Файл: Уроева А.В. Книга, живущая в веках.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.04.2024

Просмотров: 141

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Основанное Серно-Соловьевичем книжное дело пере­ шло к его другу и товарищу по лицею Александру Алек­ сандровичу Черкесову (1839—1912). Еще в юношеские годы вместе с братьями Николаем и Александром СериоСоловьевичами Черкесов посещал кружок, изучавший социалистическую литературу. Он был богатым помещи­ ком Новгородской губернии и использовал связанные с отим преимущества для революционной работы.

В1857 г. Черкесов поступил па государственную службу, в I860 г. вышел в отставку по «болезни» и в следующем году переехал из Москвы в Петербург. Цар­ ская охрапка следила за его деятельностью и сообщала о нем: «Когда в конце 1861 года Н. Серно-Соловьевич от­ крывал здесь свой книжный магазин, Черкесов под пред­ логом составления каталога проводил целые дни в этом магазине и даже жил у Серно-Соловьевичей в собствен­ ном пх доме» '.

В1862 г. Черкесов пытался организовать в своем име­ нии нелегальную типографию. Когда над ним нависла угроза ареста, он уехал за Гранину под предлогом посе­ щения Лондонской всемирной выставки. В Англии Чер­ кесов общался с Терпеном, Огаревым, Бакуниным и др. Впоследствии он был привлечен к ответственности за сно­ шения с «лондонскими пропагандистами». Его деятель­ ность обратила внимание жандармского отделения, кото­ рое вызвало Черкесова на родину. Он вернулся добро­ вольно 15 августа 1865 г., был арестован и освобожден только в октябре того же года, но до 1867 г. находился под негласным надзором полиции2 .

Что же послужило причиной поспешного возвращения Черкесова на родину? Он хотел спасти магазин Ы. А. Сер-

1

А. Гродская.

Первый издатель Маркса в России.— «Книжная

торговля», 1966, №

7, стр. 38.

2

См. «Деятели

революционного движения в России», т. I, ч.

1—2.

М., 1927, стр. 446.

но-Соловьевпча,

важный

центр пропаганды

пдей «Земли

и воли». После

ареста

Серяо-Соловьевнча

магазин по

предложению полиции был закрыт. Его новый руководи­ тель А. А. Рихтер не заботился об организации торговли, и магазин стал приходить в упадок. Еще в 1863 г. А. А. Черкесов внес на банковский счет магазина 10 тыс. руб­ лей, что юридически сделало его совладельцем предприя­ тия. Однако Черкесов не смог стать после ухода Рихте­ ра владельцем магазина, так как этому воспротивилось жандармское отделение. Ему разрешили лишь «продать книжный товар кому-нибудь за один раз». В 1866 г.

Черкесов сиова обратился

в полицию

с

просьбой

раз­

решить торговлю, чтобы

поправить

свое

материальное

положение '. Наконец с 1867 г. Черкесов

получил

разре­

шение открыть библиотеку. Ему удалось возродить книжное дело Н. А. Серно-Соловьевича. Продолжая тра­ диции своего предшественника2 , Черкесов снабжал сту­

денчество п провинцию «здоровой

книгой», а при

случае

содействовал распространению

запрещенной

литера­

туры 3 .

 

 

В 1875 г., во время следствия по делу о грузинском революционном кружке, выяснилось, что Черкесов от­ правлял для этого кружка нелегальную литературу.

Магазин Черкесова имел филиал в Москве, во главе его стоял П. Г. Успенский; петербургским магазином ве­ дал В. Я. Евдокимов; Ф. Волховский работал продавцом. Это были друзья-единомышленники, участники революци­ онного движения.

В магазине Черкесова продавались работы палеонтоло-

1 См. А. Гродская. Первый издатель Маркса в России.—

«Книжная торговля», 1966, № 7, стр. 39.

2 См. И. Е. Баренбаум. Н. А. Серно-Соловьевич (1834—I86G),

стр. 113.

3 См. О. К. Буланова-Трубникова.

Три поколения, стр. 86.

123


га В. О. Ковалевскогокниги Флеровского «Положение рабочего класса в России» и «Азбука социальных наук» 2 , распространялись нелегальные издания, революционные воззвания, запрещенные списки и т. д.

Чтобы обойти цензуру, Черкесов прибегал к разным ухищрениям. Заслуживает внимания такой факт. В 1871 г. в магазине Черкесова продавался 8-й том «Всемирной истории» Шлоссера с предисловием известного историка н публициста М. А. Антоновича. В него были вкраплены наиболее политически острые по содержанию отрывки из запрещенной книги Н. А. Радищева «Путешествие из Пе­ тербурга в Москву» 3 .

Книжный магазин и библиотеку Черкесова посещала революционно настроенная молодежь. Некоторым покупа­ телям книги отпускались со скидкой от 20 до 60%, а бро­ шюра Флеровского «Азбука социальных наук» иногда раз­ давалась бесплатно.

Связанные с революционными кругами Черкесов и Ев­ докимов оказывали помощь революционерам в побегах за границу. Так, в имении Черкесова долгое время трениро­ вали специального рысака, чтобы ои брал с места, как только сядут в пролетку, и скакал во весь дух. На этом рысаке после убийства шефа жандармов Мезенпова в 1873 г. скрылся от полиции Степняк-Кравчинский. Вско­ ре ему удалось бежать за границу. Лошадь с пролеткой и кучер Андриан Михайлов, участиш? лопатинского круж­ ка в Ставрополе, были обнаружены значительно позже.

Евдокимов устроил побег молодой девушке А. М. Евренновой4 , дочери коменданта Петергофа. Она хотела по-

'

Си. И. С.

Книжник-Ветров.

Русские деятельницы

Первого

Интернационала

и Парижской Коммуны. М.— Л., 1964,

стр. 167.

2

См. О. К. Буланова-Трубникова.

Три поколения, стр. 86—87.

3

См. Г. П. Шторм.

Потаенный

Радищев. Изд. 2. М., 1968, стр. 50.

4

А. М. Евреииова

(1844—1919) — первая русская

жепшипа-

юрист.


кончить с собой, так как ее отец поощрял ухаживания великого князя Николая Николаевича. Подруга Еврейновой, будущий ученый-математик Софья Ковалевская, посоветовала ей обратиться за помощью к Евдокимову. Тот снабдил ее деньгами и дал некоторые советы. Осенью 1869 г. Евреинова без паспорта бежала из России, ночью перешла по болоту границу и приехала в Гейдельберг. Здесь ее встретили С. Ковалевская, ее сестра А. В. Кор- вин-Круковская и их друзья. По неопытности в письме Евдокимову Евреинова неосторожно сообщила о собра­ нии рабочих, на котором присутствовала, и резко отозва­ лась о русской действительности. Письмо попало в руки

жандармов — последовал арест Черкесова

и Евдокимо­

ва '. Они были освобождены в феврале 1870

г.

В 1871 г. в магазине Черкесова произвели обыск. Было найдено 300 экземпляров «Азбуки социальных наук» Флеровского. За Черкесовым и его магазином снова уста­ новили строжайшее наблюдение2 .

8 апреля 1872 г. в магазине стал

продаваться

и

толь­

ко что вышедший из печати русский перевод

«Капита­

ла» 3 . Дапиельсои

сразу же

послал

Марксу

экземпляр

этого

издаппя.

В

ответном

нисьме

от 28 мая 1872 г.

1

См. И. С.

Книжник-Ветров.

Русские

деятельницы

Первого

Интернационала

и Парижской Коммуны, стр. 167.

 

 

 

2

См. О. К. Буланова-Трубникова.

Три

поколения,

стр. 86—87.

3

О судьбе Черкесова известно следующее: в 1869

г. оп

был

избран мировым

судьей в Петербурге, но

не мог им

оставаться

из-за очередного ареста. После освобождения перешел в адвока­ туру. Выступал защитником па большом политическом «процес­ се 193-х» по делу народников-пропагандистов, после чего снова был взят под надзор полиции. Только под старость полиция ос­ тавила его в покое, и он дожил остаток своих дней в провинции, где работал мировым судьей.

К

концу

70-х годов Черкесов

разорился,

книжный

магазин

н библиотека перестали существовать; но затем

деятельность ма­

газина

была

возобновлена

и продолжалась

до

1918 г.,

хотя во

главе

его стояли уже другие

лица.

 

 

 

 


Маркс благодарил за присылку кппгп и отмстил: «Пере­ вод сделал мастерски» '. В это время Маркс и Энгельс только мечтали о переводе «Капитала» на английский язык, а первые серии французского перевода еще печа­ тались.

Таким образом, после выхода «Капитала» в Германии первой страной, которая на своем родном языке сумела передать величие и мощь экономического учения Маркса, была Россия.

Прочные связи Маркса и Энгельса с передовыми рус­ скими политическими деятелями помогали основополжнпкам марксизма получать из России своевременную инфор­ мацию о выходе «Капитала» и о приеме, оказанном книге русской общественностью.

Маркса спешили порадовать новостью о выходе русско­ го перевода «Капитала» и его немецкие друзья. В середи­ не апреля 1872 г. читавший по-русски и следивший за русской печатью друг Маркса публицист С. Боркхейм известил его об этом. В конце июля 1872 г. он же писал, что поручил достать рецензии русской печати па перевод «Капитала» 2 .

Маркс придавал большое значение русскому изданию «Капитала», регулярно сообщал своим друзьям поступав­ шие к нему сведения о работе над переводом.

В своих воспоминаниях Лесснер отмечает, что сообще­ ние о выходе в свет русского перевода «Капитала» стало праздником для Маркса и его семьи. Дочь Маркса Женнп в одном из писем Кугельману в конпе июня 1872 г. поде­ лилась этой семейной радостью: «Что касается русского перевода, который превосходен, то тысяча экземпляров его уже продана»3 .

1 К. Маркс и Ф. Энгельс. Соч., т. 33, стр. 402.

2С. Боркхейм — К. Марксу. 19. IV, 23. VII . 1872.— ЦПА НМЛ,

ф.1, оп. 5, ед. хр. 2848.

3 К. Маркс и Ф. Энгельс. Соч., т. 33, стр. 573.

И действительно, спустя полтора месяца после выхода книги была распродана почти треть тиража. Этому спо­ собствовали кроме интереса к теме предварительная осве­ домленность передовой части русского общества о гото­ вящемся издании, а также своевременная информация в прессе.

Первое объявление о выходе «Капитала» было поме­ щено Черкесовым в газете «С.-Петербургские ведомости», контора которой находилась в его магазине. Затем такие же объявления (всего 8) появились в «Московских ведо­ мостях», в журналах «Знание», «Вестник Европы», «Оте­ чественные записки» 1 и др. Газета «С.-Петербургские ве­ домости» в этот период наживала себе известный поли­ тический капитал на либеральных выступлениях. По су­ ществу же она была враждебна революционным методам борьбы с самодержавием. В этой же газете появилась и первая рецензия, подписанная инициалами «В. П.» (В. Покровский). Автор рецензии был уже знаком с «Ка­ питалом» по немецкому изданию книги: в «Отечествен­ ных записках» за 1870 г. он поместил реферат «Что та­ кое рабочий день?». Вслед за этой первой рецензией по­ явились и другие отклики в печати2 .

Маркс внимательно следил за тем, как принимают его книгу в России. Через Даниельсона и других русских друзей ои получал сведения, газетные статьи и заметки о «Капитале», опубликованные в русской прессе. О наи­ более важных он упоминал в переписке, в предисловиях

п послесловиях к переизданиям

«Капитала».

Например,

1 См. «Труды библиотеки Академии

паук

СССР»,

т. I. М.— Л.,

1948,

стр. 120.

 

 

 

2

Большой фактический материал

(около

170 названий газет,

каталогов и мемуаров), характеризующий прием, оказанный «Ка­ питалу» п России в 70-х годах, собран в аннотированной библио­

графии О.

Марковой.— См. «Летописи марксизма», 1930, N° 1

(XI), стр.

123—149.


он сослался на статью в «С.-Петербутоких ведомостях» '. Маркс приводил выдержки из опубликованной в «Вестппке Европы» заметки буржуазного экономиста Кауф­

мана, который

сумел

разобраться

в методе

автора «Ка­

питала» п посвятил ему свою статью2 .

 

В одном

пз

писем

издателю

французского перевода

«Капитала»

Лашатру

Маркс писал 12 октября 1872 г.:

«В России

моя

книга

имела необычайный

успех. Как

только я немного освобожусь, пошлю Вам несколько от­

зывов русской

критики. Русский

перевод

(в одном боль­

шом томе) был опубликован

в конце апреля (72 г.)...»3

0

положительной рецензии в

«Новом

времени» — га­

зете

умеренно

либерального

направления — Маркс сооб­

щал

деятелю

Интернационала

Зорге в

мае 1872 г.:

«В Петербурге вышел в свет превосходный русский пе­ ревод. Русская социалистическая газета «Die Neue Zeit» (так в немецком переводе, газета выходит па русском языке) поместила недавно весьма хвалебную передовую статью на 5 столбцах о моей книге... За это газета полу­

чила

от полиции предостережение — ее пригрозили за­

крыть» 4 .

 

 

 

Но большинство опубликованных в те годы рецензии

прпнадлежало

противникам учения Маркса,

пытавшим­

ся

его очернпть и опровергнуть. Такие статьи

появились

в

«Биржевых

ведомостях» и «Сыпе отечества» — органах

промышленной буржуазии.

 

 

В

то время как на Западе буржуазные

экономисты

пытались замалчивать труд Маркса, в России по проб­ лемам «Капитала» возникла оживленная полемика иа

страницах таких

изданий, как

«Отечественные записки»,

1

См. К. Map кс

и

Ф. Энгельс.

Соч., т. 23, стр. 18—19.

2

См. там же, стр. 19—20.

 

 

3

К. Маркс — М.

Лашатру.

12.

X. 1872.— «Правда», 5 мая

1970 г.

4 К. Маркс и Ф. Энгельс. Соч., т. 33, стр. 395.