Файл: Цейтлин Г.М. Аэродинамика и динамика полета самолета с ТРД учебник.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.04.2024
Просмотров: 188
Скачиваний: 17
невозмущенного потока. При больших углах а снизу у задней кромки образуются волны разрежения.
Если профиль имеет закругленный носок (рис. 3.32), то, как указывалось в § 3.8, его передняя часть обтекается с дозвуковой скоростью. Непосредственно около носка имеется точка О полного торможения. Однако давление рог в ней будет меньше, чем оно было бы в случае плавного торможения воздуха от М м до М = 0, за счет потерь механической энергии на головном скачке уплот нения:
А>2 = ° г Л . О + 0.2М1)3 '5 ,
где d — коэффициент восстановления давления на головном скачке.
Рис. 3.31. Влияние угла атаки |
Рис. 3.32. Профиль с закругленным |
на картину сверхзвукового об- |
носком в сверхзвуковом потоке |
текания профиля |
|
Коэффициент давления |
в точке О соответственно |
будет |
|||
|
_ |
|
сг (1 + 0 , 2 M J ) 3 - 5 - l |
|
|
|
/'max— |
Q J J ^ |
|
||
Например, при |
Мт е = 2 |
аг =0,72 и pm ax=l,66. |
|
||
За точкой О струйка, обтекающая верхнюю дужку профиля, |
|||||
быстро сужается и |
в |
некоторой |
точке Л, которая с |
увеличением |
|
M M приближается |
к |
носку, ее |
сечение /в .кр становится критиче |
||
ским. Давление в этой |
точке |
|
|
||
|
|
АсР = |
0,528/>0 2 |
|
|
4-831 |
|
|
|
|
97 |
и коэффициент давления
О.528ог (1 + 0 , 2 М ^ ) 3 ' 5 — 1
Например, при Моо = 2 р№ — 1,07. За критическим сечением струй ка непрерывно расширяется, скорость возрастает и давление па дает вплоть до хвостового скачка уплотнения.
Принципиально такая же картина наблюдается и на нижней поверхности крыла. Однако здесь при а > 0 сужение струйки за точкой полного торможения протекает значительно медленнее и критическое сечение /„. , ф смещено назад.
В зависимости от кривизны верхней и нижней дужек падение давления под и над крылом за критическими сечениями струек
может |
протекать либо |
одинаково круто |
(тогда эпюры Рп(х) и |
рв(х) |
эквидистантны), |
либо в несколько |
различном темпе. За счет |
этого, а также за счет наличия дозвуковых зон в передней части положение о равномерном распределении несущей нагрузки вдоль хорды для профилей с закругленным носком выполняется весьма приближенно, а приведенные выше формулы линейной теории при годны лишь для грубой, сравнительной оценки аэродинамических коэффициентов. Наличие отсоединенного головного скачка перед
закругленным |
носком профиля связано со значительными поте |
рями механической энергии потока и приводит к увеличению коэф< |
|
фициента с х в |
0 . |
Что касается применимости формул линейной теории для ре шения практических задач, то необходимо отметить, что при опре делении суммарных характеристик профиля и, в частности, коэф фициентов cv, сХВг, с х ъ й , эти формулы дают значительно мень« шие ошибки, чем при определении местных скоростей и коэффи циентов давления в конкретных точках. Дело в том, что неучет изменений числа М в процессе поворота потока во внешнюю сто рону и потерь механической энергии на скачках уплотнения дает
ошибки в одну и ту же |
сторону — занижает |
коэффициенты |
дав |
||||||||
ления. При |
этом эпюры |
р(х) смещаются |
в сторону |
больших |
раз |
||||||
режений, но их площади искажаются сравнительно мало. |
|
|
|||||||||
Анализируя |
все сказанное, |
приходим |
к |
следующим |
выводам. |
||||||
1. Коэффициент подъемной силы тонкого |
профиля не |
зависит |
|||||||||
от его формы. Зависимость су(а) |
при любом |
фиксированном числе |
|||||||||
М е т > 1 |
остается |
линейной. Производная |
с* |
в |
сверхзвуковом |
по |
|||||
токе плавно уменьшается с увеличением |
числа |
М м . |
Как |
следует |
|||||||
из формулы |
(3.23): |
|
|
|
|
|
|
|
|
||
2. Аэродинамический |
фокус |
любого |
тонкого |
профиля |
при |
||||||
М о о > 1 |
расположен на |
средине |
хорды |
(.v> = 0,5). |
Угол |
нулевой |
98
подъемной силы ао~0 и не зависит от формы профиля. Коэффи циент момента при нулевой подъемной силе для всех симметрич ных профилей равен нулю. У несимметричных профилей с поло жительной кривизной он отрицателен, а его абсолютное значение тем больше, чем больше относительная толщина профиля, и плав но уменьшается с увеличением числа М„,
3. Коэффициент лобового сопротивления профиля при сверх звуковом обтекании складывается из трёх частей:
сх — Схтр + СхвО + Схв I- |
(3.29) |
Коэффициент волнового сопротивления профиля при нулевой подъемной силе отражает потери механической энергии на скачке
уплотнения |
при а = 0. Для |
каждого данного типа профиля он тем |
||||||||||
больше, |
чем |
больше |
относитель- |
C i |
|
|||||||
ная толщина, так как с ее увели |
|
|
||||||||||
чением |
увеличиваются |
|
средние |
|
|
|||||||
углы наклона скатов профиля, а |
|
|
||||||||||
следовательно, |
и |
интенсивность |
|
|
||||||||
скачков |
уплотнения. |
Для |
разно |
|
|
|||||||
типных профилей |
при |
одинаковой |
|
|
||||||||
относительной |
толщине |
коэффи |
|
|
||||||||
циент с* в о тем |
больше, чем |
боль |
|
|
||||||||
ше неравномерность |
распределе |
|
|
|||||||||
ния углов наклона дужек вдоль |
|
|
||||||||||
хорды. Эта неравномерность |
при |
|
|
|||||||||
водит к |
увеличению |
углов |
8 не |
2 5 |
ма |
|||||||
посредственно |
около |
передней |
и |
|||||||||
|
|
|||||||||||
задней кромок, |
а |
следовательно, |
|
|
||||||||
и к усилению |
скачков |
уплотне |
|
|
||||||||
ния. Закругление |
передней кром |
|
|
|||||||||
ки вызывает |
значительное |
увели |
|
|
||||||||
чение коэффициента |
с х в 0 . |
С |
уве |
10 1.5 2.0 2,5 |
Ма |
|||||||
личением |
числа Мм |
он |
|
плавно |
||||||||
уменьшается, так как уменьшают |
Рис. 3.33. Аэродинамические характе |
|||||||||||
ся наклон скачков и потери ме |
ристики профиля |
|
||||||||||
ханической |
энергии |
потока |
на |
|
|
|||||||
единицу скоростного |
напора. |
|
|
|
|
Коэффициент волнового индуктивного сопротивления отражает дополнительные потери энергии, обусловленные повышением ин тенсивности скачков уплотнения с увеличением угла атаки. Он не зависит от формы профиля и быстро (пропорционально а2 ) воз
растает при |
увеличении а. |
С |
увеличением |
числа Мт е при a = const |
||
коэффициент |
сХъх |
плавно |
уменьшается. |
|
||
Кривые изменения основных аэродинамических характеристик |
||||||
профиля |
во |
всем |
диапазоне |
практически |
возможных чисел М м |
|
показаны |
на |
рис. |
3.33. |
|
|
|
4* |
|
|
|
|
|
99 |
Г л а в а 4
АЭРОДИНАМИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ КРЫЛА
ИДРУГИХ ЧАСТЕЙ САМОЛЕТА
§4.1. Скос потока и индуктивное сопротивление
крыла при малых числах М
Крыло бесконечного размаха, образно выражаясь, «перегора живает всю атмосферу». Любой участок крыла с размахом / опи рается на неограниченно большую воздушную массу, расположен ную над и под ним. Реальное крыло конечного размаха взаимо действует с ограниченной массой воздуха.
Рис. 4.1. Скос потока за крылом
Условно можно считать, что с крылом активно взаимодействует част* потока, проходящая через круг диаметром, равным его раз маху. Такое предположение не имеет строгого обоснования, но оправдано тем, что результаты расчетов, выполняемых с его ис пользованием, хорошо согласуются с практикой. Воспользовав шись указанным предположением, массу воздуха, с которой крыло взаимодействует в единицу времени, можно определить в виде
" с - Р ^ - ^ Г - Т - ] - |
( 4 Л ) |
Создавая подъемную силу У, крыло опирается на эту |
массу |
с силой —К и, следовательно, отбрасывает ее вниз с некоторой
скоростью U, |
которую называют |
и н д у ц и р о в а н н о й |
с к о |
|||||
р о с т ь ю . |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Индуцированная скорость U складывается |
со скоростью |
VK, |
|||||
В |
результате |
после взаимодействия с крылом поток отклоняется |
||||||
от |
исходного |
направления |
на некоторый |
угол |
Е, называемый |
уг |
||
л о м с к о с а |
п о т о к а _ |
(или |
просто |
с к о с о м |
п о т о к а ) , |
и движется со скоростью W— V^ + U (рис. 4.1).
При дозвуковом обтекании взаимодействие потока с крылом начинается вдали перед ним и заканчивается вдали за ним. Соот ветственно полная индуцированная скорость и полный скос по^ тока
е п = - - ~ [рад]
100