленении нагрузки на начальную и несущую при решении практических задач обычно нет необходимости, такое определение фокуса неудобно. Исходя из того, что при изменении угла атаки начальная нагрузка не меняется и, следовательно, изменение пол ной нагрузки происходит только за счет приращения несущей на грузки, равнодействующей которого является приращение подъем ной силы, можно сформулировать следующее определение фокуса, которое впредь будем считать основным.
80
А э р о д и н а м и ч е с к и й |
ф о к у с п р о ф и л я — это |
точка |
на его хорде, в которой приложены приращения подъемной |
силы, |
|
обусловленные изменениями |
угла атаки. |
|
Основные свойства аэродинамического фокуса очевидны из ска занного выше:
— положение (относительная координата) аэродинамического фокуса в пределах бессрывного обтекания не зависит от формы
профиля и угла |
атаки, при малых |
числах М .vF = 0,25; |
||
— момент |
аэродинамических |
сил относительно фокуса про |
||
филя также не зависит от угла |
атаки |
и всегда |
равен моменту |
|
пары сил, к которой сводится воздушная |
нагрузка |
при а = а0- |
Определение аэродинамического фокуса дополнительно пока зано на рис. 3.18. Пусть известна эпюра р(х) для некоторого про филя на угле атаки <ц. Соответствующая этой эпюре подъемная сила Y\ приложена в центре давления Dt. При увеличении угла атаки до значения аг увеличились разрежения над крылом и из быточные давления под ним (заштрихованная площадь эпюры). Равнодействующая приращения нагрузки — прирост подъемной
силы АУ — приложена |
в аэродинамическом фокусе профиля F. |
В результате сложения |
сил Y{ и А У получается подъемная сила У2 |
на новом угле атаки аг, которая приложена в новом центре дав ления D2.
§3.7. Влияние сжимаемости воздуха на аэродинамические
характеристики профиля при дозвуковом обтекании
Как уже говорилось, при малых числах М (до 0,4—0,5) про явление сжимаемости воздуха в струйках можно не учитывать. Для краткости такой поток будем называть несжимаемым, а его
параметры будем отмечать |
индексом |
«не». |
В несжимаемом потоке |
изменения |
скорости, а следовательно, |
и коэффициентов давления обусловлены только изменениями пло
щади |
сечения струек |
(см. выражение 3.7-2). |
Если |
считать, |
что |
||
деформации линий |
тока при обтекании профиля |
определяются |
|||||
только |
его формой |
и углом |
атаки и не зависят |
от скорости и чис |
|||
ла М |
(в дозвуковом |
потоке |
это близко к действительности), |
то и |
распределение коэффициентов давления по профилю в несжимае мом потоке при увеличении скорости остается неизменным. Это
значит, что постоянными |
будут и все параметры, |
зависящие |
от |
||
распределения давления: коэффициенты су, |
схж, тг0, |
относитель |
|||
ные координаты хя |
н Xf. |
|
|
|
|
Другими словами, до |
чисел М = 0,4-т-0,5 |
аэродинамические |
ха |
||
рактеристики профиля практически не меняются. |
|
|
|||
Если, не меняя угла атаки, постепенно увеличивать число |
М т е |
||||
свыше указанных |
значений, то сжимаемость |
воздуха |
будет влиять |
н'а изменения скорости все сильнее. Там, где струйки сужаются и скорость возрастает, воздух будет расширяться. Та же воздушная масса тс будет занимать больший объем, чем она занимала в не-
81
возмущенном потоке, и, следовательно, сможет проходить через
заданное сечение только |
при условии дополнительного увеличения |
|||
скорости. Так как разгон воздуха |
(увеличение его |
кинетической |
||
энергии) происходит за счет работы |
давления, а путь, на котором |
|||
эта работа |
выполняется |
(расстояние |
между соответствующими се |
|
чениями), |
остается неизменным, то |
дополнительное, |
обусловлен |
ное расширениемвоздуха увеличение скорости неизбежно сопро вождается дополнительным падением давления.
Рассуждая таким же путем, легко установить, что на участках, где струйки расширяются, с увеличением числа Моо воздух будет
сжиматься; это приведет к дополнительному |
уменьшению скорости |
||
и повышению |
давления. |
|
|
Таким образом, с увеличением |
числа |
М<х> избыточные (над |
|
атмосферным) |
давления, а значит, |
и коэффициенты давления во |
всех точках профиля увеличиваются по абсолютному значению, не
меняя знака. Примерный характер перераспределения |
коэффи |
||
циентов |
давления по профилю с увеличением числа Ме т |
показан |
|
на рис. |
3.19. |
|
|
Если |
с увеличением |
числа М м увеличиваются абсолютные зна |
|
чения коэффициентов |
давления, то будут возрастать и |
абсолют |
ные значения всех других аэродинамических коэффициентов, об
условленных |
силами |
давления. |
Так, |
коэффициент |
подъемной |
|||
силы су, |
пропорциональный площади эпюры р (х), |
увеличивается |
||||||
в такой |
же |
степени, как и среднее значение коэффициента давле |
||||||
ния. Увеличение коэффициента су |
при неизменном |
угле атаки |
рав |
|||||
носильно |
увеличению |
его производной |
по углу атаки |
с*. В |
такой |
же степени будет возрастать и коэффициент сопротивления давле ния схя. Однако следует помнить, что при плавном дозвуковом обтекании сопротивление давления невелико по сравнению с со противлением трения, коэффициент которого схтр плавно умень шается с увеличением числа Мт е . В результате полный коэффи циент лобового сопротивления сх
— СхдЧ-Сж^р практически не изме няется. Так как коэффициенты давления во всех точках увеличи ваются пропорционально своим исходным значениям, то общий характер распределения аэродинамической нагрузки вдоль хорды
профиля, а следовательно, и координаты |
центра давления |
хд и |
|
аэродинамического фокуса хР |
от числа |
не зависят. Поскольку |
|
с увеличением числа Мт а пик |
разрежения |
увеличивается, а |
давле |
ние на хвостике профиля остается атмосферным, силы давления, тормозящие пограничный слой на заднем скате верхней поверх ности крыла, возрастают и, следовательно, величины <хтр, <хКр и Сушах уменьшаются. Примерный характер преобразования зависи мостей Су (а) и с я (а) с увеличением числа Моо при дозвуковом обтекании показан на рис. 3.20.
Для приближенной количественной оценки влияния сжимаемо сти воздуха на аэродинамические характеристики профиля удобно пользоваться формулами линейной теории, согласно которой коэф82