Файл: Свешников А.А. Вероятностные методы в прикладной теории гироскопов.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.04.2024
Просмотров: 210
Скачиваний: 1
40 СИЛЫ И МОМЕНѢЫ, ДЕЙСТВУЮ Щ ИЕ НА ГУ [ГЛ. 2
для непосредственной стабилизации относительно плоскости го ризонта и в азимуте установленных на них приборов и устройств.
Непосредственные ГС влияют вследствие возникновения гиро скопических эффектов на положение и состояние движения объекта непосредственно, без каких-либо рулевых органов. К непосред ственным ГС относятся гироскопические успокоители качки ко рабля, гироскопические стабилизаторы вагона однорельсовой железной дороги и др. Непосредственный ГС может также обеспе чить I29] удержание визирной линии некоторого индикатора в за данном направлении.
В индикаторных гироскопических стабилизаторах использу ются ГУ индикаторного типа, являющиеся чувствительными эле ментами системы стабилизации, которые управляют через усили тели соответствующими двигателями, стабилизирующими неко торую площадку или объект, установленные в кардановом подвесе.
ГУ первой и четвертой групп имеют одну общую задачу, свя занную с определением углов поворота объекта.
5) Гироскопические устройства, предназначенные для решения навигационных задач.
К этой группе ГУ относятся: а) гирокомпасы (ГК), определя ющие курс объекта; б) гиромагнитные компасы (ГМК), которые определяют магнитный курс объекта; в) гирошироты (ГШ), пред назначенные для нахождения широты объекта; г) гирошироткомпасы (ГШК), с помощью которых определяются курс и широта местоположения объекта; д) гирогоризонткомпасы (ГГК), которые служат для определения курса объекта и углов поворота его от носительно плоскости горизонта; е) инерциальные навигационные системы (ИНС), которые предназначены для нахождения ряда параметров, необходимых для навигации объектов; ж) гироорбитанты (ГО), которые служат для определения углов рыскания искусственного спутника Земли или в общем случае для построе ния орбитальной системы координат и определения трех углов поворота спутника.
При изложении в главе 3 кратких характеристик ГУ, их урав нений движения и передаточных функций мы будем придержи ваться приведенной классификации ГУ по их назначению.
3. Задачи анализа и синтеза ГУ. Роль вероятностных методов исследования. Основное требование, предъявляемое к ГУ, — обеспечение необходимой точности. Поэтому одной из наиболее важных задач прикладной теории гироскопов является задача ана лиза ГУ, связанная, главным образом, с исследованием динами ческой точности существующих ГУ для условий реального их лспользования. Решение этой задачи позволяет определить, удовиетворяют ли ГУ предъявляемым к ним требованиям, выявить влияние отдельных элементов приборов и их параметров на точ ность, наметить возможные пути ее повышения. Наиболее важный
§ 2.13 ТИПЫ ГИРОСКОПОВ И ГУ 41
этап анализа ГУ — исследование его в динамике, т. е. определение погрешностей, которые возникают при непрерывном изменении измеряемого параметра (управляющего воздействия), а также при переменных возмущающих воздействиях.
Как было указано, управляющие и возмущающие воздействия в условиях использования ГУ на объекте (корабль, самолет и др.) являются случайными функциями времени; следовательно, и по грешности ГУ в динамике представляют собой также случайные функции времени. Поэтому характеристики ошибок гироскопи ческих устройств могут быть определены только с помощью вероят ностных методов исследования. Полной характеристикой погреш ности ГУ являются соответствующие функции распределения. Однако на практике обычно достаточной характеристикой дина мических погрешностей ГУ являются первые два момента величины погрешности, т. е. оказывается возможным ограничиться корреля ционной теорией случайных функций.
В^соответствии со сказанным, если обозначить погрешность ГУ в динамике через e(f), то для характеристики этой погреш ности мы будем пользоваться математическим ожиданием ё (t) и
дисперсией |
D [в (01 или средним квадратическим отклонением ае = |
||
= \/D [е (£)], |
определяемым, согласно |
(1.54), (1.55) и |
(1.56), фор |
мулами |
|
|
|
|
|
СО |
|
|
М [е (£)] = ё (і) = |
J ef(e)de, |
(2.1) |
|
— СО |
|
|
|
СО |
|
|
|
o* = D[e(«)l= 5 |
(в — I f f (в) de, |
(2.2) |
где / (е) — плотность вероятности ординат случайной функции е (t). Дисперсию случайной функции е (t) мЬжно найти, если из вестна корреляционная функция К е (tu t2) случайной функции
e(t), так как [см. (1.56)]
D [в (*)1 = *.(*, 0- |
|
(2.3) |
|
Если случайная функция е (t) |
стационарна, |
то [см. (1.95)] |
|
|
со |
со |
|
D[e(01 = ff . (0 )= |
J Se(m)dw = 2 j S , ( ( o) ä d , |
(2.4) |
|
— со |
0 |
|
|
где Ss (ca) — спектральная плотность случайной функции е (t). |
|||
Если е (t) является нормальной случайной функцией, |
то ё (t) |
||
и К г (^, t2), согласно (1.28), |
полностью определяют все |
законы |
распределения ординат случайной функции е (t) и, следовательно, полностью характеризуют динамическую точность ГУ. Пользуясь
42 |
СИЛЫ И МОМЕНТЫ, ДЕЙСТВУЮ Щ ИЕ НА ГУ |
[ГЛ. 2 |
этими характеристиками, можно рассчитать другие параметры динамической точности ГУ. Так, например, одномерный закон распределения ординат случайной функции е (t) полностью опре деляется і (t) и ов, так как для одномерной плотности вероятности имеем
(2.5)
Зная закон распределения ординат е (/), можно определить пределы, за которые погрешность ГУ не выйдет с заданной ве роятностью, или, наоборот, определить вероятность, с которой погрешность не выйдет за некоторые пределы, являющиеся допу стимыми для данного устройства.
Для более полной оценки погрешностей ГУ, помимо указан ных выше вероятностных характеристик ё (if), D [е ■(£)], иногда возникает необходимость в определении еще таких характеристик, как: а) среднего числа выбросов в единицу времени функции в (it) за заданный уровень е0; б) средней продолжительности каждого выброса; в) среднего значения суммарного времени выбросов в те чение некоторого времени и т. п.
Вероятностные методы исследования необходимы и при опре делении оптимальных структурных схем и параметров ГУ или, как говорят в теории автоматического регулирования, при реше нии задач синтеза ГУ. ^
Действительно, так как ГУ используется в условиях случай ных управляющих и возмущающих воздействий, то в качестве критерия оптимальности ГУ должны быть приняты какие-либо условия, налагаемые на вероятностные характеристики ошибок ГУ, например требование минимума дисперсии ошибки. При такой постановке задачи синтез ГУ сводится к определению оптимальной динамической системы с помощью применяемых в теории случай ных функций методов, ставших в настоящее время уже классиче скими.
§2.2. Виды внешних возмущений и их характеристики
1.Подвижные объекты и общая характеристика их движений.
Большинство возмущающих сил и моментов, действующих на ГУ, связано с перемещением точки подвеса ГУ на объекте, на котором устанавливаются эти устройства (корабле, самолете, ракете, ис
кусственном спутнике и т. д.). ^ Перемещение точки подвеса вызывается вращением объекта
относительно его центра тяжести как твердого тела, поступатель ным движением центра тяжести объекта и вибрациями той части объекта, к которой непосредственно крепится ГУ. Вращение
$ 2.2] ВИДЫ ВНЕШ НИХ ВОЗМУІЦЕНИЙ И ИХ ХАРАКТЕРИСТИКИ |
43 |
корабля характеризуется углом рыскания, углом килевой качки и углом бортовой качки, образующими систему трех эйлеровых углов. Для самолета аналогичную роль играют углы рыскания, тангажа и крена; те же углы характеризуют вращательное движе ние ракеты и спутника.
Поступательные перемещения центра тяжести объекта харак теризуются тремя линейными координатами. Перемещения центра тяжести корабля относительно невозмущенного движения центра тяжести носит название орбитального движения центра тяжести корабля на волнении. Аналогичные движения центра тяжести само лета часто называют фугоидными.
Вращательные движения объекта и поступательные перемеще ния его центра тяжести обусловливают возникновение в месте установки ГУ соответствующих линейных ускорений. Вибрации вызывают как линейные ускорения ГУ, так в некоторых случаях и угловые колебания ГУ относительно объекта. Наконец, даже в случае «прямолинейного и равномерного» движения объекта его скорость хода будет несколько колебаться относительно ее сред него значения.
Все перечисленные виды движений объекта являются в реаль ных условиях случайными функциями времени. Поэтому для оценки точности работы ГУ необходимо располагать вероятност ными характеристиками случайных функций для различных дви жений объекта. Эти движения, как правило, играют роль возму щений, однако некоторые из них в отдельных случаях представ ляют собой управляющие воздействия (полезные сигналы). Так, например, ГН определяет на корабле угол рыскания, а ГВ — углы килевой и бортовой качки. С помощью ГТ определяются угловые скорости рыскания и качки. С помощью акселерометра могут быть измерены линейные ускорения в соответствующей точке
объекта. |
Вероятностные характеристики внешних возмущений, дей |
|||||
2. |
|
|||||
ствующих на корабельные ГУ. |
|
|
в р а щ а |
|||
а) |
П а р а м е т р ы , |
о п р е д е л я ю щ и е |
||||
т е л ь н о е д в и ж е н и е |
к о р а б л я . |
Для определения поло |
||||
жения корабля введем следующие координатные системы: |
||||||
1) |
система 0<ßHZ (рис. 2.1), оси которой |
связаны |
с Землей; |
|||
ось |
0 ОЕ |
горизонтальна и |
направлена |
по |
линии |
заданного |
кораблю курса, ось O0Z направлена вертикально вниз, ось О0Н горизонтальна и перпендикулярна двум другим осям; начало О0
совпадает в исходный |
момент с центром тяжести корабля С; |
2) система |
оси которой параллельны осям системы |
OfßHZ, а начало координат О совпадает с центром тяжести С дви жущегося корабля;
3) система Oxyz, оси которой связаны с кораблем, а начало координат О совпадает с центром тяжести корабля С.
44 СИЛЫ И М ОМЕНТЫ , ДЕЙСТВУЮ Щ ИЕ НА ГУ [ГЛ. 2
Движение корабля на волнении можно разложить на поступа тельное движение вместе с центром тяжести корабля С и на враща
тельное движение вокруг точки С, |
которое определяется пово |
|||||||
|
|
|
ротом |
корабельных |
осей |
|||
|
|
|
Oxyz |
относительно |
|
зем |
||
|
|
|
ных осей Osrf,. Положе |
|||||
|
|
|
ние центра тяжести С ко |
|||||
|
|
|
рабля |
относительно |
сис |
|||
|
|
|
темы OqEHZ характери |
|||||
|
|
|
зуется |
радиусом-вектором |
||||
|
|
|
Re или тремя координатами |
|||||
|
|
|
£«?, f\c, Сеточки О (С). Вра |
|||||
|
|
|
щение корабля |
около |
цен |
|||
|
|
|
тра тяжести С, |
определяе |
||||
Рис. |
2.1. |
Определение положения корабля |
мое взаимным положением |
|||||
|
|
при качке. |
осей Oxyz и 0£т]С, |
харак |
||||
|
|
|
теризуется эйлеровыми уг |
|||||
|
|
|
лами ср, ф и Ѳ. |
|
|
|
||
Выберем корабельные оси Oxyz (рис. 2.2), |
ориентированные |
|||||||
так, |
что |
ось Ох совпадает с продольной осью |
корабля,ось |
Оу — |
П.носкость горизонта.
с поперечной осью, а ось Oz перпендикулярна плоскости палубы ко рабля. Взаимное положение осей О Ң и Oxyz при качке и рыска нии корабля определяется углами рыскания у=-МОА2, диффе рента <р=А2ОА и крена Q=NOB корабля.