Файл: Свешников А.А. Вероятностные методы в прикладной теории гироскопов.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.04.2024

Просмотров: 214

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

§ 2.2]

ВИДЫ ВНЕШ НИХ ВОЗМУЩЕНИЙ И ИХ ХАРАКТЕРИСТИКИ

49

откуда*)

R M 0) = 0.

(2.27)

 

Взаимная корреляционная функция Нхх (т) случайных функций

X (£) и X (£) определяется формулой [см. (1.112)]

 

R x, (X) = М [X (£) X (£ + X)] = ~

Кх (т).

(2.28)

Следовательно, в нашем случае,

учитывая

(19) и (20),

получим

Н-сх (т) — —

^cos Хт —

sin X| т .

(2.29)

Поэтому

 

 

 

д**(0) = —

 

(2.30)

Выражая в (25) и (28) корреляционную функцию Кх (т) через спектральную плотность Sx {со) по формуле (1.95), дифференцируя под знаком интеграла и учитывая формулу (1. 105), для взаимных спектральных плотностей Sxx (u>) и SXx (ш) получим

 

S** (») = iuSx (<»),

 

SXx((ö) = —ü)25x(w).

(2-31)

д)

В е р о я т н о с т н ы е

х а р а к т е р и с т и к и

п о с т у п а ­

т е л ь н о г о

д в и ж е н и я

м е с т а

у с т а н о в к и ГУ. По­

ступательные движения места установки ГУ на корабле,

помимо

его хода, обусловливаются прежде всего орбитальным движе­ нием его центра тяжести, которое характеризуется, как было

указано выше,

тремя линейными координатами (t), (t) и

(t).

Вертикальное

перемещение Сс (£) центра тяжести корабля

вдоль

оси OnZ (рис.

2.1) характеризует вертикальную качку корабля и

может считаться стационарной случайной функцией времени.

Гори­

зонтальные перемещения £<? (t) и т\с (t) центра тяжести корабля вдоль осей О0Е и О0Н, именуемые продольно-горизонтальным и поперечно­ горизонтальным движениями, не сопровождаются появлением вос­ станавливающих сил. Поэтому случайные функции la{t) и тр? (£) не являются стационарными, хотя их первые и вторые производные можно считать стационарными. Для исследований и расчетов ГУ

необходимы вероятностные характеристики ускорений (t) и % (t), которые являются уже, как и Сс (t), стационарными случайными функциями. Получение вероятностных характеристик случайных функций ijc (t), 7(/), (£) не связано с какими-либо принципиальны­ ми трудностями. На рис. 2.6 приведены примерные записи ускоре­ ний lc(t), % (t) и Сc(t) центра тяжести корабля**). Обработка этих

*)

Это свойство справедливо

при любом виде корреляционной функции

Кх ( т)

и является следствием ее

четности [аа].

**) Измерение ускорений орбитального движения центра тяжести корабля производилось на научно-исследовательском судне «Академик Курчатов» [37].

4 А. А. Свешников, С. С. Ривкин


50

СИЛЫ И МОМЕНТЫ, ДЕЙСТВУЮ Щ ИЕ НА ГУ

[ГЛ. 2

записей на корреляторе позволяет получить корреляционные фун­ кции Кіс (т), К:г.с (т) и К?с (т) указанных случайных*"процессов/ На

$с ,ш/секг

10

 

о!

I

■I

I

20

I

1-

1

1 _

)

I Г При

 

 

W

20

30

50

50

70

80

90

100’

Рис. 2.6.

Записи линейных ускорений центра тяжести корабля на волнении.

рис. 2.7

в качестве

примера дан график нормированной корреля­

ционной функции Aijff(x), а на рис.

2.8

представлен график спек­

тральной плотности

(<ü).

 

 

 

 

 

 

 

1,0

0,8

0.6

ОА

0,2

О

0,2

ОА

Рис. 2.7. Нормированная коррелляционная функция горизонтально-попереч­ ных ускорений центра тяжести корабля.

Другой причиной поступательного движения места установки ГУ являются вибрации корабельных конструкций. Эти вибрации также представляют собой случайные функции времени. Обозна­ чим линейные ускорения вибраций в проекциях на корабельные


§ 2.2] ВИДЫ ВНЕШ НИХ ВОЗМУЩ ЕНИИ И ИХ ХАРАКТЕРИСТИКИ 51

оси через xs (t), ув (t), і в (t). Определение их вероятностных харак­ теристик возможно путем статистической обработки соответствую­

щих натурных записей кора­

 

бельных

вибраций.

 

 

 

Вследствие

орбитального

 

движения центра тяжести ко­

 

рабля, качки, нестабильности

 

скорости корабля и вибрации

 

места

установки

ГУ

в не­

 

которой точке^’корабля

с ько-

 

ординатами х, у, z возни­

 

кают

линейные

ускорения

 

W. При вычислении состав­

 

ляющих

ускорения w

углы

 

качки корабля, их скорости

 

и ускорения

можно

считать

 

малыми величинами.

Поэтому

 

вместо

нелинейных

соотно­

 

шений между этими

углами

(о,1/сек

и составляющими ускорения

можно

пользоваться разло­

 

жениями

по

степеням

этих

Рис. (2.8. График спектральной плот­

«малых» величин.

 

Для со­

ности 5^о (ш).

ставляющих wx(t),

wy(t), we(t)

 

ускорения w в корабельной системе координат с учетом слагае­

мых первого порядка малости имеем [53]

 

У) =

+ г\ + + 4 — уір,

 

wa(0 =

% + У*+ Щ — ZÖ,

( 2 . 3 2 )

 

 

wz (t) = Сс + z„ + уѲ — жф,

где нк (t) — случайное отклонение скорости корабля от ее сред­ него значения; жв, ув, zB— составляющие линейного ускорения вибрации места установки ГУ.

Выражения для составляющих ускорения гѵх (t), wy (t), wz (t),

учитывающие и слагаемые второго пордка малости,

имеют вид [83]:

wx (t) =

S<7 +

0, + тібг? —

+

oé3— ж (ф2 +

ф2) +

 

 

 

У ( — ? +

ф 9 2 ф Ѳ ) +

z ( ф + <рѲ +

2 ф Ѳ ) ,

w y ( 0 = —

+ т іо +

+ У в + X (ср — ф Ѳ ) —

( 2 . 3 3 )

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

— у

(Ѳ 2 +

ср2) —

z (Ѳ — - срф —

2 ф ф ) ,

w z ( t ) =

і ; с ф — т ]сб + t o +

z B — £ ( Ф +

? 9 ) +

 

 

 

 

 

 

+

у (6 — срф) — z (ф2 + Ö2).

4*


52 СИЛЫ И МОМЕНТЫ , ДЕЙСТВУЮ Щ ИЕ НА ГУ [ГЛ. 2

Аналогично в проекциях на оси OsrjC (рис. 2.2) имеем

 

 

 

( t ) = + г)* + К +

у Ь

 

 

 

 

% (t) — ijc +

Ѳв +

я<р — zÖ,

 

(2.34)

и

 

 

(t) = Cc +

2B+

?/Ѳ— «Ф

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

(f) =

b +

v s +

£ B— Sf„«p +

£„«]> — ж (Ф2 +

Ф2 +

cpcp +

 

_|_ фф) _j_ у (—cp _{_ фѲ -f- фб + 2фѲ) +

z (ф +

фѲ -f- срѲ-f- 2'fö),

 

( 0 =

iic +

+

Z/в — * вѳ +

яф — У ф 2 +

Т2 +

TT +

(2.35)

 

 

 

-}- ѲѲ) — z (Ѳ — фф — Фт — 2<рф),

 

 

 

 

w. (t) =

Сс — Жвф +

УвѲ+ zB— жф +

г/Ö — z (ф2 + 92 +

 

 

 

 

 

 

 

+

ѲѲ+ фф).

 

Для определения корреляционных функций составляющих ускорения необходимо располагать вероятностными характери-

Рис. 2.9. Запись ускорения вибрации точки корабля.

Рис. 2.10. График спектральной плотности ускорения вибрации точки корабля.

стиками углов качки корабля, ускорений орбитального движения и вибраций места установки ГУ. Корреляционные функции


§ 2.2І ВИДЫ ВНЕШ НИХ ВОЗМУЩ ЕНИЙ И ИХ ХАРАКТЕРИСТИКИ 53

ускорений орбитального движения центра тяжести корабля могут быть аппроксимированы выражениями, аналогичными выраже­ ниям (20) для производных углов качки корабля (с соответствую­ щими числовыми значениями параметров а., ц X). Некоторые данные по вероятностным характеристикам вибраций можно найти в [69]. На рис. 2.9, заимствованном из [69], приведен график вибрации некоторой точки корабля, имеющий вид реализации случайной функции. На рис. 2.10 дана кривая спектральной плот­ ности рассматриваемой случайной функции.

3.

Вероятностные характеристики внешних возмущений, дей­

ствующих на авиационные ГУ.

а)

П а р а м е т р ы , о п р е д е л я ю щ и е в р а щ а т е л ь ­

н о е

д в и ж е н и е с а м о л е т а . Для определения положения

самолета введем:

1)координатную систему, связанную с Землей O0XgYgZg (рис.

2.11), у которой ось O0Yg вертикальна, а оси О0Хд и O0Z — го­ ризонтальны;

Рис. 2.11. Определение положения самолета.

2) систему Oxly1zl, оси которой неизменно связаны с самолетбм;

3) систему Oxgygzg, оси которой параллельны осям OüX gYgZg и движутся поступательно с самолетом относительно системы

Положение центра тяжести С самолета относительно O0X gY gZg

определяется радиусом-вектором Нс или тремя координатами хд, уд, zg точки С. Вращение самолета около центра тяжести С, опре­ деляемое взаимным положением осей Ox1y1z1 и Oxgygzg, характери­

зуется тремя эйлеровыми углами: рыскания ф (рис. 2.12), тангажа 9 и крена у. Угол ф измеряется на самолете ГН, который в ави­ ации иногда называют курсовым гироскопом, а углы & и у - Г В .

54

СИЛЫ И МОМЕНТЫ, ДЕЙСТВУЮ Щ ИЕ НА ГУ

ІГЛ. 2

Преобразование системы координат OXgY^Lg в систему Oxxyxzx (рис. 2.12), по аналогии с (6), запишем следующим образом:

 

К Уѵ 21] = Б [Х ,> Yg Zg\

(2.36)

где

матрица ß = ||Ь ||(|л, ѵ =

1, 2, 3) имеет вид

 

В =

cos ф cos 9

sin 9

—sin ф cos 9

sin ф sin 7 — cos ф sin 9 cos у

cos 9 cos у

cos ф sin 7 +

sin фsin 9 cos у

 

sin ф cos 7 + cos Фsin 9 sin 7

—cos 9 sin 7

cos ф cos 7 — sin ф sin 9 sin 7

 

 

 

 

(2.37)

Обозначим через v>c мгновенную угловую скорость вращения самолета; ее проекции на оси Ox1ylz1 определяются соотноше­ ниями

и>сх — і + ф sin 0-,

 

= ф cos & cos 7 -f- 9 sin 7,

 

(2.38)

 

ioCz = 9 cos

7 — фcos 9 cos 7.

 

 

б)

К о р р е л я ц и о н н ы е

ф у н к ц и и

и

с п е к т ­

р а л ь н ы е п л о т н о с т и у г л о в ,

х а р а к т е р и з у ю ­

щ и х

в р а щ а т е л ь н о е

д в и ж е н и е

с а м о л е т а .

Даже

в прямолинейном полете самолет совершает колебательное движе­ ние, вызванное различными аэродинамическими возмущениями [®].

Указанные возмущения носят

случайный характер

и приводят

к соответствующим случайным

колебаниям самолета.

Углы вра­