Файл: Цейтлин Г.М. Аэродинамика и динамика полета самолета с ТРД учебник.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.04.2024

Просмотров: 187

Скачиваний: 17

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

тем, как профиль деформирует линии тока в обтекающем его воз­

душном потоке.

 

 

В сверхзвуковом

потоке изменения

скоростей и давлений мож­

но связать с углами

|3 поворота потока

(см. § 1.15).

В силу непроницаемости крыла вектор скорости воздуха около

произвольной точки

А его поверхности (рис. 3.28) направлен по

касательной к дужке профиля. Следовательно, угол 8 поворота линий тока относительно направления невозмущенного потока в

Рис. 3.28. К определению давления в произвольной точке профиля

этой точке складывается из угла атаки а и угла 8, заключенного между касательной к дужке профиля и хордой:

Р == я - j - 8.

Считая углы а и 8 достаточно малыми, а число Moo достаточно большим, определим избыточное давление в произвольной точке профиля по формуле линейной теории (1.42):

д

2 (а + I)

 

Р

^ ос Г ""'о

"

 

К м! - 1

 

Соответственно коэффициент давления в произвольной точке

будет

 

 

 

 

 

-

_

кр_

2S

(3.22)

 

 

 

 

 

Как видно,

распределенная

нагрузка

профиля в сверхзвуке-"

вом потоке делится

на две части. Первый

член уравнения (3.22)

выражает несущую нагрузку, обусловленную поворотом потока на угол а, а второй член — начальную нагрузку и зависит от формы профиля (при а = 0). В рамках линейной теории никакой взаимной связи между этими нагрузками нет, так как несущая нагрузка не зависит от формы профиля и ее можно рассмотреть на про­ стейшем профиле — на тонкой плоской пластинке АВ бесконечного размаха, установленной под небольшим углом а в сверхзвуковом потоке (рис. 3.29).

Передняя кромка пластинки разделяет поток на две части, об­ текающие ее сверху и снизу. Верхняя часть потока, входя на пла­ стинку, поворачивается на угол а, расширяется и разгоняется в секторе между волнами разрежения' АК\ и AKj. За волной АК2

92


воздух движется параллельно пластинке. Коэффициент давления здесь не меняется вдоль хорды и во всех точках верхней поверх-

ности составляет

Км ! _ i

Узадней кромки поток поворачивается на угол —а (во вну­ треннюю сторону) на хвостовом скачке уплотнения BL\. При этом (по линейной теории, пренебрегающей потерями механической энергии на скачках) восстанавли­ ваются параметры невозмущенного потока.

Нижняя часть потока около пе­

 

 

редней кромки

поворачивается

на

 

 

внутренний

угол — а,

сужается

и

 

 

тормозится

на

головном

скачке

 

 

уплотнения

АЬ2.

Соответственно

ко­

 

 

эффициент давления на нижней по­

 

ВП

верхности

пластинки

будет

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1

 

 

о

 

Восстановление

исходного

на­

 

нп

правления

и исходных

значений

па­

 

раметров нижнего

потока

осущест­

Рис. 3.29. Картина сверхзвукового

обтекания и

аэродинамические

вляется при его повороте на угол а

силы

пластинки

в секторе

КзВКл-

 

 

 

 

 

 

Таким образом, эпюра несущей нагрузки пластинки и любого тонкого профиля при сверхзвуковом обтекании имеет вид прямо­

угольника, симметричного относительно оси Ох.

Коэффициент

подъемной силы профиля

в сверхзвуковом потоке

будет

су=* j

(P*-PB)dx--

(3.23)

6

 

 

Поскольку несущая нагрузка распределена вдоль хорды рав­ номерно, то аэродинамический фокус F любого профиля (точка приложения равнодействующей несущей нагрузки) расположен на средине хорды:

3^ = 0,5.

(3.24)

Полная сила давления Rn направлена перпендикулярно хорде. Построив аэродинамические силы, видим, что сопротивление дав­ ления, которое в данном случае имеет волновую природу, будет

93


Обратим внимание на тот факт, что это сопротивление обуслов­ лено несущей нагрузкой- и непосредственно связано с подъемной силой. При дозвуковом обтекании крыла бесконечного размаха

такого сопротивления

нет. Сопротивление QB j

называют в о л н о ­

в ы м и н д у к т и в н ы м

с о п р о т и в л е н и е м .

Его энергетиче­

ский смысл и происхождение названия будут рассмотрены ниже применительно к крылу конечного размаха.

Коэффициент волнового индуктивного сопротивления профиля

найдем, разделив

выражение

QBi на произведение

Sqx:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Суа-.

 

4 а 2

 

 

 

 

 

 

 

(3.25)

 

 

 

 

 

 

 

 

1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Начальной нагрузки

(при а = ао) у тонкой

пластинки нет, так

как ее поверхности совпадают с хордой

и для

любой

точки

угол

8 = 0.

Но

такая нагрузка обязательно

имеется

у

любого профиля,

 

 

^

 

 

 

имеющего конечную

толщину.

 

 

 

 

 

 

 

Рассмотрим,

 

например,

клино­

-

3

^

 

 

 

видный

профиль, образованный тре­

 

 

1

b

Г |

 

мя

плоскими

гранями

(рис.

3.30).

 

 

 

 

 

 

При

а = 0

нижняя

 

поверхность

кли­

 

 

 

 

 

 

на,

как

и

пластинка,

не создает в

 

 

 

 

 

 

потоке

возмущений

и на

ней р н = 0.

 

 

 

 

 

I

При

входе

на передний

скат

 

верх-

 

 

 

 

 

ней

поверхности

поток

поворачи­

 

 

 

 

вп

 

вается

на угол §п . Соответственно

 

 

 

 

на этом

скате

 

 

 

 

 

 

 

О НП нп

 

 

X

 

 

Ра=о-

Ум*й

- 1

 

 

 

 

 

вп

 

 

 

При переходе на задний скат по­

Рис. 3.30.

Клиновидный профиль

в

сверхзвуковом

потоке

 

ток

поворачивается

на

угол

8П во

 

 

 

 

 

 

внешнюю сторону

(при этом

восста­

навливаются параметры невозмущенного потока) и еще в

ту же

сторону на угол Ь3. Поэтому на заднем

скате

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Р*=я

=

28,

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выражая

максимальную

толщину, с профиля

через углы

накло­

на переднего

и заднего

скатов:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

с = х1Ьв = (Ь —

х1)Ь„,

 

 

 

 

 

 

 

убеждаемся, что эти углы обратно пропорциональны соответст­ вующим отрезкам хорды:

1л. — Ь — хх

Это означает, что положительная и отрицательная площади эпюры р(х) равновелики и что, следовательно, начальная нагруз-

94


ка не создает подъемной силы. Сделанный вывод остается спра­ ведливым, если увеличить число граней, образующих профиль, или перейти в пределе к профилю с криволинейными обводами. В об­

щем виде этот вывод сводится к тому; что в сверхзвуковом

потоке

у любого профиля угол

нулевой подъемной силы 'а0

= 0. Как и при

дозвуковом обтекании

несимметричного профиля,

эпюра

началь­

ной нагрузки образует

восьмерку: передняя часть

клина

создает

отрицательную подъемную силу, а задняя — положительную. По­ этому момент при нулевой подъемной силе направлен на пикиро­ вание и при а > 0 центр давления расположен позади аэродинами­ ческого фокуса.

Момент Mzo для участка крыла с размахом / легко опреде­ лить, имея в виду, что равнодействующие нормальных сил давле­

ния переднего

и

заднего

участков

приложены

на

срединах

этих

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

х, ,

Ь — х,

 

b

участков и, следовательно, плечо между ними — -\

^=

" у •

Сама

равнодействующая

сила

для

переднего ската

(для

заднего

она отличается

только

знаком)

будет

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Г 0 п

= -

, j g L _

qJXl.

 

 

 

 

Соответственно

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

м

_

v

b

 

 

 

ZKqJxib

 

 

 

 

 

 

 

 

^zO

* On " у — —2 "J/MI

 

 

 

 

 

Для перехода к безразмерному

коэффициенту

разделим

мо­

мент

Mz0

на произведение

q^Sb

=

qjb2

и одновременно

учтем,

что

8 „ =

с

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

л

х

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

тг0

= хЛ

cqjxxb

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Wt„-\qjb*

 

 

I

М2

 

 

 

 

Поскольку

при

а = 0

давление

на

переднем

скате больше,

чем

на заднем, на профиль действует волновое сопротивление при нулевой подъемной силе Qbq. Его можно определить, умножив разность избыточных давлений, действующих на эти скаты, на площадь cl проекции крыла на координатную плоскость yOz:

Разделив Q„o на произведение qтс5 = q Jb, найдем коэффи­ циент волнового сопротивления ромбовидного профиля при нуле­ вой подъемной силе:

95


Коэффициенты mzQ и с х в 0 зависят от распределения давления по профилю. Поэтому для других' профилей их выражения, есте­ ственно, отличаются от формул, полученных для клина. Но в лю­

бом случае избыточные

давления

остаются пропорциональными

углам поворота потока и обратно

пропорциональными величине

УМ.2^ — 1. Поскольку для

каждого

типа профиля средние углы

наклона переднего и заднего скатов можно определить через от­

носительную толщину

с и ее относительную координату х и то коэф­

фициенты т г 0 и с х в 0

в общем виде выражаются следующим об­

разом:

 

 

 

C " ° = F § = T

 

( 3 ' 2 7 )

Здесь

(i(c, Х\) и

f2(с, *i) — функции с

и Х\,

выражения

кото­

рых зависят от типа

профиля.

~

 

 

 

Рассмотрим более подробно картину сверхзвукового обтекания

профиля

с криволинейными

обводами при

а > 0

(рис. 3.31).

На

верхней поверхности у передней кромки углы а и 3 имеют проти­ воположные знаки. Если' угол атаки меньше, чем модуль угла на­ клона касательной непосредственно у носка, то здесь образуется слабый верхний головной скачок уплотнения, на котором поток по­ ворачивается параллельно этой касательной и несколько тормо­ зится. Далее по всей верхней дужке профиля происходит плавное расширение струек, увеличение скорости и падение давления. В не­

которой промежуточной точке N касательная к профилю

парал­

лельна вектору

У». Здесь р = 0, скорость и давление имеют

значе­

ния Voo и рж. На

задней кромке углы а и 8 складываются. Поэтому

верхний хвостовой скачок за криволинейным профилем всегда мощ­

нее, чем за пластинкой при том же угле атаки.

 

Если угол атаки равен модулю угла Ь у передней кромки, то

верхнего головного

скачка нет.

При

входе на верхнюю

поверх­

ность крыла поток

не изменяет

своих

параметров — точка

N сов­

пала с носком профиля. Если угол атаки еще больше, то при входе

на крыло происходит поворот потока во

внешнюю

сторону.

На нижней поверхности около носка

углы а

и

5 всегда скла­

дываются. Поэтому нижний головной

скачок

перед профилем

всегда интенсивнее, чем перед пластинкой. За скачком поток не­

прерывно расширяется и разгоняется. При малых углах

атаки

здесь имеется точка N, в которой параметры равны своим

зна­

чениям в невозмущенном потоке. При таких углах а на задней кромке образуется слабый нижний хвостовой скачок уплотнения. С увеличением угла атаки точка Л/ смещается к задней кромке. Когда она совпадет с задней кромкой, нижний хвостовой скачок исчезнет — воздух плавно выходит из-под крыла, имея параметры

96