Файл: Цейтлин Г.М. Аэродинамика и динамика полета самолета с ТРД учебник.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.04.2024
Просмотров: 157
Скачиваний: 17
ние р2 и Плотность р2 — к значениям р\ и р ь На Основании фор мул (1.29) и (1.30) нетрудно убедиться, что скорость W постепенно ослабевающей ударной волны стремится к скорости звука, а ско рость U, с которой воздух движется за волной, — к нулю.
§1.12. Торможение воздушного потока при встрече
спрепятствиями. Скачок уплотнения
Для |
того чтобы |
проследить динамику |
торможения |
воздушного |
|
потока, |
представим |
себе, что на пути некоторой воздушной струй |
|||
ки неожиданно появилось препятствие, |
например |
носок крыла |
|||
(рис. 1.15), которое |
до этого располагалось выше |
или |
ниже. |
При встрече с непроницаемой поверхностью крыла первый эле ментарный слой воздуха останавливается и вся его кинетическая энергия преобразуется в потенциальную. При этом давление повы шается. Из области повышенного давления в невозмущенный по ток с некоторой скоростью W будут распространяться ударные вол-
И» > Ом
Рис. 1.15. Торможение воздушного потока |
|
|
ны. С течением времени (от момента образования |
волны) |
ударная |
волна ослабевает, избыточное (над атмосферным) |
давление Ар за |
|
ее фронтом понижается, скорости W и U уменьшаются, |
стремясь |
в пределе соответственно к скорости звука и нулю. Как и при рас пространении звуковых волн, здесь возможны два принципиально
различных |
случая. |
|
|
|
1. Если |
поток дозвуковой ( К » < а ю , М « , < 1 ) , |
то, как бы ни |
||
ослабевала ударная волна, ее скорость W остается больше скоро |
||||
сти V «, невозмущенного |
потока и ударные волны |
свободно |
уходят |
|
вперед от препятствия. |
Избыточное давление Ар в любом |
сечении |
струйки перед крылом равно перепаду давлений на фронте удар ной волны в момент ее прохода через это сечение. Движение воз духа за волной накладывается на встречное движение невозмущен ного потока. Поэтому скорость в любом сечении струйки опреде
ляется сложением скоростей |
V» и U: |
|
v |
= v + u , |
(1.31) |
31
где U — скорость движения воздуха за |
волной |
в момент прохож |
|||||||
дения последней через это сечение. |
|
|
|
|
|||||
В данном |
случае |
скорости |
V, |
V<* и |
U направлены |
по |
одной, |
||
прямой |
и векторное |
их сложение можно заменить алгебраическим: |
|||||||
V=VX—U. |
Доходя |
до некоторой |
точки |
А, ударная волна |
практи |
||||
чески вырождается в звуковую. Начиная |
с этой точки |
£ 7 = Д р = 0 и |
|||||||
поток остается невозмущенным. |
|
|
|
|
|
|
|||
Таким образом, торможение дозвукового потока при встрече с |
|||||||||
препятствием |
осуществляется |
на |
достаточно |
большом |
участке |
струек. При этом скорость постепенно уменьшается до нуля, а дав-, ление увеличивается. Благодаря плавному, достаточно медленному изменению параметров процессторможения в данном случае мож
но считать изоэнтропным. Соответственно параметры |
состояния |
|||
воздуха в точке |
О, которую называют точкой полного |
торможения, |
||
будут |
Г0 , ро и р0 |
(см. § 1.9). |
|
|
2. |
Если поток |
сверхзвуковой ( V » > a « , , М * , > 1 ) , |
то |
перед пре |
пятствием обязательно найдется такое положение А ударной вол ны, в котором скорость W ее распространения равна скорости V„ невозмущенного потока. В этом положении волна фиксируется от носительно препятствия. Продолжая перемещаться относительно воздуха, волна будет и дальше ослабевать, но ей на смену из об ласти максимального давления, расположенной непосредственно около носка тормозящего поток тела, приходят все новые и. новые ударные волны. Поэтому в положении А непрерывно будет суще ствовать стационарный фронт ударных волн. Изменения пара метров потока на указанном фронте соответствуют интенсивности ударных волн в момент прихода в положение А. Перед этим фрон
том поток остается |
невозмущенным. |
|
|
|
|||
Фронт ударных волн, остановленных встречным |
сверхзвуковым |
||||||
потоком, называют |
с к а ч к о м |
|
у п л о т н е н и я . |
Такое |
название |
||
обусловлено тем, что на этом |
фронте происходит |
скачкообразное, |
|||||
практически мгновенное уплотнение воздуха. |
|
|
|
||||
Скачок уплотнения |
является |
границей, отделяющей |
невозму |
||||
щенный сверхзвуковой |
поток |
от |
части потока, |
заторможенной и |
|||
уплотненной препятствием. |
|
|
|
|
|
||
Таким образом, |
торможение |
сверхзвукового |
потока при встрече |
с каким-либо препятствием осуществляется в два этапа: сперва резко — на скачке уплотнения, а затем плавно — на сравнительно небольшом участке струек между скачком и носком тела.
Форма и положение скачка уплотнения зависят от характера препятствия, тормозящего поток, и исходного числа М. Различают
скачки прямые и косые, отсоединенные и присоединенные. |
|
|
||||||||||
Скачок уплотнения |
(или его часть) |
называют |
п р я м ы м, |
если |
||||||||
его фронт |
образует |
прямой |
угол |
с |
направлением |
набегаю |
||||||
щего потока; в противном случае скачок (или |
его |
часть) |
на |
|||||||||
зывают |
к о с ы м . |
П р и с о е д и н е н н ы й |
с к а ч о к |
— это |
скачок, |
|||||||
имеющий общую точку с телом, вызывающим |
торможение |
|||||||||||
потока; |
о т с о е д и н е н н ы й |
с к а ч о к |
|
такой |
точки |
не |
имеет. |
|||||
Прямые |
скачки |
(рис. 1.16) |
образуются при |
сильном торможе- |
32
нии потока, например при встрече потока с телом, имеющим пло ский или закругленный носок. Прямой скачок может быть только отсоединенным, так как в противном случае не выполнялось бы условие постоянства расхода: в любом сечении струйки / i перед скачком имеется конечный расход воздуха p\f\V\, а за скачком
струйка |
упиралась бы в непроницаемую поверхность тела и расход |
воздуха |
был бы равен нулю. Очевидно, что между фронтом скачка |
и телом обязательно должно быть расстояние, способное пропу |
|
скать всю проходящую сквозь скачок воздушную массу. |
При слабом торможении воздуха (например, при |
встрече пото |
|
ка с сильно заостренным тел о-м) ударные |
волны уже в момент их за |
|
рождения имеют малую интенсивность |
и их скорость |
W, лишь не- |
Рнс. 1.16. Отсоединенный ска- |
Рис. 1.17. Косой присоеди- |
чок уплотнения |
ненный скачок уплотнения |
много превышающая скорость звука, может оказаться меньше ско рости невозмущенного потока. В этом случае волны сносятся на
зад подобно звуковым волнам в сверхзвуковом |
потоке и образует |
ся косой присоединенный скачок уплотнения |
(рис. 1.17). Угол ср |
между фронтом скачка и направлением Ох невозмущенного потока называют углом наклона скачка. С изменением степени торможе
ния |
потока |
(например, путем |
изменения |
угла у раствора носка |
тела) угол |
<р может меняться |
от 90° (прямой скачок) до угла сла |
||
бых |
возмущений р. = arc sin |
(звуковая |
волна). |
Очевидно, что скачок уплотнения может зафиксироваться отно сительно тела только при условии, что нормальная к поверхности скачка составляющая скорости невозмущенного потока V„«= == V»sin<p будет равна скорости W. Таким образом, равенство
V |
=>V- sin<p="7 |
(1.32-1) |
* |
|
П со |
оо |
* |
у |
|
|
|
|
|
является общим условием остановки фронта ударных волн относи тельно тела или, как иногда говорят, условием равновесия скачка.
По аналогии с уравнением (1.27), определяющим расположение границы звуковых возмущений, условие равновесия скачка можно переписать в виде
sin <р = = - 5 - . |
(1.32-2) |
2-831 |
33 |
§ 1.13. Изменения параметров потока на скачке уплотнения
Рассмотрим |
косой скачок уплотнения |
(рис. |
1.18). |
Параметры |
|||||||||
потока непосредственно |
перед |
скачком |
будем |
отмечать |
индек |
||||||||
сом «1», а за ним — индексом |
«2». Разложим скорость V\ |
на со |
|||||||||||
ставляющие Vn |
1 |
и V\i, направленные |
соответственно |
по |
нормали |
||||||||
и по касательной |
к поверхности |
скачка. |
|
|
|
|
|
|
|
||||
Вдоль скачка давление не меняется. Следовательно, в направ |
|||||||||||||
лении тангенциальной составляющей скорости Vr |
|
на |
воздух, |
про |
|||||||||
ходящий сквозь |
|
скачок, |
не |
действуют |
никакие силы |
и |
величина |
||||||
|
|
|
|
|
этой |
составляющей |
остается |
||||||
|
|
|
|
|
неизменной: V |
= |
V . — V. |
||||||
|
|
|
|
|
|
По |
нормали |
к |
поверхности |
||||
|
|
|
|
|
скачка |
действуют |
силы |
разно |
|||||
|
|
|
|
|
сти |
давлений, |
направленные |
||||||
|
|
|
|
|
против составляющей |
VnX. |
Под |
||||||
|
|
|
|
|
действием этих сил воздух при |
||||||||
|
|
|
|
|
обретает дополнительную |
ско |
|||||||
|
|
|
|
|
рость U. Поэтому |
нормальная |
|||||||
|
|
|
|
|
составляющая |
скорости |
за |
||||||
Рис. 1.18. Изменение |
скорости |
на |
косом скачком уменьшается: |
|
|
|
|||||||
скачке |
|
|
|
|
Va = V n l - U . |
|
(1.33) |
Полная скорость воздуха непосредственно за скачком опреде ляется сложением составляющих V„2 и Ут :
V,=Vn2 |
+ Vr, |
(1.33-1) |
или непосредственным сложением скорости V\ и скорости U, до |
||
полнительно приобретенной воздухом на скачке: |
|
|
Vi = Vl |
+ U. |
(1.33-2) |
Поскольку на скачке уплотнения тормозится лишь одна из двух
составляющих |
скорости, вектор |
V2 отклоняется от направления Vi |
на некоторый |
угол р, который |
называют углом поворота потока. |
Поток всегда отклоняется во внешнюю относительно препятствия сторону. Если таким препятствием является заостренное тело (как,
например, показано на рис. 1.18), то после поворота |
линии тока |
|||||||||
должны быть |
параллельны поверхности |
тела. |
В |
данном |
случае |
|||||
угол р равен углу у, образованному гранью тела |
и |
исходным на |
||||||||
правлением потока Ох. |
|
|
|
|
|
|
|
|
||
Из |
условия |
равновесия |
скачка (1.32) |
следует, |
что при ср =?t 90° |
|||||
(косой |
скачок) |
не только |
полная |
скорость Vi, но и ее |
нормальная |
|||||
составляющая |
Vn. 1 == Vi sin ср больше скорости |
звука. |
Нормальная |
|||||||
составляющая |
Vn 2 скорости за скачком |
всегда |
меньше |
скорости |
||||||
звука. Полная |
скорость V 2 = J/V2 . -f- V 2 2 |
за косым скачком с до |
||||||||
статочно малым углом наклона |
может |
оставаться |
сверхзвуковой. |
|||||||
С точки зрения происходящих |
в нем физических |
процессов ска- |
34
чок уплотнения — это тонкий слой воздуха, в котором часть его кинетической энергии быстро, почти мгновенно, переходит в потен циальную. При этом скорость скачкообразно уменьшается, а тем пература, давление и плотность скачкообразно увеличиваются. Со гласно молекулярно-кинетической теории газов для перехода воз духа из состояния Ти р и pi перед скачком в состояние Т% р2, р2 за ним необходимо, чтобы молекулы, приходящие из невозмущенного потока в его заторможенную часть, несколько раз столкнулись с уже находящимися там молекулами и обменялись с ними энергией. Поэтому толщина скачка, который в данном случае рассматривает ся как переходный слой между невозмущенной и заторможенной областями потока, соизмерима с длиной свободного пробега мо лекул.
В связи со скоротечностью явления и низкой теплопроводностью воздуха теплообмена между струйками на скачке уплотнения прак тически нет. Поэтому общий запас энергии воздуха при его прохо де сквозь скачок не меняется, сечения струйки, расположенные по
разные |
стороны скачка, |
можно связывать |
уравнением |
Бернулли, |
параметры Т0, УПреЯ и я к р |
по обе стороны скачка остаются |
постоян |
||
ными. |
Наличие скачков |
уплотнения не |
нарушает зависимости |
|
(1.22) |
между температурой и скоростью движения воздуха. |
|||
Если в двух сечениях |
струйки по разные стороны скачка уплот |
|||
нения |
скорости одинаковы, то одинаковы |
и температуры |
воздуха. |
Давление же и плотность воздуха за скачком всегда меньше, чем при такой же скорости перед ним.
Дело в том, что при выполнении общего условия адиабатности на скачке уплотнения происходит не плавное, а резкое (ударное) изменение состояния воздуха. В отличие от плавных (идеальных) адиабатных процессов такие процессы называются ударными адиабатными.
Сравним физические картины плавного и ударного торможения
потока. Схематизируя явления, пренебрежем |
толщиной скачка. |
При плавном торможении в любом сечении |
струйки взаимодей |
ствуют слои воздуха, имеющие практически одинаковое состояние. Скорости наггравленного (вместе со всей массой этого слоя) и сред ние скорости хаотического движения молекул, равно как и количе ства молекул в единице объема, в элементарных смежных слоях различаются лишь на бесконечно малые величины. Взаимодействие между этими слоями осуществляется в форме случайных столкно вений молекул и не сопровождается принципиальными изменения ми структуры молекулярного движения. Такой процесс обратим. Если снова произойдет разгон плавно заторможенного потока до прежней скорости, то восстановятся и значения всех параметров состояния воздуха.
На скачке уплотнения взаимодействуют воздушные слои, в ко торых параметры состояния и скорости различаются на конечные величины. Слой, находящийся перед скачком, приближается к бо
лее плотному слою, расположенному за скачком, со |
скоростью U. |
На скачке происходит уже не случайное, а массовое |
столкновение |
2* |
35 |