Файл: Цейтлин Г.М. Аэродинамика и динамика полета самолета с ТРД учебник.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.04.2024
Просмотров: 184
Скачиваний: 17
такого обтекания |
будут |
рассматриваться |
в последующих |
пара |
||
графах. |
|
|
|
|
|
|
Если |
профиль |
имеет закругленный носок |
(см. рис. 3.32, |
§ 3.10), |
||
то |
перед |
ним формируется отсоединенный криволинейный голов |
||||
ной |
скачок уплотнения, |
средняя часть которого независимо от |
||||
числа |
имеет угол наклона ср^90°. За таким скачком скорость |
может быть только меньше скорости звука. Поэтому обтекание профиля с закругленным носком остается смешанным при сколь
угодно большом значении М». |
Однако по мере увеличения чис |
||||
ла |
и |
приближения скачка |
к крылу деформация линий тока |
||
перед |
ним |
осуществляется на |
все меньшем |
участке |
и протекает |
все более интенсивно. В связи |
с этим минимальное |
(критическое) |
|||
сечение струйки с увеличением |
числа |
быстро |
приближается |
к носку и участок дозвукового обтекания, который в сверхзвуко вом потоке можно назвать местной дозвуковой зоной, сокращает ся, его влияние на аэродинамические характеристики профиля уменьшается.
§ 3.9. Аэродинамические характеристики профиля
при смешанном обтекании
Из предыдущего параграфа видно, что при Моо>М к р обте кание профиля становится смешанным: наряду с дозвуковыми уча стками около крыла появляются зоны, в которых скорость внеш него потока (вне пограничного слоя) становится сверхзвуковой.
Для того чтобы понять аэродинамические характеристики про филя при смешанном обтекании, прежде всего необходимо вы явить, как меняется распределение давления по профилю при уве
личении |
числа |
Мм |
сверх |
М к р . |
С |
увеличением |
числа |
М<» |
до |
|
еди |
||||||||
ницы коэффициент давления в точке полного |
торможения |
возра |
|||||||||||||||||
стает |
(см. |
формулу 3.19). Будем |
считать, |
что |
эта |
точка |
|
нахо |
|||||||||||
дится |
непосредственно |
в |
носке |
профиля |
(при |
небольших |
углах |
||||||||||||
атаки это весьма близко к действительности). |
|
|
|
|
|
|
|||||||||||||
Коэффициент давления в минимальном сечении струйки до |
|||||||||||||||||||
критического числа М плавно уменьшается |
(растет |
пик |
разреже |
||||||||||||||||
ния). |
При |
|
= М к р |
минимальное |
сечение |
|
становится |
критиче |
|||||||||||
ским. |
Давление |
в |
этом |
сечении /?Кр = 0,528 р0, |
|
а |
коэффициент |
дав |
|||||||||||
ления |
в |
диапазоне |
чисел |
М м от |
М к р |
до |
Мт е |
= 1 , как следует из |
|||||||||||
формулы |
(3.19), с |
увеличением |
|
|
|
будет |
повышаться |
(пик |
раз |
||||||||||
режения |
падает): |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||
|
|
|
|
|
|
0,528(1 |
+ |
|
0 , 2 M i ) 3 ' 5 - l |
|
|
|
|
|
|
|
|||
|
|
|
|
|
|
|
|
ш |
„ |
|
|
|
• |
|
|
|
|
( 3 - 2 1 ) |
|
При |
Мт е |
= |
1 V M =йК р, |
воздух |
|
на |
переднем |
скаге |
профиля |
раз |
|||||||||
гоняется |
от |
1/ = 0 до а к |
р = |
V M , |
ркр |
|
= |
р<0 и ркр |
|
= |
0. |
|
|
|
|
88
При |
> М к р разгон воздуха продолжается за |
минимальным |
сечением |
струйки — в местной сверхзвуковой зоне. |
Максимальная |
местная скорость, а следовательно, и пик разрежения теперь до стигаются непосредственно перед скачком уплотнения. На скачке
воздух резко |
тормозится и давление повышается; за скачком по |
|
ток, |
ставший |
дозвуковым, плавно дотормаживается до V=Voo, |
но в |
связи с |
потерями механической энергии на скачке уплотне |
ния |
давление |
остается ниже атмосферного. Поэтому, как бы ве- |
Рис. |
3.26. |
Перераспределение давле- |
Рис. 3.27. Аэродинамические ха- |
||
ния |
по |
верхней |
дужке |
профиля |
рактеристики профиля при сме- |
|
с увеличением |
числа |
М . |
шанмом обтекании |
лика ни была интенсивность скачка уплотнения, коэффициенты
давления за ним |
всегда |
остаются меньшими, чем они были в тех |
||||
же точках |
профиля при |
М^ |
М к р . Перераспределение |
давления |
||
по верхней |
дужке |
профиля с увеличением числа |
Мое при |
а = const |
||
показано на |
рис. |
3.26. |
р(х), |
|
|
|
Анализируя графики |
можно установить, |
как изменяются |
аэродинамические коэффициенты профиля. Так как увеличение
числа |
Моо от М к р до |
Moo^l сопровождается повышением коэф |
|
фициентов давления |
на передней части профиля и их уменьше |
||
нием |
на |
его задней |
части, то коэффициент лобового сопротивле |
ния сх |
в |
указанном |
диапазоне чисел М» непрерывно возрастает |
(рис. 3.27). Дополнительное сопротивление профиля при смешан
ном обтекании по своей |
природе является волновым, так |
как оно |
в основном обусловлено |
потерями механической энергии |
потока |
89
на скачках уплотнения. Строго говоря, некоторая часть этого со противления отражает затраты энергии на вихреобразование при волновом срыве.
Когда число Мт е лишь незначительно превышает М 1 ф , сверх звуковая зона узка и местный скачок располагается сразу за кри
тическим сечением. В этих условиях давление повышается |
лишь |
на небольшом участке верхней поверхности крыла. На остальной |
|
части верхней поверхности давление уменьшается. Кроме того, |
|
происходит повышение давления под крылом. В результате |
пло |
щадь эпюры р(х) увеличивается |
и коэффициент подъемной силы су |
||
возрастает, обычно |
даже круче, |
чем при Мт о |
< М К р . |
При дальнейшем |
увеличении |
участок |
верхней поверхно |
сти, на котором давление повышается, быстро расширяется, а уча сток, где возрастают разрежения, сокращается. Это приводит к быстрому замедлению роста, а затем к интенсивному падению производной с*. С приближением Мт е к единице в зависимости от
формы профиля и угла атаки течение функции с* (М„) может быть различным.
Для профилей с нулевой или небольшой положительной кри визной, которые в основном используются в крыльях скоростных самолетов, при небольших положительных углах атаки в указан
ном диапазоне |
чисел |
Мо т |
характерно заметное увеличение |
про |
изводной с* |
Оно объясняется тем, что за счет более заднего |
|||
расположения |
сечения |
[ т \ п |
и очень плавного последующего |
рас |
ширения струйки нижний скачок раньше, чем верхний, прибли
жается к хвостику |
профиля. |
При этом на всей нижней поверх |
ности с увеличением |
числа |
давление повышается, в то время |
как над крылом между верхним скачком и задней кромкой еще
остается |
участок |
поверхности, на |
котором увеличиваются разре |
|||
жения. При больших углах атаки |
воздух под крылом |
заторможен |
||||
сильнее, |
нижний |
скачок |
образуется |
при большем числе |
и вы |
|
ходит на кромку после верхнего |
скачка. В этом случае увели |
|||||
чения |
производной - С, |
естественно, нет. С увеличением числа Мт е |
||||
свыше |
М к р основная часть аэродинамической нагрузки |
смещается |
назад. Соответственно назад сдвигается и аэродинамический фо кус профиля.
Зависимость су(а) при смешанном обтекании не является строго линейной, так как каждому углу атаки соответствует свое, частное значение критического числа М. Так, если основным кри
тическим |
числом |
М некоторого профиля считать значение МК р при |
а = 0, то |
при М т е ) |
несколько меньшем этого значения, обтекание |
профиля на малых углах атаки будет дозвуковым. При некотором
угле а > 0 |
это же |
значение |
М м окажется |
критическим. При не |
||
сколько большем |
угле |
атаки |
выбранное число Мт е будет |
закри- |
||
тическим |
и Су за счет |
сжимаемости воздуха |
дополнительно |
возра- |
90
стет. При еще больших углах атаки |
то же самое |
число Мх |
|
попа |
|||||||||||
дает |
в |
область |
интенсивного падения су, которое |
частично |
ней |
||||||||||
трализует повышение су |
за счет увеличения |
угла атаки, |
и |
наклон |
|||||||||||
кривой |
Су (а) |
уменьшится. Однако в |
ограниченной |
области |
углов |
||||||||||
атаки, |
которая |
обычно |
используется |
|
в полете |
при |
Моо, |
близких |
|||||||
к М к р , |
можно |
пренебречь указанным- |
обстоятельством |
и |
считать |
||||||||||
зависимость су(а) |
при любом фиксированном |
числе М м |
линейной. |
||||||||||||
Тогда |
производная |
с* с увеличением |
числа |
М м |
будет изменяться |
||||||||||
так же, как сам |
коэффициент су |
при |
а = const. |
|
|
|
|
|
|||||||
Критический |
угол атаки и максимальное значение |
|
коэффи |
||||||||||||
циента подъемной силы с увеличением числа |
|
свыше |
М к р |
сна |
|||||||||||
чала |
интенсивно |
уменьшаются, |
затем |
их уменьшение |
замедляется, |
||||||||||
а при |
Мое, близких |
к единице, |
они |
могут даже |
несколько возра |
сти. Дело в то.\г, что в сверхзвуковой зоне происходит разгон воз духа, давление вдоль линий тока понижается и, следовательно, здесь нет условий для образования срыва. Срыв потока при сме шанном обтекании происходит из-под скачка. Пока число Мт е незначительно превышает критическое, местный скачок уплотне ния и совпадающая с его основанием точка отрыва потока рас
положены |
вблизи критического сечения. В |
этих условиях разви |
||||
тие срыва |
практически |
сразу |
приводит к падению су. С |
дальней |
||
шим |
увеличением числа |
Мо т |
скачок и совпадающая с его основа |
|||
нием |
точка |
отрыва постепенно смещаются |
к хвостику |
профиля, |
срыв потока охватывает все меньшую часть верхней поверхности крыла и, следовательно, меньше влияет на величину су.
Качественные изменения аэродинамических характеристик про филя, обусловленные образованием и развитием местных сверх
звуковых зон и скачков |
уплотнения, называют |
в о л н о в ы м |
к р и |
||||||
з и с о м |
п р о ф и л я , |
а |
диапазон чисел Мсо |
от |
М к р |
до М<х>=1, |
|||
в котором эти |
изменения |
происходят,— о б л а с т ь ю |
в о л н о |
||||||
в о г о |
к р и з и с а . |
Наиболее |
характерными |
критическими |
явле |
||||
ниями |
следует |
считать |
интенсивное увеличение |
коэффициента сх, |
падение коэффициента су и сдвиг аэродинамического фокуса про филя назад.
§ ЗЛО. Аэродинамические характеристики профиля при сверхзвуковом обтекании
i
Как уже отмечалось, аэродинамические характеристики про филя в основном определяются тем, как распределены по его контуру коэффициенты давления и как они перераспределяются при изменении условий обтекания (критерии геометрического, ки нематического и динамического подобия). В свою очередь харак тер распределения давления, связанный с изменениями скорости движения воздуха на внешней границе пограничного слоя, опреде ляется изменениями площади сечения воздушных струек, т. е.
91